Проблемы внутришкольной оценки качества работы современного учителя
статья по экономике по теме

Широкова Ирина Мефодевна

В статье представлено обоснование актуальности решения проблемы материального стимулирования учителя в современных условиях, приведены принципы проектирования систем оценки качества труда учителя. Раскрыты этапы работы по материальному стимулированию в рамках образовательной системы школы, показана взаимосвязь между различными видами доплат, надбавок, премий. Статья адресована руководителям образовательных учреждений, представителям педагогической общественности, социальным партнёрам в системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Широкова И.М.

ГБОУ Школа №268 Невского района, Санкт-Петербург

Проблемы внутришкольной оценки качества работы современного учителя

С 01.01.2011 года вступили в действие новые правила аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Сегодня очевидно, что предложенная система оценки качества труда учителя имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Очень хорошо, что введена некоторая сопоставимая шкала параметров, которая позволяет по определенным критериям сравнивать работников. С другой стороны, в связи с тем, что список указанных параметров ограничен, оценка результата деятельности приобретает оттенок формального характера, поскольку  конкретный учитель может проявить себя наилучшим образом по другим параметрам, а не по предложенным.

Минус состоит и в том, что из школы могут уйти педагоги высокой квалификации, умеющие глубоко и вдумчиво работать с детьми и родителями, но имеющие предпенсионный или пенсионный возраст, которых останавливают  сложности, связанные с новым порядком прохождения аттестации: представление публично учителем опыта своей работы, выступление на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, в печати, представление  собственного инновационного опыта работы на сайте, участие в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, в жюри профессиональных конкурсов.

У нас в учреждении есть примеры, когда у учителя, прекрасно строящего отношения с детьми и родителями, имеющего высокий методический уровень, показатели в соответствии с портфолио скромные. И это понятно. Одно дело  быть художником, другое  дело – продавать картины. Одно дело – учить детей, продумывать урок, другое дело – презентовать его, то есть продвигать себя. И на это далеко не все способны – это возраст, скромность, воспитание.

Поэтому администрация видит необходимость проведения совершенно определенной работы, направленной на ориентирование педагогов в этой новой для них деятельности. В школе создана атмосфера, когда учитель включен в творческую деятельность. Для ее успешного осуществления у нас есть личности, которые творческую деятельность направляют. Роль администрации: в соответствии с заданным вектором осуществить идеи, направленные на положительное развитие через различные направления деятельности  всего коллектива. Так, более 10 лет школа  работает по развитию мотивации учащихся к познавательной деятельности.

С целью обучения и  профессионального роста учителей проводятся специальные тематические педагогические советы, учителям рассказывается о конкурсах, сайтах, возможностях участия в конференциях различного уровня. Сами учителя становятся активными участниками семинаров. На встречи с учителями приглашаются деятели науки и культуры Санкт-Петербурга, преподаватели РГПУ им. А.И.Герцена, СПбАППО, Некрасовского педагогического колледжа. Темы, которые  помогают учителю набрать необходимый багаж знаний и воплотить их в практике это: инновационные технологии, использование ИКТ, метапредметные связи, создание собственного сайта, различные технологии повышения мотивации учащихся. В педагогическом коллективе внимательно изучается опыт учителей, успешно прошедших аттестацию. Однако мы не считаем, что результаты анализа портфолио, получаемые учителями, всегда являются в достаточной степени объективными.

С нашей точки зрения такая оценка труда учителя  может быть  только интегральной, то есть она должна основываться на данных, полученных разными путями. Один из предлагаемых путей – экспертная оценка урока преподавателя. Эксперт выносит свою оценку на основе тех приоритетов, которые определила для себя школа в Плане развития. Для нас – это повышение внутренней мотивации учащихся к познавательной деятельности. В соответствии с этим и выстроена таблица рейтинговой оценки урока. В заполняемой экспертном листе предусмотрены открытые позиции, так как во-первых, создать жесткую единую систему оценки всех предметов предоставляется утопичным, а во-вторых, не все можно предусмотреть заранее.  Квалификация эксперта должна соответствовать возможности оценить те положительные стороны урока, которые могли ускользнуть от изначально заданной системы оценки. К примеру, если по тематике урока не предполагается использование компьютера, учитель теряет баллы. Но эксперт имеет возможность с обоснованием поставить дополнительные баллы педагогу.  Внутришкольная интегральная рейтинговая оценка включает в себя: наличие интересного задания с высоким мотивационным потенциалом, умение учителя парадоксально ставить вопросы,  удовлетворение потребности в новизне изучаемого материала, учет потребности ребенка в использовании изучаемого материала в жизненной перспективе, эмоциональное удовлетворение от общения с учителем, одноклассниками на уроке, уровень интереса, проявившегося у учащихся на уроке, нацеленность урока на формирование ценностных представлений у учащихся, формирование общекультурных компетенций,  создание условий для раскрытия личностного потенциала учащегося и т.д..

Показатель внутришкольной интегральной рейтинговой оценки очень важен при учете вариантов распределения учебной нагрузки, распределении поощрений, распределении нагрузки в системе платного дополнительного образования, определения форм внешней презентации деятельности школы. Так, именно лучшие учителя отправляются на педагогические конкурсы. Им  предоставляется, в первую очередь,  поддержка и помощь в самопрезентации, подготовки портфолио к аттестации.

Второй путь получения неформальных критериев оценки качества труда учителя – это мониторинг субъектов образовательного процесса: опросы среди учащихся, родителей, учителей с целью выяснения степени удовлетворенности качеством работы педагога. Например, учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Насколько у Ваших учителей проявляются следующие профессиональные качества:  глубокое знание предмета, умение доступно, доходчиво передать знания, умение акцентировать внимание и разбирать сложные, «проблемные» темы.
  2. Насколько Вы считаете себя подготовленным: к стабильной учебе, к сдаче ЕГЭ, к поступлению в ВУЗ, к выбору будущей профессии.
  3. Насколько Вы удовлетворены качеством учебного процесса: новизной и объемом предлагаемого Вам учебного материала, доступностью предлагаемого Вам учебного материала, методикой изложения учителем материала по предмету, практической направленностью обучения (возможностью определения будущей профессиональной деятельности), интенсивностью обучения, комфортностью занятий, ощущением своего участия в познавательном процессе, объемом теоретических знаний, качеством расписания занятий, направленностью обучения на сдачу ЕГЭ, предоставляемой возможностью самостоятельной творческой работы.

Наиболее квалифицированной и адекватной формой предоставления профессиональной компетентности учителя является просмотр отрывков уроков учителей на специальных обучающих семинарах. В результате свободного обсуждения достоинств и недостатков урока возникает коллективная экспертная оценка профессиональной компетентности учителя.

Опыт работы нашей школы показывает, что на практике должно быть сочетание действующей системы портфолио учителя и неформальных разрабатываемых самим образовательным учреждением критериев. Недооценка первого вида критериев может привести к проблемам с прохождением аттестации, недооценка второго вида критериев – к проблемам с самими работниками: с уровнем их профессиональной компетенции.

Адрес и телефон ГБОУ Школы №268 Невского района:

193231, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д.4., корп.2, Литер А.

Телефон: 589-27-05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование собственной модели оценки качества образования сельского учителя.

Это статья из интернет-конференции "Школа уральской глубинки"...

«Система контроля и оценки качества работы учителя»

Балльно-рейтинговая система оценки. Оценка результатов относительно индивидуального прироста показателей уровня физической подготовленности учащихся....

Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения

Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Дифференциация и индивидуализация – условия успешности работы современного учителя.

/Из опыта работы учителя географии  Тогоевой Лауры Саркисовны/    Использование технологий индивидуализации и дифференциации на уроках географии.Дифференцированный подход явл...

организация и технология внутришкольной оценки качества образования

организация итехнологиявнутришкольнойоценкикачества образования...

Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности

Одним из основных показателей качества работы школы является уровень социализации его ученика, уровень самореализации его личности, что определяется не только овладением им общих учебных умений и навы...