Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения
статья (физика) на тему

Черепкова Яна Юрьевна

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования контрольно-оценочного звена обучения физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty__cherepkovoy_yany_yurevny.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  Черепковой Яны Юрьевны :

«Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения»

  Уроки –зачеты можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования контрольно-оценочного звена обучения физике.

   Их использование позволяет прежде всего перенести центр тяжести в оценке знаний и умений учащихся на конечные результаты обучения ; не устоявшееся ,подчас фрагментарное или даже противоречивое , а более или менее целостные комплексы знаний, связанные с конкретными темами и заключительными этапами их изучения.

   Проведение зачетов исключает образование пробелов в знании учеников и обеспечивает относительную объективную оценку их знаний ,формирует у них четкое представление о взаимообусловленности изучаемых явлений.

    Благодаря применению уроков –зачетов можно добиться существенного уменьшения различного рода опросов , вынуждающих учащихся ,особенно «малочисленных» классов , находится в состоянии постоянной готовности к ответу на протяжении всего урока.

    Мною практикуются различные виды зачетов :

  1. Текущий и тематический
  2. Зачет-практикум
  3. Дифференцированный зачет
  4. Зачет-эксперт и т.д.

При их проведении использую различные формы организации деятельности : зачет в форме экзамена, ринга , конвейера , общественного смотра знаний , аукциона.

Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий , выносимых на зачет , то его принято называть открытым, в противном случае закрытым.

   Раскрою некоторые особенности проведения зачетов.

Экзамен-зачет принимают  несколько комиссий , в состав которых входят как минимум два сильных ученика данного класса или несколько учеников из разных параллелей. Учащиеся сдают  экзамена членам комиссии по билетам, составленным из вопросов к зачету .

Групповой зачет  . Класс делится на несколько групп , состоящих из учащихся с разным уровнем подготовленности . Раздаются карточки с заданиями , число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачета должны быть взаимосвязаны , тогда у учащихся сложится полное представление об изученной теме. Учащиеся по очереди отвечают на свои вопросы . Члены группы внимательно слушают , исправляют , дополняют и коллективно оценивают ответ.

Зачет –карусель   («конвейер», круговой) принимают члены комиссии . Но каждый из них выслушивает только один вопрос . Учащиеся заполнят на себя зачетные листы в которых указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге по общим баллам  ставятся итоговые оценки.

Поэтапный зачет , его особенность в том , что ученик –консультант принимает зачет у одноклассников только по определенному вопросу . Учащийся переходит от консультанта к консультанту зарабатывая баллы, а затем по среднему арифметическому выставляется итоговая оценка. Проведение данного типа зачета возможно в классе с наличием сильных учеников , способных быть экзаменаторами.

Зачет- аукцион , где определенную сумму баллов получает ученик , последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.

  При построении урока- зачета следует учесть и прежде всего грамотно использовать те дополнительные возможности в организации учебно- познавательной деятельности , которые имеются у учителя. Речь идет о широкой дифференциации учебной работы , личностном общении с каждым учеником класса , упрощении руководства самостоятельной работой школьников , организации контроля и самоконтроля.

   Рассмотрим более подробно основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета. Проводится он как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступаю к её изложению , учитель сообщает о предстоящем зачете , его содержании , особенностях, сроках сдачи.

Учебные задания , предлагаемые учащимся на уроках –зачетах , можно разделить на три основные группы :

  1. Задания , успешное выполнение которых свидетельствует о прочности запоминания учеником учебного материала и правильности его воспроизведения
  2. Задания , успешное выполнение которых служит доказательством понимания учеником учебного материала и сознательного его использования
  3. Задания , успешное выполнение которых говорит о владении учеником изученными знаниями , умениями и навыками.

В совокупности учебные задания должны охватывать по существу весь изученный материал темы , по которой проводится урок-зачет. Они ни в коем случае не должны дублировать друг друга ни по содержанию , ни по степени детализации материала.

   В первую группу входят преимущественно вопросы репродуктивного характера , требующие от ученика воспроизведения основных физических фактов , формул , символов , определений ,формулировок законов и т.п.

Следует заметить , что многие учителя недооценивают значение таких заданий , отдавая предпочтение упражнениям на применение умений. На практике это может привести к негативным последствиям, одним из свидетельств которых окажется наличие в классе учащихся , неплохо выполняющих физические опыты , но не имеющих объяснить словами свои действия и зачастую быстро утрачивающих приобретенные умения.

Разумеется , не следует и преувеличивать значение таких заданий или приписывать не свойственные им функции , ибо злоупотребление в обучении вопросами воспроизводящего характера , их универсализация неминуемо приводят к зубрежке , к формальному заучиванию текста учебника , что весьма негативно отражается на качестве физических знаний и умений.

Во вторую группу входят задания на прямое применение приобретенных знаний или умений , не требующее от учащихся мыслительной деятельности реконструктивного характера. Сюда относятся главным образом вопросы и задачи на правильность представлений учащихся, связанных с тем или иным фактом , явлением или устройством , а также на логичность рассуждений ,принципе действия устройства или механизма.

  Система таких заданий составляется по всему изученному материалу , но она должна быть менее детализированной по сравнению с предыдущей , а также предполагать интеграцию простейших представлений или взаимосвязанных умений в одном учебном задании.

 Третью группу составляют главным образом задания на применение знаний и умений в измененных ситуациях , требующее их реконструкции в соответствии с условиями задач , задания поискового , творческого характера. Эта группа малочисленнее предыдущих и не может претендовать на полный охват учебного материала темы , хотя бы потому , что для выполнения таких заданий необходим солидный запас времени.

    Правильное выполнение 60% заданий первой группы и такого же объема заданий второй группы будет соответствовать некоторому качественному состоянию знаний и умений , которое может быть оценено удовлетворительной оценкой.

    Успешное выполнение 75% заданий первой группы , такого же объема заданий второй группы будет свидетельствовать о более высоком уровне качества знаний и умений учащихся , который может быть оценен хорошей отметкой.

    Наконец, правильное решение 90%  заданий первой группы , такого же количества заданий второй группы и не менее трех четвертей заданий третьей группы будет свидетельствовать о еще более высоком качественном уровне знаний и умений школьников , который может быть оценен отличной отметкой.

     При проведении урока целесообразно разделить учащихся класса на три группы в соответствии с выбранными или программа А, В, С , каждая из которых обеспечивает наиболее благоприятные условия для достижения того или иного качественного уровня знаний и умений .

   Программа А  предполагает , что сначала учащиеся проходят собеседование с учителем по заданиям второй группы(2А), а затем выполняют задания первой группы . Тем кто верно выполнит 60 или 75 % заданий первой и второй групп , могут быть предложены задания третьей группы(3В) или (3С) для получения боле высокой оценки.

    Учащиеся , выбравшие программу В , сначала выполняют поисковые задания (3В), а затем проходят собеседование с учителем по заданиям (2В) и результатам работы на предыдущем этапе , а далее выполняют задания для самоконтроля.

  Программа С предполагает , что сначала ученики выполняют поисковые задания (3С) , затем задания для самоконтроля и, наконец, проходят собеседование с учителем по заданиям (2С) и результатам работы по предыдущим этапам.

На первых пора необходимо оказывать учащимся помощь в выборе наиболее подходящей программы.

 При таком построении урока-зачета на нем будет превалировать  индивидуальная работа ученика, чередующаяся с диалогическим общением с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Статья "Зачет,как форма контроля знаний"

Статья для молодых педагогов....

Использование электронных форм контроля знаний учащихся для повышения качества образования по информатике

Использование электронных форм контроля знаний учащихся для повышения качества образования  по информатике...

Статья НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования, т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном...

Тест как форма контроля знаний учащихся

Это статья,которая подтверждает актуальность тестирования как важной формы контроля знаний современного школьника....

Организация различных форм контроля знаний учащихся

Выступление на заседании районного МО учителей математики...