«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
статья по физкультуре по теме

Мутагарова Люция Рифовна

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приоритет и культуру здоровья у всех участников образовательного процесса, Предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья возможно через формирование в ней здоровьесберегающего пространства.В данной статье описан опыт работы гимназии по формированию здоровьесберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Мутагарова Л.Р., учитель физической культуры, МАОУ «Гимназия №33», г. Пермь 

Аннотация

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приоритет и культуру здоровья у всех участников образовательного процесса, Предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья возможно через формирование в ней здоровьесберегающего пространства.В данной статье описан опыт работы гимназии по формированию здоровьесберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов.

В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни является чрезвычайно актуальной. По данным Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к наиболее неблагополучным территориям по заболеваемости детского населения относится и г.Пермь.Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Многие из выявленных патологий, как заявляют врачи, можно предупредить путем повышения эффективности физического воспитания и популяризации ЗОЖ в образовательных учреждениях.

С 2000 года в РФ развивается движение "Школы, содействующие укреплению здоровья», в которых созданы условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья детей. И «Гимназия №33» г. Перми, видит себя частью этого движения.

Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить работать и зарабатывать», т.е. научить ребенка быть успешным в обществе, уметь планировать, проектировать свою жизнь. Согласно ФГОС, успешность современного человека определяют ориентированность на умение использовать новые технологии, активную жизненную позицию, установку на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни на уровне метапредметной компетентности. С 2010 года в МАОУ «Гимназия №33» г. Перми реализуется Программа развития гимназии до 2016 года. Гимназия видит свою миссию в создании для каждого ученика возможности реализовать свой лидерский потенциал, подготовить личность ребенка к достижению успеха и самореализации в обществе через создание комплекса педагогических, управленческих, материальных условий.

Психолого-педагогический и социологический мониторинги, проведенные в гимназии на протяжении последних 3 лет, показали, что запрос семьи и учащихся на формирование компетенций здоровьесбережения, саморегуляции и самообразования - наиболее востребован и актуален. В гимназии ведется целенаправленная работа по формированию физической культуры учащихся, разработана модель комплексной работы гимназии по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей при активном участии родителей.

Работа по здоровьесбережению начинается ещё в воскресной Школе деятельностного развития дошкольника на основе сензитивных точек роста, помогающей родителям решить многие детские проблемы: слабое освоение пространства своего тела, неспособность преодолевать трудности, быструю утомляемость и слабое физическое развитие детей. В основе стоит проблемная, развивающая сюжетно-ролевая игра, которой учатся «недоигравшие» подростки и их родители. Опыт автора программы Ю.В.Чудинова опубликован в книге «Один год до школы» (секреты для родителей шестилетних детей).

Одним из ведущих механизмов достижения поставленной цели является деятельность Гимназического совета содействия здоровью, состоящий из квалифицированных специалистов (психологи, медики, логопед, физкультурно-организационное объединение Гимназии, социальный педагог, зав. столовой под руководством научного руководителя). К физкультурно-организационным объединениям Гимназии относятся методическое объединение учителей физической культуры и Совет коллектива физической культуры и спорта. Основная задача объединений – развитие потенциала личности и субъектного отношения к организации ЗОЖ. Разработаны программы деятельности и функциональные обязанности сотрудников Совета, детского СКФК, где равноправное участие принимают и родители. Они входят в Гимназический совет здоровья, целью которого является сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности учащихся; повышение роли заинтересованности семьи в воспитании детей, осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания; разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания; формирование активной педагогической позиции родителей, воздействие на родителей, не исполняющих рекомендации специалистов по психическому, физиологическому или социальному здоровью своего ребёнка. При этом гимназия по отношению к семье выступает и как ресурсный центр, в котором организовано педагогическое просвещение родителей, и как партнер, ориентированный на достижение общих, согласованных целей.

Для участников образовательного процесса созданы оптимальные условия для занятий физкультурой и спортом, хорошая материальная база, работа спортивных секций. Спортивный клуб Гимназии предлагает учащимся на выбор до 5-6 разных видов аэробики, секции по волейболу и футболу, спортивным бальным танцам, занятия ЛФК, ОФП в тренажерном зале и на катке.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если ребенок является объектом, а не субъектом здоровья. Мы понимаем, что субъект может вырасти только в определенных ситуациях, условиях, которые педагоги обязаны создавать. Очень важно продумать, какова роль самого ребенка – простого исполнителя или ответственного организатора определенных событий. Важную роль в решении данной проблемы в гимназии №33 занимает Совет физической культуры и спорта. Совет интегрирует познавательную, развивающую, коммуникативную, учебную, а главное, творческую деятельности учащихся и родителей. Проводится Гимназическая Спартакиада Спорта, включающая от 30 до 60 спортивных праздников, соревнований по видам спорта, викторин, творческих конкурсов. Календарь соревнований составляется советом КФиС, утверждается директором в начале учебного года, а положения о соревнованиях доводятся до учащихся не менее, чем за 2-3 недели до их проведения, размещаются на сайте гимназии.

 Главной особенностью Совета является совместная субъектная физкультурно-оздоровительная работа учителей, родителей и учащихся гимназии, на основе технологии социального проектирования и использование эффективных форм взаимодействия с семьёй:

- лектории в рамках «Школы здоровья для родителей» с участием врачей-специалистов, психологической и социальной служб гимназии, педагогов гимназии;

- «круглые столы» с родителями и специалистами по вопросам здоровьесберегающей среды гимназии;

- взаимодействие с межведомственными учреждениями: центром ортопедии и травматологии в санатории-профилактории «Родник» (проект «Здоровая спина», «Гиперактивный ребёнок», где по программе транскраниальной микрополяризации головного мозга, на территории санатория «Родник» прошли лечение 9 детей в 2011 году), психологический центр «Лингвобона» (в рамках проекта «Гиперактивный ребёнок» ), детский спортивный центр «Луч», ДЮЦС «Соломина» (проект «Школа выживания», «Верёвочные курс»), инспекция по делам несовершеннолетних, компания ОО РОСС ИНН, ХЭЦ «Луч», клуб «Ровесник», бассейны «Олимпия» и «БМ», Компания «Россин» и лаборатория «Здоровый позвоночник» (специальная ростомерная динамическая мебель с наклонной поверхностью – парты и стулья), поликлиника им. Пичугина (проект «Охрана зрения»);

- электронные информационные и отчётные презентации для родителей в холле гимназии;

- «Семейные чтения» под руководством психолога, цель - профилактика и коррекция психологических трудностей и проблем;

- социально-образовательные проекты: «Фестиваль спортивных игр», «Ледниковый период», построение «Снежного городка», «Марафон бальных танцев» на кубок гимназии, «Масленичные гуляния», «Хоровые пения» в сопровождении родителей; «Сказочная спортландия», Дни и декады здоровья. В подготовке мероприятий принимают участие все: учащиеся занимаются подготовкой и оформлением зала, составлением сценария, изготовлением реквизита, проведением мероприятия; родители - шьют костюмы, изготавливают нестандартное оборудование, входят в состав жюри. Такие проекты нацелены на приобретение обучающимися опыта адаптации к жизни в современном обществе, в нашем случае – на сохранение и развитие здоровья, укрепление связи детей и родителей, сплочение детей, развитие коммуникабельности, умение работать в команде; формирование особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Участие в проектной деятельности, совместная работа над проектом позволяет участникам образовательного процесса осваивать все компоненты учебной деятельности (целеполагание, планирование, оценивание других и самооценка, рефлексия) и формировать необходимые универсальные действия. Кратко остановимся на некоторых проектах:

 «Сказочная Спортландия» - спортивный праздник типа «папа, мама, я – спортивная семья», сценарий которого составлен по мотивам сказок. Для учащихся – это увлекательныое путешествие в мир спорта, а для родителей – это возможность хоть ненадолго вернуться в мир детства и вместе с ребенком прожить эти замечательные моменты.

Фестиваль спортивных игр «Встреча поколений» проводится по трем видам спортивных игр: волейбол, футбол, баскетбол. Фестиваль проводится с ноября по апрель месяц между командами родителей, учащихся, учителей и выпускников. Отрадно, что с каждым годом растет количество команд родителей и гимназистов, желающих принять участие в соревнованиях «Встреча поколений».

Проведение ледового шоу «Ледниковый период» - это полет фантазии, мастерства всех любителей фигурного катания, проявление творческих, коммуникативных и познавательных способностей учащихся и родителей, которые заранее готовят показательные номера, шоу-выступления..

Мастер – класс по аэробике для мам и девочек проходит в зале фитнесса по 8 видам аэробики. Участники имеют возможность, попробовав все виды, выбрать наиболее понравившийся им вид аэробики, и продолжить занятия в дальнейшем. Количество желающих заниматься растет год от года.

Спортивно - оздоровительные акции Лыжня России, Кросс Нации - с каждым годом увеличивается число желающих детей, родителей, учителей принять совместное участие в массовых пробегах. Так в 2008 году  в Кроссе Нации участвовало всего 30 учащихся, а в 2012годуприняли участие примерно 120гимназистов и 90 родителей.

Совместное проектирование позволяет получить планируемый результат:

  1. Интегрировать деятельность семьи и школы в повышении интереса к здоровому образу жизни.
  2. Пропагандировать физическую культуру и ЗОЖ, как эффективное средство оздоровления.
  3. Развивать субъектность всех участников образовательного процесса

В результате подготовки и реализации урочных и социально образовательных проектов, учащиеся приобретают опыт спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, заботы о младших и организации их досуга, волонтерской деятельности, самоорганизации. В итоге, подросток приобретает управленческие (организаторские, маркетинговые) и здоровьесберегающие компетенции, формирует субъектное отношение к своему здоровью, проявляет себя в качестве лидера, значительно повышается мотивация к занятиям физической культурой, организации мероприятий и проектов по развитию ЗОЖ.

 Здоровый и образованный ученик – цель гимназии на ближайшую перспективу!ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Г.  Бёйс,  В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева,  И.К.  Рапопорт, М.И. Степанова,  П.И.  Храмцов,  И.Э. Александрова, Н.А. Бокарева, С.Б. Соколова

Школы здоровья в Европе и России. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009

  1. Ю. В. Чудинов,  Год до школы (секреты для родителей шестилетних детей), изд-во «Корман», Пермь, 2009
  2. Состояние здоровья детского населения -http://old.59.rospotrebnadzor.ru/directions/monitoring/info_analitika/85170/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Формирование правовой культуры участников образовательного процесса (из опыта работы учителя)

Анализ работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса для выступления на семинаре правозащитников, проводился по инициативе представителя Уполномоченного по правам человека в Мо...

Консультация «Формирование учебной мотивации в условиях учреждения как одна из первоочередных задач педагогического сопровождения участников образовательного процесса»

Неуспеваемость - извечная «головная боль» педагогов. Проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся не у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают м...

Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества

Администрация  образовательного учреждения «Старо-Онохойская ООШ» направляет свою деятельность на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образователь...