Методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ «Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча различными способами».
учебно-методический материал по физкультуре (6 класс) на тему

Кравчук Татьяна Михайловна

Методическая разработка показывает,  как правильно разработать и провести урок по виду программы «Баскетбол», демонстрирует предметные,  метапредметные, личностные результаты и адресована для педагогов, стремящихся освоить методику инновационных, творческих уроков по физической культуре. Данный урок разработан на основе  «примерной программы основного общего образования «Физическая культура 5-9 классы»./Рук.проекта: вице-президент РАО А.А.Кузнецов, академик –секретарь Отделения общего образования РАО М.В.Рыжаков, член президиума РАО А.М.Кондаков, 2010 г, Москва. (Стандарт-ФГОС ООО); «Авторской программы по физической культуре 5-9 классы М.: Просвещение, автор: Матвеев А.П; 2012года и является звеном в цепи уроков по теме “Баскетбол”. Урок направлен на обучение обучающихся элементам техники баскетбола, раскрывает вопросы совершенствования навыков ведения, ловли и передач мяча и умения применять их в игре. Данный материал может быть полезен учителям физической культуры, родителям и самим учащимся. Актуальность данной проблемы состоит в том, что баскетболу в образовательных школах страны уделяется недостаточно внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_fizicheskoy_kulture.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение «Лицей №1»

г. Балаково Саратовской области

C:\Users\User\Desktop\2015-03-16_202144.png

Методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ.

Тема: «Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча  различными способами».

 

                                          Учитель физической культуры

                                                                                 Кравчук Татьяна Михайловна                                                                    МАОУ «Лицей №1» г.Балаково

2014-2015

І.

1.Цель методической разработки:

  • определить основные методы и формы изучения содержания темы;
  • показать в разработке виды деятельности педагога и учащихся;
  • раскрыть особенности использования на уроке современных технологий и информационных средств обучения;
  • осуществить связь теории с практикой, применяя современные педагогические технологии.

2.Аннотация к методической разработке.

Методическая разработка показывает,  как правильно разработать и провести урок по виду программы «Баскетбол», демонстрирует предметные,  метапредметные, личностные результаты и адресована для педагогов, стремящихся освоить методику инновационных, творческих уроков по физической культуре.

Аннотация к уроку:

Данный урок разработан на основе  «примерной программы основного общего образования «Физическая культура 5-9 классы»./Рук.проекта: вице-президент РАО А.А.Кузнецов, академик –секретарь Отделения общего образования РАО М.В.Рыжаков, член президиума РАО А.М.Кондаков, 2010 г, Москва. (Стандарт-ФГОС ООО);

«Авторской программы по физической культуре 5-9 классы М.: Просвещение, автор: Матвеев А.П; 2012года и является звеном в цепи уроков по теме “Баскетбол”.                                                                    

Урок направлен на обучение обучающихся элементам техники баскетбола, раскрывает вопросы совершенствования навыков ведения, ловли и передач мяча и умения применять их в игре. Данный материал может быть полезен учителям физической культуры, родителям и самим учащимся. Актуальность данной проблемы состоит в том, что баскетболу в образовательных школах страны уделяется недостаточно внимания.

3.Методическое обоснование темы урока.                                                                

«В баскетбол играть легко, но трудно играть хорошо».                           

 Джеймс Нейсмит.

 В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения.

Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию, развивают выносливость.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений детей среднего школьного возраста, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.  

Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех километров и делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах, при такой нагрузки развиваются все физические качества.

Таким образом, уроки физической культуры, на которых изучается спортивная игра баскетбол, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, стремление к здоровому образу жизни, пробуждают интерес к самосовершенствованию.

Во время уроков приобретаются высокие компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, происходит овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, расширяется двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями, формируются адекватная самооценка личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивается целеустремлённость, уверенность, выдержка, самообладание.

Карта-конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса.

Тема

Баскетбол: Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча  различными способами.

Тип урока: Образовательно- тренировочный

Вид: частично -поисковый

Цель:

Обеспечить усвоение учащимися технических и тактических действий (совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, на месте, при встречном движении, в игровых ситуациях; ведение мяча  различными способами: правой, левой рукой обводя  кегли; игра по правилам) 

Задачи:

Образовательная

  1. Отработка сформированности  навыков, умения выполнять передачу мяча двумя руками от груди(на месте, при встречном движении, в игровых ситуациях) и ведение мяча различными способами.

Развивающая

2.Повысить уровень умения согласовывать движения рук, ног и туловища при передаче и ведение мяча; развитие специальной выносливости.

Оздоровительная

3.Повышение уровня работоспособности организма, определение состояния организма  по внешним признакам и ЧСС.

 Воспитательная.

4. Воспитание морально- волевых и коммуникативных качеств (коллективизма, настойчивость, взаимовыручку, волю, смелость, дисциплинированность)

Дата проведения:15.05.14

Место проведения: спортивный зал «МАОУ Лицей №1»,г Балаково

Продолжительность урока-45м

Инвентарь -10б/б мячей, 4 кегли, проектор,ноутбук.

Автор –Кравчук Татьяна Михайловна

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Частная задача этапа

Дозировка

Методы и средства,формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Универсальные учебные действия

1.

Организационный момент-5м

1.1.

Построение учащихся в шеренгу, приветствие.

Сообщение учащимся задачи этапа, средств и методики оценивания.

    Инструктаж по технике безопасности.

Выполнение распоряжений педагога.

Восприятие объяснения учителя

Организовать

учащихся к проведению урока, нацелить их внимание на решение поставленных задач.

Построение в шеренгу, проверка готовности,

Форма-  фронтальная

Метод распоряжения-выполнения

Метод контроля - проверка спортивной формы, количество присутствующих(освобожденных).

 Результат- готовность к уроку

1.Умение воспринимать объяснения педагога (коммуникативная культура).

2.Готовность к выполнению задач урока –(предметно-регулятивные).

1.2

Создание проблемной ситуации: проблемные вопросы (см приложение № 1)

Постановка проблемы:

Что дает владение техникой ведения мяча и передачи мяча от груди 2 руками  для игры в баскетбол.

Инструктивная карта-приложение №2 (дает рекомендации правильного заполнения)

Активное участие в диалоге с преподавателем,

ответы на вопросы, участие в обсуждении проблемы

знакомятся с инструктивной картой

Мотивация деятельности учащихся.

Рассказ о великом баскетболисте-

Андрее Кириленко

Методы словесный:диалога-рассказа, показа слайда.

Форма - фронтальная

Результаты оценивания по результатам ответов (индивидуально)

Результат воспитания-дисциплинированность, взаимное уважение к ответам учащихся,  толерантность. Контроль-запись в инструктивной карте индивидуально.

1.Осознание смысла предстоящей деятельности (познавательная культура)

2.Умение участвовать в диалоге по заданной теме (коммуникативная культура) 3.Умение использовать знания в процессе урока и анализировать, прогнози-ть

(предметно-регулятивные),

Уважение, толерантность ответов -нравственные)

Слайд- метапредметные

Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока-11м

1.3

Пульсометрия.  

Вопрос учителя: «По каким признакам можно определить состояние своего организма».

  Распоряжение-найти пульс у запястья                                                     сосчитать за 15 сек.x 4 .                                      

Сформировать знания по определению ЧСС и внешним признакам состояния

Метод-опроса-анкетирования

Форма организации-фронтальная.

Результат- проверка ЧСС,- индивид запись. Метод-одновременный

1.Умение определить свой исходный пульс и сравнивать по степени увеличения нагрузки(познавательные)

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Частная задача этапа

Дозировка

Методы и средства,формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Универсальные учебные действия

1.4

Проведение ОРУ в движении:

Показ учителем упражнений.

-ходьба на носках, руки перед грудью с упором пальцев рук;

-ходьба на носках, руки перед собой, согнутые в локтевых суставах, вращение в лучезапястном суставе вперед и назад;

-то же, но вращение в локтевых суставах;

-ходьба перекатом с пятки на носок, с вращением прямых рук вперед и назад;

-ходьба, пальцы рук в замке перед грудью, выпрямление рук вверх, и.п., выпрямление рук вперед, и.п.

-бег в медленном темпе;

-передвижение приставными шагами левым и правым боком в стойке баскетболиста;

-скрестные шаги левым (пр.) боком;

-бег спиной вперед.

- прыжки вправо,влево

- бег изменением направления и скорости по свистку.                       -Бег в колонне по одному с интервалом 1,5-2 м (рис. 2): по свистку – остановка прыжком, по хлопку – ускорение, два свистка – продолжение бега, два хлопка передвижение в защитной стойке приставными шагами.

Пульсометрия.

Вопрос:Физическая нагрузка и влияние нагрузки на организм учащихся ?

Выполнение ОРУ с учетом правильной осанки, координации движений

достичь среднего уровня физической нагрузки.

Найти пульс

Дать определение физическая нагрузка

Подготовка организма к выполнению основной части урока (Организовать постепенное включение в работу органов и систем, разогревание опорно-двигательного аппарата обучающихся),

активизация психических процессов

Обеспечить плавный переход от подготовительной части урока к основной.

Определить степень утомления после разминки по ЧСС и внешним признакам

16р

-5м

Метод стандартного упражнения( целостный

Форма организации-фронтальная.

Средство-комплекс ОРУ в движении

 Способ-одновременный

Результат- качественное выполнение упражнений, готовность организма к выполнению основной части урока

Метод-опроса-анкетирования

Форма организации-фронтальная.

Результат –сравнение-анализЧСС

Контроль-индивидуальная запись в инструктивную карту-способ одновременный

1.Умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока (предметные-физическая культура).

2Умение определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп, правильности выполнения упражнений (регулятивные)

3.Продуктивное взаимодействие при проведении разминки с учащимися и с учителем-коммуникативные.

4.Умение координировать свои движения

(предметные)

1.формирование развития внимания и быстроты реакции на звуковой сигнал ( метапредметные)

2.Ответственно относиться к качественному выполнению упражнения (личностные)

3.Умение определить состояние своего организма по внешним признакам и ЧСС(личностные)

2

Основная часть

Совершенствование  технических действий-20м

2.1

2.2

Подготовительные упражнения с б/мячами на месте:

- передача мяча от груди в парах;

- передача мяча от груди в парах с отскоком о пол.

Педагог предлагает по желанию показать технические приемы (демонстрация)

- Ведение с обводкой партнера, остановка, поворот, передача от груди двумя руками

http://festival.1september.ru/articles/528774/img2.JPG

Выполнение

упражнения с учетом правильного

- расположения рук и ног в момент ловли и передачи мяча;

-передача мяча выполняется на грудь партнеру;

-передача мяча выполняется в пол на 1/3 расстояния от принимающего.

Совершенствовать свободное выполнение двигательных действий.

Выявить затруднения учащихся при выполнении упражнения

Разноуровневые задания для подг.группы.( меньшее кол.передач)

Повышение надежности навыка и качества ведения мяча с различной высотой отскока и скоростью

20 передач

20

передач

10

Передач

Разделить учащихся на 1-2. Построение в 2 шеренги на расстоянии 6 метров.

Соблюдать дистанцию, ТБ выявить группы уч-ся для дифференц. подхода

Форма-фронтальная

Метод-демонстрация техники выполнения приемов

Способ-индивидуальный.

Метод выполнения -повторно- попеременный.

Средство-двигательное упражнение

Показатели результативности устранение ошибок,самоонализ учащихся

1. Умение контролировать

и оценивать результаты собственной деятельности (личностные).

2. совершенствование технико-тактических действий на материале базового вида спорта «Баскетбол» (предметная-физическая культура).

3.Понимают и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия-

оценивают уровень собственного
эмоционального состояния на уроке-регулятивные

2.3

Контрольные  упражнения с б/мячами в движении:

  • передача мяча от груди в парах с шага
  • передача мяча от груди в парах с отскоком о пол с шага.

Выполнение  упражнения за 30 сек.

Технически правильное и свободное выполнение двигательных действий за 30 сек

Форма фронтальная, метод- соревновательный,

Способ попеременный.

Критерии оценивания:

  • 23 точных передач (5 баллов);
  • 20 точные передачи (4 балла);
  • 15 точные передачи (3 балла);
  • 10 точные передачи (2 балла);

1.Умение добросовестно выполнять учебное задание(Предметно-трудовые).

2.Умение соотносить реальный результат с нормой посредством оценивания своего товарища (познавательная)

2.4

эстафета:

-ведение мяча,обводя кегли правой,

левой рукой вперед и обратно до центра зала,(от линии центра)передача двумя руками от груди партнеру и переход в конец колонны.

передача

ǀобводка

центр зала-ǀ

Учащиеся выполняют четко и качественно упражнения, внимательно слушают распоряжение учителя.

Выполняют правила по технике безопасности

Совершенствовать свободное выполнение двигательных действий.

Развитие двигательных качеств-специальной  выносливости. 

Перестроение в 2 колонны поворотом напра-,налево

Форма-фронтальная

Метод игровой-соревновательный

Способ-эстафета.

Оценивание ( учитывается скорость ведения мяча и количество передач)

  • Победа(  (1 балла);
  • индивидуальная карта.

Результатом воспитания-воля к победе, взаимовыручка

1.Умение взаимодействовать при достижении общих целей в процессе совместной деятельности (нравственная культура).

2.Правильное и стабильное умение владеть мячом в сложных условиях (предметные), воспитываются нравственно-волевые качества, умение достойно выигрывать и проигрывать-коммуникативные умения чувствовать свой организм, партнёра.

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Частная задача этапа

Дозировка

Методы и средства,формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Универсальные учебные действия

2.5

Игра в баскетбол 3х3 с применением техники ведения, ловли и передачи мяча

Умение играть в команде.

Правильно выполнять технические и тактические действия в зависимости от ситуации и условий игровой деятельности

Научить умению взаимодействовать с игроками в команде

Мотивировать на победу.

Метод игровой-соревновательный

Форма групповая

Результативность

1-е место – 1 балл

Результатами личностными является- ответственность, взаимовыручка,тактическое взаимодействие

Оценивание по шкале критерий-лист самооценки

1.Воспитание морально-волевых,духовно-нравственных качеств личности (личностные) 2.умения владеть мячом в сложных условиях (предметные)

3. умение оценить правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения(познавательные)

4.Коммуникативные( умение работать в  команде)

Пульсометрия.

Определить ЧСС

умение определять состояние по внешним признакам и ЧСС

Форма фронтальная

Метод наблюдения

Результаты пульсометрии и по внешним показателям по шкале.

Умение сравнивать и определелять результаты пульсометрии исостояние организма по внешним признакам.(познавательные)

3.

Заключительная-9м

3.1

Перестроение в колонну по одному.
Ходьба по залу с восстановлением дыхания
Игра на внимание «Класс! Смирно!»
Пульсометрия.

Организованное выполнение, восстановление дыхания.ЧСС Постепенное снижение двигательной деятельности занимающихся. 

Восстановление дыхания, снижение ЧСС –до нормы.

 Создание благоприятных условий для приведения организма в относительно спокойное состояние.

Форма Фронтальная                      Средства -стандартного упражнения

Метод наглядный- направленного прочувствования.   Средства-упражнения на расслабление и восстановления.

Результат- снижение нагрузки по ЧСС

1. владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом

(познавательные)

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Частная задача этапа

Дозировка

Методы и средства,формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Универсальные учебные действия

3.2

Решение проблемы

Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их.

Приложение №1

Приложение №2

Предлагают:

- варианты решения проблемы на основе анализа своей работы на предшествующих этапах урока

Предложить свои варианты решения проблемы.

Формирование общего вывода по решению проблемы

Форма фронтальная                               Метод словесный– обсуждения –разбора-диалога

Результат-решение проблемы

Выставление отметки самими учащимися за урок: складывают баллы, полученные за все этапы урока по критериям-индивидуальный лист самооценки

(инструктивна карта)

1. Умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.(коммуникативные)

2. Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения (метапредметные-коммуникативные)

3.3

Подведение итогов урока

Учитель вместе с учащимися подводит итог урока, дает домашнее задание ,поощряет и выставляет оценки с учетом индивидуальных способностей. Отмечает активность детей, старание, большое желание научиться выполнять упражнения правильно.

Окончание урока.

Выставление отметки совместно с самими учащимися за урок: учитывать правильность и четкость выполнения задач и сумму набранных балов

Форма индивидуальная 

Методы поощрения, похвала. Обсуждение в целом.

Показатели результативности-знания, двигательные и инструктивные умения.  Результаты-лист самооценки                                   Итоговый контроль по результату метода пульсометрии,определение по нагрузки ЧСС.

1.Уметь самооценивать, взаимооценивать результаты за урок.( коммуникативные),

 личностные- настрой учащихся на следующий урок).

планирование выполнения домашнего задания(регулятивные-волевые)

Основные методы и образовательные технологии, используемые на уроке:

-Информационно-образовательные,                                                                                                                                                             -Личностно-ориентированные технологии,

-Здоровъесберегающие,

-Спортивно-игровые,

-Исследовательский-проблемный(частично-поисковый) методы,                                                                                                                     -  Разноуровневое  обучение, технология коллективного взаимного обучения.

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. В данном уроке наиболее применима межпредметная связь с анатомией, психологией-психофизические особенности учащихся, математикой – логическая цифровая последовательность, информатикой - использовали цифровые ресурсы, литературой-обоснованное описание технических приемов.

4.Материально- техническое оснащение урока:

1.Стандарт-ФГОС ООО, утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1887.

2. Примерной программы основного общего образования. Физическая культура./Рук. проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик –секретарь Отделения общего образования РАО М.В. Рыжаков, член президиума РАО А.М. Кондаков. «Физическая культура 5-9 классы», Москва.

3.«Авторской программы по физической культуре 5-9 классы М.: Просвещение, автор: Матвеев А.П; 2012года.                                                      4.Учебник А.П Матвеев «Физическая культура» 6 кл, Москва, Просвещение 2012 г.                                                                                                                    5.Комплект баскетбольных мячей.                                                                                                                                                               6.Комплект конусообразных стоек.                                                                                                                                                    7.Проектор.                                                                                                                                                                                                          8. Ноутбук.                                                                                                                                                                                                          9. Дидактический материал- карточки ( техника выполнения передач и ведения мяча).                                                                                                  10.Цифровой материал - слайды.

5. Список использованной литературы:

1.Стандарт-ФГОС ООО, утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1887.

2. Примерной программы основного общего образования. Физическая культура./Рук.проекта: вице-президент РАО А.А.Кузнецов, академик –секретарь Отделения общего образования РАО М.В.Рыжаков, член президиума РАО А.М.Кондаков. «Физическая культура 5-9 классы», Москва.

3.«Авторской программы по физической культуре 5-9 классы М.: Просвещение, автор: Матвеев А.П; 2012года.

4.А.А. Бишаева. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования.– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с. 

5. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.

6.В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. Физическая культура.   10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 237 с.

7. Ж.К. Холодов,          В.С Кузнецов. Теория и методика физической культуры и спорта.– 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480с.

8.Итернет – ресурсы: metod.kopilka, http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library, http://festival.1september.ru/articles/640782/

6. Методические рекомендации по проведению урока.

Время предлагаемого урока – 45м.                                                        

 Тема в разделе изучения спортивных игр.                                                                                                              

  Вид раздела программы: Баскетбол.                                                                      

  Тема: «Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча  различными способами».

Тип урока: Образовательно- тренировочный                                                        

  Вид: частично - поисковый

Задачи вытекают из поставленной цели:

  • Образовательная

Отработка сформированности  навыков, умения выполнять передачу мяча двумя руками от груди(на месте, при встречном движении, в игровых ситуациях) и ведение мяча различными способами.

  • Развивающая

Повысить уровень умения согласовывать движения рук, ног и туловища при передаче и ведение мяча; развитие специальной выносливости.

  • Оздоровительная

Повышение уровня работоспособности организма, определение состояния организма  по внешним признакам и ЧСС.

  •  Воспитательная.

 Воспитание морально- волевых и коммуникативных качеств (коллективизма, настойчивость, взаимовыручку, волю, смелость, дисциплинированность).

Используются методы: распоряжения-выполнения, опроса-анкетирования, рассказа, объяснения,  упражнения, поощрения, показа, контроля (упражнения, анкетирования, диагностики, соревнования).

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.                  

  Средства: упражнения, эстафеты, игры, инструктивная карта, карточки.

Технологии: игровые, соревновательные, информационно- образовательные, личностно-ориентированные, проблемные.                                                                                    

Строго выполняются рекомендации по технике безопасности на уроке и по технике выполнения технических приемов в баскетболе. Методические указания по каждому упражнению в технологической карте урока.    

Соблюдение необходимых дидактических принципов обучения:

- Принцип научности: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными, иначе дети не смогут овладеть основами знаний;

- Принцип систематичности: его сущность заключается в том, что все знания, получаемые учащимися должны находиться в определённой системе; здесь учитываются, возрастные особенности школьников и последовательность в обучении;

-Принцип доступности: тоже очень значимый принцип в обучении - если неправильно будет отобран и генерализирован учебный материал, и дети на уроке не поймут и не усвоят его, нет никакого смысла в проведении самого урока;

-Принцип наглядности: применяем показ, рассказ, объяснение, слайд, видео;

- Принцип сознательности и активности: учитель, на уроке применяя весь свой опыт преподавания, доводит до своих учеников объяснение конкретной темы так, что знания, полученные детьми, становятся осознанными.(инструктивная карта);

Принцип индивидуализации развития детей: настоящий педагог всегда в любом детском коллективе заметит все индивидуальные способности, т.е дифференцированный подход, разноуровневые задания;

-Принцип функциональных возможностей организма - на каждом этапе прослеживаться функциональные изменения ЧСС. Приложение№4.                                                                                                                                                                Методические рекомендации по описанию выполнения техники технических приемов в баскетболе –приложение №3.

Индивидуальная работа  с учащимися.

Обратить внимание на учащихся с подготовительной группой (количество упражнений выполняется на половину).                                                                                                                                          Учащиеся  специальной медицинской группы выполняют упражнения без учета времени.

Освобожденные учащиеся работают с карточками (описывают технику передач и ведения мяча).                                                                           Индивидуальную инструктивную карту учащегося заполняют последовательно,   по распоряжению учителя. Приложение №2.

Вопросы и ответы диалога, беседы по поставленной проблеме.                                                                                               Приложение №1. Методические указания по каждому упражнению в технологической карте урока.                                                                      

ІІІ.

Приложение №1

Информационные и проблемные вопросы:

1.  Что означает передачи мяча от груди двумя руками? ( основной способ передачи мяча при игре. Составляющий основную техническую часть баскетбола.)

 2. Что дает владение техникой ловли и передачи мяча от груди двумя руками?  Передача мяча двумя руками от груди - основной технический способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника.

3. Опишите технику передачи, на какие ошибки нужно обратить   внимание?                                                                                                               4.Зачем нужна согласованность рук, ног, туловища в передачах и ведении? Правильная согласованность движений помогает точно выполнить передачу без травм.

5.Что такое специальная выносливость - это выносливость к определённому виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приёмы в течение схватки, игры и т.д. .

6.Какие волевые качества необходимы для развития специальной выносливости? (Терпение, выдержка, сила воли и т.д.)

7.Что дает владение техникой ведения мяча? 

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

8. По каким признакам мы можем определить состояние своего организма? Охарактеризуйте их?( по внутренним и внешним)

9.Сформулируйте ответ на поставленный проблемный вопрос

  Благодаря множеству и разнообразию приемов владения мячом и четкой передачи совершенствуются и закрепляются навыки владения мячом во время игры, что позволяет добиться высоких результатов в учебном процессе, соревнованиях школы, района, зональных, краевых. А развитие физических качест во время занятий баскетболом помогает в укреплении здоровья, физической подготовленности, готовности к профессиональной деятельности. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе воспитывает морально-волевые качества, нравственные качества, уважение и любовь к спорту.                                                                                                      

Приложение №2

Инструктивная карта

Ф.И.О. ______________________________________________________

№ п/п

Этап работы

Результат

Оценка в баллах

1

Организационный момент

Готовность к уроку

1.1

Участие в диалоге

Внимательно слушала

Отвечала на вопросы

1

2

Разминка

2

Подготовительные упражнения

Четкое и качественное выполнение

Некачественное выполнение

1

0

3

Основная часть

3.1.

Подготовительные упражнения с баскетбольными мячами

Четкое и качественное выполнение

Некачественное выполнение

1

0

Контрольные упражнения

3.2.

Передача мяча двумя руками от груди за 30с

23 точных передач

20 точные передачи

15 точные передачи                               10точные передачи

5

4

3

2

3.3.

Передача мяча двумя руками с ударом о пол за 30с

20 точные передачи

15 точные передачи                               10 точные передачи

5

4

3

3.4

Эстафета с ведением мяча и передачей

победа

1

3.5

Игра в баскетбол

победа

1

4

Определение состояния организма по внешним признакам

4.1

            Отличное состояние

Хорошее

Удовлетворительное

Головокружение

Покраснение

Вялость- бледность -слабость

Обвести кружочком

Определение состояния организма по ЧСС

4.2

Исходный( примерный)

70-85уд

Заполнить здесь свой личный результат

После разминки

120-140

После основной части урока

150-170

В конце урока

90-70

Ответ на проблемный вопрос

5

Ответил

Не ответил

Не знаю

2

1

0

6

Итого баллов

14-18

Оценка за урок 5  

10-14

              4

6-10

             3

 

Приложение №3

Методические рекомендации

Описание техники:   Передача мяча двумя руками от груди.

Применяется для доставки мяча партнеру, находящемуся на расстоянии до 6-8 метров. Выполняется передача из основной стойки, когда мяч удерживается двумя руками у груди, локти свободно опущены, пальцы широко расставлены — большие сзади, направлены друг к другу под углом 90-120°, остальные вверх-вперед. Замах начинается небольшим круговым движением рук вниз (при этом пальцы смотрят вперед, а ноги сгибаются) на себя — вверх, до исходного положения перед грудью (ноги при этом начинают выпрямляться), после чего руки быстро разгибаются вперед (пальцы смотрят вверх). Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Завершается передача активным движением кистей. Мячу придается обратное вращение.

После выпуска мяча руки выпрямлены и находятся параллельно друг другу, направлены в сторону передачи, а кисти опущены вниз. Затем вес тела переносится на обе ноги равномерно, руки сгибаются к груди. Принимается положение основной стойки.                                                                            

 Типичные ошибки:

1) движения верхних и нижних конечностей не согласованы;                                    

  2) при замахе локти широко расставлены в стороны;                                                  

3) чрезмерная амплитуда замаха;                                                                                    

 4) отсутствие захлеста кисти;                                                                                              

  5) потеря равновесия;                                                                                                        

  6) при замахе туловище наклоняется назад.                                                            

Обучение передаче двумя руками от груди желательно начинать с финального движения руками. В исходном положении, когда руки полусогнуты и направлены вперед, локти опущены вниз- в стороны, большие пальцы смотрят друг на друга под углом 90-120°, а остальные направлены вверх, выполняется резкое выпрямление рук и захлестывающее движение кистей. Мяч посылается на грудь партнеру, расположенному в 2-3 метрах. Освоив данное движение, желательно подключать работу ног.                  

Ловля мяча

Ловля мяча, летящего на уровне груди, осуществляется следующим образом. Ноги несколько согнуты и расставлены на ширине плеч, или одна нога выставлена вперед. Вес тела перенесен на впереди стоящую ногу или на носки. Руки необходимо вытянуть навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя «воронку», размером несколько большую, чем обхват мяча. Пальцы расположены симметрично. Большие пальцы находятся вблизи на одной линии и направлены вверх-в стороны, остальные конечными фалангами обращены вперед-вверх. Мяч должен коснуться мягкой поверхности пальцев, которые обхватывают его. Инерция мяча погашается последовательно всеми звеньями рук; вначале отводятся назад кисти, затем руки сгибаются в локтевых суставах. При этом вес тела переносится назад, а ноги слегка сгибаются, и занимающиеся принимают устойчивое положение.

Наиболее характерной ошибкой является положение, когда мяч соприкасается с ладонями, а не с кончиками пальцев и ловится напряженными вытянутыми руками без последующего уступающего движения рук. Мяч должен ловиться почти бесшумно.

Ведение мяча в баскетболе - прием дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

 Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).

Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом.

 Обратить  внимание на ошибки при выполнении ведения мяча:

кисть руки накладывается на мяч ударом (шлепком); неправильная координация работы рук и ног, неумение управлять мячом без постоянного зрительного контроля.  Контрольные  упражнения с б/мячами в движении выполняются только по команде учителя.                                                                    

Приложение №4

Пульсометрия 

Метод 15-ти секунд.

Измерения ЧСС проводят за 15 с, затем полученную
цифру можно умножить на 4. ЧСС обычно подсчитывают на запястье.

        
Это более легкий метод подсчета ЧСС, но вместе с тем и менее точный. Спортсмен считает удары сердца в течение 15 с и умножает количество ударов на 4, чтобы получить количество ударов в минуту.

 Если за 15 с было насчитано 12 ударов, то ЧСС равна: 4 х 12 = 48 уд/мин. Пульс определяют в три этапа.

  1. Найдите пульс на запястье, используя для этого не кончики, а подушечки пальцев.
  2. Поместите указательный и средний пальцы у основания внешней трети запястья со стороны большого пальца. Если вы нащупали сухожилия, вам следует постепенно перемещать пальцы чуть выше, пока вы не услышите пульс. Не нажимайте слишком сильно, так как вы можете потерять его. Вы должны слышать свой пульс каждый раз, когда сокращается сердце, что обеспечивает соответствие частоты пульса частоте сердечных сокращений.

Самоанализ урока

Вид урока: урок по баскетболу.

Тип урока в зависимости от решаемых задач: урок с образовательно- тренировочной направленностью (совершенствования. закрепления).

Средствами решения образовательной задачи являются:

  • постановка проблемы;( проблема соответствует теме урока, поставлена четко и логично, вид проблемы для учеников 6 класса выбран частично-поисковый с учетом возрастной категории)
  • подготовительные и специальные упражнения с мячами;

( подготовительные и специальные упражнения с мячами учителем подобраны с учетом темы, задач, направлены на решение  проблемы, развитию физических качеств и физической подготовленности учащихся))

  • знания об уровне развития специальной выносливости при выполнении технико-тактических действий в эстафетах и в баскетболе( знания об уровне развития спец. выносливости прослеживаются в вопросах и ответах учеников, развитие спец.выносливости в встречных эстафетах и в учебной игре)

Средствами решения воспитательной задачи являлись:

  • использование заданий по взаимодействию игроков в парах (передаче мяча от груди двумя руками, с отскоком о пол, ведению), учебной игре, игровых ситуаций( эстафете); при выполнении этих заданий формировались морально- волевые и коммуникативные качества (коллективизм, настойчивость, взаимовыручка, воля, смелость, дисциплинированность)
  • использование метода динамических усилий и игрового метода;

( прослеживается на протяжении всего урока)

  • тестовые задания высокой интенсивности;

( контрольные упражнения-задания)

  • оценивание и взаимооценивание деятельности на каждом этапе работы

(организационный момент, разминка, подготовительный, основной,  заключительный этап- итоговым результатом является инструктивная карта учащегося);

  • решение проблемы.( проблема решена с помощью вопросов и ответов, выполнению заданий, демонстрации упражнений ,устранению ошибок, сравнению, самооценки и взаимооценки  учащимися );

Средствами решения оздоровительной  задачи являются:

        -оптимальный уровень нагрузки;(нагрузка соответствовала возрасту, после каждого этапа измеряли ЧСС, в подготовительной части ЧСС соответствовала нормативным  нормам и не превышала среднего уровня физической нагрузки, в основной не    превышала 170 уд, к концу урока пульс восстановился до исходного уровня.                                                              

         Использовалось дифференцированные задания-были предложены разноуровные

         задания для подготовительной и специальной группы.

  • эмоциональный фон занятия соответствовал уроку и способствовал активному включению к выполнению задания;
  • активный отдых сочетался с  пассивным;
  • сочетание познавательной и двигательной активности.

Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:

     -   расширение двигательного опыта учащихся для развития продуктивного мышления;

  • выполнение программных требований;
  • обеспечение двигательного режима (моторная плотность урока – 78%);
  • установление логической связи между развитием двигательных и психических способностей человека

Результативность урока:                                                                                                

На каждом этапе урока ставилась частная задача, формировались универсально учебные действия (познавательные, регулятивные ,коммуникативные, личностные), прослеживались предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебной темы.

Мотивация знаний и умений учащихся: применение различных образовательных технологий, освоение знаний и умений, демонстрация технических приемов  игры для достижения  необходимого результата, межпредметные связи.

Использовались:

- Принцип научности

- Принцип систематичности

-Принцип доступности

-Принцип наглядности

- Принцип сознательности и активности

-Принцип индивидуализации развития детей

-Принцип функциональных возможностей организма

Основные методы и образовательные технологии, используемые на уроке:

-Информационно-образовательные,                                                                                        

    -Личностно-ориентированные технологии;

-Здоровьесберегающие;

-Спортивно-игровые

-Исследовательский-проблемный(частично-поисковый) методы,                          

 -  Разноуровневое  обучение, технология коллективного взаимного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ «Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча различными способами».

Методическая разработка показывает,  как правильно разработать и провести урок по виду программы «Баскетбол», демонстрирует предметные,  метапредметные, личностные результаты и адресована дл...

план урока "Ловля и передача мяча от груди двумя руками"

quot;Ловля и передача мяча от груди двумя руками"...

Баскетбол. Совершенствование техники передачи мяча от груди двумя руками.

Совершенствование техники передачи мяча от груди двумя руками....