Программа по предмету "Основы финансовой грамотности" для 7,8 классов коррекционной школы.
рабочая программа по экономике (7, 8 класс)

Русских Наталья Константиновна

Программа по предмету "Основы финансовой грамотности" для учащихся 7,8 классов специальной коррекционной школы 8 вида. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Является авторской, экспериментальной образовательной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fg_russkih_2.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

«РАССМОТРЕНА»

Руководитель МО

Н.В. Белых

Протокол №        от

«        »        20    г.

«СОГЛАСОВАНА»

Заместитель директора школы по учебной работе

        Слонова А.В.

«        »        20        г.

«УТВЕРЖДЕНА»

Директор МБОУ Горковская СКОШ-И

         Е.А. Дитц

Приказ от «        »        20   г.

         

Рабочая программа

коррекционного курса внеурочной деятельности для обучающихся 7,8 классов с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Основы финансовой грамотности

на 2023 – 2024 учебный год

Составитель: учитель

Н.К. Русских

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе федеральной программы «Основы финансовой грамотности» 5-7 классы предметной линии учебников Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова;

«ВАКО» 2021.  

Рабочая программа учитывает требования Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) МБОУ Горковская СКОШ-И

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность заключается в умении разбираться в экономических вопросах и применять эти знания на практике. Умение распоряжаться деньгами является основой жизненной стабильности и материального благополучия.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся с ОВЗ на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде, ориентация на формирование ответственности  за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе в обучении, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

  • формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
  • создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
  • формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

  • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
  • глубже понять сущность экономических понятий и взаимосвязей;
  • овладеть умением получать и  осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения;
  • воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 2 года.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год (1 час в неделю).

I четверть – 8ч

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 9 часов

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения обучающимися с ОВЗ образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

  1. Методы диалога и полилога;
  2. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
  3. Игровые методы;
  4. Методы диагностики и самодиагностики;
  5. Информационно-коммуникационные технологии;
  6. Технологии коллективного метода обучения.
  7. Кейс-метод.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, ОСЖ, истории, обществознания.

Структура программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

По учебному плану на изучаемый материал отводится 1 час в неделю.

Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

- теоретическая часть

- практическая часть.

Теоретическая часть включает в себя:

- первичные экономические понятия;

- раскрывает причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических процессов;

- экономические правила грамотного потребительского поведения.

Практическая часть включает в себя:

- решение практических задач и ситуативных заданий на закрепление вводимых экономических понятий;

- использование различных источников информации;

-анализ полученных данных;

- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;

- грамотно выполнять реальные экономические расчёты.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты:

Личностными     результатами      изучения      курса      «Финансовая

грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными        результатами        изучения        курса        «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Что такое экономика?

1

2.

Основы хозяйственной жизни человека.

1

3.

Мини-проект «Хозяйственная деятельность в твоём посёлке, в семье».

1

4.

Экономические расчёты. Решение задач на простые экономические расчёты .

1

5.

Решение задач на экономические расчёты и планирование.

1

6.

 Зачем людям нужны деньги ?

1

7.

 Роль денег в экономике.

1

8.

Мини-проект «Из истории денег»

1

9.

 Творческая работа «Мудрость денег»

1

10.

 Решение прикладных задач на денежные расчёты.

1

11.

Решение прикладных задач на денежные расчёты.

1

12.

Инфляция.

1

13.

 Контроль знаний.

1

14.

Экономическая деятельность семьи.

1

15.

Источники семейных доходов.

1

16.

Решение задач на расчёт семейных доходов.

1

17.

Структура расходов семьи

1

18.

Решение задач на расчёт расходов семьи.

1

19.

Бюджет.

1

20.

Практикум «Планирование бюджета».

1

21.

Решение  практических задач на расчёт семейного бюджета.

1

22.

Финансовое поведение человека.

1

23.

Практикум «Учимся оценивать финансовое поведение людей».

1

24.

Контрольный урок.

25.

Банковские услуги

1

26.

Валюта в современном мире

1

27.

Вклады (депозит)

1

28.

Деловая игра: «Как спасти деньги от инфляции»

1

29.

Кредит. Залог

1

30.

Дискусия «Собственный бизнес – это»

1

31.

Налоги. Виды налогов.

1

32.

Социальные пособия и выплаты.

1

33.

Социальная поддержка семьи и человека.

1

34.

Контрольный урок.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Экономические системы и  их типы.

1

2.

Банковские услуги: кредит, депозит, ипотека, залог.

1

3.

Решение задач по теме «Вклад в банке».

1

4.

Решение задач «Арифметика кредитов».

1

5.

Банковские карты, банковский перевод, банковская ячейка.

1

6.

Контрольный урок.

1

7.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

8.

Экон-е последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов.

1

9.

Страхование. Страховая компания.Страховой полис

1

10

Страхование имущества, здоровья, жизни

1

11.

Плюсы и минусы страховых опреаций.

1

12.

Групповой проект «Защита от рисков потери денег»

1

13.

Аукцион знаний. Итоговое занятие.

1

14.

Основные понятия кредитования

1

15.

Виды  кредитов.

1

16.

Что такое кредитная история заемщика?

1

17.

Плюсы и минусы моментальных кредитов».

1

18.

Решение  задач «Арифметика кредитов».

1

19.

Контрольный урок.

1

20.

Кто такой потребитель ?

1

21

Классификация потребностей человека.

1

22.

Закон «О защите прав потребителя».

1

23.

Рынок и рыночные отношения.

1

24.

Ролевая игра «Виды и способы торговли».

1

25.

 Решение практических задач «Дешевле только даром».

1

26.

 Собственность. Виды собственности.

27.

Человек на рынке труда.

28.

 Решение задач на расчёт з/платы.

29.

Решение задач практического содержания.

1

30.

Контрольный урок.

1

31.

Проект «Моя финансовая программа»

1

32.

Проект «Моя финансовая программа»

1

33.

Защита проекта.

1

34.

 Итоговое занятие: Игра-викторина.

1

Раздел 5. Страхование

20.

Участники страхового рынка

1

21.

Личное страхование

1

22.

Страховые накопительные программы

1

23.

Мошенники на рынке страховых услуг

1

24.

Государственное пенсионное

страхование

1

25.

Профессиональные участники

пенсионной системы

1

26.

Негосударственные пенсионные

фонды: как с ними работать?

1

Раздел 6. Потребитель и закон

27.

Кто такой потребитель?

1

28.

Разнообразие человеческих

потребностей и их классификация

1

29.

Закон: «О защите прав потребителя».

1

30.

Что такое рынок?

1

31.

Ролевая игра «Виды и способы

торговли».

1

32.

Решение экономических задач

«Дешевле только даром».

1

33.

Качество товаров

1

34.

Итоговое занятие по курсу

1

ВСЕГО:

34 ч.

Учебно-методическое и материальное обеспечение:

  1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5- 7 классы общеобразовательных организаций. – М:ВАКО, 2021. – 280с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
  2. Финансовая грамотность: учебная программа 5-7 классы общеобразовательных орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.:ВАКО, 2018. -40с. (Учимся разумному финансовому поведению).
  3. Стариченко Т.Н., Экономика. Практикум.-М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
  4. Стариченко Т.Н.,Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6, 7 классов коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для обучающихся 6,7 классов специальной (коррекционной) школы VIII  вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида...