Урок по теме: Производство, передача и экономия электроэнергии». С приложенной презентацией, карточками-заданиями, практическими заданиями.
план-конспект урока по физике (10, 11 класс) на тему

Колмыкова Светлана Владимировна

Урок основан на методе групповой работы. Интересные практические задания, красочная презентация. Использование стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока93.5 КБ
Office presentation icon презентация2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Производство, передача и экономия электроэнергии».

Тип урока: Комбинированный.

Форма обучения: Групповая.

Цели урока: Обобщить знания по темам: производство Электроэнергии, передача электроэнергии, устройство генератора переменного тока устройство трансформатора. Познакомить учащихся с видами электростанций, с альтернативными источниками энергии. Воспитать бережное отношение электроресурсам. Развить общие представления об энергосистеме в нашей стране.

Оборудование: Компьютер, электронная презентация по теме, видеоролик, раздаточный материал, карточки-задания, рабочая модель генератора.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, познавательная игра, самостоятельная работа.

Подготовительная работа.

Учащиеся разбиваются на три группы. Первая группа собирает материал по производству электроэнергии и делает на эту тему электронную презентацию. Вторая группа собирает материал по передаче электроэнергии и делает соответствующую электронную презентацию. Третья группа собирает материал про экономию электроэнергии и делает электронную презентацию. Учитель сортирует материал и отбирает необходимое.

Оформление урока.

Ученические столы сдвигаются в три группы для каждой рабочей группы. На каждом столе табличка с названием группы. На столе раздаточный материал для практических заданий, ножницы, клей, ручки. За отдельным столом приготовлен компьютер.

Содержание урока.

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения об электричестве. Сообщение темы, целей и порядка работы.

Ток бежит по проводам.

Он везде: и тут и там.

В холодильнике, в стиралке,

В пылесосе, в утюге,

Он и в миксере-мешалке,

В электрической плите.

Он в троллейбусе, в трамвае,

В поезде, на корабле,

Он в электросамоваре,

Он повсюду и везде.

Ток нам дома помогает.

На работе снова он.

Ток в пути сопровождает-

Это жизненный закон.

И скажу я вам, друзья:

Нету в этом волшебства.

Все это величество

Зовется электричество.

2.Работа групп. Группы сообщают тот материал, который они подготовили.

1 группа. Производство электроэнергии.

     А). В наше время уровень производства и потребления энергии – один из важнейших показателей развития общества. Ведущую роль при этом играет электроэнергия – самая удобная для использования форма энергии. Производится электроэнергия на больших и малых электрических станциях с помощью генераторов. Генератор – это устройство, преобразующее энергию того или другого вида в электрическую. Широко распространены электромеханические индукционные генераторы переменного тока. Основными частями генератора являются: ротор (вращающаяся часть генератора); статор (неподвижная часть генератора), как правило, это обмотка, в которой индуцируется ток; контактные кольца, соединенные с ротором;  щетки, которые снимают ток с обмотки и передают его во внешнюю цепь.

(Показ слайдов с видами генераторов)

(Демонстрация работы модели генератора)

     Б). Рассмотрим один из видов электростанций – тепловую (ТЭС). Топливом для нее является уголь, газ, нефть, мазут, горючие сланцы. Роторы генераторов приводятся во вращение паровыми и газовыми турбинами. При сгорании топлива выделившаяся энергия идет на нагревание пара. Температура пара достигает 550 градусов. Струя пара падает под большим давлением на турбину и вращает ее. Вал турбины соединен с ротором генератора. При вращении ротора вырабатывается электроэнергия. КПД тепловых двигателей достигает 40%. ТЕС снабжают энергией более 800 городов нашей страны.

(Показ слайдов)

     В). Еще одним видом электростанций являются гидроэлектростанции (ГЭС). Для вращения роторов генераторов используется энергия падающей воды. Вода вращает турбину, а та , в свою очередь, приводит в движение ротор генератора. ГЭС строят, как правило, на крупных, полноводных реках. Мощность станции зависит от создаваемой плотиной разностей уровней воды и от массы воды, проходящей через турбину в секунду. Гидроэлектростанции дают около 20% всей вырабатываемой энергии в нашей стране.

( Показ слайдов)

     Г). Все большую роль в энергетике начинают играть атомные электростанции (АЭС). В настоящее время они дают около 20% электроэнергии. Основной частью АЭС является атомный реактор. Но об этих станциях мы поговорим на следующей научной конференции.

( Показ слайдов)

     Д). Кроме тепловых, гидро и атомных электростанций существуют еще и другие, альтернативные электростанции, например, преобразующие солнечную энергию в электрическую. Энергию солнечного излучения можно непосредственно преобразовывать электроэнергию с помощью фотоэлементов, покрывающих большие площади. Такие «солнечные батареи» используют для энергообеспечения спутников, а также для бытовых целей в районах с жарким климатом. Кроме этого солнечную энергию можно концентрировать с помощью системы зеркал для подогрева воды и превращения ее в пар, давление которого приводит в движение генератор электрического тока. Солнечные электростанции экологически чистые, солнечные ресурсы относятся к возобновляемым, что положительно, но содержать такие электростанции пока достаточно дорого.

(Показ слайдов)

Е).Еще один вид электростанций – ветровые. Энергия ветра очень велика. Ее запасы в мире, по оценке Всемирной метеорологической организации, составляют 170 трлн. кВт/ч в год. Эту энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у ветра есть два недостатка: его энергия сильно рассеяна в пространстве и он часто меняет направление. Первая в мире ветряная электростанция мощностью 8 кВт была построена в 1930г. В СССР в Курске по проекту советского изобретателя А. Г. Уфимцева и профессора В. П. Ветчинкина. Сейчас применяют самые различные конструкции ветровиков: многолопастные «ромашки»; винты вроде самолетных пропеллеров с тремя, двумя и даже с одной лопастью; вертикальные роторы, напоминающие разрезанную вдоль бочку, подобие вертолетного винта. Ветроколесо соединяется через многоступенчатый редуктор с генератором. Чтобы компенсировать изменчивость ветра, сооружают огромные «ветряные формы». Ветродвигатели там стоят на обширном пространстве и работают на единую сеть. Но и ветряных станций есть свои недостатки: они мешают полетам птиц и насекомых, отражают радиоволны вращающимися лопастями, создавая помехи приему телепередач в близлежащих населенных пунктах.

(Показ слайдов)

Ж). Приливные электростанции работают по тому же принципу, что и гидроэлектростанции: в них используется перепад уровней воды, образующийся при морских приливах и отливах. Такие электростанции уже существуют, но для их эффективной работы разность уровней воды при приливе и отливе должна составлять не менее 6 метров. Таких мест на земле не так уж много, поэтому такие станции широкого применения не нашли.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: СОПОСТАВИТЬ ВИДЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И РЕСУРСЫ ОТ КОТОРЫХ ОНИ РАБОТАЮТ. (см. приложение).  Задание выполняют учащиеся всех групп.

2 группа. Передача электроэнергии.

     Потребители электроэнергии имеются повсюду. Производится же она в сравнительно немногих местах, близких к источникам сырья или к гидроресурсам. Поэтому возникает вопрос передачи электроэнергии на большие расстояния. Для этого строят линии электропередач. Ставят опоры и на них натягивают провода. ЛЭП могут тянуться на сотни километров. Электрические станции ряда районов страны объединены высоковольтными линиями передач, образуя общую электрическую сеть, к которой присоединены потребители. Такое объединение называют энергосистемой. Энергосистема позволяет обеспечить бесперебойность подачи энергии потребителям вне зависимости от места их расположения.

      Чтобы снизить потери энергии во время передачи повышают напряжение в линии электропередач. Для этого на выходе с электростанции ставят трансформаторы, повышающие напряжение. Так, например, генераторы Волжской ГЭС вырабатывают напряжение 16-20 кВ, а в высоковольтной линии электропередачи, которая идет от этой ГЭС, напряжение достигает 500 кВ. Но такое высокое напряжение неудобно использовать потребителям. Для непосредственного использования электроэнергии напряжение необходимо понизить. Поэтому на подходе к потребителям ставят понижающие трансформаторы. Понижают напряжение не сразу, а постепенно. Сначала до 35 кВ, затем до 6кВ, а потом до 220 или 380 В. В осветительной сети наших квартир напряжение составляет 220В, а для больших электрических плит в предприятиях общественного питания 380 В. Напряжение становится все ниже, а территория, охватываемая электрической сетью, все шире.

( Показ слайдов).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СХЕМУ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.(см. приложение) . Задание выполняют учащиеся всех групп.

3 группа. Экономия электроэнергии.

     Производство электроэнергии обходится достаточно дорого. Потребление электроэнергии все время растет. Поэтому встает вопрос о ее экономии. Этого можно достичь различными путями:

- бережное отношение к электроэнергии (отключение ненужных электроприборов, своевременное выключение освещения);

- переход на энергосберегающие приборы и оборудование;

- снижение потерь электроэнергии при передаче (например, уменьшение сопротивления проводов);

- переход по возможности на альтернативные источники энергии.

     В настоящее время 1 киловатт/час электроэнергии для частных потребителей стоит 2рубля 20 копеек, а для промышленных потребителей еще больше.

( Показ презентации и демонстрация энергосберегающих лампочек).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПУТИ ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. (см. приложение) . Задание выполняют учащиеся всех групп.

3.Подведение итогов работы групп. Проверка практических заданий. Выставление оценок. Заключительное слово учителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

1)Соедините виды электростанций и виды энергии, от которой они работают.

Тепловая электростанция

Гидроэлектростанция

Атомная электростанция

Солнечная электростанция

Ветровая электростанция

Приливная электростанция

Энергия падающей воды

Энергия ветра

Энергия топлива

Энергия деления ядер урана

Энергия приливов и отливов

Солнечная энергия

2)Вырежете необходимые элементы и соберите схему передачи электроэнергии.

3)ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПУТИ ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Производство электроэнергии

Слайд 2

Генератор на электростанции

Слайд 3

Модель генератора

Слайд 4

генератор

Слайд 5

генератор

Слайд 6

Тепловая электростанция

Слайд 11

Гидроэлектростанция

Слайд 12

Оснащение ГРЭС

Слайд 18

На атомной электростанции

Слайд 19

Атомная электростанция

Слайд 20

Альтернативные источники электроэнергии

Слайд 21

Ветряная электростанция

Слайд 26

Солнечные батареи

Слайд 27

Солнечная батарея на стене дома

Слайд 28

Огромные солнечные батареи

Слайд 29

Энергия гейзеров

Слайд 30

Передача электроэнергии

Слайд 31

Линия электропередач

Слайд 34

Стеклянные изоляторы на ЛЕП

Слайд 35

электроподстанция

Слайд 36

Трансформаторная подстанция

Слайд 37

Система трансформаторов

Слайд 39

Разновидности трансформаторов

Слайд 40

трансформаторы

Слайд 42

Промышленные трансформаторы

Слайд 45

Трансформаторы на электростанциях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производство, передача и использование электроэнергии 11 класс

¨Главным  потребителем электроэнергии  является  промышленность, на  долю  которой приходится около  70%  производимой  электроэнергии.  Крупным...

Переменный ток.Производство, передача и потребление электроэнергии.

Обобщающий урок в 11 классе по теме:«Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии» Цели урока: а) обучающие: повторить, обобщить, углубить знания по данно...

Переменный ток.Производство, передача и потребление электроэнергии.

Обобщающий урок в 11 классе "Переменный ток.Производство, передача и потребление электроэнергии." Данная разработка включает презентацию, сценарий урока и сообщения учащихся по данной теме.Цели урока:...

Разработка урока по теме "Производство, передача электрической энергии. Энергоцентр "Майский"

«Лицей им.В.В.Карпова» с гордостью носит имя первого директора совхоза Майский В.В.Карпова. Каждый год наши шефы оказывают всяческую помощь: ученики лицея каждый день получают свежие овощи и зелень. О...

Урок физики в 11 классе "Производство, передача и использование электроэнергии"

Целью урока является ознакомление учащихся с видами электростанций, изучение их достоинств и недостатков....

разработка урока по физике "Производство, передача и использование электроэнергии"

Урок по физике для 11 класса. Урок построен при использовании технологии проблемно-деятельностного, развивающего обучения....

Методическая разработка открытого урока по физике в 11 классе по теме "Производство, передача и использование электроэнергии"

Цель урока: познакомить  учащихся  с  видами     электростанций,  изучить  их   достоинства  и  недостатки;  сформировать  пр...