РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Зеленая» экономика» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов
рабочая программа по естествознанию (10, 11 класс)

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся - личностного образования, становление которого предполагает:
- формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.);
- осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов;
- умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира;
- развитие экологического сознания (системы представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, восприятие природных объектов как партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой);
- развитие экологического мышления - гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделирование и прогнозирование развития окружающей среды;
-эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете;
- выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «природа-общество».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_10-11_zelenaya_ekonomika_1.docx94.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

учителей естественнонаучных  предметов

предметов от _______

№ _________________

ПРИНЯТА

и рекомендована к

утверждению

решением заседания

НМС, протокол

от _____________

УТВЕРЖДЕНА и

ВВЕДЕНА

в действие приказом МОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №5 г. Надыма»

от ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса «Зеленая» экономика»

для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

Срок освоения программы – 2 года (103 часа)

Составитель программы:

Зелевская А.С., учитель химии и биологии

Надым


Планируемые результаты обучения

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся - личностного образования, становление которого предполагает:

- формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.);

- осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов;

- умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира;

- развитие экологического сознания (системы представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, восприятие природных объектов как партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой);

- развитие экологического мышления - гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделирование и прогнозирование развития окружающей среды;

-эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете;

- выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «природа-общество».

Выпускник научится:

 понимать  и объяснять основные проблемы экологии;

 классифицировать природные условия и ресурсы;

 систематизировать виды природопользования; стихийное природопользование;

 устанавливать взаимосвязи природы, человека, общества;

 распознавать основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры;

 приводить примеры изменения характера природопользования в процессе развития;

 характеризовать особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;

 объяснять причины хищнического характера природопользования

 наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;

 оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;

 характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;

 приводить примеры отображения отношения человека, общества к природе в произведениях искусства и религии, в науке;

Цель курса: формирование у учащихся понимания теоретических аспектов взаимосвязей между экономической деятельностью человека и состоянием окружающей среды; а также формирование готовности у учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний экологического направления, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

Задачи:

  • создать представление о современном состоянии окружающей среды мира;
  • ознакомить с основными инструментами экологической политики на международном, региональном и национальном уровнях;
  • сформировать навыков использования экономических инструментов анализа окружающей среды.

Содержание курса «Зеленая» экономика»

Введение в курс. Динамика состояния окружающей среды в мире

Экономические и политические науки, изучающие окружающую среду. Экономика окружающей среды. Экологическая экономика. Зеленая экономика. Экономика природных ресурсов. Экономика природопользования. Нормативная и позитивная экономика окружающей среды. Экологическая политика.

Природная среда. Природные ресурсы и природные условия, взаимосвязь между ними. Виды природных ресурсов.

Основные тенденции в сфере окружающей среды мира. Ограниченность природных ресурсов. Увеличение нагрузки на окружающую среду. Трансграничный характер загрязнений. Политическая экология.

Основные экологические проблемы современности. Истощение озонового слоя. Монреальский протокол. Изменение климата. Рамочная конвенция ООН и Киотский протокол. Итоги первого периода Киотского протокола. Новое климатическое соглашение Потеря биоразнообразия. Кислотные дожди. Сведение лесов.

Практические занятия

Экологическая экономика и ее стратегические цели

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Современные масштабы экологической катастрофы

Демографический рост и окружающая среда. Устойчивое развитие.

Увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Тенденции роста населения. Экологические ограничения. Теория Мальтуса. Значение роста населения для экономики.

Кривая Кузнеца. Римский клуб. «Пределы роста». Понятие устойчивого развития. Широкое и узкое понимание устойчивого развития. Сильная и слабая устойчивость. Зеленый экономический рост и экологизация мировой экономики.

Показатели устойчивого развития. «Экологический след». Индекс устойчивости. Чистые скорректированные сбережения.

Практические занятия

Глобальные проблемы экологии.

Экологический след

Экономическая оценка окружающей среды

Экономическая оценка окружающей среды: биоцентрический и антропоцентрический подходы. Природный капитал и экосистемные услуги.

Методы экономической оценки окружающей среды. Выявленные предпочтения и скрытые предпочтения. Метод гедонистических цен. Метод транспортных затрат. Метод выявления компенсаций. Условно-опросный метод.

Практические занятия

Экономическая оценка земли

Экономическая оценка от загрязнения окружающей среды. Формирование состава эколого-экономического ущерба, возникающего в результате техногенной аварии

Экономика экологических проблем. Экстерналии. Трагедия общих ресурсов

Провалы рынка. Экстерналии. Регулирование экстерналий. Налог Пигу. Необходимость государственного вмешательства. Права собственности. Теорема Коуза.

Концепция общественного блага. Виды экономических благ. Общие ресурсы. Трагедия ресурсов общего пользования.

Практические занятия

Расчѐт затрат на озеленение модельного участка

Расчѐт убытков сельскохозяйственного производства

Инструменты экологической политики

Административные и рыночные инструменты экологической политики. Налоги на продукцию. Налоги на выбросы. Субсидии на сокращение выбросов. Технологические стандарты.

Учет неопределенности. Регулирование цен и количества выбросов: разница с учетом неопределенности. Вклад М. Вейцмана.

Бесплатное размещение квот и аукцион. Сравнительный анализ различных инструментов. Распределительный эффект.

Общие ресурсы. Рыбные ресурсы

Водные ресурсы. Дефицит пресной воды в мире. Водный стресс и водный кризис. Драйверы водной проблемы: факторы, действующие со стороны спроса и со стороны предложения. Особенности воды по сравнению с другими ресурсами. Торговля физической водой. Торговля виртуальной водой. Торговля технологиями. Размещение квот на пользование водными ресурсами. Международные речные бассейны. Водные конфликты в современном мире.

Рыбные ресурсы и их истощение. Причины истощения рыбных ресурсов. Система индивидуальных квот на вылов рыбы. Свободное размещение и аукцион. Опыт России. Морские заповедники.

Лесные ресурсы. Проблема сведения тропических лесов. Управление лесными ресурсами в странах мира.

Практические занятия

Оценка ущерба и возмещения убытков в результате сброса загрязняющих веществ в пресноводные водоемы.

Оценка ущерба и возмещения убытков в результате загрязнения атмосферного воздуха.

Расчет платы за загрязнение земель химическими веществами и несанкционированными свалками отходов

Инструменты климатической политики

Механизмы гибкости Киотского протокола. Механизм чистого развития. Проекты совместного осуществления. Торговля выбросами. Критика МЧР и ПСО.

Национальные и глобальные углеродные рынки. Европейская система торговли квотами: ее достоинства и недостатки.

Россия: состояние окружающей среды, роль в решении глобальных экологических проблем

Окружающая среда в России. Основные тенденции. Причины неблагоприятной экологической обстановки. Потенциал ее улучшения.

Влияние изменения климата на экономику России. Россия в международном климатическом регулировании. Россия и Киотский протокол. Участие России в подготовке пост-Киотского соглашения. Потенциал сокращения выбросов парниковых газов.

Россия и глобальные экологические проблемы. Природные богатства России. Россия: мировая свалка или гарант международной экологической безопасности?

Экологическая справедливость. Научно-технологический прогресс и окружающая среда

Внутренняя и инструментальная ценность экологической справедливости. Концепция максимина в отношении экологической справедливости. Справедливость между поколениями. Справедливость между странами. Справедливость между индивидами. Кто должен платить за сохранение окружающей среды?

Будущее окружающей среды. Научно-технологический прогресс и окружающая среда. Внедрение, коммерциализация, инновации. «Переломный момент» во внедрении зеленых технологий. Зеленые технологии в современном мире. Технологии двойного дивиденда. Философия «зеленого» будущего.

Практические занятия

Расчѐт эффективности природоохранных мероприятий

Метод экспертных оценок в планировании природоохранных мероприятий

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Всего часов

Из них

Аспект воспитания

Кр

(зачет)

ПР

10 класс

1

Введение в курс. Динамика состояния окружающей среды в мире

10

-

3

2

Демографический рост и окружающая среда. Устойчивое

развитие

12

1

2

3

Экономическая оценка окружающей

среды

13

1

2

Итого

35

2

7

11 класс

4

Экономика экологических проблем. Экстерналии. Трагедия общих

ресурсов

13

-

2

7

5

Инструменты экологической

политики

12

1

-

7

6

Общие ресурсы. Рыбные ресурсы

13

-

3

7

7

Инструменты климатической

политики

8

-

-

7

8

Россия: состояние окружающей среды, роль в решении глобальных

экологических проблем

10

-

-

6

9

Экологическая справедливость и

будущее окружающей среды

12

1

2

7

Итого

68

2

7

60

Приложение 1

Календарно тематический план

урока п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема урока

ЦОП

10 класс

Введение в курс. Динамика состояния окружающей среды в мире

Экономические и политические науки, изучающие окружающую среду.

Природная среда. Природные ресурсы и природные условия, взаимосвязь между ними. Виды природных ресурсов.

Основные тенденции в сфере окружающей среды мира

https://vawilon.ru/jekologicheskaja

Основные экологические проблемы современности

https://vawilon.ru/jekologicheskaja

Истощение озонового слоя. Монреальский протокол

https://vawilon.ru/jekologicheskaja

Изменение климата. Рамочная конвенция ООН и Киотский протокол

https://vawilon.ru/jekologicheskaja

Новое климатическое соглашение Потеря биоразнообразия. Кислотные дожди. Сведение лесов.

Практическое занятие Экологическая экономика и ее стратегические цели

Практическое занятие Природные ресурсы и рациональное природопользование

Практическое занятие  Современные масштабы экологической катастрофы

Демографический рост и окружающая среда. Устойчивое развитие

Увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

https://resh.edu.ru/

Тенденции роста населения. Экологические ограничения..

https://resh.edu.ru/

Теория Мальтуса. Значение роста населения для экономики

«Пределы роста».

Понятие устойчивого развития.

https://resh.edu.ru/

Широкое и узкое понимание устойчивого развития. Сильная и слабая устойчивость

Зачет №1

Зеленый экономический рост и экологизация мировой экономики.

https://resh.edu.ru/

Показатели устойчивого развития. «Экологический след»

https://resh.edu.ru/

Глобальные проблемы экологии.

Практическое занятие Демографические показатели населения

Практическое занятие Экологический след

Экономическая оценка окружающей среды

Экономическая оценка окружающей среды: биоцентрический и антропоцентрический подходы.

https://infourok.ru/

Природный капитал и экосистемные услуги.

Методы экономической оценки окружающей среды

https://resh.edu.ru/

Выявленные предпочтения и скрытые предпочтения

Метод гедонистических цен

http://zelenyshluz.narod.ru

Метод транспортных затрат

Метод выявления компенсаций..

http://zelenyshluz.narod.ru

Условно-опросный метод

Практическое занятие Экономическая оценка земли

Практическое занятие Экономическая оценка от загрязнения окружающей среды. Формирование состава эколого-экономического ущерба, возникающего в результате техногенной аварии 

Защита проектов, реферативных работ

Итоговый зачет

11 класс

Экономика экологических проблем. Экстерналии. Трагедия общих ресурсов

Провалы рынка

Экстерналии

http://zelenyshluz.narod.ru

Регулирование экстерналий

Налог Пигу..

Необходимость государственного вмешательства

Права собственности.

http://zelenyshluz.narod.ru

Теорема Коуза.

Концепция общественного блага

http://zelenyshluz.narod.ru

Виды экономических благ

Общие ресурсы..

Трагедия ресурсов общего пользования

http://zelenyshluz.narod.ru

Практическое занятие Расчѐт затрат на озеленение модельного участка

Практическое занятие Расчѐт убытков сельскохозяйственного производства

Инструменты экологической политики

Административные и рыночные инструменты экологической политики

https://infourok.ru/

Налоги на продукцию.

http://zelenyshluz.narod.ru

Налоги на выбросы

http://zelenyshluz.narod.ru

Защита проектов, реферативных работ

Зачет №1

Субсидии на сокращение выбросов. Технологические стандарты.

https://infourok.ru/

Регулирование цен и количества выбросов: разница с учетом неопределенности. Вклад М. Вейцмана.

Учет неопределенности.

Бесплатное размещение квот и аукцион

Сравнительный анализ различных инструментов..

http://zelenyshluz.narod.ru

Распределительный эффект

Общие ресурсы. Рыбные ресурсы

Водные ресурсы. Дефицит пресной воды в мире. Водный стресс и водный кризис

http://www.ecocommunity.ru

Драйверы водной проблемы: факторы, действующие со стороны спроса и со стороны предложения. Особенности воды по сравнению с другими ресурсами

http://edu.greensail.ru

Торговля физической водой. Торговля виртуальной водой.

http://edu.greensail.ru

Торговля технологиями. Размещение квот на пользование водными ресурсами

http://edu.greensail.ru

Международные речные бассейны. Водные конфликты в современном мире

http://www.ecocommunity.ru

Рыбные ресурсы и их истощение. Причины истощения рыбных ресурсов

http://edu.greensail.ru

Система индивидуальных квот на вылов рыбы. Свободное размещение и аукцион

http://edu.greensail.ru

Опыт России. Морские заповедники.

http://www.ecocommunity.ru

Лесные ресурсы. Проблема сведения тропических лесов.

http://www.forest.ru

Управление лесными ресурсами в странах мира

http://www.forest.ru

Практическое занятие Оценка ущерба и возмещения убытков в результате сброса загрязняющих веществ в пресноводные водоемы

Практическое занятие Оценка ущерба и возмещения убытков в результате загрязнения атмосферного воздуха

Практическое занятие Расчет платы за загрязнение земель химическими веществами и несанкционированными свалками отходов

Инструменты климатической политики

Климатическая политика, сущность, значение и инструментарий

http://www.ecocommunity.ru

Механизмы гибкости Киотского протокола

Механизм чистого развития

Проекты совместного осуществления

Торговля выбросами. Критика МЧР и ПСО

http://zelenyshluz.narod.ru

Национальные и глобальные углеродные рынки

Европейская система торговли квотами: ее достоинства и недостатки

http://www.ecocommunity.ru

Практическое занятие Оценка уровня комфортности климата отдельных территорий России

Россия: состояние окружающей среды, роль в решении глобальных экологических проблем

Окружающая среда в России. Основные тенденции.

http://www.ecocommunity.ru

Причины неблагоприятной экологической обстановки..

Потенциал ее улучшения  экологической обстановки

Влияние изменения климата на экономику России.

http://www.ecocommunity.ru

Россия в международном климатическом регулировании..

Россия и Киотский протокол. Участие России в подготовке пост-Киотского соглашения

Потенциал сокращения выбросов парниковых газов.

Россия и глобальные экологические проблемы.

http://www.ecocommunity.ru

Природные богатства России.

10

Россия: мировая свалка или гарант международной экологической безопасности?

http://www.ecocommunity.ru

Экологическая справедливость. Научно-технологический прогресс и окружающая среда

Внутренняя и инструментальная ценность экологической справедливости

http://www.ecocommunity.ru

Концепция максимина в отношении экологической справедливости

Справедливость между поколениями. Справедливость между странами.

Справедливость между индивидами. Кто должен платить за сохранение окружающей среды?

http://www.ecocommunity.ru

Будущее окружающей среды. Научно-технологический прогресс и окружающая среда.

Внедрение, коммерциализация, инновации. «Технологии двойного дивиденда.

http://www.ecocommunity.ru

Философия «зеленого» будущего

Переломный момент» во внедрении зеленых технологий. Зеленые технологии в современном мире.

http://www.ecocommunity.ru

Практическое занятие Расчѐт эффективности природоохранных мероприятий

Практическое занятие Метод экспертных оценок в планировании природоохранных мероприятий

Защита проектов, реферативных работ

Итоговый зачет

Приложение 2

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительных материалов

Контрольно-измерительные материалы разработаны на основании рабочей программы ФК «Зеленая»экономика».

Задания построены на материале тем, пройденных обучающимися.

Тест первого уровня рассчитан на узнавание раннее изученных определений, объектов, свойств. Максимальное количество баллов за правильный ответ каждого задания – 1 балл.

Тест второго уровня содержит задания, направленные на определение последовательности, требующей анализы изученного материала. Задания этого уровня обобщают знания, применяемые в стандартных ситуациях. При ответе на вопрос необходимо уметь подобрать необходимую технологию. Знать основные параметры и особенности процессов.  Максимальное количество баллов за правильный ответ каждого задания – 2 балла.

Тест третьего уровня содержит задания, требующие творческого подхода к их решению, создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности. При ответе на вопрос необходимо уметь анализировать ситуацию и находить решения поставленной проблемы. Максимальное количество баллов за правильный ответ каждого задания – 3 балла.

Максимальное количество баллов для теста – 15.

На проведение контрольного среза  предусматривается 40 минут. При этом на каждое задание первой части отводится 1-2 минуты, задание второй части – 2-3 минуты, а на задание третьей части 5-7 минут.

Уровень подготовки студентов при проведении контрольного среза оценивается в баллах: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»).

Критерии оценки ответов в балльном выражении следующие:

Количество набранных баллов

15-13

12-10

9 - 7

менее 7 баллов

Оценка

«5» «отлично»

«4» «хорошо»

«3» «удовлетворительно»

«2» «неудовлетворительно»

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации

Часть А

Часть А включает 10 заданий. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организм,  называют:

а) лимитирующим;                                        б) экстраординарным;

в) оптимальным;                                        г) фатальным.

А2. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) высоких концентраций оксидов азота;           в) жесткого ультрафиолетового излучения;

б) выбросов промышленных предприятий;       г) несгоревших частиц топлива

А 3. Богатства недр относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;           в) невозобновляемым природным ресурсам;

б) возобновляемым природным ресурсам;         г) вечным и неисчерпаемым природным ресурсам.

А4 Выберите из предложенных терминов ту пару, которая характеризует такое свойство почвы, как рН почвенного раствора:

а) рыхлая — плотная;                                              в) нормальная — кислая;

б) темная — светлая;                                               г) аэрированная — бескислородная.

А5. Непрерывно меняющееся состояние атмосферы у земной поверхности называют:

а) климатом;                        б) погодой;                        в) фактором;                        г) средой.

А6. На нужды промышленности и сельского хозяйства в наибольшей степени используют воды:

а) озер и прудов;                б) водохранилищ;                в) рек;                г) болот и каналов.

А7. Природные объекты и явления, которые человек использует в производстве, называют:

а) полезными ископаемыми;                                б) природными ресурсами;

в) потенциальными ископаемыми;                                г) невосполнимыми ресурсами.

А8. Эрозию, вызванную постепенным смывом поверхностного слоя почвы талыми водами и дождями в понижения, называют:

а) плоскостной;                б) ветровой;                в) струйчатой;        г) овражистой.

А9.Воды Мирового океана относят к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;        

б) невозобновляемым (исчерпаемым) природным ресурсам;

в) возобновляемым природным ресурсам;       г) частично исчерпаемым природным ресурсам 

А10. Основные принципы охраны окружающей природной среды изложены:

а) в Лесном кодексе;                 в) в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды»;

б) в Земельном кодексе;                г) во всех приведенных выше документах.

Часть В

В2. Установите соответствие: химические вещества – действие на организм

        1)соединения серы                а) канцерогенное

        2) угарный газ                б) раздражающее на дыхательные пути

        3) сажа                        в) силикоз легких

        4) двуокись кремния        г) нарушение процесса присоединения кислорода к эритроцитам

Часть С

С1 Осветите  причины, негативные последствия и пути предотвращения возникновения озоновых дыр

Список рекомендованных тем реферата, для допуска к промежуточной аттестации

  1. Какие уроки можно извлечь из пари П.Эрлиха и Дж. Саймона?
  2. В чем заключаются противоречия концепции сильной устойчивости?
  3. Отражает ли экологическая кривая Кузнеца ситуацию в современном мире? (на примере конкретной экологической проблемы)
  4. Опровергает ли пример Науру концепцию слабой устойчивости?
  5. Развивается ли мир в соответствии с концепцией слабой устойчивости?
  6. Эволюция концепции «устойчивого развития»: с доклада Брундтланд до наших дней
  7. Как объективно оценить «экологический след» человеческой деятельности?
  8. Различия между использованием показателей «готовность платить» и «готовность принять компенсацию» при экономической оценке объектов окружающей среды
  9. Оценка объекта окружающей среды методом транспортных затрат (на примере какого-либо объекта окружающей среды).
  10. Оценка объекта окружающей среды методом гедонистических цен (на примере какого-либо объекта окружающей среды).
  11. Оценка эффективности условно-опросного метода оценки объекта окружающей среды (на одном или нескольких примерах).
  12. Достоинства и недостатки использования показателя чистых скорректированных сбережений (на примере конкретной страны).
  13. Трагедия общих ресурсов как модель истощения рыбных ресурсов в мире
  14. Применение теоремы Коуза для анализа глобальной экологической проблемы (на выбор студента)
  15. Применение анализа Э.Остром для анализа глобальной экологической проблемы (на выбор студента)
  16. В каких случаях локальные институты эффективны для решения трагедии ресурсов общего пользования?
  17. Является ли неопределенность прав собственности фактором неблагоприятной экологической обстановки в России?
  18. Могут        ли        административные        инструменты        экологической        политики        быть эффективными?
  19. Сравнительный анализ налога на выброс и системы cap-and-trade как инструментов климатической политики
  20. Перспективы внедрения национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в России.
  21. Насколько эффективна система индивидуальных квот на вылов в рыбном хозяйстве? (на примере конкретного региона)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе

Программа  факультативного курса  «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...

Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 5 класс.

Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кра...

Рабочая программа факультативного курса по химии для учащихся 8 класса "Избранные вопросы неорганической химии"

Предлагаемый курс рассчитан на формирование у учащихся 8 класса понимания количественных соотношений, которые характеризуют химические вещества и химические реакции, и выработку умений и навыков испол...

Рабочая программа факультативного курса «Литературный экран» (для учащихся 7 классов).

Программа факультатива составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.Согласно програм...