Урок обобщающего повторения в 7 классе "Давление в нашей жизни"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Представляю урок повторения в 7 "Давление  в нашей жизни" .Ребятам очень нравятся такие уроки, когда они и сами проводят простейшие опыты, и видят что нибудь новое, чего не  показывали ранее.Я люблю использовать на уроках стихи, загадки,тексты,любой литературный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок 7 класс581.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения "Давление твердых, жидких и газообразных тел"    

         «Блажен, кто явственно узрел       Хотя бы скорлупу природы».         Гете                                                                                                                                  

Оборудование:

на столах в поддоне  1.динамометр, брусок, линейка.

                                      2.стакан с водой ,линейка                    

       на кафедре           1.Динамометр, брусок, линейка. Лего- кубики, танк,

                                               2.Стакан с водой, линейка,

                                               3.Насос, шарики

                                               4.Бутылка пластмассовая, горячая вода, Бутылка, бумага , спички, яйцо.

                                               5.Сосудс водой, с раствором соли, картофелина. Мяч, резиновая игрушка

            на доске:          Эпиграф. Тема урока.  

                Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках и закрепить свои знания на практике . Подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем  уроке. Тетради открыли, на полях записали число, записали тему урока "Давление твердых, жидких и газообразных тел" .   Мы с вами  уже проводили уроки с демонстрациями, лабораторные  работы и уроки решения задач, а сегодня попробуем объединить их.    

  И так, начинаем.    (читает учитель)  "Дождь льет  как из ведра, ужас что такое!   И вдруг,                                                                                                                                      в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять.  У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса.  "Ну, это мы узнаем!" - подумала старая королева,  ничего не сказала, и пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки еще двадцать перин из гагачьего пуха. На этой постели и уложили на ночь принцессу.
  Утром ее спросили, как ей спалось.  Ах, ужасно плохо!- отвечала принцесса.- Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое ..."  

Не будем продолжать! Это что за сказка?      Правильно, «Принцесса  на горошине».                                                                                                  Вопросы:      

  1. Почему она испытала неудобство, лежа на перине, под которой  были положены  такие

                              маленькие горошины?   (Принцесса оказывала давление на эту горошину.)                                                  

  1. Как рассчитать это давление? Записываем в тетради. (p = F/S)
  2. В каких единицах измеряется  давление?  (Па)
  3. Из каких единиц состоит  она?    (Па = Н/м2)

 Опыт 1.    У вас на столе есть бруски, динамометры и линейки. Определим  давление  бруска на стол.  

 План выполнения: (записываем измерения в тетради)

  1. С помощью динамометра измерим вес бруска.    
  2. Измерим линейкой длину и ширину бруска. Вычислим площадь грани. Выразим в 1 см2= 0,0001 м2
  3. Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле.
  4. Назовите, какие получились значения? (Запись на доске)  

Вопросы к демонстрации

  1. Посмотрите на эти башенки .Какая из них оказывает наибольшее давление? Почему?                                
  2. Для чего у танка делают  гусеницы?
  3. А когда нужно увеличить давление?(острый нож, лопата....)

Вопросы:  Но не только твердые тела нас окружают.

  1. В каких еще состояниях может находиться вещество?
  2. А  они  могут оказывать  давление? (каждый верхний  слой давит на нижний)
  3. От чего будет зависеть давление жидкостей и газов на  дно сосудов?(От  плотности жидкости или газа,  высоты их столба   P=pgh)

Опыт 2.      План выполнения   (результаты  записываем в тетради)

  1. Возьмите стаканчик с водой,  
  2. Измерьте высоту столба жидкости в нем, выразите  в  м,  
  3. Рассчитайте давление, производимое водой на дно сосуда

Вопросы к демонстрации 

Вот у меня есть насос и шарики.  Помощники,  накачайте и надуйте шарики.

  1. Почему форма шаров такая правильная?
  2. Закон Паскаля. Как он читается?

Вопросы:  Ученые говорят:"мы живем на дне  воздушного океана"

  1. Как вы это понимаете? (Атмосфера). Слово «атмосфера» введено М.В. Ломоносовым.
  2. Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление- давление, оказываемое атмосферой Земли   на все  находящиеся на ней предметы).
  3. Почему молекулы не падают на Землю под действием силы тяжести? (Беспорядочно и непрерывно движутся)
  4. А почему молекулы не улетают в мировое пространство? (чтобы покинуть планету,необходимо иметь скорость около 11,2 км/с)

 Вопросы к демонстрации

…И горы встают перед ним на пути,    И он по горам начинает ползти,

  А горы все выше, а горы все круче,     А горы уходят под самые тучи.

  «О, если я не дойду,                              Если в пути пропаду,  

 Что станет с ними, с больными  ?        С моими зверями лесными?

Почему Айболит боится не дойти? (С высотой давление уменьшается)

Убедимся в существовании атмосферного давления.

План выполнения:

1.Наливаю горячую воду в бутылку,

2.Выливаю,закрываю пробкой, оставляю.......  

 А пока:

1.Берем  пустую бутылку, ставим на нее яйцо.(ничего не происходит)

2. Поджигаем  бумагу, бросаем в бутылку, ставим яйцо. (Яйцо "протискивается " в бутылку) А пока:

3.Наливаю в стаканчик воды, закрываю листком бумаги и переворачиваю вверх дном.

 Выводы :

1.Давление сверху больше ,чем внутри, т.к. при горении  газ выходит из бутылки .

Вернемся к предыдущему опыту:

2.Почему бутылка изменила свою форму?(давление внутри меньше, чем снаружи) .

3.Давление воздуха снизу удерживает листок, и вода не выливается

А теперь загадки:                                                              

1. Кто современникам на удивленье  

    Измерил атмосферное давление?        (Торичелли)  

2. Чей опыт удивил людей

    Потребовав 16 лошадей.
   Когда и где он сделан был
   И в чем людей он убедил?               (Герике, Магдебург, 1 мая)
3.Сумел, кто вскоре догадаться,
   Что, если на гору подняться,
   Давление будет уменьшаться?          (Паскаль)
4. Поднимаемся мы в гору,
   Стало трудно нам дышать,
   А какие есть приборы,
   Чтоб давленье измерять?                    (Барометр)
А чему равно нормальное атмосферное давление? 760 мм рт.ст.  или  100.000 ПА

             

Идем Дальше :Чтобы вдохнуть воздух, человек с помощью мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух при этом входит в легкие?

 

(Когда объем грудной клетки увеличивается, в легких создается область   пониженного  давления, и атмосферный воздух через рот, нос входит в легкие, - происходит вдох.  При выдохе   уменьшается  объем грудной клетки, при этом давление воздуха в легких возрастает и воздух выходит ). 

Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику: (сидя за столом)

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

3-е упр. Глубоко вдохнуть , медленно выдыхаем  

Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день, потому что так обогащаются  кислородом из воздуха ваши внутренние органы и мозг.

Продолжаем:

Наша Таня громко плачет,

уронила в речку мячик,

Тише, Танечка, не плачь,

не утонет в речке мяч.

 План выполнения:

 Опускаем в сосуд мяч, игрушки.  Мяч не тонет, игрушка всплывает

Вопросы к демонстрации

  1. Запишите  формулу  выталкивающей силы, назовите , от  чего она  зависит. (F=pgV)
  2. Как еще можно вычислить выталкивающую силу?   (F(арх)=F(возд)-F(жид).
  3. Кто помнит,  почему Архимед кричал ЭВРИКА?

План выполнения:

1. В стакан с водой  опускаю картофелину. Она тонет

2. А теперь опускаю ее в такой же стакан ,но она не  тонет.

3. Как можно объяснить происходящее? (очевидно плотность этой воды другая)

Ну вот, мы и подошли к концу урока. Мы с вами повторили следующие вопросы:

1.Давление твердого тела на опору

2.Давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда,

3.Давление атмосферы

4.Выталкивающую силу .

 И в заключение нашего урока   мы подготовили вам сюрприз: действующую модель  фонтана, изготовленную мальчиками.  

  А теперь,помощники, раздайте  свистульки, наборы для выдувания мыльных пузырей, "языки", воздушные шарики. А ну ка, все вместе, для завершения урока, покажем друг другу, как "работает" атмосферное давление в этих игрушках!

 И закончить урок я хочу словами  русского поэта  Ф. Тютчева

     «Не то, что мните вы, природа .

       Не слепок, не безликий лик,-

         В ней есть душа, в ней есть свобода.

         В ней есть любовь, в ней есть язык».        

Оценки за урок......

Запишите  домашнее задание:

1) Запишите эпиграф урока,и на отдельном листочке  напишите, как вы понимаете эти строки.

 2) Повторить  все формулы, которые мы сегодня вспомнили, знать явления, о которых   мы говорили и примеры проявления их в быту, природе, технике. Не забудьте о контрольной работе.

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...