Экономическая игра для 7-9 классов.
олимпиадные задания по экономике (9 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Экономическая игра

«Экономические потери и достижения СССР в годы Великой Отечественной войны»

7-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическая игра

«Экономические потери и достижения СССР в годы Великой Отечественной войны»

Цель экономической игры: на основании статистических данных провести исследование по установлению ущерба и убытков, нанесенных стране во время Великой Отечественной войны, и результатов от проявления трудового героизма и патриотизма населения СССР.

Задачи игры:

  • развить экономическое мышление у участников экономической игры;
  • дать углубленное представление об ущербе, нанесенном войной экономике страны;
  • показать значение патриотизма и трудового героизма населения в процессе достижения Великой Победы;
  • способствовать формированию умения работать в малых группах и развитию исследовательских компетенций.

Концепция игры

Перед началом игры необходимо погрузить участников в смысловое значение федерального проекта «Без срока давности», объяснив его цели и задачи
(см. вступительное слово о проекте).

Международный экономический трибунал (жюри, состоящее из трех преподавателей) задает уточняющие вопросы участникам игры об экономических потерях СССР в Великой Отечественной войне.

Участники игры (студенты и школьники) делятся на две (3 и более) команды
по
пять человек в каждой.

Каждой группе выдается ОДИНАКОВЫЙ фактический материал и ПЯТЬ вопросов от экономического трибунала (см. перечень примерных вопросов). Ответы даются командами на основе анализа предоставленного участникам фактического материала.

Продолжительность экономической игры 60 минут.

На вступительное слово от экономического трибунала и раздачу заданий командам отводится 5 минут.

На ответы дается 35 минут.

15 минут жюри (Международный экономический трибунал) определяет победителя по критериям точности расчетов и полноты анализа. Можно за каждый правильный ответ давать 5 баллов (максимально), а затем подсчитывать количество баллов: у кого больше, тот и победитель игры.

Оставшиеся 5 минут выделяется на оглашение результатов игры.


Вступительное слово о проекте

Федеральный проект «Без срока давности» направлен на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов
и их пособников в период Великой Отечественной войны, установление обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.

Федеральный проект «Без срока давности» заключает в себе множество аспектов,
в том числе образовательный и просветительский, которые помогают вовлекать
в деятельность по реализации проекта детей и молодых людей.

В 2023 году Федеральное агентство по делам молодежи в рамках программы «Роспатриот» стало одним из ключевых организаторов мероприятий, приуроченных
к памятному дню – 19 апреля, который является Днем единых действий в память
о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами
и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

ФГБУ «Роспатриотцентр» совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова подготовили экономическую игру «Экономические потери
и достижения СССР в годы Великой Отечественной войны», направленную на подсчет
и измерение убытка, нанесенного стране в годы геноцида, а также проведения сравнительного анализа ущерба, который могут нанести такие события экономике
в современное время.


Примерные вопросы от экономического трибунала для 7 класса

(ответ подтвердите официальными данными из таблицы и / или расчетами)

  1. Каковы были экономические потери СССР на душу населения
    (по численности населения 1940 года) за все годы войны, в рублях. Сколько годовых начисленных зарплат 1940 года «стоила» война каждому рабочему и служащему?

  1. Найдите в Таблице и рассчитайте потери в 1942 году (в процентах,
    по сравнению с 1940 годом) основных экономических ресурсов. Потери какого из ресурсов оказались самыми значительными?

  1. Найдите в Таблице и рассчитайте сокращение в 1942 году (в процентах,
    по сравнению с 1940 годом) основных производств товаров и услуг. Какое из производств, в процентах потерь, пострадало больше остальных?

  1. Почему в тяжелейшем 1942 году, на фоне разорения и оккупации промышленно развитых регионов страны, где производилось 33% промышленной продукции, а также мобилизации более 20 млн человек (около 60% среднегодовой численности рабочих и служащих довоенного 1940 года), национальный доход упал «всего лишь» на 34%, а промышленное производство – на 23%? Ответ подтвердите статистическими данными.

  1. Почему, на ваш взгляд, посевные площади в 1942 году относительно
    1940 года сократились намного сильнее – в 1,7 раза, чем индекс физического объема основных производственных фондов – на 32%?

  1. Найдите в Таблице и тексте показатели, свидетельствующие о падении уровня жизни населения. На сколько процентов они изменились в 1942 году по сравнению с 1940 годом?

  1. На сколько процентов изменилась реальная среднемесячная заработная плата рабочих и служащих и реальные доходы населения в 1945 году по сравнению
    с 1940 годом:
  • по индексу государственных цен;
  • по индексу цен на городских колхозных рынках.

  1. Каким был дефицит / профицит государственного бюджета СССР накануне войны? Определите, в каком году бюджетный дефицит СССР был максимальным. Каким образом удавалось уменьшить бюджетный дефицит? В каких годах государственный бюджет СССР стал профицитным?

  1. Как изменялась доля расходов государственного бюджета на оборону
    в течение войны?

  1. Насколько значима была экономическая помощь союзников? Рассчитайте, сколько процентов от общих расходов на оборону страны составляли поставки США
    по ленд-лизу в 1941 – 1945 гг. (отдельно по годам). В каком году экономический вклад США в победу был наиболее весомым (в процентах от общих расходов на оборону)?

  1. Что можно сказать об изменении доли доходов государственного бюджета, формируемой за счет привлечения средств населения в виде налогов и займов, в течение войны?

  1. На сколько процентов вырос охват населения карточной системой распределения хлеба в 1943, 1944 и 1945 годах? Какой процент населения 1940 года
    был охвачен этой системой в конце войны? Можно ли сказать, что введение карточной системы (нормированного распределения товаров) снизило уровень жизни советских граждан во время войны?

  1. Заполните таблицу, основываясь на данных из текста. Насколько сбалансировано было питание населения страны в военные годы? Чем отличался рацион питания бойца Красной Армии от рациона питания солдата Вермахта?

Продукты

Годовая норма

потребления

Фактическое потребление в расчете на 1 чел

В военное время

2021 год

Бойцы Красной Армии

Рабочие

в тылу

военнослужащих Вермахта

Население РФ

Мясо и мясопродукты, кг

73

43,8

54,8

94

Молоко и молочные продукты, кг

325

-

20,8

265

Рыба и рыбопродукты, кг

22

36,5

нет сведений

22

Сахар и кондитерские изделия, кг

8

12,8

7,8

30

Картофель, кг

90

182,5

547,5

52

Хлеб и хлебопродукты,кг

96

379,6

277,4

90

Овощи и бахчевые, кг

140

116,8

133,2

101

Фрукты и ягоды, кг

100

-

нет сведений

72

Яйца, шт.

260

-

нет сведений

233

  1. Какие экономические решения помогли экономике СССР устоять? Перечислите наиболее важные из них, основываясь на предоставленном фактическом материале.

  1. Какие факторы обусловили увеличение производительности труда
    в промышленности в период Великой Отечественной войны?

Раздаточный материал

Самыми тяжелыми последствиями Великой Отечественной войны стали людские потери, составившие, по уточненным оценкам, 26,6 млн человек (или примерно 13,7 % численности населения СССР в 1940 году), из них более 13,6 миллионов – потери гражданского населения в период оккупации.

Ущерб, причиненный экономике и населению СССР за годы войны, оценивается
в 679 миллиардов рублей в ценах 1941 года. За время войны немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 миллионов зданий и лишили крова
около 25 миллионов человек; разрушили 31850 промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей, 4100 железнодорожных станций, 36 тысяч предприятий связи. Огромные потери понесло сельское хозяйство страны. Нанесен значительный ущерб культурному наследию: из 992 музеев СССР было разграблено
407. За годы войны из страны вывезено около 565 тысяч единиц хранения музейных ценностей.

Но страна героически боролась, работала, выживала. За период с 1 июля 1941 г.
по 1 января 1946 г. было построено 3500 новых и восстановлено 7500 крупных государственных промышленных предприятий, разрушенных во время войны. Городское население было переведено на нормированное распределение продовольственных
и промышленных товаров. С 1 сентября 1941 г. карточная система распределения продуктов была введена повсеместно. Выдача хлебных карточек населению производилась ежемесячно, а отпуск хлеба по ним — по соответствующим талонам
в пределах установленной нормы каждый день (400 – 800 грамм в зависимости
от категории населения), сахара с кондитерскими изделиями – 800 г в месяц, мяса – 1200 г на месяц, рыбы – 800 г в месяц.

В результате мобилизации в Красную Армию и оккупации ряда районов страны среднегодовая численность рабочих и служащих в экономике сократилась. Кадровая проблема решалась главным образом за счет мобилизации внутренних трудовых ресурсов, продления рабочего времени до 10–11 часов, замены ушедших на фронт мужчин женщинами, подростками и пенсионерами.

Страны Антигитлеровской коалиции поставляли ленд-лизу (давать взаймы
и сдавать в аренду, внаём) в нашу страну паровозы, станочное оборудование, броневой лист, железнодорожные рельсы, алюминий, медь, а также большое количество вооружений, особенно танков, самолетов и кораблей. Количество высокооктановых бензинов, используемых авиацией и поставляемых из США, Великобритании и Канады, было практически равно их внутреннему производству в СССР. С конца 1942 г. начало поступать продовольствие. Наиболее ощутимым было поступление мясных консервов. Среднегодовые же поставки зерна, крупы, муки (в пересчете на зерно) составили только 2,8% среднегодовых заготовок зерна в СССР.

Все поставки из США по ленд-лизу оплачивало казначейство США, возврат оставшегося исправного оружия и техники должен был производиться после завершения военных действий (по факту, разгрома Японии). Основными получателями поставок
по акту о ленд-лизе стали страны
Британского содружества наций и СССР.

Акт о ленд-лизе давал президенту США полномочия помогать любой стране,
чья оборона признавалась жизненно важной для его страны, без предварительной оплаты.
Закон о ленд-лизе предусматривал следующие условия:

  • переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны
    и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных
    займов);
  • в случае заинтересованности американской стороны неразрушенная
    и неутраченная техника и оборудование должны быть возвращены в США после войны.

Сможете ли вы увидеть за сухими цифрами экономической статистики, приведенными в Таблице, какие огромные экономические потери понесла страна
в те героические годы?


Динамика экономических показателей СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1940 – 1945 гг.

Показатели

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Население СССР

194,1

195,4

-

-

-

-

Национальный доход, в процентах к 1940 г.

100

-

66

74

88

83

Продукция промышленности, в процентах к 1940 г.

100

-

77

90

104

92

Посевные площади, млн га

150,4

108,1

87,7

94,1

109,9

117,6

Производство зерна, млн т

95,5

55,9

29,7

29,4

49,1

47,2

Наличие тракторов в сельском хозяйстве, тыс. шт.

530,8

363,6

312,7

365,9

373,6

397,2

Индекс физического объема основных производственных фондов, в процентах к 1940 г.

100

72,0

68,0

76,0

84,0

88,0

Эксплуатационная длина железных дорог, тыс. км

106,1

63,9

62,9

81,7

110,1

112,9

Грузооборот железных дорог, млрд тарифных т - км

415,0

386,5

217,8

238,8

281,3

314,0

Розничный товарооборотгосударственнойикооперативной торговли, включая общественное питание миллиардов рублей

175,1

152,8

77,8

84,0

119,3

160,1

Население, снабжаемое хлебом по карточкам, млн человек

38,1

41,8

47,2

52,8

Среднегодовая численность рабочих и служащих, млн человек

33,9

27,3

18,4

19,4

23,6

28,6

Среднегодовая численность женщин — рабочих и служащих, в процентах от общей численности рабочих и служащих

39

-

-

-

-

56

Среднегодовая численность лиц моложе 18 лет, в процентах от общей численности рабочих и служащих

6

-

15

-

-

-

Производительность труда в промышленности в расчете на одного работника, в процентах к 1940 г.

100

110

130

139

142

114

Доходы государственного бюджета, всего, млрд руб.

180,2

177,0

165,0

204,4

268,7

302,0

Доходы государственного бюджета за счет привлечения средств населения в виде налогов и займов, млрд руб.

20,1

22,0

44,6

63,0

81,5

72,3

Расходы государственного бюджета, всего, млрд руб.

174,3

191,4

182,8

210,0

264,0

298,6

Расходы государственного бюджета на оборону, млрд руб.

56,8

83,0

108,4

125,0

137,8

128,2

Денежная масса, включая денежную эмиссию, млрд руб.

19,4

34,7

45,8

57,4

64,5

Среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих, рублей

33,1

43,9

Денежные доходы населения, млрд рублей

228,3

484,1

Индексы государственных розничных цен на товары народного потребления, в процентах к среднегодовым ценам 1940 г.

100

104

131

150

185

205

Индексы цен на городских колхозных рынках, в процентах к 1940 г.

100

105

749

1311

1075

551

Импорт из США по ленд–лизу, млн руб.

51

3792

12964

19400

12755

Импорт из США за наличный расчет, млн руб.

152

242

52

21

25

Вклады населения в сберегательные кассы, млн рублей

7253

4960

4410

4405

5232

9001

Число призванных и мобилизованных, млн человек

-

15,4

5,3

5,9

4,6

0,6

Количество крупных эвакуированных предприятий, ед.

1523

150

-

-

-

Эвакуированное население, млн человек

-

10,4

8,0

-

-

-

Составлено по: Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. — М., 2020. — 299 с.


Решение:

  1. Каковы были экономические потери СССР на душу населения
    (по численности населения 1940 года) за все годы войны, в рублях. Сколько годовых начисленных зарплат 1940 года «стоила» война каждому рабочему и служащему?

Ответ (см. текст и Таблицу):

  • численность населения 1940 года - 194,1 млн чел. (из Таблицы)
  • из второго абзаца берем потери (679 млрд руб. в ценах 1941 года), делим
    на численность населения, получается
    3498,2 рубля на душу населения
  • среднемесячная заработная плата (из Таблицы) в 1940 году составляла
    33,1 руб., значит годовая
    – 397,2 руб.
  • война «стоила» потери 3498,2 / 397,2 = 8,8 годовых зарплат.

  1. Найдите в Таблице и рассчитайте потери в 1942 году (в процентах,
    по сравнению с 1940 годом) основных экономических ресурсов. Потери какого
    из ресурсов оказались самыми значительными?

Ответ (см. таблицу):

Участники игры должны знать, что к экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал:

  1. Труд: Среднегодовая численность рабочих и служащих сократилась на 45,7%
  2. Земля: Посевные площади сократились на 41,7%
  3. Капитал:
  • наличие тракторов в сельском хозяйстве сократилось на 41,1%;
  • физический объем основных производственных фондов упал на32,0%;
  • эксплуатационная длина железных дорог сократилась на 40,7%

Вывод: потери трудовых ресурсов – самые значительные.

  1. Найдите в Таблице и рассчитайте сокращение в 1942 году (в процентах, по сравнению с 1940 годом) основных производств товаров и услуг. Какое
    из производств, в процентах потерь, пострадало больше остальных?

Ответ (см. таблицу):

  • Продукция промышленности упала на 23 %;
  • Производство зерна упало в 3,2 раза (уменьшился на 68,9 %);
  • Грузооборот железных дорог сократился в 1,9 раз (уменьшился на 47,5 %);
  • Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание,сократился в 2,25 раз(уменьшился на 55,6 %)

Вывод: производство зерна пострадало больше всех.

  1. Почему в тяжелейшем 1942 году, на фоне разорения и оккупации промышленно развитых регионов страны, где производилось 33% промышленной продукции, а также мобилизации более 20 млн человек (около 60% среднегодовой численности рабочих и служащих довоенного 1940 года), национальный доход упал «всего лишь» на 34%, а промышленное производство – на 23%? Ответ подтвердите статистическими данными.

Ответ (см. таблицу):

  • удалось эвакуировать 1673 крупных предприятий и 18,4 млн человек населения в 1941-42 гг.;
  • строились новые предприятия в тыловых районах, восстанавливались разрушенные (в тексте раздаточного материала: за период с 1 июля 1941 г. по 1 января 1946 г. построено 3500 новых и восстановлено 7500 крупных государственных промышленных предприятий);
  • рабочая сила пополнялась за счет привлечения женщин (их доля в составе рабочей силы поднялась с 39% в 1940 году до 56% в 1945 году), подростков (их доля
    в составе рабочей силы увеличилась с 6% в 1940 году до 15% в 1942 году), а также пенсионеров (см. в тексте);
  • производительность труда в 1942 г. увеличилась на 30% по сравнению с 1940 г.

  1. Почему, на ваш взгляд, посевные площади в 1942 году относительно 1940 года сократились намного сильнее – в 1,7 раза, чем индекс физического объема основных производственных фондов – на 32%?

Ответ:

Это было связано с тем, что многие заводы удалось эвакуировать на восток,
но
землю «эвакуировать» невозможно.

  1. Найдите в Таблице и тексте показатели, свидетельствующие о падении уровня жизни населения. На сколько процентов они изменились в 1942 году
    по сравнению с 1940 годом?

Ответ (см. таблицу):

Об уровне жизни можно судить по нескольким показателям:

  • по величине национального дохода. В 1942 году национальный доход страны составил только 66% от уровня 1940 год.
  • по величине розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание. Он снизился в 1942 году на 55,6%.
  • по охвату населения карточной системой (увеличивался каждый год). Использование карточной системы нельзя однозначно назвать фактором падения уровня жизни, хотя она свидетельствует обограничении потребления продуктов питания. Численность населения, снабжаемое хлебом по карточкам, в 1942 году составила 38,1 млн чел., в 1940 году данного трансферта не было.
  • по объему производства зерна (стратегического для любой страны продукта). Производство зерна в 1942 году по сравнению с довоенным 1940 годом сократилось
    в 3,2 раза.
  • по увеличению производительности труда на 30% (из таблицы) за счет роста интенсивности труда (продление рабочего времени до 10-11 часов), привлечения женщин (их доля в составе рабочей силы поднялась с 39% в 1940 году до 56%
    в 1945 году), подростков (их доля в составе рабочей силы увеличилась с 6% в 1940 году
    до 15% в 1942 году), а также пенсионеров (см. в тексте).
  • по увеличению налогов и займов (см. в доходах бюджета) в 2,2 раза.
  • по инфляции и падению реальных доходов: Индекс государственных розничных цен на товары народного потребления вырос на 31%, Индекс цен на городских колхозных рынках вырос в 7,49 раз
  • по величине вкладов населения в сберегательные кассы. Они уменьшились на 39,2%
  • по численности эвакуированного и мобилизованного населения.
    За два года войны было эвакуировано 18,4 млн человек и мобилизовано 20,7 млн человек.

  1. На сколько процентов изменилась реальная среднемесячная заработная плата рабочих и служащих и реальные доходы населения в 1945 году по сравнению
    с 1940 годом:
  • по индексу государственных цен;
  • по индексу цен на городских колхозных рынках?

Ответ (см. таблицу):

Здесь лучше использовать формулу:

% изменения реальных доходов = % изменения номинальных доходов – уровень инфляции

  • рост номинальной зарплаты в 1945 г. по сравнению с 1940 г. = 32,6%; индекс государственных цен увеличился в 2,05 раза, т.е. инфляция составила 105,0%, значит, реальная зарплатаупала на 72,4% по индексу государственных цен.
  • рост номинальной зарплаты в 1945 г. по сравнению с 1940 г. составил 32,6%; индекс цен колхозного рынка увеличился в 5,51 раза, т.е. инфляция составила 451,0%, значит, реальная зарплата упала на 418,4%, т.е. в 5,18 раз по индексу цен колхозного рынка.
  • рост денежных доходов в 1945 г. по сравнению с 1940 г. = 112,0% (в 2,1 раза); индекс государственных цен увеличился в 2,05 раза, т.е. инфляция составила 105,0%, значит, реальные денежные доходывыросли на 7,0% по индексу государственных цен.
  • рост денежных доходов в 1945 г. по сравнению с 1940 г. = 112,0% (в 2,1 раза); индекс цен колхозного рынка увеличился в 5,51 раза, т.е. инфляция составила 451,0%, значит, реальные денежные доходы сократились на 339,0%, т.е. в 4,39 раз по индексу цен колхозного рынка.

  1. Каким был дефицит / профицит государственного бюджета СССР накануне войны? Определите, в каком году бюджетный дефицит СССР был максимальным. Каким образом удавалось уменьшить бюджетный дефицит? В каких годах государственный бюджет СССР стал профицитным?

Ответ (см. таблицу):

год

Сальдо гос.бюджета,

млрд руб

1940

5,9

1941

- 14,4

1942

- 17,8

1943

- 5,6

1944

4,7

1945

3,4

Сальдо государственного бюджета определяется как разница между доходами бюджета и расходами бюджета. Если сальдо имеет положительное значение (доходы больше расходов), то страна получила профицит государственного бюджета.
При отрицательном значении сальдо (доходы меньше расходов) –
дефицит государственного бюджета.

Расчеты показали, что накануне войны (в 1940 году) был получен бюджетный профицит в размере 5,9 млрд руб.

Максимальный бюджетный дефицит был получен в 1942 г. (- 17,8 млрд руб.).

Бюджетный профицит был в 1944 г. (+4,7 млрд руб.) и в 1945 г. (+3,4 млрд руб.).

Бюджетный дефицит был уменьшен за счет постепенного восстановления хозяйства и привлечения средств населения в виде налогов и займов (с 22,0 млрд руб.
в 1941 г. до 81,5 млрд. в 1944 г.), а также дополнительной эмиссии денег. Денежная масса к 1944 году по сравнению с 1941 годом увеличилась в 3 раза (с 19,4 млрд руб. до 57,4 млрд руб.). Это отразилось на покупательной способности рубля.

  1. Как изменялась доля расходов государственного бюджета на оборону
    в течение войны?

Ответ (см. таблицу):

В период Великой Отечественной войны прежде всего финансировались расходы, связанные с обороной страны. За годы войны доходы государственного бюджета
в совокупности составили 1117,1 млрд рублей, из которых 582,4 млрд руб. (или 52,1%) пошли на военные нужды. Особенно тяжелым был 1942 г., когда расходы на обеспечение потребностей войны достигли 59,3% общей суммы расходов бюджета.

год

Расходы на оборону, млрд руб.

Уд.вес в расходах,%

1940

56,8

32,6

1941

83,0

43,3

1942

108,4

59,3

1943

125,0

59,5

1944

137,8

52,2

1945

128,2

42,9

  1. Насколько значима была экономическая помощь союзников? Рассчитайте, сколько процентов от общих расходов на оборону страны составляли поставки США по ленд-лизу в 1941 – 1945 гг. (отдельно по годам). В каком году экономический вклад США в победу был наиболее весомым (в процентах от общих расходов на оборону)?

Ответ (см. таблицу):

По многим позициям – значима. Из текста: Страны Антигитлеровской коалиции поставляли в нашу страну паровозы, станочное оборудование, броневой лист, железнодорожные рельсы, алюминий, медь, а также большое количество вооружений, особенно танков, самолетов и кораблей. Количество высокооктановых бензинов, используемых авиацией и поставляемых из США, Великобритании и Канады, было практически равно их внутреннему производству в СССР. С конца 1942 г. начало поступать продовольствие. Наиболее ощутимым было поступление мясных консервов.

В самый тяжелый год войны (1942 год) США по ленд-лизу оказали помощь СССР на сумму 3792млн руб., что составило лишь 3,5 % от всех расходов СССР
на оборону страны.

Потом, когда исход войны был уже предрешен, помощь со стороны США была увеличена(считаем по таблице: Импорт США по ленд-лизу / расходы государственного бюджета на оборону х 100):

  • в 1941 году -(0,06 % от вех расходов СССР на оборону);
  • в 1942 году - 3792 млн руб. (3,5 % от вех расходов СССР на оборону);
  • в 1943 году -12964 млн руб. (10,4 % от вех расходов СССР на оборону);
  • в 1944 году – 19400 млн руб. (14,1 % от вех расходов СССР на оборону);
  • в 1945 году – 12755 млн руб. (9,9 % от вех расходов СССР на оборону).

Вывод: Самый весомый вклад – в 1944 году (14,1% от общих расходов
на оборону).

  1. Что можно сказать об изменении доли доходов государственного бюджета, формируемой за счет привлечения средств населения в виде налогов
    и займов, в течение войны?

Ответ (см. таблицу):

Год

Доходы государственного бюджета за счет привлечения средств населения в виде налогов и займов, млрд руб.

Удельный вес

в доходах,%

1940

20,1

11,1

1941

22,0

12,4

1942

44,6

27,0

1943

63,0

30,8

1944

81,5

30,3

1945

72,3

23,9

Вывод: Самые большие привлечения средств населения в виде налогов и займов были в 1943-1944 годах.

  1. На сколько процентов вырос охват населения карточной системой распределения хлеба в 1943, 1944 и 1945 годах? Какой процент населения 1940 года был охвачен этой системой в конце войны? Можно ли сказать, что введение карточной системы (нормированного распределения товаров) снизило уровень жизни советских граждан во время войны?

Ответ (см. таблицу):

Охват населения хлебными карточками вырос на 9,7% в 1943 году, на 12,9%
в 1944
году и на 11,9% в 1945 году (считаем рост по таблице).

27,2% населения 1940 года было охвачено хлебными карточками в 1945 году.

Нет, нельзя.Эта система стабилизировала уровень жизни (помогла избежать массового голода) в условиях острой нехватки всех товаров и роста цен даже
в государственной торговле, не говоря уже о росте цен в разы (например, более чем
в 14 раз) – на колхозных рынках.

  1. Заполните таблицу, основываясь на данных из текста. Насколько сбалансировано было питание населения страны в военные годы? Чем отличался рацион питания бойца Красной Армии от рациона питания солдата Вермахта?

Продукты

Годовая норма

потребления[1]

Фактическое потребление в расчете на 1 чел

В военное время[2]

2021 год[3]

Бойцы Красной Армии

Рабочие

в тылу

военнослужащих Вермахта

Население РФ

Мясо и мясопродукты, кг

73

43,8

14,4

54,8

94

Молоко и молочные продукты, кг

325

-

-

20,8

265

Рыба и рыбопродукты, кг

22

36,5

9,6

нет сведений

22

Сахар и кондитерские изделия, кг

8

12,8

9,6

7,8

30

Картофель, кг

90

182,5

547,5

52

Хлеб и хлебопродукты,кг

96

379,6

292/(с макаронами 310)

277,4

90

Овощи и бахчевые, кг

140

116,8

133,2

101

Фрукты и ягоды

100

-

нет сведений

72

Яйца, шт.

260

-

нет сведений

233

Населению в тылу выдавались карточки на хлеб, на сахар и кондитерские изделия, мясо, рыбу. Рабочий мог получить 292 кг (800г * 365) хлеба в год, а сахара
с кондитерскими изделиями 9,6кг (800г *12) в год
[4]. Мясо – 14,4 кг в год (1200 г на месяц * 12), Рыба - 9,6кг (800г *12) в год.

Хлебом восполнялась нехватка остальных продуктов.

Боец Красной Армии потреблял меньше мяса (на 20%), картофеля (в 3 раза), овощей (на 12,3%), но больше сахара (почти на 40%) и хлеба (на 36,8%).

14. Какие экономические решения помогли экономике СССР устоять? Перечислите наиболее важные из них, основываясь на предоставленном фактическом материале.

Ответ(из таблицы):

  • эвакуация промышленных предприятий,
  • пополнение рабочей силы за счет привлечения женщин и подростков,
  • повышение производительности труда (данные – в ответе на 1 вопрос),
  • увеличение налогов с населения,
  • нормированное снабжение,
  • фиксирование цен,
  • помощь союзников.

15. Какие факторы обусловили увеличение производительности труда
в промышленности в период Великой Отечественной войны?

  • патриотизм,
  • одержимость населения в борьбе с нацистами,
  • сокращение времени простоев и перекуров,
  • увеличение продолжительности рабочего дня на промышленных предприятиях. Люди ночевали на рабочем месте, не уходя домой.
  • средняя годовая производительность труда в военные годы исчислялась
    без учета увеличения по сравнению с 1940 г. числа отработанных человеко-дней
    и человеко-часов в среднем на одного рабочего за счет неиспользования очередных отпусков и за счет применения в обязательном порядке сверхурочных работ.


[1]Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций
по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» ;documentId=381786

[2] Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. — М., 2020. — 299 с. (стр. 141-156)

[3]Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2021 году по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств (стр.17)

[4] Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. – М., 2015. – 190 с. (с. 115)



Предварительный просмотр:

Примерные вопросы от экономического трибунала для 7 класса

(ответ подтвердите официальными данными из таблицы и / или расчетами)

1. Каковы были экономические потери СССР на душу населения

(по численности населения 1940 года) за все годы войны, в рублях. Сколько годовых начисленных зарплат 1940 года «стоила» война каждому рабочему и служащему?

2. Найдите в Таблице и рассчитайте потери в 1942 году (в процентах,

по сравнению с 1940 годом) основных экономических ресурсов. Потери какого из ресурсов оказались самыми значительными?

6. Найдите в Таблице и тексте показатели, свидетельствующие о падении уровня жизни населения. На сколько процентов они изменились в 1942 году по сравнению с 1940 годом?

12. На сколько процентов вырос охват населения карточной системой распределения хлеба в 1943, 1944 и 1945 годах? Какой процент населения 1940 года

был охвачен этой системой в конце войны? Можно ли сказать, что введение карточной системы (нормированного распределения товаров) снизило уровень жизни советских граждан во время войны?

13. Заполните таблицу, основываясь на данных из текста. Насколько сбалансировано было питание населения страны в военные годы? Чем отличался рацион питания бойца Красной Армии от рациона питания солдата Вермахта?



Предварительный просмотр:

Примерные вопросы от экономического трибунала для 9 класса

(ответ подтвердите официальными данными из таблицы и / или расчетами)

5. Почему, на ваш взгляд, посевные площади в 1942 году относительно

1940 года сократились намного сильнее – в 1,7 раза, чем индекс физического объема основных производственных фондов – на 32%?

7. На сколько процентов изменилась реальная среднемесячная заработная плата рабочих и служащих и реальные доходы населения в 1945 году по сравнению

с 1940 годом:

 по индексу государственных цен;

 по индексу цен на городских колхозных рынках.

8. Каким был дефицит / профицит государственного бюджета СССР накануне войны? Определите, в каком году бюджетный дефицит СССР был максимальным. Каким образом удавалось уменьшить бюджетный дефицит? В каких годах государственный бюджет СССР стал профицитным?

9. Как изменялась доля расходов государственного бюджета на оборону

в течение войны?

13. Заполните таблицу, основываясь на данных из текста. Насколько сбалансировано было питание населения страны в военные годы? Чем отличался рацион питания бойца Красной Армии от рациона питания солдата Вермахта?



Предварительный просмотр:

Примерные вопросы от экономического трибунала для 8 класса

(ответ подтвердите официальными данными из таблицы и / или расчетами)

3. Найдите в Таблице и рассчитайте сокращение в 1942 году (в процентах,

по сравнению с 1940 годом) основных производств товаров и услуг. Какое из производств, в процентах потерь, пострадало больше остальных?

4. Почему в тяжелейшем 1942 году, на фоне разорения и оккупации промышленно развитых регионов страны, где производилось 33% промышленной продукции, а также мобилизации более 20 млн человек (около 60% среднегодовой численности рабочих и служащих довоенного 1940 года), национальный доход упал «всего лишь» на 34%, а промышленное производство – на 23%? Ответ подтвердите статистическими данными.

10. Насколько значима была экономическая помощь союзников? Рассчитайте, сколько процентов от общих расходов на оборону страны составляли поставки США

по ленд-лизу в 1941 – 1945 гг. (отдельно по годам). В каком году экономический вклад США в победу был наиболее весомым (в процентах от общих расходов на оборону)?

13. Заполните таблицу, основываясь на данных из текста. Насколько сбалансировано было питание населения страны в военные годы? Чем отличался рацион питания бойца Красной Армии от рациона питания солдата Вермахта?

15. Какие факторы обусловили увеличение производительности труда

в промышленности в период Великой Отечественной войны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экономическая игра в профильном классе

Разработка урока - игры с решением экономических задач...

Эколого - экономическая игра Доходное место по страницам Красной книги Алтайского края 8-11 класс

Тема: «Доходное место по страницам Красной  книги Алтайского края» Цель:            формирование экологической культуры школьнико...

Своя игра "Великолепная семерка" экономическая игра- конкурс

Игра предназначена для использования как внутри класса так и между разными классами во внеурочной работе.Цель игры-развитие личностной активности обучающихся, позволяющей им правильно принимать эконом...

Проценты--экономическая игра 5 класс

Урок  с межпредметными связями  математика+литература+обществознание...

«Экономическая игра с учащимися 8-х классов» - 2016

Школьный деловой центр «На экономической волне».При МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерска в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся 8 – 11-х классов открылся городск...

Экономическая игра 8 класс

Презентация к командной экономической игре может быть использована для урока повторения в 8 классе по теме "Экономика"....

Экономическая игра для 9 класса

Экономическая  игра. ПИодходит как обобщающий урок...