Презентация "Линзы. Оптические приборы."
презентация к уроку (физика, 8 класс) по теме

Дан обзор различных видов оптических приборов, начиная с линзы и заканчивая телескопом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_opticheskie_pribory.pps2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА «Оптические приборы»

Слайд 2

Цели Образовательная: познакомить учащихся с устройством и принципом действия оптических приборов. Развивающая : развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли. Воспитательная: формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности.

Слайд 3

Содержание: Линза Лупа Фотоаппарат Телескоп Проверь себя Ответы Релаксация Домашнее задание Список источников

Слайд 4

– это устройства, в которых излучение какой-либо области спектра (ультрафиолетовой, видимой, инфракрасной) преобразуется (пропускается, отражается, преломляется, поляризуется) для нормального восприятия их человеческим глазом. Оптические приборы

Слайд 5

Линза от немецкого Linse, от латинского lens – чечевица. меню Оптически прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями

Слайд 6

меню Первое упоминание о линзах можно найти в древнегреческой пьесе Аристофана ” Облака ” , где с помощью выпуклого стекла и солнечного света добывали огонь.

Слайд 7

меню Выпуклые линзы бывают: Двояковыпуклые (1) Плосковыпуклые (2) Вогнуто-выпуклые (3)

Слайд 8

меню Вогнутые линзы бывают: Двояковогнутые (4) Плосковогнутые (5) Выпукло-вогнутые (6)

Слайд 9

меню Основные обозначения в линзе

Слайд 10

меню Фокус линзы Если на линзу направить пучок параллельных лучей , то после преломления лучи пересекут оптическую ось в одной точке. Эта точка называется фокусом линзы. У каждой линзы два фокуса- по одному с каждой стороны. Расстояние от линзы до ее фокуса называют фокусным расстоянием и обозначают буквой – F . Выпуклая линза собирает лучи, идущие от источника, поэтому выпуклая линза называется собирающей.

Слайд 11

меню Мнимый фокус Пустим параллельный пучок лучей на вогнутую линзу и увидим, что лучи выдут из линзы расходящимся пучком. Если такой пучок лучей попадет в глаза, то наблюдателю будет казаться, что они вышли из точки F . Эта точка называется – мнимым фокусом . Такую линзу называют рассевающей.

Слайд 12

меню Построение изображения в линзе: Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления идет через фокус линзы. Луч, проходящий через оптический центр линзы не преломляется. Луч, проходя через фокус линзы после преломления идет параллельно оптической оси.

Слайд 13

Преломляющую способность линзы характеризует оптическая сила линзы. Это величина, обратная фокусному расстоянию. Обозначается: D . D = Единица измерения – 1 диоптрия (дптр) 1 диоптрия – оптическая сила такой линзы, у которой фокусное расстояние равно 1 м. Рассчитать: 1. Оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой равно 20 см. (5 дптр) 2. Оптическая сила линзы составляет - 2,5 дптр. Какая это линза и чему равно её фокусное расстояние? (- 40 см) 3. Оптическая сила фотоаппарата рав- на 18 дптр. Определите фокусное расстояние объектива. (5,6 см). Оптическая сила линзы

Слайд 14

Традиционное применение линз: – бинокли, телескопы, проекционные аппараты, – оптические прицелы, – теодолиты, микроскопы, лупы, – фотовидеотехника. Другая важная сфера применения линз – офтальмология, где без них невозможно исправление недостатков зрения – близорукости и дальнозоркости, астигматизма и др. Линзы используют в очках и контактных линзах.

Слайд 15

Лупа — короткофокусная двояковыпуклая линза или система линз, действующих как одна собирающая линза. Лупа предназначена для увеличения угла зрения.

Слайд 16

Подбирают положение лупы между глазом и предметом так, чтобы видеть резкое изображение предмета. Оно получается мнимым, прямым, увеличенным и находится на расстоянии наилучшего зрения ( d 0 = 25 см). Лупу помещают близко к глазу, а предмет располагают между лупой и ее передним фокусом.

Слайд 17

Проекционный аппарат предназначен для увеличения изображения, нанесенного на прозрачную основу. Источник света освещает пластинку с изображением. Проходя через нее, лучи света преломляются в системе линз, из которой выходят расходящимся пучком.

Слайд 18

Устройство проекционного аппарата.

Слайд 19

Этот рисунок взят из старинного манускрипта. На нём изображена камера – обскура, с помощью которой в 1544 г. наблюдалось солнечное затмение. камера обскура Изобрел Ибн-аль Хасам 965 – 1039 г.

Слайд 20

Фотоаппарат. Фотография (греч.) – рисование светом, светопись Первые в мире снимки -) Снимок Ньепса 1826 г.- закрепил «Солнечный рисунок» -) Снимок Тальбота 1835 г. – зафиксировал солнечный луч

Слайд 21

-) Снимок Дагера 1837 г. – открыл надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на чувствительной к свету серебряной пластине -) Снимок Фрицше Май 1839 г. - выполнил снимок по способу Тальбота

Слайд 22

Фотоаппарат. Построение изображения в фотоаппарате Изображение действительное, уменьшенное и обратное (перевернутое) При фотографировании предмет располагается на расстоянии, большем фокусного расстояния объектива. Любой фотоаппарат состоит из: светонепроницаемой камеры, объектива (оптического прибора, состоящего из системы линз), затвора, механизма для наводки на резкость и видоискателя.

Слайд 23

Микроскопы – приборы для изучения очень мелких объектов. Возможное увеличение - до 1000 раз. F окуляра >> F объектива

Слайд 24

Современный оптический микроскоп с цифровой видеокамерой. Эритроциты в оптическом микроскопе. Микроскоп применяют для получения больших увеличений при наблюдении мелких предметов.

Слайд 25

Телескоп В чём отличие оптических схем? Телескоп - прибор для наблюдения очень удалённых объектов (он увеличивает угол зрения).

Слайд 26

Рефлектор Рефрактор Телескопы

Слайд 27

Ход лучей в телескопах Телескоп - рефлектор Телескоп - рефрактор

Слайд 28

Радиотелескопы Преимущества : Позволяют «видеть» много небесных объектов . Улучшение качества и увеличение количества данных

Слайд 29

«Глаз….Кто бы мог подумать, что столь тесное пространство способно вместить в себя все образы Вселенной?» Леонардо да Винчи Глаз как оптический прибор

Слайд 30

Строение глаза человека 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Передняя камера Хрусталик (16-20 дптр) Радужная оболочка Роговица (40 дптр) Связки хрусталика Мышцы глаза Стекловидное тело (3 – 5 дптр) 8. Белочная оболочка 9. Сосудистая оболочка 10. Пигментный слой 11. Сетчатка 12. Жёлтое пятно 13. Слепое пятно 14. Зрительный нерв

Слайд 31

Как мы видим… Изображение действительное, уменьшенное и обратное (перевернутое).

Слайд 32

Какие бывают глаза Глаза различных животных приспособлены к их образу жизни и имеют разное строение, хотя принцип получения изображения един. 1 . Фотосеточный глаз мухи: изображение складывается как мозаика от каждой части. 2. Огромные (относительно их размеров) телескопические глаза глубоководных рыб улавливают очень слабый свет. 3 . Некоторые глубоководные существа име- ют стебельчатые глаза, выдвинутые на от- ростках из головы. 4. Телескопический глаз птиц с выдвигаю- щимся глазным яблоком обеспечивает ост- рое зрение на больших расстояниях. 5 . Глаз зебры имеет большую светосилу (за счёт большего размера зрачка), но меньшее поле зрения, чем у человека. 6. Положение глаз и их форма обеспечивают человеку стереоскопическое зрение в пределах ~ 40 0 по вертикали и ~ 100 0 гори-зонтально

Слайд 33

Как воспринимают цвет разные животные? Что Вы знаете о дальтонизме? Так ощущает цвета человек (различает около 60 цветов). У собак чёрно – белое зрение. Летучие мыши в полной темноте ориентируются с помощью ультразвука, а цвета не различают. Пчела красную часть спектра не видит, но зато ощущает ультра- фиолетовый свет. Термоскопические глаза глубоководных кальмаров воспринимают только тепловые лучи и расположены по всей поверхности нижней части хвоста ПРИЧИНА различий? В разном строении головного мозга и принимающих свет рецепторов.

Слайд 34

Дефекты зрения… Миопия (или близорукость) и гиперметропия (или дальнозоркость)

Слайд 35

Особенности зрения… В чём причина? В чём секрет портрета, следящего за вами, откуда бы Вы ни смотрели на него? Об этом можно узнать из книги Я. Перельмана «Занимательная физика» Прямые, на самом деле, параллельны Перевернутые портреты Девушка или саксофонист?

Слайд 36

Особенности зрения…

Слайд 37

Проверь себя 1. У собирающих линз А) края толще середины; Б) края тоньше середины; В) края и середина одинаковы . меню

Слайд 38

2. Проходя через главный оптический центр линзы, лучи А) не преломляются; Б) преломляются; В) не отражаются.

Слайд 39

Фокусное расстояние линзы 0,5 м. Найти её оптическую силу? А) 0,5 дптр; Б) 5 дптр; В) 50 дптр; Г) 2 дптр.

Слайд 40

4. На рисунке изображена, находящаяся в воздухе стеклянная линза. Перед линзой находится предмет АВ . Отметьте какое из следующих утверждений правильное . А) линза рассеивающая; Б) Изображение предмета в линзе действительное; В) Изображение предмета в линзе увеличенное; Г) Изображение предмета находится между линзой и её главным фокусом.

Слайд 41

5. Изображение предметов на сетчатке глаза является А) действительное прямое; Б) мнимое прямое; В) действительное перевернутое; Г) мнимое перевернутое

Слайд 42

6.Изображение в фотоаппарате А) действительное прямое; Б) мнимое прямое; В) действительное перевернутое; Г) мнимое перевернутое.

Слайд 43

7. На рисунке представлен ход лучей в глазе человека. Какой дефект зрения наблюдается, какие линзы нужны для исправления этого дефекта . А) дальнозоркость, собирающие; Б) дальнозоркость, рассеивающие; В) близорукость, рассеивающие; Г) близорукость, собирающие.

Слайд 44

ОТВЕТЫ 1- Б 2- А 3- Г 4- Б 5- В 6- В 7- В меню

Слайд 45

Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси (персидский поэт)

Слайд 46

ВЫБЕРИТЕ СВОЙ ОТВЕТ 1. На уроке я работал Активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я Доволен / не доволен 3. Урок для меня показался Коротким / длинным 4. Мое настроение стало Лучше / хуже 5. Материал урока мне был Полезен / бесполезен меню

Слайд 47

Домашнее задание § 63, 64, 65 упражнение 9 ( 3, 5) меню

Слайд 48

Список источников И.Я. Ланина 100 игр по физике: книга для учителя. -М.: Просвещение,1995 Предметная неделя физики в школе / Н.П. Наволокова (и др.); под общ. ред. Ю.И. Ненашева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006 Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996 Физика: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2005 С.Я. Тихомирова, Б.М. Яворский Физика 11 класс – М.:«Мнемозина», 2008 А.П. Рымкевич Задачник по физике 9-11 класс – М.: Дрофа, 1998. Материалы интернет-сайтов: http://www.omc-sinergi.ru/ http://www.astronomynow.com/ http://www.astrolab.ru/ http://festival.1september.ru http://class-fizika.narod.ru/ меню


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мини-спектакль "Оптические приборы"

В разработке урока приняли активное участие сами учащиеся. Они сочинили сказку, придумали костюмы и оформление....

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...

урок физики. Глаз и оптические приборы

урок физики. 11 класс. Глаз и оптические приборы...

Открытый урок по теме Оптические приборы

Использование проектной деятельности в старших классах...

урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс

Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе....


 

Комментарии

Гейваронская Марина Михайловна

Большое спасибо за презентацию!