Урок физики в 9 классе "Принципы радиосвязи и телевидения"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Беспалова Галина Владимировна

Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Тип урока: постановка учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о принципах радиосвязи и телевидения; формировать умение объяснять процесс амплитудной модуляции электрических колебаний

Планируемые результаты

Предметные: научатся объяснять принципы радиосвязи и телевидения

Метапредметные:

познавательные - управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;

регулятивные - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные: развитие настойчивости в достижении поставленной цели; готовность к саморазвитию и самообразованию

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые

способы деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.


 Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых занятиях:

  1. Что представляет электромагнитное поле?
  2. Что такое электромагнитное колебание?
  3. Что такое электромагнитная волна? Каковы основные характеристики волны?
  4.  Что общего у всех ЭМ волн?
  5. Кто теоретически доказал существование электромагнитных волн?
  6. Кто получил электромагнитные волны на практике?
  7. Как называется система, в которой получают электромагнитные волны?  
  8. От чего  зависит собственный период колебательного контура? Как его можно изменить?  

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.

  1. Порождающие друг друга магнитное и электрическое поле
  2. Колебания свободных электронов
  3.  Распространение в пространстве ЭМ колебаний .Длиной волны и частотой.
  4. Скорость равна 3*108 м/с.
  5.  Максвелл
  6. Герц
  7.  (Колебательная контур, в которой могут существовать свободные колебания, состоит из конденсатора (или батареи конденсаторов) и проволочной катушки).
  8.  (Период колебаний определяется индуктивностью катушки и емкостью конденсатора).

Формировать навыки самоорганизации

 Организует выполнение задания: - Как изменится период собственных колебаний контура, если его индуктивность увеличить в 10 раз, а емкость уменьшить в 5 раз?

а)        Увеличится в 2 раза;

б)        уменьшится в 2 раза;

в)        увеличится в 4 раза;

г)        уменьшится в 4 раза

Умение оценивать свои достижения

II. Проверка

домашнего

задания

III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

 Организует выполнение задания: - Как изменится период собственных колебаний контура, если его индуктивность увеличить в 10 раз, а емкость уменьшить в 5 раз?

а)        Увеличится в 2 раза;

б)        уменьшится в 2 раза;

в)        увеличится в 4 раза;

г)        уменьшится в 4 раза

Предлагает учащимся рассказать, что им уже известно о передаче информации на далекие расстояния. 

У каждого из вас в кармане есть телефон. Мы привыкли к этому и считаем это обычным явлением. И мало кто из вас задумывался о том, сколько труда было затрачено людьми на создание такой, казалось бы, простой вещи. Путь к созданию наших современных сотовых телефонов начинался почти 150 лет назад.

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

  • Достаточно ли у вас знаний, чтобы объяснить принципы радиосвязи и телевидения?

Формулирует учебную задачу:

Исследовать принципы радиосвязи и телевидения

О т в е т: а)

Умение оценивать свои достижения

Развивать навыки целе- полагания

Рассказывают известные сведения о передаче информации

  1. О радиоволнах я знаю...
  2. Я слышал такое объяснение, как передается информация на большие расстояния...
  3. Я часто задавался вопросом...
  4. Мне рассказывали родители...

На уроках физики я уже узнал о передаче информации...

IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока:

  • Внимательно прочитайте тему урока.
  • Какие незнакомые слова вы увидели?
  • Что необходимо узнать на уроке?
  • Чему нужно научиться на уроке?

Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока:

  • Усвоить суть принципов радиосвязи и телевидения;

- научиться объяснять процесс амплитудной модуляции электрических колебаний

Формировать

умения

принимать

и сохранять

учебную

задачу

V. Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

  • Почему мне интересно узнать о принципах радиосвязи и телевидения?

Отвечают на мотивационные вопросы.

  • Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации

VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Организует обсуждение проблемных вопросов:

  • Как происходит передача и прием информации на большие расстояния?
  • Как осуществляет вещание радиостанция?
  • Как происходит передача телевизионных программ?

Изучение блок-схемы процесса радиосвязи.

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы.

Изучают передающее устройство, состоящее из генератора высокочастотных колебаний, микрофона, модулирующего устройства и передающей антенны. Изучают предложенную информацию. Выделяют ключевые слова, которые необходимо понимать для осмысления информации. Заполняют таблицу:

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Умение обрабатывать информацию.

Информация

Ключевые понятия

Понимаю (+) / Не понимаю (-)

1

2

3

В микрофон поступают звуковые колебания

Звуковые колебания

Звуковые колебания преобразуются в электрические колебания

Электрические колебания

Из микрофона низкочастотные электрические колебания поступают в модулирующее устройство

Низкочастотные электрические колебания, модулирующее устройство

В модулирующее устройство из генератора подаются высокочастотные колебания постоянной амплитуды

Генератор, высокочастотные колебания, амплитуда

Объясняет учащимся:

  • Процесс изменения амплитуды высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала, называется амплитудной модуляцией.
  • Под воздействием высокочастотных модулированных колебаний в передающей антенне возникает переменный ток высокой частоты. Этот ток порождает в пространстве вокруг антенны электромагнитное поле, которое достигает антенн радиоприемных устройств.
  • Для преобразования высокочастотных модулированных колебаний в звуковые производят детектирование.
  • При передаче телевизионных программ высокочастотные колебания модулируются не только звуковым, но и видеосигналом

Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию

В модулирующем устройстве амплитуду высокочастотных колебаний изменяют с помощью электрических колебаний звуковой частоты

Звуковая частота

Высокочастотные модулированные по амплитуде колебания несут в себе информацию о форме звукового сигнала

Форма звукового сигнала, высокочастотные колебания

Делают записи в рабочей тетради.

VII. Закрепление изученного материала

Организует беседу по вопросам:

  • Что называется радиосвязью?
  • Приведите примеры использования линий радиосвязи.
  • Частота каких колебаний называется несущей?
  • В чем заключается процесс амплитудной модуляции электрических колебаний?
  •  Почему в радиосвязи не используются электромагнитные волны звуковых частот?
  • В чем заключается процесс детектирования колебаний?

Отвечают на вопросы.

  • Радиосвязью называют передачу или прием информации с помощью электромагнитных волн.
  • Радиосвязь используется для передачи теле- и радиосигналов, в радиотелефонах, для связи со спутниками и для исследования космоса.
  • Несущей частотой называется частота высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала.
  • Процесс амплитудной модуляции электрических колебаний заключается в изменении амплитуды высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала.
  • Такие волны маломощны и очень быстро затухают.
  • Процесс детектирования колебаний заключается в выделении из модулированного высокочастотного сигнала низкочастотных электрических колебаний звуковых частот. Сначала с помощью детектора из высокочастотных модулированных колебаний получают пульсирующий ток, а затем он сглаживается и преобразуется в колебания звуковых частот

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений

VIII. Решение заданий

Задание. Период колебаний зарядов в антенне, излучающей радиоволны, равен.10 -7 с. Определите частоту этих радиоволн

Ответ:

v = 107 Гц     

Развитие умений самостоятельно принимать решения

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросам и:

  • Что нового я узнал о передаче информации на далекие расстояния?
  • Лучше ли я теперь понимаю принципы радиосвязи и телевидения?
  • Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

Доволен ли я своей работой на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

.

X. Домашнее задание

§ 46 учебника.

  • Ответы на вопросы

Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоорганизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы радиосвязи и телевидения

Разработка содержит текстовый материал урока и презентацию по теме: "Принципы радиосвязи и телевидения"...

Урок физики в 11 классе по теме "Изобретение радио. Принципы радиосвязи."

В данном материале представлены история изобретения радио,биография А.С. Попова, рассмотренны принципы радиосвязи. Матариал представлен в виде конспекта урока физики в 11 классе и презентации к уроку....

конспект урока"Колебательный контур .Электромагнитные колебания. Принцип радиосвязи и телевидения"

на примере радиовещания вводятся в рассмотрение электромагнитные колебания...

Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит

В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....

2019 Технологическая карта открытого урока физики в 11 классе по теме "Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи"

Тип урока: Урок новых знаний (урок-проект)Цели урока:-Обучающая: усвоение понятий: радиолокация, мозаичное изображение, развертка. Показать роль науки и техники в развитии НТП, роль приборов в на...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «ФИЗИКА» на тему: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения»

  В данном методическом пособии изложены задания, материалы для урока по физике по теме: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения». Данный материал мож...