Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме

Шишкина Марина Николаевна

Представлена  статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра  "Физическое лото" по теме: "Изопроцессы",  для учащихся 10-х классов, которая на протяжение более десяти лет успешно используется автором в образовательном процессе по физике для активизации знаний учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Igrovaya_tehnologiya._Statya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гатчинская СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» учитель физики: Шишкина М. Н.

Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики

Одним из основных принципов в дидактике был и остаётся принцип активности учащегося в процессе обучения. Это понятие подразумевает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Не секрет, что для многих из нынешних школьников учебный труд превращается в тягостную повинность. Поэтому учителю необходимо преобразовывать образовательный процесс -  из однообразного скучного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в урочной и внеурочной деятельности. Более всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.

Активность школьников сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся.

  Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично входит постановка цели и ее достижение, планирование деятельности, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

При проведении уроков физики  мною часто используется игровая технология. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал при этом используется в качестве её средства. Урок при этом  приобретает элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания при этом связывается с игровым результатом.  Дидактические игры позволяют учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки.

Для школьников старших классов мною разработана деловая игра «физическое лото» по теме «Газовые законы» (10 класс). Она построена по принципу обычного лото, но вместо традиционных «бочонков» с числами используются пронумерованные карточки с заданиями (Приложение. Рис. 1). Игра может быть рассчитана на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся. Каждый играющий получает карту с ответами на 5 заданий, размещённых в квадратах (Приложение. Рис. 2) и контрольный листок аналогичного размера и разметки (Приложение. Рис. 3). Когда ведущий предъявляет задание, играющий должен найти в одном из квадратов на своей карте ответ и записать номер задания (предъявленной карточки) в аналогичный квадрат контрольного листка. Побеждает тот, кто нашёл большее число правильных ответов, или (как в обычном лото), кто первым заполнил все квадраты контрольного  листка.

Таким образом схема игры следующая: задание   поиск ответов на карте  фиксация найденного ответа в контрольном листке  новое задание.

Достоинством игры является то, что она может проводиться по трём уровням сложности, что позволяет использовать её в классах различного профиля и уровня подготовки. На первом уровне А учащимся в качестве заданий предлагаются карточки, на которых изображены графики изопроцессов  в определённых осях координат (Приложение. Рис.1). Карты ответов  (Приложение. Рис.2) маркируются по вариантам от А1 до А20 и содержат название участков графика изопроцесса для идеального газа и указание осей координат. Все карты ответов различны, и ответ на любые из заданий может встретиться у нескольких учащихся: например ответы на задание А №1 есть на картах А1, А5, А9.

На втором уровне сложности В1 в качестве задания предъявляется карточка с текстовым названием участков (от одного до четырёх) графиков изопроцессов и указанием осей координат (Приложение. Рис. 4). На картах ответов серии В даны графики изопроцессов  в осях координат Р(V), Р( Т), V(Т). Карты ответов маркированы от В1 до В20.

Задания третьего уровня сложности предлагаются на карточках серии В2, содержащих изображение графика в определённых осях координат. Учащийся в процессе игры должен найти на своей карте график данного процесса, перестроенный в других осях координат. Это непростая задача, но элемент соревновательности, присущий любой игре, ускоряет процесс овладения языком графиков, что немаловажно в физике.

Игра может быть использована при закреплении материала по данной теме; для проведения зачёта по теме; в качестве итогового повторения. Её можно проводить и на уроке и как внеклассное мероприятие, в рамках «недели физики» в школе.

 

Приложение

А 1        

№ 4    

               Рис. 1

А 2

1-2 изотерма

2-3 изохора

3-1 изобара   Р(Т)

1-2 изохора

2-3 изотерма

       Р(Т)

1-2 изотерма

2-3 изобара

3-1 изохора   V(Т)

1-2 изобара

2-3 изохора

3-1 изотерма  V(Т)

1-2 изотерма

2-3 изобара

3-1 изохора   Р(V)

                           Рис. 2

А 2

 Иванов С. 10

                Рис. 3

В I

№ 1            1-2 изотерма

                    2-3 изохора  Р(V)

                Рис. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

В презентации рассмотрена коммуникативная технология Е.И.Пассова, её основные аспекты и функции....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках музыки

На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно воор...

Технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии ).

Требования к оТребования к организации игр в процессе обучениярганизации игр в процессе обучения...

Использование современных педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся во внеурочном процессе.

  В системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей идеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие, на активизацию и интенсиф...

Эссе на тему: «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». (На примере проектной технологии)

XXI век, бесспорно, можно считать веком высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. Недаром слово «технология» является сегодня одним из самых часто употребляемых. Без техн...

Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”

Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....