Разработка урока "Применение первого закона термодинамики к различным процессам
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Кужугет Майя Шалбачиевна

Цель урока: изучить практическое применение первого закона термодинамики к газовым процессам.

Задачи.

образовательные:

  • показать переход от общих знаний первого закона термодинамики к конкретным газовым законам;
  • рассмотреть применение полученных знаний, при решении конкретных задач;
  • показать необходимость переноса знаний математики на другие предметы, в частности физику;

развивающие:

  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
  • развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;

воспитательные:

  • повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;
  • формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г.Ак-Довурака

 Применение первого закона термодинамики к различным процессам

Урок по физике

10 класс

«Применение первого закона термодинамики к различным процессам»

учитель физики Кужугет М.Ш.

Ак-Довурак-2017

Цель урока: изучить практическое применение первого закона термодинамики к газовым процессам.

Задачи.

образовательные:

  • показать переход от общих знаний первого закона термодинамики к конкретным газовым законам;
  • рассмотреть применение полученных знаний, при решении конкретных задач;
  • показать необходимость переноса знаний математики на другие предметы, в частности физику;

развивающие:

  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
  • развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;

воспитательные:

  • повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;
  • формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

План урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос и изучение нового материала.

Подготовка учащихся к изучению новой темы, путем повторения предыдущей.

  • Какие изопроцессы вы знаете?
  • Какие макропараметры могут быть неизменными?
  • Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим законом

Изотермический процесс
Т = const

Закон Шарля

Изобарный процесс
P = const

Закон Бойля-Мариотта

Изохорный процесс
V = const

Закон Гей-Люссака

  • Определите соответствие между названием изопроцесса и соответствующим графиком

Изотермический процесс

http://festival.1september.ru/articles/619398/Image5810.gif

Изобарный процесс

http://festival.1september.ru/articles/619398/Image5807.gif

Изохорный процесс

http://festival.1september.ru/articles/619398/Image5808.gif

Давайте всё о чем мы сейчас говорили, оформим в виде таблицы, повторяя всё ещё раз для каждого процесса.

Познакомимся с ещё одним процессом, о котором раньше не говорили.

Адиабатный процесс. Процесс, совершаемый без теплообмена с окружающей средой Q = 0.

Формулировка: Изменение внутренней энергии газа происходит путём совершения работы. Давайте запишем необходимое в нужные клетки нашей таблицы и посмотрим иллюстрацию к данному закону.

  • Вопрос классу: Сформулируйте первый закон термодинамики?

(Ответ: Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики).

  • Что он показывает? (Ответ: от каких величин зависит изменение внутренней энергии)
  • Какую математическую запись имеет 1 закон термодинамики? (Ответ: http://festival.1september.ru/articles/619398/img3.jpgU = А+Q, если рассматривать работу над внешними телами (работу газа), то запись будет

Q = http://festival.1september.ru/articles/619398/img3.jpgU + А1

Количество теплоты, переданное системе, идёт на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами)

Теперь заполним последние строки нашей таблицы. Запишем для каждого изопроцесса 1-й закон термодинамики. Эти формулы можно не запоминать, а всегда вывести из первого закона термодинамики, если вы понимаете смысл. Мы с вами заполнили таблицу, которая содержит краткую информацию о каждом процессе, описание, формулы и формулировки. Как изменяется внутренняя энергия тела при его охлаждении?

(Ответ: http://festival.1september.ru/articles/619398/img3.jpgU уменьшается)

2) Газ в сосуде сжали, совершив работу 30 Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличивается на 25 Дж. Что произошло с газом?

(Ответ: газ отдал окружающей среде Q = 5 Дж)

Идеальный газ переводят из состояния 1 в состояние 3, т.к. показано на графике. Чему равна работа, совершенная газом?  (Ответ: 2P0 V0)

4. Самостоятельное решение задачи

Задача: В вертикально расположенном цилиндре под поршнем находится газ при Т=323 К, занимающий объём V1= 190 см 3. Масса поршня М=120 кг, его площадь S=50 см 2 . Атмосферное давление р= 100 кПа. Газ нагревается на  T=100 К.

А. Определите давление газа под поршнем.

Б. На сколько изменится объём, занимаемый газом, после нагревания?

В. Найдите работу газа при расширении.

Подведение итогов решения задачи и работы на уроке. Выставление оценок:

5. Домашнее задание.  § 81 учебника.

  • Упражнение 15 (8, 9).
  • Выучить таблицу.

6. Рефлексия. Каждому ученику раздаётся смайлик и на нём рисуется нужная улыбка. По количеству улыбок можно ответить на вопрос: Удался ли данный урок?

Литература

  1. Мякишев Г.Я., Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика-10: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике. М.: Просвещение, 2006.
  3. ЕГЭ 2008. Физика. Федеральный банк экзаменнацилнных материалов. Сост. Демидова М.Ю., Нурминский И.Н. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Цифровые образовательные ресурсы .
  5. Разработка урока учителя физики С.Н. Гуцил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме Применение первого закона термодинамики к изобарическому процессу

Данная разработка предназначена для проведения урока в 10 классе ( автор учебника А.В, Грачев). Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснавная работа на уроке отводится самостоятельному  добывани...

Применение первого закона термодинамики к различным процессам

Презентация к уроку на тему "Применение первого закона термодинамики к различным процессам"...

Тестовые задания на тему "Применение первого закона термодинамики в различных процессах"

Дополнительный материал в виде тестовых заданий к уроку на тему "Применение первого закона термодинамики в различных процессах"...

Разработка урока по физике "Первый закон термодинамики и их применение к различным изопроцессам"

Это разработка урока предназначен для 10 класса с использование интерактивной доски...

Конспект урока "Первый закон термодинамики и применение его к различным изопроцессам. Адиабатный процесс"

Разработка урока с применением ЦОР. Формы работы обучающихся: фронтальная групповая....

Урок по теме: "Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов"

Содержание: конспект урока (указана ссылка на видео), прзентация, опорный конспект...

Методическая разработка урока: "Первый закон термодинамики"

Методическая разработка урока: "Первый закон термодинамики"...