«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения физической культуре»
статья по физкультуре по теме

Жукович Сергей Владимирович

педагогической проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения физической культуре»

Введение

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этих проблем заключаются не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных людей, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Последнее составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретают приемы и методы, способствующие развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся. Данной темой в педагогике и психологии занимались такие ученые, как Е.А. Климов, А.А. Бодалёв, А.Е. Голомшток, П.А. Шавир, И.Д. Чернышенко и другие. Процесс профессионального самоопределения в процессе обучения физической культуре в свою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Профессиональное самоопределение в данном случае рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Вопросы профессионального самоопределения в обучении физической культуре ученые-методисты разрабатывали в рамках проблемы формирования приемов учебной работы школьников. Однако изучение психолого-педагогических условий профессионального самоопределения на уроках физической культуры до сих пор практически не велось.

Таким образом, выявилось противоречие между большими возможностями оказания помощи в профессиональном самоопределении на уроках физической культуры и отсутствием разработок по данной тематике. Это противоречие определило выбор темы исследования.

Цель работы — выявить психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения физической культуре

Гипотеза исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении физической культуры  будет происходить наиболее эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

· реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении;

· учет психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей;

· использование форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Задачи исследования:

1.  Изучить современное состояние проблемы профессионального самоопределения учащихся в литературе.

2.  Выявить психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения.

3.  Разработать программу элективного курса по физической культуре профориентационной направленности.

4.  Апробировать разработанный элективный курс профориентационной направленности

5.  Проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты с помощью разработанных критериев и показателей.

6.  Сделать выводы о динамике изменения мотивов и склонностей учащихся в рамках профессионального определения в ходе опытно-экспериментальной работы.

Современное состояние проблемы профессионального самоопределения учащихся

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек-профессия» безоговорочно стоит человек. В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора профессии. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.

Профессиональное самоопределение может совпасть с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по факту близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и т.д.

Существует несколько подходов к определению профессионального самоопределения. В общем виде (в энциклопедическом словаре под редакцией Н.А. Волгина) профессиональное самоопределение рассматривается как определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. По мнению Е.А. Голомштока профессиональное самоопределение в общем виде следует понимать как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. А.А. Бодалев рассматривает профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.

На основании приведенного анализа в исследовании будем придерживаться определения, предложенного Е.А. Климовым: профессиональное самоопределение школьника в общем виде может быть определено как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В анализируемом определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.

Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Следовательно, содержанием активного самоопределения как процесса выступают взаимосвязанные процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимися представлениями о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» («я сама») выбрал профессию (а не того, что «меня заставили» и т.п.). Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.

Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения школьников

Основные направления данной работы задаются, прежде всего, системой реальных противоречий психолого-педагогических проблем. Рассмотрим основные из них.

1. Противоречие между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и педагогическим, моральным требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональному просвещению учащихся, их родителей, а также и самих педагогов.

П.А. Шавир утверждает, что важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использования так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов.

2. Противоречие между потребностью подрастающего человека в деловых советах в связи с обдумыванием его будущего профессионального пути и отсутствием в его ближайшем окружении подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набором средств информации. На разрешение указанного противоречия большое влияние должны оказывать педагоги, т.к. они опираются на научные знания, в практике работы школы постоянно ведется разработка новых форм, методов и приемов. Педагогу важно осмысливать и определять свое место, «свой маневр» в реальной системе общественных сил, влияющих на процессы профессионального самоопределения учащихся.

3. Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятельной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в веере жизненных путей, самоопределиться в связи с наступлением определенного (юношеского) возраста — с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают (должны помогать) в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (включая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значительная литература по разным вопросам выбора профессии, в частности адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся.

4. Противоречие между профессиональными планами учащегося, с одной стороны, и его стойкими личными качествами — с другой; это своего рода внутрисубъектное противоречие. К 15-18 годам индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности личности, способностей приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании будущего жизненного пути.  Трудности здесь могут состоять и в том, что девушка или юноша недостаточно осознают или неверно оценивают свои качества. Например, отклонения в состоянии здоровья; недостатки, связанные с характером, потребностями, особенностями познавательных процессов, практической умелости, опорно-мышечного аппарата. Трудности могут состоять и в том, что учащиеся могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, оказывающиеся нереалистичными. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к учащимся, опирающегося на успехи психодиагностики, психокоррекции, на методики, техники стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся.

5. Противоречие между профессиональными планами учащегося и планами, вынашиваемыми в отношении него старшими (родителями или заменяющими их лицами), а также сверстниками. Давление микрогруппы может приводить к выбору профессии «за компанию», по примеру друзей: «Мы ж вместе играли в футбольной команде! Все в судостроительный!». И семья, и контактные группы сверстников, друзей — это плохо управляемые (педагогическими средствами) источники влияния на выбор профессии. Здесь наибольшую роль в разрешении указанного противоречия могут, вероятно, сыграть школа, система клубной работы в лице авторитетных для ребят педагогов, старших, способных, в частности, создавать сообщества, группы детей с желательной направленностью. К сожалению, пока еще мало литературы по вопросам выбора профессии, специально адресованной разным категориям родителей.

6. Неочевидным, но существенным является противоречие между высоким теоретическим и, если угодно, общенравственным уровнем отечественной педагогики и психологии в целом и своеобразной «заброшенностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с анализом мира профессий и процессом профессионализации личности.

Эти последние стороны дела недостаточно органично «прописаны» в контексте общих руководств, учебников, пособий в названных областях знания. Обсуждаемое противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов. Но и по сию пору в стране нет, например, специального крупного научного учреждения, озабоченного вопросами профессиоведения в целях информационного обеспечения профессионального самоопределения подрастающего человека.

7. Противоречие между высокими запросами молодежи, воспитанной в школе, к уровню культуры труда на производстве, с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях — с другой. Имеются в виду запросы молодежи к содержанию труда, в частности к его интеллектуальной составляющей, к его организации, к стилю и тону человеческих взаимоотношений, образу жизни и перспективам профессионального роста, развития тех или иных категорий работников, к гигиеническим условиям.

Иногда (впрочем, не часто) реальный уровень культуры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие просто «снимается». В тех же случаях, когда уровень культуры производства оставляет желать много лучшего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистичных (а фактически заниженных) притязаний в данной области, но и в первую очередь об улучшении самого производства.

8. Противоречие между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессии и сложившимися у людей стойкими личными качествами. Речь идет не о «внутри субъектном» противоречии, охарактеризованном несколько выше, а о том, что у людей в принципе нет (не может быть) изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности. Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реально существующих человеческих возможностей.

Понятно, что по причинам морального, юридического, психолого-педагогического характера указанные выше противоречия нельзя устранять административными путями. Некоторые из этих противоречий являются предметом преимущественного внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов образования и науки, некоторые — областью преимущественной компетенции организаторов производства, экономистов, социологов, специалистов по управлению социальными процессами.

Для преодоления некоторых из названных противоречий достаточно эффективны, как легко понять, массовые, «безличные» методы, такие как организованный набор работников, общественные призывы к молодежи от имени авторитетных структур, органов общественного управления, использование средств рекламы и пр. Тем не менее, такого рода мероприятия не снимают полностью фактор стихийности в рассматриваемой предметной области. Ведь прежде чем откликнуться на призыв или рекламную информацию о профессиональном учебном заведении, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профессии так, чтобы в результате этого выбора можно было ожидать и удовлетворенность трудом, и успех при минимуме потерь нервного и соматического здоровья. А для этого уже необходимо компетентное индивидуальное руководство выбором профессии, проектированием будущего профессионального жизненного пути в отношении каждого подрастающего члена общества — каждого персонально! Любой учитель средних и старших классов школы логикой своего положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащиеся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?».

В педагогике и психологии работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься как длительная, систематическая часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни.

Элективный курс по физической культуре профориентационной направленности

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях в кадрах — одна из важных задач для современной школы.

Проблема профессионального самоопределения школьников адекватна принципам современной “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” и “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”. Особенно остро эта проблема ставит задачи перед педагогами в связи с реализацией идеи профильности старшей ступени школы.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Учебный план предпрофильной подготовки имеет структуру и включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 часов рекомендуется большую часть времени отводить на специально организованные (от месяца до полугодия) курсы по выбору.

Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы) рекомендуется организовать как систему профессиональных «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профилях. Именно поэтому основная цель курсов - профориентационная.

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, материалы по знакомству учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Физическая культура как предмет формируется в единстве двух направлений: с ориентацией на жизненное самоопределение и с ориентацией на профессиональное самоопределение. Ориентация учащихся на жизненное самоопределение соотносится с реализацией себя как личности, формированием здорового образа жизни. Эта ориентация, а соответственно, и ее учебное содержание соответствует общеобразовательному уровню, где она является доминирующей. Ориентация на профессиональное самоопределение соотносится с желанием учащихся самореализоваться внутри профессиональной деятельности, виды и разновидности которой представлены в сфере физической культуры. Таким образом, содержание программы по физической культуре позволяет углубить и расширить круг представлений и профессиональных предпочтений учащихся, обеспечить их профессиональную адаптацию. В процессе конструирования элективных курсов по физической культуре ученикам необходимо предоставить возможность ознакомиться с практическим применением достижений в сфере физической культуры.

В целях формирования устойчивой положительной мотивации школьников содержание курсов предпрофильной подготовки может включать сведения из психологии, биохимии, биомеханики, анатомии и физиологии человека, направленные на усиление социальной значимости практической деятельности и обеспечение понимания приобретаемых умений и опыта деятельности, сознательное отношение к их овладению.

Выше изложенные положения выступили предпосылкой в организации и проведении работы, в процессе которой был разработан и апробирован элективный курс по физической культуре («Здоровье, сила, красота») как средство поддержки базисного учебного плана школы.

Для разработки элективного курса было сделано следующее:

· выявлена идентичность отдельных видов учебной деятельности с целью формирования сложных умений, составляющих сущность отдельных видов профессиональной деятельности;

· определены формы подачи профориентационного материала, наиболее  соответствующего содержанию той или иной темы;

· изучены новые педагогические и информационные технологии и технические средства обучения, рассчитанные на обогащение творческого потенциала личности;

· усовершенствованы знания по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Элективный курс направлен на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Он должен четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. Так как своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно–воспитательного процесса.

Разработанный мною курс обусловлен системной организацией предпрофильной подготовки в выпускных классах на базе МБУ СОШ №13.

Предложенный курс призван сориентировать учащихся на выбор профессии тренера силовых видов спорта. Он позволяет детям в ходе изучения этого курса проверить свои коммуникативные способности, оценить возможности профессионального предвидения результата. Основные принципы деятельности по этой программе: сознательности и активности, гуманности и толерантности.

Основной формой организации учебного процесса является урочная деятельность, спортивная тренировка и практические занятия

Кроме теории программа содержит практическую часть, которая основана на индивидуальной и групповой деятельности и включает в себя следующие формы: адаптивная тренировка; разработка частей индивидуальной программы занятия; определение типа своего тела (самоскопия); составление рекомендаций партнёру и соотнесение выработанных рекомендаций с уже существующими; разработка основных требований здоровьесбережения (мозговой штурм); составление минипроекта проведения соревнований среди сверстников; организация соревнований в профильной группе с привлечением других заинтересованных лиц.

Главным результатом данного курса является способность школьника определить уровень соответствия своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к тренеру силовых видов спорта, т.е. сориентироваться в определении своей позиции выбора представленной профессии.

Результаты проекта:

  1. Многие дети (86%) отметили, что данные занятия помогли им сделать свой выбор, понять, что именно привлекало их в профессии, почему не нравился какой-то вид деятельности;
  2. Выпускники отметили, что занятия помогли сориентироваться с жизненным самоопределением (ориентация на здоровый образ жизни);
  3. 12% воспитанников связали свою жизнь с профессией тренера-преподавателя.

Программа элективного курса «Здоровье, сила, красота» стала победительницей всероссийского сетевого конкурса «Профессиональный успех – XXI»

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс изменения мотивов и склонностей школьников сопровождается положительной мотивационной установкой, значение которой усиливается при специальной организации занятий элективного курса “Здоровье, сила, красота” и увеличивается роль познавательных стимулов.

Исходя из наблюдений за практической деятельностью учащихся, анализа продуктов деятельности, можно утверждать, что у большинства учащихся сформирована устойчивая положительная мотивация, продолжается развитие профессионального самоопределения учащихся.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения физической культуре

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения физической культуре...

Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...

Формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся в процессе решения прикладных задач

Статья посвящена вопросу подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на уроках стереометрии...

Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации

Статья рассматривает актуальные проблемы оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении, особенности данной работы в образовательном учреждении и ППМС центре в свете новой Концепции профо...