Методическая разработка «Организационное сопровождение учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»»
методическая разработка по физкультуре на тему

Овчинников Сергей Иванович

 

В настоящее время вопрос не в том как научить, а на чем и где. В городах с каждым годом сокращается количество  мест где модно было бы проводить уроки. В районных центрах тоже самое. В сельской местности лесные дороги и трассы приобретают статус непроходимых и если, можно так сказать, требую все больше и больше трудоемкого внимания к себе. Прибавьте к этому ежегодные проблемы со снегом. Вот как решать все эти проблемы я попытался раскрыть в этой работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyzhnyy_inventar.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа № 1

Методическая разработка «Организационное сопровождение учебного процесса по разделу

«Лыжная подготовка»»

Подготовил: учитель

физической культуры

Овчинников Сергей Иванович

р/п Шатки 2010 год.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Достойная материальная база — одно из основных средств повышения мотивации учащихся к занятиям лыжным спортом
  3. Организационное сопровождение урочной формы учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»
  1. Методика формирования и подготовки лыжной базы.
  2. Методика формирования и подготовки инвентаря.

Пояснительная записка.

Стоит ли говорить о значении лыжной подготовки в общеобразовательной школе и вообще в учебно — воспитательном процессе в стране в целом. Имеется ввиду все звенья образования: начальная школа, основная и полная школа, колледжи, техникумы и высшие учебные заведения. Какой еще из разделов может максимально продуктивно реализовать все принципы физического воспитания: всестороннего развития личности, связи физического воспитания с профессионально — прикладной подготовкой|, принцип оздоровительной направленности. К сожалению, последние два десятилетия очень негативно сказались на уровне физвоспитания в школе, а на лыжной подготовке, как самой затратной в плане финансов части просто убийственно.

Сейчас кто — то скажет, что процесс пошел в обратную сторону, положение улучшается. Категорически скажу — нет. Болезнь запущена, ситуация критическая.

За эти годы многие кадры ушли: кто поменял работу, кто ушел на пенсию. Если где — то и ведется работа по лыжной подготовке в школе, то это всегда людьми зрелого или предпенсионного возраста.

Чтобы вести лыжи в школе необходимо выполнять много работы, которая не оплачивается, на энтузиазме. Молодежь такими качествами не обладает. Хотя это вопрос спорный.

В эти годы резко сократилось число детей занимающихся лыжным спортом, по цепочке намного уменьшилось число студентов на факультетах физического воспитания специализирующихся в этом виде. А это значит, что в школы с каждым годом все меньше и меньше приходит молодых специалистов, которые бы могли реанимировать лыжную подготовку. Есть грустное изречение:  есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы. В нашем случае можно сказать все наоборот. Люди, которые ушли из школы в 90е обладали огромным опытом работы накопленным еще в советское время, когда здоровье подрастающего поколения был не пустой звук. Это и методики преподавания  и  работа с инвентарем, с трассами, со смазкой, с базами и т. д. И если по методике преподавания, по технике различных лыжных ходов существует огромная масса литературы, видеофильмы и другие инновации, то по остальному нужен опыт, личный опыт, для приобретения которого нужны годы. В настоящее время вопрос не в том как научить, а на чем и где. В городах с каждым годом сокращается количество  мест где модно было бы проводить уроки. В районных центрах тоже самое. В сельской местности лесные дороги и трассы приобретают статус непроходимых и если, можно так сказать, требую все больше и больше трудоемкого внимания к себе. Прибавьте к этому ежегодные проблемы со снегом. Вот как решать все эти проблемы я попытался раскрыть в этой работе.

2. Достойная материальная база — одно из основных средств повышения мотивации учащихся к занятиям лыжным спортом.

Сформировать устойчивый интерес к урокам по своему предмету — к этому стремится каждый учитель, используя свой опыт, авторитет, возможности. Но если к математике, физике, русскому языку этот интерес родители прививают дома всякими дозволенными и не очень формами воспитания то по таким предметам как физкультура, технология, музыка мотивацию приходится формировать только педагогам. И к сожалению хочется отметить, что ни помощи государства, ни помощи администрации образовательных учреждений в решении этой проблемы в большинстве школ нет.

Два года назад в одной из программ новостей по центральному телевидению показывали преподавателя физкультуры, который восполнял недостаток спортивного оборудования тем, что набивал пластиковые бутылки пеком и использовал их вместо гантелей. Его хвалили, наградили и посоветовали брать пример. Учитель конечно молодец, не стоит на месте и находит выход из трудных ситуаций, надо отдать ему должное.

Но если посмотреть на этот сюжет с другой стороны, со стороны отношения государства к проблемам физкультуры и здорового образа жизни.

В стране, которая претендует на проведение Олимпийских игр, в школе в XXI веке на уроках физической культуры используют пластиковые бутылки с песком. И это когда все прекрасно знают и представляют себе современные тренажерные залы. Репортаж этот должен был быть показан с другими комментариями: от чего надо уходить и к чему надо стремиться, имеется ввиду современное спортивное оборудование и инвентарь в общеобразовательных школах.

Современные дети – материалисты. Их трудно чем - либо удивить, они привыкли к комфорту и удобству и если пульт телевизора лежит от них дальше вытянутой руки они лучше попросят родителей выключить его.

Невозможно представить молодого человека, несущего в одной руке ноутбук, а в другой сумку с валенками для мягких лыжных креплений. Если мы хотим чтобы наши дети с желанием шли на уроки по лыжной подготовке, то должны, повторяю, предоставить им нормальный современный инвентарь, интересные и качественно подготовленные трассы с изменяющимся рельефом и плюс к этому хорошие бытовые условия.

Конечно все это в пределах разумного. Разумное это каждая школа в свою очередь должна определять сама исходя из своих финансовых и других возможностей.

  1. Организационное сопровождение урочной формы учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»

Организационное сопровождение включает в себя: организацию лыжных баз; закупку и подготовку инвентаря; подготовку трассы.

 

С

Т

А

Ц

И

О

Н

А

Р

Н

Ы

Е

В

Р

Е

М

Е

Н

Н

Ы

Е

К

Л

А

С

С  С

И  Т

Ч  И

Е  Л  

С  Ь

К

И

Й

К

О

Н

Ь

К   С

О   Т

В   И

Ы  Л

Й   Ь

Г

О

Р

Н

О   С

Л   П

Ы  О

Ж  Р

Н   Т

Ы

Й

У

Ч

Е

Б

Н

Ы

Е

Т

Р

Е

Н

И

Р

О

В

О

Ч

Н

Ы

Е

С

О

Р

Е

В

Н

О

В

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

 

  1. 3.1. Методика формирования и подготовки лыжной базы.

Подготовка лыжной базы начинается с ответа на вопрос: сколько вам нужно пар – комплектов лыж? Существует много мнений о том, когда можно ставить оценку «отлично» школе за наличие стольких или стольких пар лыж. Кто –то ставит «отлично» за 80, кто – то за 150, а кто за 200. Не понятно только почему эти цифры, и к какой школе они относятся, с каким количеством учащихся? Ведь 80 пар может быть и в школе с 60 учащимися, а может быть и с 1500 учащихся. Как оценить лыжную базу в этих случаях: на «6»   и на «-2».

Давайте постараемся вывести формулу, по которой можно рассчитать сколько же нужно школе лыж? Возможность поставить 100% учащихся вместе с педсоставом на лыжи – вот оценка отлично.

А – сколько нужно лыж – 100%

В – сколько должна иметь школа

С – сколько человек могут обеспечить себя сами (личные лыжи или у кого – то позаимствовать)

D – услуги проката (если таковой имеется)

В = А – (С + D)

Пример: В школе вместе с учителями 900 человек

                У учащихся и учителей 300 пар

                 В прокате 50 пар

                     В = 900 – (300 + 50) = 550 пар лыж должна иметь школа

Итак, для размещения В пар лыж вам нужно приготовить помещение с соответствующим количеством пирамид и стилажей. Это, как говорится, в идеальном варианте. Теперь рассмотрим этот вопрос в реальном. Все же  для начала первостепенная задача – это обеспечение лыжами учащихся на уроке. Здесь все зависит от количества учеников в классах и расписания уроков.

Конечно в школе где нет совмещенных уроков (по 2 – 3 класса одновременно), и где работает один преподаватель ни каких проблем нет. Весь инвентарь можно разместить на стационарной базе. В большой школе, где работает больше двух преподавателей нужно сделать все чтобы классы не пересекались (брали лыжи в одном помещении) даже тогда когда в расписании уроки например в 5, 7, 9 классе могут стоять в одно время. Для этого нужно сформировать базы для трех звеньев 5 – 6, 7 – 8, 9 – 11 классы. Один комплект лыж оставляем на стационарной базе, другие звенья выносим на базы временные, предварительно оборудовав их переносными пирамидами. Под временной базой можно использовать раздевалки, снарядные, спортзалы и т.д.

Этот вопрос каждый учитель решает сам в зависимости от условий. Если нет возможности или не хватило времени сделать пирамиды весь инвентарь можно складировать возле стены или прямо на полу.

Теперь об организации самой лыжной базы. Опыт показывает,  что наиболее целесообразно инвентарь хранить отдельно друг от друга: лыжи в своей пирамиде, ботинки в своей, палки в своей (фото)

DSC02131

DSC02129

Общепринятые условия хранения, когда на лыжах и ботинках краской наносят номера и они стоят в пирамиде способом ботинки в креплениях не оправдывают себя ученик должен брать инвентарь не под номером, а по своему размеру. Он должен знать размер своих лыжных ботинок, ростовку своих лыж и ростовку своих палок. Желательно, чтобы каждая пара палок тоже была каким – то образом промаркирована, иначе говоря имела свою отличительную метку. Такая метода позволяет максимально экономить время на получение инвентаря и наиболее рационально и экономно его использовать.

Пример.  Если мы пронумеровали лыжи и ботинки, то они могут использоваться в одной связке иначе теряет смысл сама маркировка.

Но практика показывает, что многие учащиеся при росте 170 см имеют размер ноги 36- 37 и наоборот при росте 160 имеют 40 размер и больше.

Таким образом самый оптимальный вариант хранить инвентарь во время проведения уроков хранить раздельно.

Теперь несколько слов о местонахождении стационарной лыжной базы. Очень хорошо когда такое помещение заранее проектируется. Само собой там имеется отдельный выход, первый этаж и другие соответствующие условия. Но зачастую в школах рассчитанных на 400 человек учится (или училось) 600 и помещения предназначенные для одних целей переоборудованы под другие, а для чего они использовались ранее вовсе позабыто. Поэтому хочется сказать, что идеальным вариантом для лыжной базы можно считать отапливаемое помещение на 1 этаже с отдельным выходом, с вентиляцией, с площадью позволяющей вместить такое количество лыж которое необходимо данной школе.

3.2. Методика формирования и подготовки инвентаря.

Для занятий различными видами лыжного спорта применяется специальный, соответствующий избранному виду инвентарь – лыжи, палки, крепления, обувь. Овладение техникой достижения, каких либо результатов во многом зависит от качества инвентаря и умения лыжника правильно подобрать и использовать его. В настоящее время существует множество различных моделей и наименований лыжного инвентаря, имеющего довольно существенные конструктивные отличия. Эти модели ежегодно пополняются новыми образцами. В современном лыжном спорте используются только пластиковые лыжи. Деревянные лыжи остались на вооружении лыжников – новичков и тех, кто следует традициям или из – за отсутствия материальных возможностей не может приобрести пластиковые. Пластиковые лыжи легки, эластичны и во много раз прочнее деревянных. Их скользящая поверхность не разрушается от влаги, отлично скользит по снегу даже без смазки и неплохо держит смазку на себе.

У них есть то преимущество, что при правильно подобранных по весу спортсмена лыжах можно скользить на их концах не прижимая грузовую площадку плотно к снегу. Для прохождения школьной программы с целью овладевания классическим стилем передвижения, на мой взгляд, лучшим вариантом являются пластиковые лыжи с насечкой, так называемые step – лыжи. Они позволяют избавиться от такого дорогостоящего и временнозатратного звена урока как смазки. Крепления и все ботинки должны быть под 75 мм.

В отношении палок однозначного ответа пока нет. Современное производство предлагает много различных вариантов: и металлические, и  стекловолокна. Но в одном варианте стержень не прочный, в другом «лапки» одноразовые, в третьем ручки такие, что даже кистью баскетболиста не обхватишь. Совет здесь можно дать такой – чем больше палок различных вариантов и модификаций, тем лучше, но об этом будет сказано позже.

Много говорится о целесообразности преподавания в обучении коньковым ходам. Не будим втягиваться в эту полемику. (оставим ее для теоретиков)  Все просто- есть средства, условия, квалификация преподавателя, хотят дети – надо учить.

Самый приемлемый вариант для школьной программы – комбинированные лыжи отечественного производства с ботинками Московской фабрики ЭФСИ под крепления фирмы «Rottofella» или «Salomon» обыкновенные ботинки под крепления 75 мм не рекомендую т.к. они очень быстро приходят в негодность. Так как коньковый стиль передвижения только в 10 – 11 классах потребуется всего 30 – 35 пар – комплектов. То же самое можно сказать и про инвентарь для горнолыжного спорта. Если есть хорошие склоны рядом со школой, и возможности финансового характера и желание учителя можно закупить комплект лыж именно для горнолыжного спорта (хотя бы для организации внеклассной работы). Теперь поговорим о методике подготовки инвентарной группы: лыжи, палки, ботинки.

Пример.  У вас параллель 7 классов

7 - а

7- б

7 - в

7 - г

25

28

23

21

Нужно 28 пар лыж (максимальное количество).

Определяем потребности ботинок нужных размеров: проводим примерку (не опрос, а именно примерку) в каждом классе и составляем таблицу.

Классы

Размер

44

43

42

41

40

39

38

37

36

7 - а

1

3

3

2

5

5

4

2

7 - б

2

1

2

2

2

7

6

3

3

7 - в

3

2

4

2

6

5

1

7 - г

1

3

1

7

4

3

2

Итого:

2

3

3

4

2

7

6

4

3

Согласно полученным данным готовим по каждому размеру максимальное количество пар ботинок.

По такой же схеме работаем и с лыжами, но здесь не нужна такая, скажем, точность. Лыжи могут быть чуть длиннее  или  чуть короче: особого вреда это не причинит.

Теперь с палками: тут желателен индивидуальный подбор, поэтому выбор палок должен быть как можно больше с различным диапазоном их высоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организационного этапа урока

Как часто преподавателю при подготовке к уроку приходиться задавать себе вопрос: «С чего начать?».  Да, с чего же начать урок?  Как правило,  мы начинаем с трад...

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Программа «Гармония»

Коррекционно-развивающие занятияс детьми и родителями через систему: ребёнок – педагог-психолог – родитель.ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Методическая разработка По теме: «Воспитательный процесс в среднем специальном учебном заведении»

В методической разработке рассматриваются вопросы  организации воспитательного процесса в СПО и взаимодействия участников воспитательного процесса в СПО....

Методическая разработка для проведения учебного занятия по теме: «Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине: «Товароведение пищевых продуктов»

Методическая разработкадля проведения учебного   занятия по теме:«Подготовка к итоговой аттестации» по учебной дисциплине:«Товароведение пищевых продуктов»...

Методическая разработка «Подготовка лыжных трасс для учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»»

Трудно переоценить то значении, которое имеет для качественного обучения лыжной подготовке в школе решение проблемы с хорошими трасами. Как мы знаем лыжные трассы включают в себя учебные, тренировочны...

Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии

Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках реализации ФГОС НОО

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...