ЭОР – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя физики.
статья по физике на тему

Ивашкова Светлана Николаевна

В статье дано описание ресурсной базой обеспечения учебного процесса, которую составляют наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/ УМК. Это Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования,  «КМ-Школа» компании «Кирилл и Мефодий», ЭОР, размещенные на CD- и DVD-дисках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭОР – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя физики.

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Электронное обучение является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Существенным средством электронного обучения выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.

Применение электронных образовательных ресурсов обеспечивает единый стандарт знаний для всех обучающихся. Учитель, уже не являясь основным и единственным источником знаний, превращается в тьютора, который не просто транслирует ученику входную учебную информацию, а организует работу ученика с учебными материалами из сети Интернет, консультирует их и оказывает поддержку в случае необходимости.

Информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.

Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), разработке собственных электронных образовательных ресурсов.

Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения происходит в контексте разных учебных предметов, на разных этапах урока и, в конечном счете, ведет к формированию у обучающихся способностей успешно усваивать новые знания. Успех в результате реализуемой деятельности и является одним из основных способов мотивации. Развитие познавательной активности учащихся, формирование мотивации к учению наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы).

При построении учебного процесса с использованием ИКТ необходимо учитывать специфику учебного предмета «Физика»

Современный учитель физики располагает значительной ресурсной базой обеспечения учебного процесса, которую составляют наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/ УМК:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования (http://school–collection.edu.ru) предлагает учителю физики много интересного материала.

Важные вопросы  на сайте ЕГЭ дают рекомендации по организации, проведении ЕГЭ, предлагают задания, отвечают на вопрос «Как сдать экзамен по физике?». На этом сайте можно оценить IQ и ответить на вопрос « Умны вы или глупы?». Очень актуальным является ответ на вопрос « Нужен ли реферат?» и приводится глобальная система поиска рефератов по всем предметам, в том числе и по физике. Предлагаются платные услуги репетиторов по подготовке к ЕГЭ, объявления о частных и индивидуальных уроках.

 «КМ-Школа» компании «Кирилл и Мефодий» (http://www.km-school.ru/) предлагает учителю физики наборы ЭОР, необходимых для организации и проведения учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий:

На этом сайте можно узнать последние новости и новинки по предмету, получить теоретическую поддержку, например по таким вопросам : «Рекомендации по созданию физических викторин», « Осознанное обучение физике одаренных детей и развитие их самостоятельности», « Освоение курса ядерной физики с использованием возможностей ИКТ».

На странице КМ-wiki можно найти «Задания ЕГЭ по молекулярной физике», тренинги по различным темам в том числе « Исследовательские задачи на стыках наук», которые способствуют осуществлению пред профильной подготовки. Здесь можно получить информацию « Современные образовательные технологии в образовании», « Информация образовательных ресурсов, готовые работы учеников», разработки уроков, конкурсы для учителей физики и школьников, творческий конкурс «Учитель – учится», электронный журнал о программном образовательном продукте, методические разработки, рекомендации по предмету.    

Мультимедиа-уроки. «Уроки Кирилла и Мефодия» составляют основу образовательного комплекса «КМ-Школы». Учитель может использовать готовые уроки или создавать свои собственные, используя наборы тематически организованных слайдов, которые сгруппированы по классам с учетом требования образовательного стандарта.

Медиатеки. В качестве удобного инструмента, помогающего учителю насытить уроки богатейшим иллюстрированным материалом — от несложных графических иллюстраций до интерактивных анимаций и видеосюжетов с демонстрацией экспериментов, — «КМ-Школа» предлагает полный комплект медиатек «Кирилла и Мефодия» по предметам школьной программы и Универсальную Медиатеку «Кирилла и Мефодия». В «КМ-Школе» представлены следующие типы информационных объектов «Медиатеки», фототграфии, рисунки, анимации.

ЭОР, размещенные на CD- и DVD-дисках. Различные издательства предлагают учителю физики CD- и DVD-диски, которые рекомендуются для сопровождения уроков, составления рефератов, проведения виртуальных экспериментов, интерактивных докладов, мультимедиа-презентаций.

Среди образовательных ресурсов, которые имеются в нашей основной общеобразовательной школе, диски   CD : Физика. Библиотека наглядных пособий под редакцией Н.К. Ханнанова (допущено Министерством образования РФ в качестве электронного учебного пособия) ,  полный курс физики для 7, 8, 9 классов, который включает в себя учебник, тренировочные упражнения, контрольные упражнения под редакцией Н.К. Ханнанова; мультимедийное учебное пособие нового образца для основной школы: Физика. «Просвещение», издание электронной библиотеки, осуществляется в рамках единой целевой программы « Развитие единой образовательной информационной среды»,   которое включает в себя подробный теоретический материал, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Особенности этой программы состоят в том, что содержат около 100 полноэкранных фрагментов с демонстрацией физических процессов и явлений, около 50 анимационных роликов. Демонстрирующих процессы, недоступные непосредственному наблюдению, свод формул курса, недоступные непосредственному наблюдению, таблицы с разнообразной справочной информацией, биографии и портреты ученых- физиков. Дополнительные возможности: статистика результатов выполнения упражнений с выводом на печать, система поиска, создание примечаний и закладок. Выпущено достаточное количество дисков для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ, но вот дисков для подготовки учащихся 9 классов основной школы к сдаче экзамена в новой форме при проведении ГИА, я пока не видела.

Наборы цифровых образовательных ресурсов, размещенные в сети Интернет и на  CD- и DVD-дисках, предоставляют учителю возможность использования готовых материалов для оптимизации процесса физического образования и создания авторских методических материалов к уроку. Эти материалы будут полезны учащимся при выполнении домашних заданий, подготовке выступлений, докладов, рефератов и при проведении исследовательских работ, создании творческих проектов, выполнении виртуальных лабораторных работ, решении задач, в том числе и экспериментальных.

            Таким образом, ЭОР – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя физики, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить (постепенно и органично, в реальном процессе) вопросы формирования ключевых и предметных компетенций, создавая условия успешной социализации выпускников.

                                                                                                                                                                                         

                                

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проекто...

Инновационная деятельность современного учителя в рамках профессиональной аттестации

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениям...

доклад "Роль ИКТ в деятельности современного учителя"

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала об...

ИКТ в деятельности современного учителя

Информационные и коммуникационные технологии (далее - ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсе...

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...

«Управленческая культура учителя как системообразующая составляющая общей профессиональной культуры современного учителя»-2016г

Управленческая культура педагога - есть целостное личностное образование, комплекс свойств личности, мера и способ ее творческой реализации, способности осуществлять деятельность по педагогическому уп...