Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии
учебно-методический материал по физике

Вакун Алина Николаевна

Разработка  и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БОЛЬШЕРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2                            

684100 с. Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района Камчатского края ул. Ленинская, 5

тел.:  (415 32) 2-15-65,  2-13-65,  2-14-43. факс: 2-15-65

электронный адрес: ubkschool@kamgov.ru

Разработка  и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей с ОВЗ по физике

Работу выполнила

учитель физики

Вакун А.Н.

Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, с затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов занимающихся данной категорией детей компетентных решений и действий, в том числе, это и разработка специальных индивидуальных маршрутов их образования.

Надежным фундаментом для получения детьми с ОВЗ адекватного их способностям образования является погружение таких детей вместе с нормально развивающимися сверстниками в единое социальное пространство. Каждый его участник вступает в образовательные и межличностные отношения, реализует возможности личностного и социального развития, социализации.

В трактовке Федерального закона «Об образовании в РФ» обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обозначается термином «инклюзивное» или включенное образование.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении, одно из необходимых условий для успешной социализации в обществе.

Задачи, которые я ставлю перед собой на своих уроках физики:

  • развивать речь
  • развивать сообразительность
  • включать детей в разнообразную деятельность
  • активизировать умственную деятельность

При организации учебных занятий с обучающимся с ВПР планирую:

1. Осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся.

2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

 3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную      деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

4. Корректировать деятельность обучающегося.

5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.

6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи ребёнка, своевременно и тактично помогать, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

При составлении плана урока продумываю формы и методы работы с детьми, имеющих затруднения в развитии, опираюсь на метапредметные технологии.

Необходимо научить ученика читать параграф и находить ключевые моменты, составлять план ответа по прочитанному материалу, отвечать на вопросы параграфа.

Требования к уровню подготовки детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ  не соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Такие дети, из-за особенностей своего психического развития, трудно усваивают программу по физике. В силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с этим в  календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно-развивающая работа», целью которой является, на основе решения развивающих упражнений, развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения сложных математических вычислений и формул, решаются в классе с помощью учителя.

Для обучающегося характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому, при изучении физики требуется интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.

Для повышения самооценки детей даю опережающие задания. Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграф: здесь и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.

Готовлю индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.

Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ карточки с определением физических величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.

Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.

При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного характера –работая в группе, ребенок с должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы.

Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения.

Например, задание на молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребенок обязательно высказывает свое умозаключение.

Изучая тему «Сила Архимеда» ученик получает задание: Определить зависит ли сила Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Ребенок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая работа развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои способности. Ребята с ОВЗ любят такие задания, а в физике их достаточно. Развивать творческие способности у детей с ОВЗ необходимо для дальнейшей успешной его деятельности.

На своих уроках, я применяю методику коллективной и индивидуальной мыслительной деятельности обучаемых. Я развиваю коммуникативные навыки работы в группе, навыки самоанализа, самооценки, организую диалоговую деятельность обучающихся. В качестве таких уроков я использую уроки-дискуссии, уроки-соревнования.

Например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» провожу урок-соревнование «Основные положения МКТ». Ребята делятся на четыре группы и готовятся к защите следующих тем: «Суть теории строения вещества», «Наличие промежутков между молекулами», «Силы взаимодействия молекул», «Движение молекул». В каждой группе выбираются библиографы, которые занимаются подборкой литературы по данной теме, докладчики готовятся к выступлениям по главным вопросам темы, экспериментаторы визуализируют доклады наглядными опытами, оформители рисуют иллюстрации и схемы для докладов, подбирают видеосюжеты; оппоненты подбирают вопросы группе противников. Каждый ученик задействован в подготовке выступления и каждый стремится вложить частицу своего труда в победу команды. При изучении этой же темы провожу урок-соревнование «Агрегатные состояния вещества». Класс делится на три группы, каждая группа вытягивает свое состояние вещества – твердое, жидкое, газообразное. Команда должна показать движение и расположение молекул вещества в данном агрегатном состоянии, где каждый ученик команды играет роль молекулы. Команды-соперники должны угадать состояние вещества и рассказать о свойствах вещества в данном состоянии, о движении, взаимодействии и расположении молекул.

При выполнении лабораторной работы «Определение плотности вещества твердого тела» я предлагаю ребятам дополнить таблицу «Плотность твердых тел». Учащиеся 7 класса измеряют плотность моркови, картофеля, яблока, шоколада и других веществ, данных о которых нет в таблице плотностей. Каждая группа представляет свои данные о плотности веществ, и в конце урока мы создаем таблицу «Плотность некоторых веществ». Впоследствии используем эту таблицу для решения задач, которые сформулировали сами ребята при выполнении домашнего задания.

На своих уроках я использую проблемные методы обучения и выделяю следующие способы создания проблемных ситуаций:

Ситуация неожиданности. Основой для создания такой ситуации служат занимательные опыты или ознакомление учащихся с явлениями и фактами, которые вызывают удивление, кажутся необычными или даже невозможными.  Например, изучение темы «Атмосферное давление» в 7 классе я начинаю с демонстрации занимательного опыта – вареное яйцо, вползающее в узкое горлышко бутылки. Горящую бумажку бросаю в стеклянную бутылку и к горлышку плотно прижимаю очищенное вареное яйцо. Через несколько секунд яйцо начинает вытягиваться в бутылку и в конце эксперимента падает внутрь бутылки. Возникает проблема: как объяснить явление? Учащиеся высказывают свои предположения, и я провожу следующий опыт – прогибание резиновой пленки под действием атмосферного давления. Постепенно учащиеся приходят к выводу, что на пленку оказывает давление окружающий воздух. После этого они же легко отвечают на мой вопрос: «Почему до откачивания воздуха пленка не прогибалась?» Проделав еще несколько опытов (поднятие воды в цилиндре вслед за поршнем и раздувание резинового шарика под стеклянным куполом при откачивании воздуха), ученики объясняют опыт с яйцом, вползающим в бутылку. Обобщив результаты всех опытов, учащиеся приходят к выводу: атмосферный воздух производит давление на все находящиеся в нем тела. Далее я ставлю перед учащимися новый проблемный вопрос: «Как объяснить существование атмосферного давления?». В конце такой поисковой беседы учащиеся выясняют природу атмосферного давления.

При изучении темы «Электрическое поле» в 8 классе я начинаю урок с демонстрации опыта «кусочек ваты, парящий над эбонитовой палочкой». Дотрагиваюсь заряженной эбонитовой палочкой до небольшого кусочка ваты, резко убираю палочку и опускаю ее под кусочек ваты. Кусочек ваты парит над эбонитовой палочкой. В этот момент учитель становится волшебником в глазах ребенка. «Почему кусочек ватки не падает вниз под действием силы тяжести?» «Что удерживает его над эбонитовой палочкой?» Подобные вопросы приводят ребят к выдвижению гипотезы о том, что есть сила, которая направлена против силы тяжести – электрическая сила со стороны заряженной эбонитовой палочки.

При изучении темы «Источники света. Закон прямолинейного распространения света» в 9 классе я задаю учащимся вопрос: «А замечали ли вы, что в любом классе окна всегда с левой стороны?». Ребята задумываются, отмечают для себя, что действительно окна всегда слева. «Почему? Случайность или закономерность?». В ходе рассуждения приходят к выводу о том, что свет должен падать слева, чтобы не отбрасывалась тень от руки.

Ситуация предположения. Используя этот способ, я вовлекаю учащихся в исследовательский поиск. При изучении темы «Явление электромагнитной индукции» в 9 классе, вспомнив с учащимися опыт Х. Эрстеда, я выдвигаю предположение: «Известно, что вокруг проводника с током возникает магнитное поле, т.е. электрический ток вызывает возникновение магнитного поля. А нельзя ли получить обратное явление: получить электрический ток в проводнике при помощи магнитного поля?». При изучении темы «Электромагнитное поле» предлагаю ребятам выдвинуть гипотезу, которая объяснит возникновение электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля: «Известно, что магнитное поле не действует на неподвижные заряженные частицы, на неподвижные заряды действует только электрическое поле. Что тогда приводит в направленное движение электроны в замкнутом контуре в опытах Фарадея?»

Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии. Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу», почитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей.

Во время проведения декады физики ребята с ОВЗ составляют кроссворды, ребусы. Получают индивидуальные задания: подготовить сообщение о выдающихся ученых – физиках, написать реферат по определенной теме, по возможности, с помощью родителей, выпустить газету. Считаю, что каждый урок - это, прежде всего коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараюсь включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. И готовясь к урокам, считаю своей важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить ребенком конкретные предметные знания.

В своей педагогической деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии, что позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к обучению; развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности, формировать у учащихся умение работать с разными источниками информации. В своей работе я постоянно использую компьютерные справочники и энциклопедии, личным примером показывая учащимся, как пользоваться данными ресурсами.

В классах предлагаю поиск нужной информации, используя интернет-ресурсы при решении поставленных задач на уроке, а также для выполнения домашних заданий.

Для детей, имеющих затруднения в развитии составлена адаптированная рабочая программа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ   КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА

Предметные  результаты по 7 классу

1.Введение:

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические   величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

-владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

-понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

2.Первоначальные сведения о строении вещества.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

-владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

-понимание причин броуновского движения, смачивания и не смачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

-умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

3.Взаимодействия тел.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

-владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

-умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путём, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

-умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

-умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

-понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды)

5.Работа и мощность. Энергия.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

-владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

-понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Предметные результаты по 8 классу:

1.Тепловые явления.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

- умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

-владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

-понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

-овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

2.Электрические явления.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

-умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца;

-понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

3.Электромагнитные явления.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

4.Световые явления.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

-умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

-различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Предметные результаты по 9 классу

1.Законы взаимодействия и движения тел

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

-знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; (В квадратные скобки заключен материал, не являющийся обязательным для изучения); физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

-понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

-умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

-умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

2.Механические колебания и волны. Звук.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические

волны, длина волны, отражение звука, эхо; знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

3.Электромагнитное поле.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

-знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные ко-лебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

-знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

-знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

-[понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].

4.Строение атома и атомного ядра.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

-знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

-умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

-умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

-знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

-владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

-понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

5.Строение и эволюция Вселенной

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

-представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

-умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

-знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);

-сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

-объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

Использованные источники:

1.Боброва С.В. Физика. VII - X классы: нестандартные уроки

2.Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной  педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html

2. http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm

3. Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» 4. Программы Физикона. Физика 7-11 кл.

5. Кирилл и Мефодий. Библиотека Электронных наглядных пособий. Физика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы с учашимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»

Программа индивидуальной работыс учашимися,  имеющими затруднения в освоении учебного предмета«русский язык»...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «Русский язык».

Программа. работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении русскому языку. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способнос...

План-конспект урока английского языка в 7б классе (по программе работы с детьми, имеющими затруднения в обучении) по теме « Healthy way is eating good food»

Задачи :  а)коммуникативная:  активизировать  лексику  по  теме «Food»в чтении вслух, вответах на элементарные вопросы, в подготовленном говорении до уровня собств...

Творческая группа по работе с детьми, имеющими затруднения в обучении

   Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об ус...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»...