Формы контроля метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
статья по физике на тему

Редькина Тамара Германовна
Формы контроля метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы контроля метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

 Редькина Тамара Германовна,  учитель высшей квалификационной категории физики МАОУ «СОШ№15» г Набережные Челны

    Почему необходимо уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Зачем  выпускникам  не только  высокий уровень знаний, но и хорошо сформированный уровень метапредметных результатов?

    Учитель в  школе сталкивается  с проблемой  снижения мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется в переходный подростковый возраст учащихся в 7-9 классах. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

     Педагоги сталкиваются с ситуациями  когда: учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут; испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач; не могут оценить результатов своей деятельности (что получилось, что нет, почему не получилось, что следует предпринять, чтобы в следующий раз избежать ошибки). Поэтому для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями. Необходимо показать возможное применение знаний и умений полученных в изучении других предметов как на уроках физики так и в каких-либо жизненных ситуациях.

    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий  

  1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления.
  2. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  3. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
  4. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  5. Способность к логическим операциям сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, отнесения к известным понятиям.
  6. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

     Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.  Уровень сформированности универсальных учебных действий  может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.

    Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

    Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как  условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

    В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

    Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия.  

    Формы оценки:

  • индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • устный и письменный опрос.

    Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

   Учебный материал уроков физики так тесно связан с учебным материалом других предметов, что возникает потребность в осуществлении метапредметных связей на протяжении не только всего урока, но и во внеурочной деятельности. Так по результатам первого полугодия в 7х классах проводим:

  • Практикум по измерению массы и объёма набора тел различными самостоятельно изготовленными приборами
  • Конференцию « Измерение физических величин».

     Ребята делятся на группы, каждая из которых получает проектное задание. Распределение обязанностей в группе происходит самостоятельно в процессе выполнения работы. Этапы работы захватывают широкий круг предметов:

  • В кабинете технологии изготавливаем измерительные приборы
  • Дома с помощью этих приборов выполняем все возможные измерения.
  • В кабинете физики сравниваем качество измерений выполненных при помощи самодельных и промышленных приборов
  • В кабинете математики выполняем обработку результатов
  • В кабинете информатики перекладываем результаты на язык программы   и готовим презентацию к защите проекта
  • Учитель литературы проверяет грамотность письменной и устной речи подготовленного выступления

    На конференцию обязательно приглашаем гостей – экспертов: учителей, родителей и учащихся других классов. Оценивают работу групп все участники конференции с помощью оценочного листа

Оценочный лист учащегося по теме:  «Измерение физических величин»

ФИО______________________________________________Класс________Школа_____

                                    Оцените выступления участников и ответьте на вопросы

1. В чём преимущество Римских весов?________________________________

2.  Как определить  погрешность прямого измерения______ ______________________  

3.Чем похожи Скандинавский безмен и Римские весы___________________________4. Для чего используется отливной сосуд_______________________________5.Как изменится точность измерения объема при увеличении площади поперечного сечения мензурки___________________________________________________________________

6. Сколько будет весить такая же клякса, изготовленная из алюминия? По данным эксперимента клякса из картона S=69 см2 , m= 2,8 г, h=0,3см.________________________________________________________

7. Согласно результатам опыта общая масса скрепок 37,8 г, а длина и масса одной скрепки соответственно      9 см и 4,2 г. Определите сколько  метров проволоки необходимо взять чтобы изготовить данное количество скрепок.

 8. Пользуясь графиком определите массу 50 скрепок._____________________

9. Какую массу имеет фигурка из золота, если она такая же как из пластилина V=6 см3 ?  

10. Пользуясь графиком определите примерную плотность пластилина._____

11. Как устроен ареометр и для чего служит?_________________________________

                Фамилии докладчиков

Какая величина измерялась в работе

Качество оформления (0/1/2 балла)

Качество объяснения (0/1/2 балла)

итого

1

Хаматзянова Кашина Малафеева Башкирцева

 

 

 

 

2

 Иванов Русанду  Хаматдинова Павлова

 

 

 

 

3

 Моисеев Худяков

 

 

 

 

4

 Морина Бадрутдинова Калейников Степанова К

 

 

 

 

5

 Шайхразиева Чумутина Степанова О

 

 

 

 

6

 Миннабутдинова Климова Закиров Гильманова

 

 

 

 

7

 Пикалова Туктарова

    Мероприятие обязательно фиксируем на видио чтобы каждый смог оценить себя со стороны

    Уроки с метапредметными связями помогают детям не только учиться, но и жить, позволяют детям видеть мир как единое целое, видеть прекрасное в точных науках и точное в прекрасном. Ученик, успешный в других областях (литература, рисование, география и т. д.) и менее успешный в физике имеет возможность раскрыться и на уроках. Доля таких уроков в общем процессе обучения невелика, а значение их огромно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....

Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».

Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования»  представляет собой определенную систем...

Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"

Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....