Рефлексия на уроках физики
учебно-методический материал по физике

Посацкий Игорь Иванович

Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной дея­тельности (интеллектуальная рефлексия);отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);быть средством самопознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_na_urokah_fizikki.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?"

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды учебной рефлексии:

физическая (успел - не успел, легко - тяжело);

сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

быть средством самопознания.

Приёмы рефлексии могут применяться как на уроке рефлексии, так и на всех этапах других видов уроков (открытия новых знаний, закрепления, контроля и др.)

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Различные приемы рефлексии:

Приемы рефлексии на начало урока:

1.«Три лица».

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению ( подходит для 7 класса и для уроков 8-9 классах в конце дня когда ребята устали).

2. «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

3.«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

4. «Солнышко». Детям предлагается закончить предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.

5. «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого
наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
6. «Гномики». Ребе нок отдает жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.

7. «Образная рефлексия». Предлагаем детям нарисовать образ урока (мероприятия, игры), сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

8. Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

9. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

Приемы рефлексии на конец урока:

1.«Огонёк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…

2. «Подарок». Ребенок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

Аналогичным приемом является методика «Букет», которая развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения».После задаются такие же вопросы.

3. «Комплимент». Этот приём дает возможность удачно закончить урок на положительной ноте: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.

4. «Эмоционально-музыкальная концовка». Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

5. «Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

6. «Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

 Рефлексия деятельности.

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Приемы рефлексии деятельности:

1.«Утверждение». Выбери верное утверждение:
Я сам не смог справиться с затруднением;
У меня не было затруднений;
Я только слушал предложения других;
Я выдвигал идеи….
2. «Укрась торт». Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

3. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

4. «Дерево успеха».

На имитированное дерево (возможно просто в виде рисунка изобразить его на доске) необходимо прикрепить листочки:

Зеленый цвет – нет ошибок;

Желтый лист – 1-2 ошибки;

Красный лист – 2-3 ошибки.

Определенным цветом листьев можно обозначить уровни усвоения материала. Аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся. Например,

Красное яблоко – урок очень интересный, мне все понравилось.

Желтое яблоко – мне понравился урок, но я не все понял.

Зеленое яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.

5. «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «веселое личико» в вагончик, указывающий на задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» - в вагончик, который символизирует задание, показавшееся неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

6. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока –Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

7.«Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

8. «Лесенка успеха». Возможно несколько вариантов использования данного приема:

1) – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

2) Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
1. Уверен в своих знаниях.
2. В основном уверен.
3.Испытываю затруднения.

3) Или же другой вариант, который, например, можно использовать по теме: «Анализ контрольной работы и работа над ошибками в ней».

На доске изображен рисунок лестницы с пятью ступенями. Каждый ученик пишет первую букву своей фамилии на той ступени, которую предполагает занять в системе баллов. Учитель анализирует самооценку учащихся и в дальнейшем сопоставляет с оценкой за контрольный диктант.

9. «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

10. «График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности.

11. Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока,
обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…

12. «Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

13. «А напоследок я скажу».

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

Что не оправдалось и почему?

Мои и наши перспективы?

14. «Для меня сегодняшний урок…»

Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу ученика на уроке.

Интересно

Скучно

Безразлично

Работал(а)

Отдыхал(а)

Помогал(а) другим

Понял(а) материал

Узнал(а) больше, чем знал(а)

Не понял(а)

15. «Оценочный лист».

Выполнил ли я то, что задумал?

__________________________________________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

__________________________________________________________________Всё ли получилось так, как я задумывал?

__________________________________________________________________Что было сделано хорошо?

__________________________________________________________________

Что было сделано плохо?

__________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

__________________________________________________________________

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

__________________________________________________________________

16. «Светофор».

Дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё интересно; красной – дело не понравилось, скучно.

17. «Зарядка».

Учитель предлагает учащимся встать между рядами парт и показать движениями свою оценку за работу на уроке:

Присесть – очень низкая оценка;

Встать ровно и развести руки в стороны – хорошая оценка;

Поднять руки вверх с выставленным большим пальцем – высокая оценка.

18. «Шкала успеха».

Детям предлагается поставить себе за работу на уроке баллы от 0 до 10. И ответить на вопросы:

- Какой вид работы вы выполнили на 10 баллов?

- Почему остальные виды работы были оценены вами ниже?

19. Метод пяти пальцев не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

18. «Пятерочка».

На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах:

Большой – «Для меня важно и интересно…»

Указательный – «Мне было трудно…»

Средний – «Для меня недостаточно…»

Безымянный – «Мне понравилось…»

Мизинец – «Мои предложения»

20. «Рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Или можно использовать другой способ этого приема: на доске размещается рисунок мишени с пятью кругами. Учащиеся ставят точки, соответствующие собственной оценке работы на уроке.

Рефлексия содержания учебного материала.

Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат:

• Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

• Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

• Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

• Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.

• Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

• Рост активности каждого учащегося.

Данный вид рефлексии можно использовать на разных этапах урока. Например, на этапе мотивации учебной деятельности можно использовать следующие приемы:

1. «Дерево целей». Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

2. «Слова», «Ассоциативный ряд», «Дерево ассоциаций» - данный прием имеет несколько названий и вариативность применения. Суть его состоит в том, учитель просит детей написать за указанное время слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. Учащиеся выполняют задание и подсчитывают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал.

Такие приемы,  позволяют использовать разную форму работы: фронтальную, коллективную, работу в парах.

3. «Составление коллективного коллажа». Детям предлагаются разного характера иллюстративные вырезки. Необходимо выбрать только те, которые помогут в раскрытии темы урока, и составить коллаж, который потом комментируют.

Чаще приемы интеллектуально рефлексии используются на этапе изучения нового материала с целью выявления уровня осознания содержания пройденного материала, выяснения отношения к изучаемой проблеме.

Приёмы рефлексии содержания учебного материала.

1. «Яблочко». Детям предлагается закрасить то яблочко, которое
соответствует количеству понятого ими нового материала на уроке.

2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

3. "Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы. Методика работы схожа с приемом «Приобретаем опыт».

5. «Кораблик». - Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

6.«Лист самооценки».

Узнал что-то новое

Научился

Расстроился

Я Получил радость

Удивился

Ничего не понял

7. «Незаконченное предложение».

Учитель пишет начало предложений на доске (или выводит на мультимедийную доску). Учащиеся строят короткое высказывание ( 2-3 предложения), чтобы закончить мысль.( это может быть начало правила илизакона…)

8. «Микрофон».

Принцип работы этого приема схож с «Незаконченным предложением». Ученику дается микрофон и предлагается закончить предложение. Эта работа актуальна и на этапемотивации учебной деятельности:

9. Прием «чистой доски»

Вопросы, написанные на доске во время этапа «Актуализация знаний», еще раз оговариваются, учащиеся отвечают на них и в случае правильных ответов стирают с доски по очереди.

10. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

11. «Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Характеристика некоторых приемов на этапе мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности / организационный момент:

«Поздороваемся глазами». Учитель предлагает учащимся - давайте сегодня поздороваемся с вами без слов – посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь только глазами (учитель также приветствует класс).

«Импульс». Всем участникам предлагается встать в круг, взяться за руки и путем легкого сжатия руки передавать импульс друг другу. Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс», когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет. Я передаю импульс добра. Я передаю импульс радостного настроения. Я передаю импульс дружбы.

«Снеговик» - учитель предлагает учащимся определить, насколько они хорошо себя чувствуют на уроке, выполняя самооценку готовности к уроку. Учащиеся прикрепляют к снеговику  жетоны по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть.

«Оратор». Учитель предлагает за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

12. Тема «Правило буравчика. Рефлексия правил». Рефлексия содержания учебного материала

Знаю

Понимаю

Могу

Умею

Правило буравчика

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

….

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

Характеристика некоторых приемов на этапе актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:

1. «Загадка». Учитель организует диалог, направленный на мотивацию предстоящей на уроке деятельности:

Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда — облака. (Барометр.)

2. «Согласен — Не согласен». Учитель просит учащихся используя знаки «+» и «-», выразить своё отношение (согласен или не согласен) к следующим высказываниям, и предлагает высказывания.

3. «Верю – не верю» или «Согласен – не согласен». Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю –  не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно,  на листах, напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

4. «Верные неверные утверждения». Учитель предлагает учащимся определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

5. «Ассоциативный ряд». Учитель предлагает, используя предложенный ряд слов, составить определение, возможно какие-то слова нужно добавить в этот ряд или убрать самим учащимся, чтобы дать (например) определение рассматриваемому на прошлом уроке понятию. Пример. Сформулируйте полученное определение.

- соотношения

- изображение

- величин

- графическое

- диаграмма

Ключ: Диаграмма — графическое изображение соотношения величин.

Круговая диаграмма — графическое изображение соотношения между частями целого.

6. «Да-нет». Учитель загадывает нечто и предлагает учащимся попытаться найти ответ, задавая ему вопросы, на которые он может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

7. «Корзина идей». На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме; учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

8. «Ромашка». Ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме.

9. Приём «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

  - О чем может пойти речь на уроке?

  - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги, на доске.

10. Приём «Перепутанные логические цепочки». Учитель выписывает 5-6 отдельных событий, каждое помещает на отдельный лист. Группе предлагается восстановить правильный порядок событий. Учащимся по очереди предлагается поставить одно событие на верное место цепи. Когда составили, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, урока – проверяют: верны ли их предположения.

Характеристика некоторых приемов на этапе выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности / создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка цели и задач урока):

1. Приём «кластер». Кластеры – это графическая организация материала, которая показывает связи между объектами и явлениями. Учитель в центре пишет название темы, методом мозгового штурма набрасываются идеи. Записав идеи вокруг названия темы, учитель соединяет их схемой линиями и получает структуру предварительного знания учащимися по новой теме. После составления кластера – указывается знаком ? то в чём дети сомневаются.

Правила составления кластера. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

2. «Дерево ожиданий».  Учитель предлагает учащимся написать на яблочках красного цвета, что они знают и умеют, на зеленых что вызывает у них затруднения и развесьте яблоки на дерево.

3. «Домысливание». Учитель предлагает учащимся определить задачи на урок с помощью слов помощников:

Вариант 1.

Я повторю …

Я узнаю ….

Я научусь…

Мне пригодится …

Вариант 2.

- Я узнаю…

- Я смогу…

- Я научусь..

- Я смогу применить…

Вариант 3 Ставят цель, отвечая на вопросы учителя. Проговаривают свои цели, используя начало фраз:  

Хочу научиться…

Хочу повторить…

Хочу разобраться…

Узнаем, как…

Вариант 4.

Формулируют цель урока с помощью слов-помощников:

Вспомним…

Узнаем …

Проверим …

4. «Задай вопрос». «Как…?», «Каким образом…?»  «Почему…?», «В чем причины…?»  «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

5. Приём «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения (ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы).

6. Приём «Маша-растеряша»:  играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования.

7. Проблемные вопросы, постановка проблемных задач (с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными).

8. Приём «Ключевые слова».

1 вариант. Учитель выбирает 4-5 ключевых слова и выписывает их на доске. Далее предлагает учащимся методом мозгового штурма дать общую трактовку терминам и просит предположить, как они будут применяться на уроке. Когда дети приходят к единому мнению, учитель просит обратить на эти слова при прочтении текста, урока, чтобы проверить, в том ли значении они употребляются.

2 вариант. Учитель предлагает придумать рассказ или расставить в определённой последовательности. Затем они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы  и в общем определить цели своей дальнейшей работы на стадии осмысления искать подтверждения своим предположениям.

3 вариант. Учитель просит учащихся по теме урока выписать 5-6 слов, которые они думают входят в содержание данной темы урока.

9. Приём «парный/групповой мозговой штурм».

Пара учащихся (группа) составляет список того, что они знают, по данной теме, или составляют список вопросов на которые необходимо ответить на уроке. Устанавливается жёсткий лимит времени, как правило 5 минут. Преимущества данного приёма – позволяет высказаться большему числу учащихся.

10. Приём «Свободное письменное задание». Учащимся предлагается не останавливаясь, записать всё, что им приходит в голову по новой теме урока.

11. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал».

Доска, лист бумаги делится на три колонки «Знаю», «Хочу узнать» «Узнали». Учитель называет тему урока и спрашивает у учащихся, что они об этой теме уже знают, или думают что знают. Ученики высказывают свои идеи, учитель на доске заполняет таблицу, дети заполняют в тетради. Возникшие спорные высказывания следует отнести к колонке «Хотим узнать». Затем напрямую спрашиваем, что они хотели бы узнать нового по этой теме. Записи остаются на доске до конца занятия. Далее идет урок нового материала. После того, как изучили записываем, что нового узнали из урока.

Характеристика некоторых приемов постановки цели урока:

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Учитель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.).

2. Работа над понятием. Учитель учащимся предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре». От значения слова определяется цель урока.

3. Формулировка цели с помощью вопросов. Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает ученикам из ходя из темы и ответов на вопросы которые фиксируются либо на слайдовой презентации либо в памятке сформулировать цель урока:

- Что я узнаю на уроке?

- Чему научусь?

- Где мне пригодится полученные знания? и др.

4. Дополнение цели с помощью слов – помощников. Учитель на доске записывает тему урока и с помощью слов помощников просит учащихся сформулировать цель урока:

- Я повторю…

- Я узнаю…

- Я научусь…

- Мне пригодится…

5. Домысливание. С помощью слов помощников учащиеся формулируют цель урока:

- Вспомним…

- Повторим…

- Изучим…

- Узнаем…

- Проверим…

- Научимся…

6. Тема-вопрос. Учитель формулирует тему урока в виде вопроса,.

7. «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока.

8. «Группировка». Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т.д. предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.

9 «Исключение». В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель.

10. Ситуация «Яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.

11. Кластер. Учитель совместно с учениками составляют кластер по новой теме урока. Гроздья кластера это то что необходимо знать, пути решения поставленной проблемы и др. На основе этого выявляется тема, цель и задачи урока.

12. Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке, решение этой проблемы становится целью следующего урока.

13. Побуждающий или подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение известных фактов, постепенно подводится к тому, о чем дети не могут рассказать, возникает проблемная ситуация, обсудив которую, выдвигается цель. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

14. Проблемная ситуация. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Учитель может показать видеосюжет или раздать материал с противоречивой информацией и др. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемную ситуацию, обозначают тему урока и выдвигают учебные задачи, формулируется цель урока.

15. Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.

16. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

17. Определение собственных целей урока учащимися через определение важности и значимости изучаемого материала.

  В начале урока:

- Чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему вы можете научиться?

- Для чего это необходимо знать?

- Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?

В конце урока: рефлексивный анализ в конце урока.

– Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу.

– Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему.

– Оцените свою работу (результаты выполнения заданий) по предложенной шкале.

18. Трансформация темы урока в учебные задачи:

- Информационная: Что и чему будем учиться?

- Операционная: Как и каким образом будем учиться?

- Мотивационная: Зачем нам это надо?

- Коммуникативная: С кем и где?

19. Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица). В начале урока учащимся предлагается «слепая» схема, которую необходимо заполнить используя материал учебника или раздаточный материал, на основе чего формулируют тему и цель урока.

20. «Отсроченная догадка». Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу,  в ходе фронтальной беседы определяется цель познания.

Характеристика некоторых приемов на этапе реализации построенного проекта / первичное усвоение / решение учебной задачи:

Приём «Облака мыслей». Ученики записывают всё, что приходит в голову в связи с темой, после того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.

«Феномен»: учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

«Плюс, минус, интересно»

П (плюс)

М (минус)

И (интересно)

Таблица ПМИ, может использоваться для эмоциональной оценки текста или объяснения учителя с точки зрения их соотнесения с имеющимся опытом. В таблице ПМИ ученик отмечает свои субъективные суждения по поводу прочитанного, увиденного или услышанного.

В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы из текста, которые являются важными, существенными. В эту графу может быть занесена та информация, которая характеризует описываемое явление, предмет, объект с положительной стороны.

В графе «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах.

В графе «Интересно» учащиеся могут отметить те факты, теоретические положения, которые для них являются интересными, неожиданными.

Вместе с тем, заполнение таблицы ПМИ является только начальным этапом. На этапе рефлексии учащиеся:

- могут в парах или в группах обменяться своими записями (одна и та же информация может у разных учащихся быть занесена в любую из трех граф), составить общую сводную таблицу ПМИ;

- материалы, представленные в таблице ПМИ могут стать основанием для написания письменной работы (например эссе) по предложенной учителем или выбранной самостоятельно тематике.

4. Приём «Инсерт».

Учащимся предлагается система маркировки текста:

(v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

(+) отмечается новое знание, новая информация.

(-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

(?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Читая текст, учащиеся отмечают соответствующим знаком на полях.

Приём «Концептуальная таблица». Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём «кластер». Правила составления кластера. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Характеристика некоторых приемов на этапе первичное закрепление / применение знаний в новой ситуации:

1.«Фишбоун». В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Пример:

2. «А вы знаете, что…» Ученики должны  закончить фразу. Используя информацию, которую нашли по изучаемой теме. Используется для расширения кругозора учащихся.

3. «Ералаш». Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая  западающие темы, и меняют  надписи местами.

4. «Кепка лидера». Прием представляет собой развивающую игру, Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка или шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает, пытается отвечать или просто имеет идею, будет отмечен и оценен. За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона (в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце ученики подсчитывают количество набранных ими жетонов. У кого больше всех жетонов, тот получает «5», кто занял второе место и третье, получают по «4», кто занял четвертое и пятое места, получают «3».

Характеристика некоторых приемов на этапе обобщение и систематизация знаний / включение в систему знаний и повторение:

5. «Задай вопрос». Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом.  

6. «Ромашка». На листиках ромашки  готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям. Дети отрывают лепестки ромашки, и отвечают на  вопросы, относящиеся к теме урока, Затем берут чистый лепесток. Пишут вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

7. «Кубик Блума»: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Если ученики знают материал, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

8. «Соревнование». Класс делится на 2 команды, каждый готовит вопросы по теме (3 минуты), по очереди задают друг другу вопросы, на доске фиксируются и оцениваются ответа команд, выявляется победитель-команда и выставляются оценки активным.

9. «Древо мудрости». Учитель записывает вопрос на листочке, заворачивает его и крепит скрепкой к дереву. Вопросы распределены по уровням сложности: жёлтые – уровень знания, понимания и применения; зелёные – уровень анализа и синтеза; красные – уровень оценки. Обучающиеся по очереди подходят к дереву, «срывают» записку с вопросом, отвечают, а дома более полно готовят ответ на этот вопрос.

10. «Светофор». Учитель просит поднять карточки после проверки самостоятельной работы по эталону, например: зеленый  – справился с заданием полностью; желтый    – испытывал затруднения, справился частично; красный       – не справился, нужна помощь.

Характеристика некоторых приемов на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (образцу):

1. «Взаимопроверка». Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время тетради обмениваются с соседом по парте. Учитель показывает правильные ответы и критерии оценивания, ученики проверяют правильность выполнения и помечают карандашом неверные ответы, подсчитывают количество правильных ответов и выставляют отметку. Проверяя чужую работу ученики понимают, где допустили ошибки сами. Затем учитель собирает тетради, просматривает, согласовывает оценку, если имеются погрешности при проверке.

2. «Цветные поля»: ученик, выполняет письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и т.п.

3. «Реставратор»: учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

4. «Самооценка». Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе.

5. «Своя опора». Ученик составляет собственный опорный конспект или развернутый план ответа по новому материалу.

Предметная рефлексия.

7-й класс.

1. На столе стакан с водой, пластмассовый угольник, рисунок радуги, рисунок дождя, карандаш, кусочек свинца….  У каждого ученика карточки с надписями: «вещество», «тело», «явление». Нужно разложить надписи по соответствующим местам на столе ( или поднимать карточки вверх)

2. На доске три рисунка с расположением молекул воды в трёх разных агрегатных состояниях, а у учащихся карточки с надписями «лёд», «вода», «пар». Разложить карточки под соответствующими рисунками.

3. На столе сосуд с плавающим шариком, у учащихся карточки: «Сила тяжести больше силы Архимеда», «Сила тяжести равна силе Архимеда», «Сила тяжести меньше силы Архимеда». Положить рядом с сосудом соответствующую карточку.

На столах карточки с изображением солнца, батарея, шуба…. Разложить карточки по трем категориям: теплопроводность, конвекция, излучение

8-й класс.

1.На учительском столе коробки с наклеенными на них условными обозначениями элементов электрической цепи. По окончании лабораторной работы учащимся нужно разложить оборудование в соответствующие коробки.

2. На столах карточки с изображением солнца, батарея, шуба…. Разложить карточки по трем категориям: теплопроводность, конвекция, излучение

9 класс.

1. на карточках нарисованы графики функций. Требуется разложить на две группы равномерное и равноускоренное движение. Можно усложнить задание и добавить графики не принадлежащие ни к одной из групп.

2. На доске три надписи проекция положительная, проекция отрицательная, проекция равна нулю. Учащимся надо составить три рисунка соответствующие данным столбикам.

Данный вид рефлексии можно использовать в старших классах при подготовке к экзаменам, на начальном этапе определения знаний и составления плана работы на ближайшую четверть.

Способность к рефлексии дает возможность человеку:

- осознать свои поступки, отношения, ценности;

- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:

- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:

- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:

-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если:

- детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы;

- ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;

- учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников;

- признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему;

- в основу оценки ребенка кладется не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования.

Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.

Ценность рефлексии для развития человека не вызывает сомнений. Не стоит только забывать о том, что рефлексия обязательно должна стать основой для последующих действий.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

Пример синквейна:

Рефлексия

Полезная, обязательная

Позволяет, систематизирует, приучает

Помогает определить полученные знания

Осмысление

Список литературы:

  1. Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 19997.
  2. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007.
  3. Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегион. науч.-практ.конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.
  4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.- М.: АСТ, 2006.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003.
  6. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004.
  7. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей.// Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 2007.
  8. Рубцов В.В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия) // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / Под ред. И.С. Ладенко.- Новосибирск, 1987.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011,
  10. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994.
  11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996.
  12. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
  13. https://infourok.ru/masterklass-na-temu-metodi-i-priyomi-refleksii-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1295668.html
  14. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/03/priemy-refleksii-na-urokakh-v
  15. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/04/29/priemy-refleksii-uroka
  16. https://kopilkaurokov.ru/fizika/prochee/vidy_uchiebnoi_rieflieksii_na_urokakh_fiziki
  17. Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://school16vlad.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/uchitelej_fiziki/refleksija_kak_instrument_formirovanija_metapredmetnykh_umenij_na_urokakh_fiziki_uchitel_malceva_e_v/47-1-0-223
  18. https://44mogilev.schools.by/pages/effektivnye-sposoby-ispolzovanija-refleksii-na-urokah-fiziki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...

Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.

Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....

Рефлексия на уроке физики

Рефлексия на уроке физики...