Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_8_klass_vlazhnost_vozduha.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе

Тема урока: Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»

Цели урока:

 образовательные - организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала: влажность, относительная влажность, абсолютная влажность, точка росы, способы определения влажности воздуха;

развивающие - продолжить развитие логического и критического мышления, монологической речи, формирование навыков и культуры физического эксперимента, навыков самостоятельной работы с текстом;

воспитательные - воспитание умений работать в группе, коммуникативных способностей.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: таблица, психрометр, волосной гигрометр, психрометрическая таблица, оборудование на лабораторную работу.

Раздаточный материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

(подготовка учащихся  к уроку, установлении личного контакта учителя с учащимися)

Девиз урока

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг.   ( А.С. Пушкин)

Учитель: Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию предшествует опыт. На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого необходимо быть внимательным, настойчивым. Я надеюсь, что вы справитесь, и всё у вас получится.

           А что ждете вы от урока? (ответы учащихся)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: на прошлых уроках мы познакомились  с процессами испарения, конденсации, кипением.

Фронтальная работа по проверке материала

- Напишите, согласны ли вы со следующими утверждениями (да/нет)

  1. Испарением называют переход молекул из жидкости в пар (да)
  2. Испарение происходит при температуре кипения (нет)
  3. Если нет притока энергии извне, то  температура жидкости  при испарении понижается (да)
  4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (нет)
  5. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (нет)
  6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (да)
  7. Конденсация пара сопровождается выделением энергии (да)

-         проверка выполнения, обсуждение вопросов, вызвавших затруднения, подведение итогов (7 правильных ответов-«5», 5,6 ответов-«4», 4 ответа-«3», менее 4-х- «2»)

III.Сообщение темы и задач урока

На доске записаны слова:

Погода является величественнейшим спектаклем на Земле, в котором участвуют только 3 актера: солнечное излучение, атмосферный воздух, влага.

( фронтальная работа:  зачитываются слова, разбираются  понятия «излучение» (вид теплопередачи), «воздух» (состав атмосферы), «влага» (откуда берется влага в воздухе))

          Учитель: Урок мя посвятим одному актёру-влажности воздуха (учащиеся записывают тему урока)

IV. Изучение нового материала

1. Формирование понятий влажность воздуха, величин, характеризующих влажность воздуха: абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы.

Учитель объясняет перечисленные понятия, учащиеся записывают в тетрадях, организуется работа с учебником (чтение определений).

2. Изучение приборов, с помощью которых можно определить влажность воздуха.

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых должна по учебнику рассмотреть устройство, принцип действия,  назначение, технику безопасности при использовании   приборов для определения влажности воздуха: конденсационный гигрометр, волосной гигрометр, психрометр. Затем учащиеся представляют отчет о проделанной работе, причём в работе участвуют все учащиеся.

( демонстрируют волосной гигрометр и психрометр, учащиеся в тетрадях записывают названия приборов)

3. Практическое применений знаний влажности воздуха

Сообщение ученика о важности знаний влажности воздуха при исследовании явлений в атмосфере, для некоторых видов производства, жизнедеятельности человека.

V. Применение знаний

1. Учитель объясняет правила определения относительной влажности воздуха с помощью психрометра и психрометрической таблицы. Учащиеся записывают алгоритм и проговаривают:

1. Измерить температуру воздуха в комнате (показания сухого термометра).

2. Измерьте показания влажного термометра.

  1. Вычислите разность показаний сухого и влажного термометров.
  2. Пользуясь психрометрической таблицей, определить относительную влажность воздуха.

2. Отработка навыков определения влажности:

- под руководством учителя (24 и 28 0 С)

-с комментированием (18 и 240 С)

- самостоятельно (20 и 25 0С).

VI. Выполнение лабораторной работы

Учащиеся работают в парах, получают инструктивные карточки по выполнению лабораторной работы, учитель проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ.

Инструктивная карточка

Лабораторная работа № 3

Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра

Цель работы: научиться пользоваться психрометром и психрометрической таблицей для вычисления относительной влажности воздуха.

Приборы и материалы: психрометр (один на класс), термометр, ткань, стакан с водой, психрометрическая таблица.

Указания к работе:

1.Измерьте температуру воздуха в комнате.

2.Резервуар термометра оберните куском ткани и слегка окуните в стакан с водой. Наблюдайте, как вследствие потерь тепла на испарение столбик термометра опускается. Измерьте показания влажного термометра.

3.Вычислите разность показаний сухого и влажного термометров.

4.Пользуясь психрометрической таблицей, определите относительную влажность воздуха.

5.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

№ п/п

Температура сухого термометра,

tс, 0С

Температура влажного термометра,

tвл, 0С

Разность показаний сухого и влажного термометров,

t с-tвл, 0С

Относительная влажность, φ, %

VII. Итог урока

1.фронтальная работа по вопросам:

что называется влажностью воздуха?

какие величины характеризуют влажность воздуха?

с помощью каких приборов можно измерить влажность воздуха?

VIII. Домашнее задание

Обязательное: § 19, ответить на вопросы

По желанию: определить относительную влажность воздуха  в своей комнате.

IX.Рефлексия

С каким настроением я ухожу с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха".

Цель работы:научиться пользоваться психрометром Августа и гигрометром и определять относительную влажность воздуха в классной комнате.Оборудование:психрометр Августа, конденсационный гигрометр, ...

Лабораторная работа: "Измерение длины световой волны при помощи дифракционной решетки"

Предлогаемая методическая разработка- бланк лабораторной работы, выполняемой на оборудовании L-MIKRO. Работа проводится в виде экспериментальной контрольной работы: учащиеся сами формулируют цель рабо...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы  ....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Информационная карта по физике. 10 класс. Взаимное превращение жидкостей и газов. Влажность воздуха.

Информационная карта по физике для 10 класса вечерней школы по теме"Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха."...

Инструктажи по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ при работе в химическом кабинете

Виды инструктажей. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии. Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии. Инструкция по охране труда для учащихся при работ...

Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха"

С помощью 3 "сухих" и 3 "влажных" термометров определяем температуру воздуха. По разности показаний термометров, используя психрометрическую таблицу, определяем влажность воздуха в...