Лёгкая Атлетика. Руская Народная игра " Лапта"на уроке лёгкой атлетике
методическая разработка по физкультуре (7 класс) по теме

Содержит план конспект урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapta_po_svoemu_igrovomu_soderzhaniyu.doc38.5 КБ
Office presentation icon lapta.ppt438 КБ
Office presentation icon diplom2.ppt268 КБ

Предварительный просмотр:

Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых спортивных площадках.

Вот уже несколько лет я включаю лапту в уроки как отдельный раздел. В младших классах (2-4-й) при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, с 5-9-й классы - в саму лапту.

Лапта, подвижные игры с её элементами, упражнения на освоение игровой техники являются средствами подготовки к метаниям и бегу.

Метание выполняется на дальность и в цель - вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей.

Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объем работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями.

Игра не требует сложного инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и лапту. Но для обучения на открытой площадке я использую один мяч на двоих и биту, флажки для установки на площадке.

Весь инвентарь для лапты можно изготовить своими силами, в том числе и мячи. Я применяю тряпочные мячи, сшитые из ярких материалов.

Так как у меня площадка для игры небольшая (30*20), применение тряпочных мячей очень удобно - они и летят не далеко и не нанесут травму во время попадания в играющего. Жесткие теннисные мячи я применяю в упражнениях при совершенствовании ловли мяча, а также для развития силы метающих мышц.

Правила игры

В нашей школе правила игры таковы.

В игре могут участвовать от 10 до 30 человек.

На площадке отмечается кон, откуда одна команда выполняет забег до города. На другой стороне площадки отмечается город.

Одна команда находится на кону, другая располагается на площадке между коном и городом. Команда, которая находится на кону подает мяч, и, пока вторая команда пытается поймать мяч, старается добежать до города и возвращается назад так, чтобы соперники не «осалили» игроков мячом. Добежав до города и назад, игрок приносит команде очко и так до тех пор, пока игрока одной команды не «осалит» мячом игрок другой команды. Поймав мяч с лету, команды меняются местами. Бросать биту нельзя. Нельзя мешать бегущим игрокам, загораживать движение.

Играть можно как по времени, так и на очки.

Накапливая картотеку упражнений для обучения лапте, я подбираю их с таким расчётом, чтобы учащиеся от начала до конца были в парах. Мяч достаточно иметь один на двоих.

Ловли и броски

  1. Имитация положения рук при ловле мяча (показать и опробовать).
  2. Передача и ловля мяча в парах, постепенно её увеличивая.
  3. Передача мяча и ловля после отскока.
  4. Передача и ловля одной рукой.
  5. Передача и подбор мяча, катающего по площадке
  6. Мяч на середине площадки, рывок парами, один убегает, второй добегает до мяча, берет его и старается «осалить» убегающего.
  7. Дети стоят параллельно друг-другу в шеренге. Один из игроков бежит вдоль шеренги, а остальные игроки, передавая, друг-другу мяч стараются «осалить» движущегося игрока (идущего, медленно бегущего, быстро бегущего).

Перемещение игроков по площадке

  1. Ученики бегут по площадке левым (правым), приставными шагами, спиной вперёд, змейкой.
  2. Бег с пролеганием под препятствием, перепрыгивая через препятствия.
  3. Бег по команде: остановиться, продолжить бег, присесть, выполнить прыжок, поворот кругом, бег зигзагами.
  4. В парах. Один игрок свободно бегает по площадке, а другой, находясь рядом, повторяет все его движения, при этом наблюдает за каким-либо заданием другого объекта.

Удар битой по мячу

  1. Имитация удара.
  2. Мяч висит перед игроком, удар по мячу.
  3. Подбросить мяч и стараться попасть битой по мячу.
  4. Подача мяча с подачей об стену.
  5. Подача мяча снизу-вверх в руки ловящему игроку.
  6. Подача мяча сверху-вниз.
  7. Подача мяча влево-вправо.
  8. Хорошо освоив подачу со своего подбрасывания, перейти к подаче с набрасывания другим игроком.

Я предлагаю упражнения наиболее простые и доступные для учащихся любого возраста, а также максимально приближённые к игре в лапту.

В лапте присутствуют все элементы школьной программы по легкой атлетике, даже прыжки, хотя редко встречаются в игре.

1. Во время бега по сигналу учителя выполняется прыжок.
2. Чертится ров на определенном расстоянии. Во время бега, играющие должны преодолевать препятствие.
3. Игроки в лапте не только должны метать, прыгать, бегать, подавать мячи, но и ловить, а также убегать от мяча, посланного соперником.

Убежать от мяча сложно и решить эту задачу помогают подвижные игры.

Подвижные игры с элементами игры лапта

Охотники и утки

Могут играть от восьми до четырнадцати учащихся.

Класс делится на «охотников» и «уток». Четыре игрока-охотника, располагаются по двое на разных сторонах площадки, а остальные - игроки-утки - в середине площадке.

По команде, «охотники» перебрасывают мяч, стараясь попасть в «уток». «Утки» всячески избегают попадания в них мячом. Если «охотник» попал в «утку», «утка» и «охотник» меняются местами.

Перебежка под обстрелом

Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды строятся в две шеренги на определенном расстоянии друг от друга. Игроки второй команды по-очереди бегут вдоль стоящих, которые стараются попасть в бегущего (на пару игроков один мяч).

Точный удар

Игроки одной команды располагаются в кружках (острова - круги по числу играющих). По сигналу, игроки второй команды стараются перебежать на другую сторону игрового поля, а игроки, находящиеся в кружках, стараются попасть перебегающих


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое Игра? Для начала необходимо разобраться с самим словом «Игра». Итак: Игра - основной вид деятельности для человека до 7 лет. В процессе игры ребёнок учится двигаться , познает мир, отношения между людьми и т.д. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психологическому, умственному.

Слайд 2

Зачем нужна Игра? Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность. В начальной школе становятся преобладающими именно подвижные игры с двигательной направленностью. В процессе игры формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические, умственные и моральные качества.

Слайд 3

Что дает Игра? Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать подвижные игры для подготовки к занятиям спортивным играми. Потребность в игре испытывали и люди, жившие задолго до нашей эры, так как преобладающими видами деятельности были охота и войны, то и игры были подобными.

Слайд 4

РУСКАЯ ЛАПТА.

Слайд 5

. Лапта — старинная русская народная игра. Известна на Руси с незапамятных времен. Играли в нее и в прошлом веке, а потом она была незаслуженно забыта. И вот в конце двадцатого века она вновь возрождается. В старину играли в лапту где-нибудь за деревней, а в городе на пустырях. Играли с утра до вечера без определения победителя, не было и постоянного состава команд. Устал — ушел, пришел новый игрок и так до бесконечности. Постепенно лапта приняла соревновательный характер. Мы обучаем игре в лапту с 3 класса. Учащимся 3 – 4 классов (9 – 10 лет) рекомендуется предлагать игры более сложные, чем в предыдущих классах. Объясняется это тем, что дети в этот период обладают большей устойчивостью в работе сердца, большей емкостью легких, хотя дыхательная система еще и недостаточно развита. Этот возраст наиболее благоприятен для развития ловкости, обогащается тактика поведения в играх. Способность к отвлеченному мышлению, приобретенный запас знаний и двигательный опыт позволяет детям 9 – 10 лет осваивать более сложные игры с многочисленными правилами как лапта. Эта игра не требует дорогого инвентаря, особых условий, проводится одновременно всем классом. Лапта служит отличным средством развития координационных способностей, скоростных качеств, глазомера, меткости, коллективной и индивидуальной взаимовыручки. Дети быстро устают и также быстро восстанавливают готовность к движениям. Играя в лапту, ребята после короткой перебежки имеют возможность отдохнуть. Игра позволяет проводить состязания смешанными командами, в состав которых входят и девочки и мальчики. Причем интересно, что во многих случаях девочки проявляют себя лучше мальчиков. Мы используем следующие примерные подготовительные упражнения: два – три коротких ускорения с выполнением остановок, бега спиной и боком вперед; выполнение падений, приседаний, выпрыгиваний; передача и ловля мяча в парах, постепенно увеличивая силу и расстояние; ловля катящегося мяча; ловля прыгающего мяча; разнообразные способы ловли мяча в любых сочетаниях; удары по мячу битой на точность попадания (по мячу, затем в площадку). Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если в основу развития ребенка систематически и целенаправленно закладываются культурные физические традиции, применяемые его предками. Лапта не только прекрасно развивает физические способности, но и имеет большое воспитательное значение. Правила народной игры определяют весь ее ход, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию личностных качеств

Слайд 6

В нашей школе правила игры таковы. В игре могут участвовать от 10 до 30 человек. На площадке отмечается кон, откуда одна команда выполняет забег до города. На другой стороне площадки отмечается город. Одна команда находится на кону, другая располагается на площадке между коном и городом. Команда, которая находится на кону подает мяч, и, пока вторая команда пытается поймать мяч, старается добежать до города и возвращается назад так, чтобы соперники не «осалили» игроков мячом. Добежав до города и назад, игрок приносит команде очко и так до тех пор, пока игрока одной команды не «осалит» мячом игрок другой команды. Поймав мяч с лету, команды меняются местами. Бросать биту нельзя. Нельзя мешать бегущим игрокам, загораживать движение. Играть можно как по времени, так и на очки. Накапливая картотеку упражнений для обучения лапте, я подбираю их с таким расчётом, чтобы учащиеся от начала до конца были в парах. Мяч достаточно иметь один на двоих.

Слайд 7

Лапта это командная игра

Слайд 8

Эксперимент: Исследования проводились с учащимися 6классов. На уроках в 6 а классе с учащимися проводились подвижные и народные игры которые формируют навыки и умения ,необходимые при выполнении различных упражнений. (см. приложение). С учащимися 9 б занимались по стандарту урока . Поэтому дети выполняют то или другое упражнение автоматически. Урок проходит вяло ,без азарта, даже дух соревнования выветрен в этом классе

Слайд 9

Итоги эксперимента : Таблицы 1, 2, Тесты по освоению учащихся скоростно-силовых качеств. Тест 1-бег 60м. Тест 2 – бег 100.м. Тест 3-бег2000 м. Тест 4.- прыжки через скакалку за 2 м. Тест5прыжки в длину с места

Слайд 10

Таблица итогов эксперимента ( 6 б класс) № п\п \ Ф.И. Бег 60 м Бег 100 м Бег на 2000 м Прыжки через скакалку 2 м Прыжки с места 1 Артеменко Виктория 8,8 15,6 7,55 190 2,10 2 Блюдов Максим 8,2 14,5 9,30 180 2,00 3 Горячев Владислав 8,5 14,3 8,40 200 1,93 4 Гудков Виктор 8,6 15,0 7,58 240 1,26 5 Добреньков Саша 8,7 14,4 8,00 230 1,98 6 Калягин Артем 8,9 14,7 8,40 150 1,70 7 Краснощекова 9,0 14,7 9,20 140 2,00 8 Лагутенков Коля 8,6 15,3 8,50 180 1,96 9 Мальцева Валерия 8,4 15,0 8,30 160 1,90 10 Перепонова Катя 8,7 14,5 8 ,30 195 1,50 11 Питченко Вика 8,8 14,6 8,50 201 1,70 12 Питченко Виолета 8,7 15,3 8,10 190 1,70 13 Сурков Коля 8,9 14,6 8,20 196 1,80 14 Стручков Денис 8,4 14,0 8,00 187 1,80 15 Стародымов Дима 8,5 14,1 7,55 194 2,00

Слайд 11

№ п\п Ф.И. Бег 60 м Бег 100 м Бег на 2000 м Прыжки через Скакалку2 м Прыжки с места 1 Акопян Александр 8,8 14,0 7.50 230 2.10 2 Большакова Ксения 8,7 14,3 755 240 2.20 3 Бочков Евгений 8,7 14,3 7.50 240 2.30 4 Грешнова Ксения 8,9 14,6 7.50 250 2.30 5 Гасанов Ариз 8,8 14,4 7.55 270 2.10 6 Захарян Ларена 8,6 14,3 8.10 240 1.95 7 Исмаилов Эльшан 8,8 15,1 8.00 245 1.95 8 Исмаилов Элнур 8,9 14,5 801 230 2.00 9 Канашин Максим 8,9 15,1 8.00 300 2.10 10 Колтыго Кристина 9,1 14,3 8.03 240 2.20 11 Костина Светлана 9,0 14,3 8.20 234 2.40 12 Лялина Наталья 9,2 14,7 8.10 235 2.50 13 Малина Юлия 8,8 14,6 8.10 250 2.00 14 Мороз Галина 8,9 14,3 8.00 256 2.10 15 Намазов Фидаиль 9,0 14,1 7.50 234 1.20 16 Палагин Роман 9,0 14,0 7.55 234 2.20 17 Петрова Лера 8,8 14,2 756 340 2.00 18 Рудковский Олег 8,8 14,5 750 300 190 Таблица итогов эксперимента ( 6 а класс)

Слайд 12

Выводы Подвижные и народные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей Благодаря подвижным и народным играм, дети могут достичь желаемых результатов на уроках и на соревнованиях. Подвижные и народные игры развивают: Физические качества ,расширяют кругозор детей ,влияют на психологическое состояние ,воспитывают нравственно-волевые качества .

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Лапта на уроках легкой атлетики»

Всем известно, что лапта по своему игровому содержанию, беговым и мета­тельным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в и...

Лапта на уроках легкой атлетики

статья. Лапта на уроках физической культуры, как средства повышения скоростных качеств учащихся....

Образовательная программа «Народная игра – лапта»

Лапта - полезная и увлекательная игра, не требующая особых до­рогостоящих принадлежностей и специальных фундаментально обо­рудованных площадок. Основу игры составляют естественные движе­ния: бег, прыж...

Проект: «Русская народная игра «Лапта»

                            Данный проект направлен на внедрение «Русской лапты» , что способствует проявлению ...

Русская народная игра «Лапта» на уроках физической культуры

Данный проект направлен на внедрение «Русской лапты» в школьную программу, что способствует проявлению интереса к занятиям, активизирует двигательную деятельность учащихся и развивает воле...

Лапта на уроках легкой атлетики

В данной работе изложена история, а также правила игры "Лапта". Материал можно использовать на уроках легкой атлетики для приобщения учащихся к народным играм и повышению интереса к урокам....

Проект "Мини-лапта в школу" Историческая справка о народной игре Лапта.

Данный материал содержит краткую справку об истории создания и развития игры "Лапта". Так же здесь можно ознакомиться с правилами игры для начинающих спортсменов....