ПРОЕКТ «Роль наставничества в муниципальном методическом объединении учителей физики как инструмент повышения образовательных результатов»
проект по физике

Зайнуллина Алсу Рафиковна

   В современном понимании наставничество — это не просто передача опыта, знаний и умений, определённых навыков. Это уже формирование мировоззренческой позиции профессионала будущего, определяющей атмосферу в коллективе, которая невозможна без чувства «плеча», сплочённости и единения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zaynullina_a.r.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

       УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

 АЛЬКЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН  

ПРОЕКТ

«Роль наставничества в муниципальном методическом объединении учителей физики как  инструмент повышения образовательных результатов»

  

Зайнуллина Алсу Рафиковна

 методист по естественно-математическому циклу

                                        управления образованием Алькеевского МР РТ                  

2023 год

                                                                      

                                                                                            

                                                                                                                                            

Содержание

Пояснительная записка.

  Наставничество имеет богатую историю, оно развивалось вместе с историей человечества.    Вспомним и мудреца Сократа, который главной задачей наставничества считал пробуждение мощных душевных сил подопечного и помощь в самозарождении истины в сознании обучающегося. И для нас концепция «поиск истины в себе» как никогда актуальна, потому что понятие «наставничество» сегодня значительно расширяет свои границы. 

   В современном понимании наставничество — это не просто передача опыта, знаний и умений, определённых навыков. Это уже формирование мировоззренческой позиции профессионала будущего, определяющей атмосферу в коллективе, которая невозможна без чувства «плеча», сплочённости и единения.

  В 2013 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул необходимость возрождения института наставничества. С тех пор оно становится одним из центральных направлений, развиваемых в рамках национального проекта «Образование».

   2023 год Указом Президента России Владимира Путина  был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

 Естественнонаучное образование играет принципиальную роль в формировании научного мировоззрения обучающихся. Естественные науки, основы которых изучаются в рамках предметной области "Естественнонаучные предметы", объединяют общий объект изучения - природа и общий метод изучения окружающего мира - естественнонаучный метод познания. Это позволяет рассматривать естественнонаучные предметы как единый комплекс, обуславливает общность целей их изучения в общем образовании и общие подходы к совершенствованию преподавания естественнонаучных предметов.

   Физические законы лежат в основе многих процессов и явлений, в том числе изучаемых химией, биологией, астрономией, другими науками. Использование и активное применение физических знаний определило характер и бурное развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и других. Без физики было бы невозможным само появление информационных технологий, лавинообразное развитие вычислительной техники. 

КОНЦЕПЦИЯ   ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФИЗИКА" В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Состояние физического образования  является важнейшим  фактором,  от которого зависит будущее страны, поэтому  оказание  помощи  учителям физики  в повышении методического и   предметного  уровня организации своей  деятельности  является  актуальной проблемой.

Практическая значимость проекта:

Данный проект может использоваться в любом методическом объединении учителей естественнонаучного цикла для повышения предметных и методических компетенций педагогов.

Цель проекта:

Организация наставничества муниципальном  методическом объединении учителей физики  с целью повышения профессиональных компетенций  педагогов, испытывающих проблемы при подготовке учащихся к ГИА.

Задачи проекта:

1.Провести анализ педагогических кадров методического объединения          учителей   физики.

 2.Проанализировать  их профессиональные  запросы. (Самодиагностика. Анкетирование)

3.Выявить проблемы  учителей физики  при подготовке к ГИА.

 5.Прикрепить учителей- наставников к учителям, имеющим  дефициты в области предметных и методических компетенций, низкие результаты обучающихся по предмету, а также затруднения при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

6. Разработать планы работы учителей-наставников для оказания методической помощи подопечным.

7. Провести мониторинг и оценку результатов работы наставников по итогам года.

  Формы и методы работы с наставляемыми: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование.

Этапы реализации:

1 этап: Подготовительный (Август-сентябрь)

2 этап: Организационный(Сентябрь-октябрь)

3 этап: практический(Октябрь-май)

4 этап: Обобщающий (Май –июнь)

План реализации

Этап

Сроки

Задачи

Содержание

Подготовительный

Август-сентябрь

Создать организационно-

содержательные условия для осуществления наставнической деятельности

Проведение методического совета «Организация наставнической деятельности «учитель — учитель»; создание документации; определение наставнических групп; проведение семинаров для участников проекта

Организационный

Сентябрь-октябрь

Выявление сильных и слабых сторон деятельности учителей; разработка основных направлений работы с наставляемыми

Составление индивидуального плана развития под руководством наставника, сбор информации для формирования плана работы (дорожной карты) наставника с подопечным, разработка памяток наставнику и молодому специалисту

Практический

Октябрь-май

Реализация проекта

Совместная деятельность наставников и подопечных  в рамках дорожной карты; взаимопосещение уроков, занятий внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий ; анализ и самоанализ посещенных уроков и занятий и внеклассных мероприятий, проведение мастер-классов с  учителями-наставниками для подопечных;

Обобщающий

Май-июнь

Подведение итогов работы по реализации проекта и анализ результативности деятельности педагога и наставляемого

изучение и обобщение опыта работы по реализации пректа; демонстрация подопечными собственных презентаций, сайтов, блогов, проектов, рабочих программ, технологических карт уроков); формирование банка методических материалов об опыте реализации проекта; диссеминация опыта по наставнической деятельности (через публикации, участие в  конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и др.)

Основная часть.

     В общеобразовательных организациях  Алькеевского муниципального района   преподают физику  17 учителей. Из них-1 человек имеет высшую категорию, 12- первую, 5 -на соответствии занимаемой должности . 6 -прошли переподготовку.  З учителя из-за не хватки кадров работают совместителями  в других школах. Возраст учителей физики в основном - от 40лет до 60. Руководитель МО –Гильмутдинова Рамзия Котдусовна, опытный учитель с высшей квалификационной категорией, много лет была региональным экспертом ГИА.

    Нехватка учителей в образовательных организациях, которые могут качественно преподавать физику стала проблемой. Для проведения уроков во многих школах задействованы учителя смежных дисциплин,  а также учителя начальных классов, прошедшие переподготовку.

    На первом заседании методического объединения этого года  был проведен опрос по выявлению затруднений педагогических работников(самодиагностика).

  По итогам проведенного диагностического исследования оценки компетенций учителей физики,  большинство преподавателей  набрали количество баллов, соответствующих среднему показателю профессионального уровня,  трое учителей продемонстрировали отличные знания предмета и методики его преподавания.  Но были и такие, которые  имеют минимальный и низкий уровень, это в основном  учителя смежных дисциплин .

    Также была проведена диагностическая работа для учителей физики в формате  ОГЭ (задания  второй части). Анализ показал, что в знаниях  учителей обнаруживаются пробелы по освоению отдельных тем  при выполнении заданий повышенного и высокого уровня знаний.     Для устранения пробелов   и повышения предметных знаний  был проведен практикум  по оценке и разбору типичных ошибок, допущенных при решении задач второй части ОГЭ.

     На основании опроса  самих учителей физики  по выявлению профессиональных затруднений,  оценки предметных и методических компетенций, диагностических работ   были  сформированы  две группы:

     1 группа - учителя, у которых хорошие результаты у обучающихся по ВПР и ГИА. Высокий опыт работы.   Таких учителей оказалось 3 человек.

Чванова Мария Николаевна, учитель физики Старо-Матакской СОШ. Учащиеся этого педагога каждый год показывают высокие результаты  при сдаче ГИА и занимают места на олимпиадах.

Гильмутдинова Рамзия Котдусовна – учитель с высшей квалификационной категорией, долгие годы участвовавшая в работе  региональной  экспертной комиссии ГИА.

Абдуллин Айдар Фиргатович – учитель 1-ой квалификационной категории. Несмотря на молодой возраст и сравнительно короткий  стаж работы( 9 лет),  его ученики тоже занимают места на республиканских олимпиадах.

      2 группа -  учителя, прошедшие переподготовку, учителя смежных предметов, учителя испытывающие трудности при подготовке обучающихся  к  ГИА и  учителя,  у которых обучающиеся имеют низкие результаты по  ВПР И ГИА. Эту группу планируется делить на  подгруппы и назначит им наставниками трех выявленных  лучших учителей.

 

                                Ожидаемые результаты   проекта

  •  Повышение профессиональных компетенций педагогов  в области преподавания физики.
  • Проведение уроков подопечными  в соответствии  с ФГОС  ООО.
  • Оказание помощи учителям при подготовке учащихся к ГИА  и ВПР
  • Повышение  результатов  ГИА.  
  • Получение опыта работы  с учениками, имеющими низкую мотивацию.

 

 Список использованных ресурсов:

  1. https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika
  2.  https://e-ecolog.ru/docs/n7hltntROrKCj_x-T4KRg/full
  3. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/01/30/kontseptsiya-prepodavaniya-predmeta-fizika
  4. 4.https://aclic.ru/docs/nacproject/job/prog_nast.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое объединение учителей физики

Презентация методобъединения учителей физике по теме "«Методическое обеспечение решения проблемы качества образования в условиях модернизации»...

Передовая практика школьных и муниципальных методических объединений учителей технологии Даниловского района Ярославской обл.

В условиях модернизации образования требуется новый подход   к оценке образовательных результатов обучающихся, качественно иных ориентиров  в оценке деятельности педагога. В этих услови...

Выступление на районном методическом объединении учителей физики и математики. Тема: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Подготовка к ЕГЭ

Цель: повторение основных понятий, законов и формул ФИЗИКИ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  в соответствии с кодификатором ЕГЭ....

План работы муниципального методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

План работы и отчеты по работе муниципального предметного методического объединения...