"Методы изучения проблемы индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы"
статья по физике

Дарья Александровна Попова

 В условиях быстро меняющегося мира наиболее перспективной признана идея «образование в течение всей жизни», реализация которой возможна при выполнении двух основных условий: 1) образовательная система умеет адаптироваться под индивидуальные запросы обучающегося, 2) обучающийся умеет учиться самостоятельно. Для качетвенной реализации такого проекта неоходимо провести ряд исследований, а для этого надо понимать что исследовать и как, об этом и пойдет речь в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metody_issledovaniya.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Дарья Александровна,

Учитель физики

Лицей №244

Санкт-Петербург

Методы изучения проблемы индивидуализации обучения

в условиях классно-урочной системы

Как известно, теоретико-практическая концепция классно-урочной системы была сформулирована около трех сот лет назад великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Необходимость введения классно-урочной системы в те годы была обусловлена совершенно новой для того исторического периода постановкой Я.А. Коменским самой проблемы обучения – учить всех всему, что соответствовало зарождавшимся в то время потребностям общества  в массовом обучении. За три сотни лет многоаспектно исследовались как достоинства, так и ограничения классно-урочной системы. Ограничения классно-урочной системы всё ярче проявляли себя в процессе усиления востребованности общества в творческих, активных, нестандартно мыслящих людях, способных решать не только уже известные задачи, но открытые проблемы, формировать перспективные цели для дальнейшего развития общества и культуры.

Массовый характер современного образования предопределяет сохранение актуальности классно-урочной системы. Но традиционный вариант классно-урочной системы в условиях необходимости раскрытия и развития индивидуальности и самобытности ученика претерпевает серьезные изменения.  Ведь в современном мире одинаково обучать людей в группе, каковой по сути является класс, не достаточно. Важно обеспечить в условиях массового школьного образования гармоничное сочетание всеобщего характера, с одной стороны, и возможностей, позволяющих  выявлять, реализовывать и развивать индивидуальные особенности каждого ученика, - с другой.

Иными словами, проблема поиска путей индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы становится одной из актуальнейших проблем современного образования. Новая проблема предопределяет необходимость поиска адекватных и эффективных методов ее исследования. В этой статье предпринята попытка анализа возможностей различных методов педагогического исследования в процессе изучения проблемы индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы.

Итак, три сотни лет назад совершенно новая для того исторического периода постановка проблемы о том, как учить всех всему, заставила Яна Амоса Коменского искать соответствующие организационные формы обучения. Такие организационные формы должны были позволять одновременно обучать большое количество людей весьма обширному и, при этом, одинаковому, объему содержания образования. Коменским блестяще была решена эта задача. Таким решением стала предложенная им классно-урочная система, главными характеристиками которой на долгие годы стали следующие:

1) основа классно-урочной системы - это класс, включающий в себя набор учащихся приблизительно одного возраста, но, главное находящихся на одинаковом уровне изучения нового материала; при этом, в течение всего времени обучения класс сохраняет постоянный состав

2) ключевая организационная форма процесса обучения – это урок, рассматриваемый как фиксированный отрезок обучения (обычно в течение 40-45 минут); в рамках такого отрезка-урока происходит изучение учебного материала по конкретной учебной теме; между уроками предполагается непродолжительный период отдыха – перемена;

3) главную ведущую роль на уроке играет учитель, который руководит работой учащихся, является для них авторитетом, работает со всем классам или отдельно с группой учеников, оценивает достижения учащихся;

4) весь учебный период разделен на ряд периодов: учебный год, четверть, день, учебные каникулы; соответственно составляется единое расписание занятий, в рамках которого уроки и перемены чередуются, но на каждом уроке разбирается только один предмет, а точнее одна его тема;

5) традиционный урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:

- цель урока;

- содержание урока;

- методы, формы и средства обучения;

- методы, формы и средства оценки результатов обучения[4].

Стержнеобразующим компонентом традиционного классического урока является деятельность учителя по организации учебной работы. [5]

С момента формулировки основных положений классно-урочной системы до сегодняшнего дня как ученые, так и практики, справедливо обозначают неоспоримые достоинства классно-урочной системы, к числу которых традиционно относят следующие:

- чёткая организованность, понятность и прозрачность реализуемого учебного процесса;

- доминирующая роль учителя, которая обеспечивает централизованность, системность и контролируемость процесса обучения;

- экономичность и высокая степень предсказуемости;

- возможность работать коллективно, воспитывая социально значимые качества, развивая дух соперничества;

- возможность сочетать массовую, групповую и индивидуальную работу;

- система предполагает взаимодействие учащихся и помощь друг другу.

Однако, наряду с достоинствами, в последние десятилетия развития отечественного образования всё более и более ярко проявляли себя и недостатки классно-урочной системы, к числу которых, особенно в контексте современных ориентиров образования, в первую очередь относятся:

- ограничение возможности реализации индивидуального подхода;

- ориентация на «среднего» ученика;

- одинаковый для детей с различными способностями и возможностями темп и содержание урока;

- единые для всех критерии и нормы оценивания;

- субъект-объектный характер процесса обучения, в котором главным субъектом оказывается учитель, а ученики становятся пассивными участниками урока;

- преобладание словесных методов обучения;

- строго определенное время, продолжительность и место проведения урока и т.д. [2]

Таким образом, мы видим, что традиционный вариант классно-урочной системы направлен на «среднего» ученика, что значительно затрудняет учет индивидуальных способностей учащихся. В результате этого раскрыть потенциал каждого учащегося не всегда представляется возможным. Например, учащиеся, которые не смогли посетить урок по какой-либо уважительной причине (болезнь, спортивные соревнования), не имеют возможности полноценно изучить пройденный материал. Но даже посетившие урок дети в условиях традиционной классно-урочной системы лишены полноценной возможности проявить свои индивидуальные особенности и получить возможность осваивать учебный материал в соответствии с уровнем этих способностей и собственных притязаний.

С целью изучения сущности феномена индивидуализация в обучении мы обратились к анализу определений этого понятия, предложенному в исследованиях ведущих отечественных  ученых-дидактов (Т.М. Ковалева. О.С. Газман. Н.В. Якимович. Л.Г. Кондратьева. А.А. Кирсанов и др.). В результате нами было сформулировано следующее рабочее определение, которое легло в основу нашего исследования.

Индивидуализация в обучении - это процесс, при котором происходит совместная индивидуальная работа педагога и ученика, в результате которой ученик самостоятельно выбирает содержание своего образования, а учитель, учитывая индивидуальные особенности ученика, помогает и направляет его.

Реализовать индивидуализацию можно через формы индивидуализации, к которым исследователи относят:

- дифференцированный подход, в рамках которого на основе некоторых общих особенностей формируются отдельные группы учащихся, и они обучаются по различным учебным планам или программам, соответствующим общему признаку, на основе которых произошло разделение на группы;

-  индивидуальный подход, реализация которого предопределяет обучение по индивидуальным образовательным маршрутам, т.е. прохождение учебного курса в индивидуально-различном темпе; иными словами, ученик продвигается в процессе обучения посредством индивидуально подобранной системы учебных заданий, ориентированных на освоение содержание образования, выполнение заданий возможно как на уроки, так и вне его рамок [3].

В центре нашего внимания – особенности и пути реализации индивидуализации обучения через сочетание индивидуального и дифференцированного подходов.

Как видно из определения индивидуализации и характеристики индивидуального и дифференцированного подходов, а также соотнесения этих характеристик с особенностями классно-урочной системы, индивидуализация в условиях классно-урочной системы:

- во-первых, предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся с целью улучшения качества образования каждого ребенка в условиях заранее заданных рамок урока;

- во-вторых,  возможна на основе подбора (и разработки) индивидуальных комбинаций различных заданий по уровню сложности, их количеству и составу, учитывающих особенности каждого ребенка в процессе освоения его содержания учебного материала урока (индивидуальный подход);

- в-третьих, может быть реализована через объединение учащихся в небольшие группы (с общими особенностями/интересами/мышлением) и подбора заданий для каждой такой группы.

С целью ответа на вопрос, каким образом целесообразно и эффективно реализовывать индивидуальный подход в рамках классно-урочной системы, необходим подбор и корректное использование методов педагогических исследований, нами был проведен анализ возможностей различных методов педагогического исследования в контексте данной проблемы. Представим кратко результаты этого анализа.

Исследователи в области педагогики определяют различные группы методов педагогического исследования. В процессе написания этой статьи мы взяли за основу характеристики методов педагогического исследования, предложенные в пособии В.И. Загвязинского [1]. Опираясь на предложенные авторами пособия характеристики, мы попытались определить потенциальные возможности ведущих методов исследования в контексте интересующей нас проблемы – индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы.

Итак, представим результаты наших размышлений.

Безусловно, изучение литературы и других источников – это метод психолого-педагогического исследования, который позволяет исследователю выявить степень изученности интересующей его проблемы - как в теории, так и в практике.

Наблюдение –  это основной исследовательский метод. При изучении проблемы индивидуализации в рамках классно-урочной системы важно акцентировать  наблюдения за поведением учащихся, их реакциями, вниманием к себе и другим. Опираясь на полученные данные в результате наблюдения, можно классифицировать или группировать учащихся, подбирать соответственно необходимому уровню задания.

Метод беседы, на наш взгляд, - это один из самых оптимальных методов в процессе построения индивидуальной работы. В рамках классно-урочной системе он работает в особых случаях, когда учащемуся необходимо особое внимание. Сложность, но одновременно и эффективность этого метода состоит в оправданности и правомерности выстраивания цепочки вопросов, адресованных различным субъектам образовательного процесса (обучающимся, их родителям и учителям), ответы на которые позволят максимально эффективно индивидуализировать процесс обучения.

Метод изучения процесса и продуктов деятельности  также можно рассматривать в качестве одного из основных исследовательских методов, позволяющих сыграть огромную роль при изучении продуктов деятельности каждого конкретного ребенка в процессе выполнения индивидуальных и дифференцированных заданий в рамках классно-урочной системы.

Такие опросные методы, как  метод анкетирования и метод тестирования, в логике классно-урочной системы способны помочь определить направления как коллективной, так и индивидуальной работы в процессе обучения. Эти методы позволяют выявить ведущие и особенные мнения участников образовательного процесса. Анализ и учет результатов соответствующих исследований – это путь для однозначного усовершенствования учебно-воспитательного процесса.

Метод оценивание также весьма значим в контексте нашего исследования. В процессе индивидуализации необходимо как внешне многоаспектно оценивать ребенка, так и развивать способность его к самооцениванию [1].

И, наконец, безусловно, педагогический эксперимент является важнейшим методом исследования любой проблемы. В нашем случае важно осмыслить и создать условия, способствующие индивидуализировать процесс обучения в рамках существующей классно-урочной системы.

Подведем итог всем представленным в рамках данной статьи рассуждениям. На наш взгляд, каждый ранее названный метод в той или иной степени решает проблему индивидуализации в классно-урочной системе. Грамотная расстановка приоритетов, определение индивидуальных черт учеников, точный подбор материала, варьирование уровня сложности, вариативность заданий, все это поможет воспитать и обучить каждого по его способностям.

Библиографический список

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. УДК 37.01. ББК88.4 3-14 (с.89) Изд.центр «Академия» 2001

2. Инфоурок. Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы. [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://infourok.ru/klassnourochnaya-deyatelnost-plyusi-minusi-perspektivi-1021308.html

3. Edutarget. Нюансы педагогики. Раздел: Формы индивидуализации обучения [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.edutarget.ru/sonics-703-1.html (Дата обращения: 13.11.2018).

4. Gumer.info. Педагогика. [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/50.php

5. Zaochnic.com. Ян Амос Коменский – основоположник классической педагогики, как науки. 2000-2018. [Электронный ресурс]   Режим доступа: https://www.zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/jan-amos-komenskij/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология саморазвития и ее реализация в условиях классно-урочной системы

в докладе описана технология Г.И. Селевко и ее применение в воспитательной работе с классом и на уроках биологии...

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».

«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы...

Индивидуализация обучения, как условие развития способностей учащихся на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности

ull;Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития  способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и разв...

Метод проектов - межпредметный веб-квест как альтернатива классно-урочной системе обучения

Обучение в сотрудничестве находит все большее распространение в системе современного образования. Подобную форму обучения принято считать одним из наиболее эффективных методов для развития автономии п...

Доклад "Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в условиях классно-урочного обучения"

quot;Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями   в условиях классно-урочного обучения"...