Практикум по физике 9 класс ч. 2
рабочая программа по физике (9 класс)

Борзова Надежда Викторовна

Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №44

имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»

ПРИНЯТА                                                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                Директор МБОУ ЦО № 44

педагогического совета                                              ___________    М.В. Трусова

МБОУ ЦО № 44                                                                                          

Протокол № 7 от 30 мая 2019г.                                 Приказ от  02.09. 2019 г. № 713-о

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

       «ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ»

(полное название курса)

_______________________9______________________

(класс)

2019 - 2020 учебный год

                                          Составитель программы

                                               Борзова Надежда Викторовна

                                                                                   ( Ф.И.О.)

                                                    Квалификация____высшая____

                                                            Педагогический стаж___26 лет_____

Рассмотрено на заседании                                                 Согласовано                                  

ШМО                                                                                    Заместитель директора по УВР    

Руководи тель ШМО

__________    Л.А. Светлова                                               __________  ЕЛ. Гравель

Протокол № 4 от 21 мая 2019 г.                                          24 мая 2019 г.          

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реквизиты программы

Данная программа выполнена в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017).  

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по физике» составлена на основе:

ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012, ред. от 31.12.2015),

Примерной государственной программы основного общего образования  по физике 7-9  классов общеобразовательных учреждений, одобренной решением учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/16-з от 28.06.2016 г.),

авторской рабочей учебной программы курса «Физика» (Борзовой Н.В., утвержденной приказом №462/1-а от 01.09.2017, принятой на заседании педагогического совета 24.08.2017 г., протокол № 1).

Курс ВД рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю в соответствии базисным учебным планом МБОУЦО № 44 для учащихся 9 классов

Задачи курса

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Требования к результатам освоения обучающимися

 основной образовательной программы

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Требования к предметным результатам освоения курса внеурочной деятельности «Практикум по физике»:

1) должны отражать сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;

7) овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).

Содержание учебного предмета «Физика» на уровне ООО в соответствии с "Примерной основной образовательной программой основного общего образования", одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

 Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:

  1. Проведение прямых измерений физических величин
  2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
  3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
  4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
  5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
  6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.

Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.

Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение размеров тел.
  2. Измерение размеров малых тел.
  3. Измерение массы тела.
  4. Измерение объема тела.
  5. Измерение силы.
  6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
  7. Измерение температуры.
  8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
  9. Измерение силы тока и его регулирование.
  10. Измерение напряжения.
  11. Измерение углов падения и преломления.
  12. Измерение фокусного расстояния линзы.
  13. Измерение радиоактивного фона.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение плотности вещества твердого тела.
  2. Определение коэффициента трения скольжения.
  3. Определение жесткости пружины.
  4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  5. Определение момента силы.
  6. Измерение скорости равномерного движения.
  7. Измерение средней скорости движения.
  8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
  9. Определение работы и мощности.
  10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
  11. Определение относительной влажности.
  12. Определение количества теплоты.
  13. Определение удельной теплоемкости.
  14. Измерение работы и мощности электрического тока.
  15. Измерение сопротивления.
  16. Определение оптической силы линзы.
  17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
  18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
  2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
  3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
  4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
  5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
  6. Исследование явления электромагнитной индукции.
  7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
  8. Наблюдение явления дисперсии.
  9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
  10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
  11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
  12. Исследование зависимости массы от объема.
  13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
  14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
  15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
  16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
  17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
  18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
  19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
  20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
  21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез

  1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
  2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
  3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
  4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.

Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

  1. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
  2. Конструирование ареометра и испытание его работы.
  3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  4. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  5. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
  6. Конструирование электродвигателя.
  7. Конструирование модели телескопа.
  8. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
  9. Оценка своего зрения и подбор очков.
  10. Конструирование простейшего генератора.
  11. Изучение свойств изображения в линзах.

Содержание курса ВД «Практикум по физике» для 9 класса

Законы взаимодействия и движения тел 13 ч

Механическое движение. Система отсчета. Относительность движения. Траектория. Путь. Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Равномерное движение.

Движение с постоянным ускорением.

Прямолинейное равноускоренное, равнозамедленное, равнопеременное движение.

Равноускоренное движение без начальной скорости.

Движение тела, брошенного вверх с начальной скоростью.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона.

Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона.

Закон Всемирного тяготения.

Равномерное движение тела по окружности.

Движение небесных тел и искусственных спутников Земли.

Законы сохранения импульса и энергии.

Механические колебания и волны. Звук. 5 ч

Механические колебания.

Резонанс.

Характеристики волн. Механические волны.

Звук. Характеристики звука..

Отражение звука. Звуковой резонанс.

Электромагнитное поле 6 ч

Магнитное поле. Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током и на движущийся заряд. Сила Ампера. Сила Лоренца .

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Электромагнитная индукция. Самоиндукция.

Переменный ток. Передача электроэнергии на расстояние.

Электромагнитные волны.

 Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. 7 ч

Строение атомов. Радиоактивность.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.

Ядерные реакции.

Энергетический выход ядерных реакций.

Ядерная энергетика.

Экологические проблемы развития атомной энергетики. Термоядерные реакции.

Строение и эволюция Вселенной.  2 ч

Солнечная система. Планеты и малые тела Солнечной системы.

Звезды и использование их энергии.

Повторение курса физики основного общего образования. 2 ч

Повторение курса физики 7-9 класса. Решение комплексных и экспериментальных задач.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 9 классе

 «Практикум по физике»

35 часов в год, 1 ч в неделю

Тема

Количество часов

Законы взаимодействия и движения тел

13

Механические колебания и волны. Звук.

5

Электромагнитное поле

6

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

7

Строение и эволюция Вселенной.

2

Повторение курса физики основного общего образования.

2

ИТОГО:

35

Литература

Настоящий тематический план ориентирован на использование учебников

  1. Физика. 9 класс. /А.В.Перышкин, Е.М. Гутник– М.:Дрофа, 2019

Дополнительная литература:

  1. Физика ОГЭ / Типовые экзаменационные варианты // под редакцией Камзеевой Е.Е., М.,  с 2017
  2. Физика. Полный курс подготовки: разработка реальных экзаменационных заданий / И.Л. Касаткина-М.: АСТ: Астрель, 2013.
  3. ОГЭ. Физика: Сборник заданий / Ханнанов Н.К. –М., 2018.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».

Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон.   Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...

Программа практикума по физике для 7 класса

Специальный курс «Физический практикум» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.Рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю...

урок-практикум по физике 8 класса по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Занятие содержит конспект открытого урока - практикума, презентацию. Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.Задачи урока: перед вами задачи нашего урока. Все...

Практикум по физике для учащихся 7 класса

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу физики «Практикум по физике» составлена с учётом закона об образовании РФ, на основе серии методических пособий «Библиотека «Первого...

Практикум по физике "Решение задач" для 11 класса

Данный элективный курс направлен на формирование умений алгоритмично решать задачи по разным темам. Описана технология решения задач, с которой знакомятся дети....

Урок-практикум по физике для 7 класса: Измерение физических величин.

В конспекте урока дается описание приборов. Показано, какие величины можно измерить различными приборами. Даны практические задания для учащихся по измерению величин....

Практикум по физике 9 класс ч.1

Внеурочная деятельность.  КТП...