Обобщение опыта работы
методическая разработка по физике по теме

Кошелева Лидия Анатольевна

 

Роль самостоятельной работы

в развитии учебно - познавательной деятельности

учащихся с учетом современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с.Львовка Аркадакского района Саратовской области

Обобщение  опыта работы

Роль самостоятельной работы

в развитии учебно - познавательной деятельности

учащихся с учетом современных педагогических технологий

2010 – 2011

Методическое объединение естественно-математического цикла  работает над методической темой «Активная включенность  каждого учащегося в образовательный процесс».  В начале 2010-2011 учебного года были поставлены следующие задачи:

1. Активное использование ИКТ в образовательном процессе.

2. Усиление роли самостоятельной работы на уроках.

3.Продолжение внедрения предпрофильного обучения.

4.Организация подготовки учащихся к успешной сдаче экзаменов.

Работа ведется  по следующим направлениям:

  1. внедрение инновационных технологий;
  2. повышение квалификации учителей;
  3. участие в программе «Одаренные дети».

Этапы работы:

1. Базовая модель опыта.

2. Организация разнообразных самостоятельных работ.

3.Использование современных педагогических технологий.

1. БАЗОВАЯ  МОДЕЛЬ

 АКТУАЛЬНОСТЬ

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования особо остро встает проблема организации самостоятельной работы на уроках. Предлагаемый опыт работы является результатом практической апробации роли самостоятельной работы в развитии учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом современных педагогических технологий.

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

 Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более прочных знаний.

 ЛИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВТОРА

 •    вариативность самостоятельной работы в образовательном процессе;

•    практическая ориентация образовательного процесса с учетом современных педагогических технологий.

•    ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Сущность опыта заключается в повышении качества образования учащихся на основе развития учебно-познавательной деятельности уч-ся, которая обеспечивается:

•                     внедрением эффективных педагогических технологий и средств обучения;

•                     организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;

Направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно "добывать" необходимые им знания и навыки требует использования на уроках средств информационно-коммуникационных технологий.  Внедрение современных педагогических технологий позволяет развивать учебно-познавательную деятельность уч-ся , предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, увеличивая объем  самостоятельной работы уч-ся.

Использование информационных технологий в процесс обучения сельских школьников позволяет        обеспечить доступ к большому объему информации,      использовать образно- наглядную форму представления изучаемого материала,      осуществить поддержку активных форм обучения,    моделировать процессы и явления и т.д.

Для развития познавательного интереса учащихся  используются различные виды традиционных и  нетрадиционных уроков (урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции и т.д.),разработаны методические рекомендации по применению на уроках творческих заданий, разноуровневых тестов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.  Практика  показала, что  школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. У учащихся развито умение самостоятельно работать на уроке под руководством учителя.

 Использование информационных технологий.

Цели: - совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе за счет применения информационно-коммуникационных технологий;

- формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках физики и математики текстовую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков физики и математики и  во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал.

Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя  их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.

В  работе используются следующие  формы: доклады, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изученииучебного материала.

При работе над презентацией в программе Power Point  школьники должны провести  предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что позволяет избежать шаблонов в разработке творческого проекта.  

Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная  работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач. Использование  ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов иллюстрации, карты, схемы,  фотографии, справочный материал. В практике обучения  учащихся чаще всего используются  такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы.

Все эти годы прошли в постоянном поиске новых форм и методов обучения, изучаю и внедряю в учебный процесс опыт учителей-новаторов. В современной школе, в век новых технологий, учителю в процессе обучения и воспитания приходится осваивать современные образовательные, информационно-коммуникативные технологии и  педагогические технологии, которые активно  применяю в своей работе. Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

усиление мотивации учения;

улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийный урок можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.  С помощью мультимедийных средств можно использовать разнообразные формы организации учебно- познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Формы и место использования мультимедиа  на уроке зависят  от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Практика позволяет выделить некоторые  эффективные приемы применения:

1) При изучении нового материала.

2) На этапе актуализации знаний.

3) Для проверки знаний.

4) Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5) При закреплении изученных знаний на этапе самостоятельной работы.

6) Средство эмоциональной разгрузки.

Использование мультимедиа на уроках превращает их в творческий процесс, позволяет формировать и развивать учебно- познавательную деятельность школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса.                                                            Мультимедиа помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок. Наверное, многие согласятся, что на уроках в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мультимедийная система экономит время на уроке, повысит эффективность работы. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Информационно-коммуникационные технологии на данный момент теоретически и практически  освоены. Думаю, что и в дальнейшем я их продолжу применять.

Работа  в сельской школе , постоянно связана с типичными сельскими проблемами: разноуровневым контингентом  учащихся, снижением в последние годы познавательной активности и интереса к результатам обучения. Но в своей работе часто использую нетрадиционные методы обучения.  Cчитаю, что не обязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось советской и российской школой. Поэтому в своей работе сочетаю классические методы обучения с новыми информационными технологиями, которые существенно дополняют и поддерживают традиционное обучение.  Большое внимание уделяю работе, как с сильными, так и с отстающими учениками, проводя дополнительные занятия, консультации.  После прохождения курсов в 2010 году по темам «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в учебной деятельности», «Подготовка тьютеров для организации и проведения занятий в рамках курсов повышения квалификации»  стала применять новые формы работы. Это, например,  использование на уроках электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для себя сделала вывод, что при их использовании уч-ся лучше усваивают учебный материал, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. Для развития творческих способностей использую игры, ребусы, кроссворды, занимательные и нестандартные задачи, различные виды работ по физике и математике. Развиваю логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, практикую проведение  игр на уроках. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную деятельность учащихся. Любая загадка нуждается в анализе даже тогда, когда дети уже разгадали ее правильно. Опыт показывает, что отгадки могут быть случайными. Загадки использую только физики и математики. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, аккуратно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Теоретически знакома со многими учебно-методическими комплектами. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций. Главное в своём педагогическом опыте, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом уч-ся. И мои ученики учатся самостоятельно работать.

Слежу за лексиконом, правильным произношением своих учеников. Разработаны различные виды работ с текстом, имеются памятки: рассказ о приборе, о физической величине, о законе. Отвечаем на вопросы: Что? Где? Когда?

В преподавании математики и физики  уделяю внимание формированию у учащихся осознанных и прочных  навыков вычислений, знаний основных формул. Много времени отвожу обучению решению текстовых задач, стараюсь, чтобы каждый урок математики, проведённый мною, остался у них в памяти, понравился, был познавательным. Этот предмет трудный, на каждом из  моих уроков математики применяю устный счёт. Во время устного счёта дети настраиваются на ход урока. Помогает мне в этом использование компьютера при подготовке к урокам математики. Хочу сказать, что в настоящее время не все учащиеся любят работать самостоятельно. Каждый решает только задание, предложенное ему, но попробовать свои силы при выполнении более сложного задания хотят не все. Вся эта работа в настоящее время не даёт хорошего процента качества по предмету «математика». Не отчаиваюсь, стараюсь научить детей самостоятельно добывать знания.

Программный материал все учащиеся усваивают. В данный период неуспевающих нет.

        В общении с коллегами поддерживаю нормальные отношения: если надо – помогу, если не знаю что-то – спрошу. Являюсь руководителем МО учителей  естественно-математического цикла. Опыт работы обобщаю  на школьном уровне.

          Совершенствование педагогического и методического мастерства невозможно без самообразования. Регулярное  изучение научно-методической и учебной литературы  необходимо  учителю в современных условиях. Совершенствование психолого–педагогической деятельности позволяет мне  избегать конфликтных ситуаций, находить новые подходы к учащимся, определять поле деятельности для сотрудничества  ученика-педагога-родителей.    Начав работать в МОУ - СОШ, столкнулась с такой проблемой: разный уровень подготовки уч-ся.  Кроме того , использую в работе такие самостоятельные задания, в которых обучающиеся могут выбирать для себя посильные задания. Такая работа позволяет «сильным» обучающимся реализовать свои возможности, а «слабым» почувствовать себя увереннее.

Свою деятельность считаю результативной, но для совершенствования своего педагогического мастерства необходим дальнейший профессиональный рост. В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

 В организации образовательного процесса:

-продолжить изучение и использование современных педагогических технологий;

- активно использовать электронные образовательные ресурсы нового поколения;

- продолжить эффективную организацию самостоятельной работы учащихся.

 В самообразовании:   продолжить изучение передового педагогического опыта,

изучить тему " Тьюторское сопровождение  индивидуальной профессиональной карьеры

учителя».

13. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.

14. Харламов И.Ф.  “Педагогика” - Мн., 2002.

15. http://school-collection.edu.ru,

http:// physics.upon.ru.

 http://class-fizika.narod.ru/8_33.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b795e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

http://get.adobe.com/flashplayer/

http://festival.1september.ru/articles/511332/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...