«Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых»
проект по экологии (11 класс)

Важной частью адаптации детей с глубоким нарушением зрения является изучение окружающего мира при помощи тактильного восприятия, поэтому актуально проведение экскурсий, изучение биологического материала в естественной обстановке. Основная цель любой биологической экскурсии заключается в том, чтобы сформировать у детей с нарушением зрения понятия о биологических процессах и явлениях в их системе и взаимоотношениях, научить с помощью сохранных анализаторов воспринимать и понимать жизнь природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2022-2023 гг. Региональный этап

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых»

Работу выполнил:

Осипова Анастасия Всеволодовна

обучающаяся 11 класса ГБОУ «Школа-интернат №1

для обучения и реабилитации слепых»

Руководитель:

Кекнохаева Людмила Дамбовна,

учитель биологии и химии

Консультант:

Рыскинд Наталья Александровна

экскурсовод Дирекции природных территорий

«Царицыно» ГПБУ «Мосприрода»

Москва. 2023 г.

Оглавление

                                                                                                                                                    стр.

Введение                                                                                                               3                  Материал                                                                                                                        5                    

Методы                                                                                                                          6

Результаты                                                                                                                     9                                                                                                              

Выводы                                                                                                                        11

Заключение                                                                                                                 12                                                      

Список литературы                                                                                                    13

Приложение                                                                                                                14

Введение

Актуальность. Отсутствие или глубокое нарушение зрения у школьников сильно затрудняет процесс знакомства учащихся с природой, порождает специфические трудности при изучении биологических объектов, своеобразие познавательной деятельности.

Восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности. [1]

У тотально незрячих утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. [2]

Важной частью адаптации детей с глубоким нарушением зрения является изучение окружающего мира при помощи тактильного восприятия, поэтому актуально проведение экскурсий, изучение биологического материала в естественной обстановке. Основная цель любой биологической экскурсии заключается в том, чтобы сформировать у детей с нарушением зрения понятия о биологических процессах и явлениях в их системе и взаимоотношениях, научить с помощью сохранных анализаторов воспринимать и понимать жизнь природы.

Эта цель может быть достигнута путем организации творческой поисковой деятельности учащихся на экологической тропе, выработки необходимых умений и навыков в пространственной ориентировке, коррекции и компенсации утраченного или ослабленного зрения путем ведения исследовательской работы.

Объект исследования – экологическая тропа на территории ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» города Москвы.

Предмет исследования – деревья и кустарники, которые растут на территории школы-интерната №1.

Цель проекта: разработать аудиогид для прохождения экологической тропы на территории ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» (ГБОУ ШОР №1)

Задачи проекта:

1.Изучить видовой состав древесно-кустарниковых насаждений пришкольной территории.

2. Разработать маршрут экологической тропы.

3. Оформить тактильную схему экологической тропы.

4. Разработать и провести экскурсию с интерактивным аудиогидом.

5. Провести эколого-просветительские мероприятия для учеников 6-12-х классов: викторины, беседы, практические работы.

Гипотеза. Если создать аудиогид для прохождения экологической тропы, которым сможет воспользоваться любой желающий, то у обучающихся и педагогов с глубоким нарушением зрения появится реальная возможность для самостоятельного ознакомления с природой.

Материал.

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях.   [3]

Экологическая тропа вокруг спального корпуса на территории ГБОУ ШОР №1 представляет собой маршрут с интерактивным аудиогидом.

Аудиогид — это фонограмма, с помощью которой можно совершать самостоятельные экскурсии. Аудиогиды удобны, поскольку позволяют воспринимать информацию в комфортном темпе, не отвлекаясь на посторонние шумы или переспрашивания других участников экскурсии, которые что-то не расслышали.

В 1980-х годах посетителям мировых музеев на входе стали предлагать громоздкие плееры и кассеты с голосовой записью экскурсии. В 21 веке их научились «упаковывать» в портативные устройства размером со спичечный коробок, а также в мобильные приложения, которые можно купить или скачать в пару кликов. [4]

Важным аспектом организации экологической тропы для обучающихся с глубоким нарушением зрения является перевод зрительных образов деревьев в образы и форму, доступную для тактильного и звукового восприятия.

Аудиогид дает возможность взаимодействия с окружающей средой маломобильным людям со слабым зрением или нарушением слуха.

Методы

  •  Поиск, анализ и систематизация материала по изучаемой теме из электронных источников с помощью программы экранного доступа «JAWS for Windows».
  •  Изучение особенностей восприятия незрячими окружающего мира.
  •  Использование метода моделирования для создания тактильной схемы экологической тропы.
  • Использован педагогический метод при создании текстовой части аудиогида и метод перевода с плоскопечатного шрифта на шрифт Брайля.  
  • Печать материалов для проведения опроса и эколого-просветительских мероприятий рельефно-точечным шрифтом Брайля на брайлевском принтере.
  • Разработана анкета, проведён опрос и осуществлена обработка анкет.
  • Проведено социологическое исследование – опрос обучающихся 6-12 классов с глубокими нарушениями зрения (тотально незрячих) для выявления их отношения к окружающей среде.

Вопросы анкеты:

1. Знаете ли вы, какие деревья и кустарники растут на территории школы-интерната №1?

2. Сможете ли вы тактильно отличить одно дерево (кустарник) от другого? Поясните по каким признакам?

3. Хотелось ли вам поближе познакомиться с древесными насаждениями школьного двора с помощью аудиогида?

4. Что вам известно об истории появления деревьев в школьном дворе?

5. Какую пользу приносят деревья и кустарники?

  • Проведена практическая работа по изучению видового состава деревьев и кустарников пришкольной территории с использованием программы «PictureThis» программы экранного доступа «JAWS for Windows».

Практическая работа.

Изучение видового состава деревьев и кустарников пришкольной территории.

Цель работы: Изучить видовой состав деревьев и кустарников на территории школы-интерната №1.

  Задачи:

1) Провести учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы с использованием программы «PictureThis» и программы экранного доступа «JAWS for Windows».

2) Составить характеристику древесно-кустарниковой растительности вокруг спального корпуса школы.

3) Развивать практические навыки работы с натуральными объектами.

4)Проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы исследования.

Объект исследования: территория ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» г. Москвы.

Предмет исследования: деревья и кустарники территории школы.

Методика: составили тактильную схему территории вокруг спального корпуса.

Исследование видового и количественного состава древесно-кустарниковых растений территории школы-интерната проводилось осенью 2022 года. Для проведения исследования была изучена литература, материалы из Интернет-источников.  

Результаты.

  1. Основные характеристики экологической тропы.

Вид тропы: экологическая.

Местонахождение: г. Москва, 3-я Мытищинская, дом 5.

Протяженность: 500 м.

Маршрут разработан: в 2022 году.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – здание КПП, затем движение вокруг спального корпуса, завершение маршрута – учебный корпус.

Тип тропы: кольцевая.

Формы работы: эколого-просветительские мероприятия.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

Необходимые мероприятия: оформление табличек плоскопечатным шрифтом и шрифтом Брайля.

Основные объекты маршрута: 24 остановки. (Приложение 2)

 

  1. Результаты анкетирования

Социологическое исследование – опрос учащихся с глубокими нарушениями зрения (тотально незрячих) был проведён для того, чтобы выяснить, знают ли они какие деревья и кустарники растут вокруг спального корпуса школы-интерната №1, кем они были высажены и какова их польза для окружающей среды и для человека.

Материалы для опроса были отпечатаны рельефно-точечным шрифтом Брайля. В опросе приняло участие 57 учащихся 6-12 классов школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых.  

1. 62% опрошенных респондентов имеют представление о том, какие деревья растут на территории школы-интерната №1.

2. 18% учащихся 6-12 классов, принимавших участие в опросе, смогут отличить одно дерево (кустарник) от другого по листьям, коре и цветкам. Наибольшие затруднения у обучающихся с нарушением зрения вызывает определение деревьев и кустарников - представителей отдела Покрытосеменных растений.

3. 95% респондентов хотели бы поближе познакомиться с древесно-кустарниковой растительностью на пришкольном участке с помощью аудиогида.

4. 77 % обучающихся знают, что деревья и кустарники высажены на территории школы-интерната педагогами, родителями и школьниками.

5. Все опрошенные респонденты (100%) знают, что деревья – источники кислорода, очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают вкусные съедобные плоды. (Приложение 4)

  1. Результаты практической работы

В результате проведения практической работы были описаны 13 видов кустарников и 11 видов деревьев. (Приложение 1)

Информацию об объектах можно послушать, скачав аудиофайлы, или перейдя по ссылке.

Сирень обыкновенная

https://disk.yandex.ru/d/6sFJbZcWzrejSQ

Клён ясенелистный

https://disk.yandex.ru/d/VFWDFj8lUFAvRQ

Сосна обыкновенная

https://disk.yandex.ru/d/cprS9yrgSFUmeg

Ирга ольхолистная

https://disk.yandex.ru/d/SvYvxfbHWeXW1A

Лиственница американская

https://disk.yandex.ru/d/uL1SAr25yGummg

Сирень мохнатая

https://disk.yandex.ru/d/41wCdYGe6ULCIg

Клён остролистный

https://disk.yandex.ru/d/uYzULrRywJPFSQ

Спирея японская

https://disk.yandex.ru/d/KkaEmN6q7C6QFA

Ясень американский

https://disk.yandex.ru/d/JtMgi4LTU2Ul1g

Липа крупнолистная

https://disk.yandex.ru/d/-nsZbJGfThM7qQ

Пузыреплодник калинолистный

https://disk.yandex.ru/d/e5ghQlPS3QnRZQ

Чубушник Льюиса

https://disk.yandex.ru/d/2XrsVrGgcueBCg

Рябина обыкновенная

https://disk.yandex.ru/d/_KECh4bVHI9oWA

Калина обыкновенная

https://disk.yandex.ru/d/3M3FmGpnD9fzDw

Ель обыкновенная

https://disk.yandex.ru/d/NTD0s_mIOYyA0Q

Спирея Дугласа

https://disk.yandex.ru/d/EobHqOYOANPiUg

Керрия японская

https://disk.yandex.ru/d/dxhp2DEEzeuw3A

Вяз шершавый

https://disk.yandex.ru/d/5ydysN59JulNgg

Шиповник красно-бурый

https://disk.yandex.ru/d/9j7g3cFrPP8oJA

Можжевельник казацкий

https://disk.yandex.ru/d/0yJ6ClOtXEfTYw

Туя западная

https://disk.yandex.ru/d/ZD9zE_H8I_v3tg

Карагана древовидная

https://disk.yandex.ru/d/WKiu7LazTfhEHA

Кизильник войлочный

https://disk.yandex.ru/d/cBXhEzI0C2paHw

Можжевельник формозский

https://disk.yandex.ru/d/pIWivcuCMlDPQA

Выводы

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Для незрячих обучающихся основными средствами восприятия окружающего мира являются сохранные анализаторы: осязание и слух. Учащиеся с остаточным зрением воспринимают окружающий мир в виде обедненных и неточных зрительных образов.

2. Опрос выявил, что 95% респондентов хотели бы поближе познакомиться с древесно-кустарниковой растительностью на пришкольном участке с помощью аудиогида.

4. Продуктом проекта стал интерактивный аудиогид по экологической тропе вокруг спального корпуса ГБОУ ШОР №1, содержащий аудиоинформацию о древесно-кустарниковой растительности. Информацию можно послушать, скачав аудиофайлы, или перейдя по ссылке. Информация о деревьях и кустарниках представлена также в определителе шрифтами Брайля и плоскопечатным. Плоскопечатный шрифт позволит использовать пособие не только в школах-интернатах для обучения и реабилитации слепых, но и в массовых школах.

5.  Разработанная тактильная рельефно-графическая схема экологической тропы как средство компенсации нарушений зрения даёт представление о местонахождении биологических объектов относительно друг друга и зданий на территории школы-интерната.  Деревянные таблички с названиями древесно-кустарниковой растительности, содержат информацию, выполненную плоским шрифтом и шрифтом Брайля выполнены в Мастерской Брайля при школе-интернате. (Приложение 3)

7. Экскурсии, практические занятия, экологические конкурсы способствовали выработке умений и навыков тактильного обследования природного материала, формированию бережного отношения к объектам природы.

Заключение

Реализация проекта «Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых» помогла обучающимся с глубоким нарушением зрения научиться узнавать деревья и кустарники пришкольной территории и составить определитель деревьев, которые встречаются на территории школы.

Опыт проведения экскурсий с учениками 6-12-х классов позволил привлечь внимание учеников школы к экологическим проблемам.

Это только первый этап реализации нашего проекта. Мы планируем весной этого года провести учет видового состава деревьев и кустарников на территории СОСП «Солнышко» - лагере, в котором проводят отдых учащиеся нашей школы.

Далее мы планируем обратиться в компанию «3D-Реплика» с просьбой создать таблички с названиями деревьев и кустарников на материале, устойчивом к перепадам температуры, влажности и солнечного света.  

 

Список литературы и интернет-источники:

1. Тупоногов Б.К. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися. Учебно-методическое пособие. М.: Всероссийское общество слепых (ВОС), 1989

2.https://multiurok.ru/blog/osobiennosti-razvitiia-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia-psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia.html

3.https://sgp.uz/userfiles/files/Экотропа_методическое пособие_рус.pdf

4.https://www.sputnik8.com/ru/moscow/pages/luchshie-prilozheniya-s-audiogidami

5.https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2014/03/08/uchebnaya-ekologicheskaya-tropa

Приложение 2.

Экскурсионные объекты (станции) «Школьной экологической тропы»

№ п/п

Название станции

Основное содержание

№1

Начало маршрута -

Здание КПП

Ознакомление с историей создания школьной экологической тропы, её целью и задачами. Знакомство с тактильной картой-схемой экотропы. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на тропе.

№ 2

Станция «Сиринга» - Сирень обыкновенная -  

 

Местонахождение объекта на тактильной схеме экологической тропы.

 Рассказ об объекте экологической тропы – этимология названия, систематика,  внешние особенности (лист, ствол, цветы, плоды); связь с животным миром; польза для человека.

№ 3

«Коварный иностранец» -  Клён ясенелистный

№ 4

Станция «Древо жизни» -Сосна обыкновенная

№ 5

Станция «Королева задворков» - Ирга ольхолистная

№ 6

Станция «Древо Добра и Мира» -  Лиственница американская

№ 7

Станция «Пушистая» - Сирень мохнатая

№ 8

Станция «Певучее дерево» –

Клён остролистный

№ 9

Станция «Таволга» - Спирея японская

№ 10

 Станция «Лестница в Небеса» - Ясень американский

№ 11

Станция «Медоносная» Липа крупнолистная

№ 12

Станция «Пурпурнолистная» -  Пузыреплодник калинолистный  

№13

Станция «Король запахов» -  Чубушник Льюиса

№ 14

Станция «Веснушка» - Рябина обыкновенная

№ 15

Станция «Калина красная» - Калина обыкновенная

№ 16

Станция «Новогодняя» - Ель обыкновенная

№ 17

Станция «Краски лета» - Спирея Дугласа

№ 18

Станция «Золотая роза Японии» - Керрия японская

№ 19

Станция «Карагач» - Вяз шершавый

№ 20

Станция «Цветок богини» - Шиповник красно-бурый

№ 21

Станция «Посох Перуна» - Можжевельник казацкий

№ 22

Станция «Ароматная древесина» -  Туя западная

№ 23

Станция «Чёрное ухо» - Карагана древовидная

№ 24

Станция «Войлочная» - Кизильник войлочный

№ 25

Станция  «Верес» - Можжевельник формозский

Завершение маршрута – Учебный корпус

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Экологическая тропа на территории музея - заповедника В.Д.Поленова".

Проведение экологической тропы  предполагает формирование у учащихся умений применять знания о природе на  практике. ...

Социальный проект «БЛАГОУСТРОЙСТВО ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 95 Нижнего Новгорода»

Трудовое воспитание и профориентация являются одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности школы-интерната №95. В школе стало уже традицией организовывать деятельность подростк...

Проект "Экологическая тропа на территории школы"

В перид 2015-2016 учебного года с группой шестиклассников был разработан проект "Экологическая тропа на территории школы". Мы участвовали в районной "Ярмарке идей" и стали призерами. Работа по данному...

Проект "Экологическая тропа на территории школы"

Проект "Экологическая тропа на территории школы" был разработан и начал реализацию в 2015-2016 учебном году. За данный период времени шестиклассниками разработаны видовые точки, дана  их характер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

Экологическая тропа на территории СОГБУ ДО «Станция юннатов»

Описание экологической тропы в учреждении дополнительного образования как экскурсионного объекта...