Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс) по теме

Работа посвящена формированию культуры здорового образа жизни у школьников в условиях образовательного пространства гимназии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zastrozhnova_eyu_2014.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                         

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС

Проблемы здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.  Здоровье детей является непременным условием хорошей успеваемости, активной жизненной позиции и эффективной общественной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями времени, общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем, к формированию культуры здорового образа жизни.

         Необходимым условием формирования культуры здорового образа жизни  является  присутствие в образовательной процессе всех основных компонентов формирования основ здоровья:

- познавательного (получение знаний о здоровье человека, о способах сохранения и укрепления здоровья);

-  ценностно – ориентационного (осознание ценностей своего здоровья и его приоритета в  организации жизнедеятельности);

-   эстетического (потребность получения удовлетворения от собственного деятельности по формированию своего здоровья, осознание красоты здорового человека как компонента  эстетического восприятия действительности);

-  физкультурного (занятия  различными видами двигатель активности как непременное условие здорового образа жизни и фактор становления здоровья);

-  преобразовательного (формирование здоровья своими силами – «здравотворчество» - это модель поведения школьников, основанную на критериях здорового образа жизни и реализуемую в процессе всей жизни).

В гимназии была разработана программа, направленная на разработку и внедрение комплекса мероприятий по совершенствованию здорового образа жизни гимназистов.

Структура мероприятий в рамках программы включает:

- Диспансеризация  обучающихся  гимназии  в  Центре здоровья  БУЗОО «ДГП №2 им. Скворцова В.Е.» (1 раз в год);

- Мониторинг заболеваемости обучающихся;

- Разработка рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний;

-  Подготовка памяток по ЗОЖ;

-  Внедрение в учебный процесс обязательных классных часов по формированию ЗОЖ;

- Внедрение системы наглядной агитации в гимназии по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;

- Проведение круглых столов и конференций «Ярмарка здоровья» и организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности;

- Организация деятельности спортивных секций;

- Проведение внутришкольных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий (оздоровительной гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах; спортивных соревнований и праздников);

- Создание системы мониторинга в области здорового образа жизни обучающихся;

- Организация флэш-моба на переменах.

        Анализ фактического материала показал, что увеличилось количество обучающихся, задействованных в спортивно-оздоровительных до 98% в 2013-2014 учебном году по сравнению с 2011-2012 учебным годом; увеличился процент обхвата обучающихся, прошедших  комплексное обследование в Центре здоровья  до 82%; уменьшилось количество обучаемых, отнесенных по состоянию здоровья к специальной и подготовительной группам (на 2% и 3% соответственно).              

Формирование культуры здоровья во время обучения, будет осуществляться эффективнее, если:

  •    будут созданы условия для достижения оздоровительного эффекта учебно – воспитательного процесса (соблюдение санитарно – гигиенических и эстетических  норм при организации учебных аудиторий и других помещений, организация профилактических и других оздоровительных мероприятий):
  •    будет происходить качественное обновление компонентов   учебно – воспитательного процесса (совершенствование методической    грамотности    учителя,   разработка  и     внедрение

здоровье сберегающих педагогических технологий, реализация потенциала дисциплин, система воспитательной работы):

  •     ребенок будет включаться в процесс своего здоровье творения.

               Таким образом,  одним из приоритетных направлений в деятельности гимназии является пропаганда и активное развитие здорового образа жизни обучающихся. В гимназии регулярно выделяется значительные денежные средства на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также на развитие материально-технической базы физкультурно-спортивного назначения. Гимназия стала одним из первых образовательных учреждений в Омске, осуществляющим  реализацию Международного  проекта по теме «Развитие лидерских качеств средствами физической культуры и спорта у школьников» при поддержке  Молодежного спортивного фонда Великобритании, направленных на популяризацию физкультурно-спортивной деятельности среди молодежи.

Создание современной спортивной инфраструктуры, открытие новых спортивных секций, приглашение квалифицированных тренеров и специалистов способствуют росту численности гимназистов систематически занимающихся физкультурой и спортом. Если в 2011 году данный показатель был на уровне 23%, то по статистическим данным за 2014 год 49% гимназистов регулярно занимаются физической культурой и спортом.  

Развитие и популяризация физической культуры и спорта является ключевым моментом в деятельности по профилактике распространения вредных привычек и формированию здорового образа жизни. В настоящее время продолжается активная работа в гимназии по развитию культуры здорового образа жизни обучающихся через физическую культуру и спорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

«Формирование культуры здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС на уроках информатики»

Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы В...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность,...