Эколого - познавательный праздник «Как прекрасен этот мир!»
методическая разработка по экологии на тему

Кадирова Гульназ Султановна

 

 Праздник помогает расширить знания детей о птицах нашей местности, развивать у детей воображение, творчество, воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Сценарий

эколого - познавательного праздника

«Как прекрасен этот мир!»

(слайд 1)

                Цели  праздника:

  1. Расширить знания детей о птицах нашей местности.
  2. Развивать у детей воображение, творчество.
  3. Воспитывать заботливое   отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

                          На стене рисунки  разных птиц, пословицы и поговорки о птицах.

 Песня  “Как прекрасен этот мир, посмотри!” (слайды 2- 4)

(слайд 5)

Ведущий 1. 

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря  начали наш праздник под песню “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую- нибудь из загадок природы.

Ведущий 2.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

 (слайд 6)

Ведущий 1.

Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полётом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полёта, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся.

   Ведущий 2.

О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными. Может быть, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

   Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной Царство Птиц.

Выступление учителя биологии Бикмухаметовой И. Г.

(Сценка «Скворец и Цапля»). (слайд 7)

Звучит голос цапли и скворца.

Цапля выходит.

- Здравствуй, Скворушка!

Скворец.

- Чти ты такая печальная, Цапля?

Цапля.    

- Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец.

- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

(слайд 8)

Ведущий 1.

Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

-(Верно, они перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов.)

Ведущий 2.

Издавна спрашивал себя  человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды.

(слайд 9)

Ведущий 1.

Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

(слайд 10)

Ведущий 2.

Куда же летят птицы?

Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке. А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице.      На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.

(слайд 11)

Ученик 1.

Я хочу вам описать  одну птицу, сможете ли узнать её.  У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи. (Синица)

 Звучит голос синицы

 (слайд 12)

Ученик 2.

Назвали её так за песенку: « Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.

(слайд 13)

Ученик 3.

Синицы

Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?

Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Ученик 5.

(слайд 14)

Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту.  

(слайд 15)

Ученик 6.

Посмотрите, узнали вы эту птицу?  (Поползень.)

Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.

(слайд 16)

 Ученик 7.

- Хотите, верьте, хотите, нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – (клёст)?

Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в  конце зимы, в феврале.

- Почему у клестов птенцы зимой выводятся?

- Помните, что для птиц страшен не холод, а -  голод!

(слайд 17)

Ученик 8.

Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой  класс исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик»,  как  поют:

Воробьи – чирик – чирик                    Ворона – кар – кар

Клёст – цок – цок – цок                       Свиристель – тюр –тюр – тюр

 Славный у нас получился концерт.

(слайд 18)

Ученик 9.

Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.

Узнали эту птицу?

Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками  и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.

(слайд 19)

Ученик 10.

  Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений.

(слайд 20)

Ученик 11.

  Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание.

         Наконец-то свиристели

         За окном засвиристели.

         Через бури и метели

         Прилетели! Прилетели!

  И густо облепив рябину, рвут и глотают ягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой.

    Вот как трудно зимующим птицам.

 Ученик 12.

Задание « Узнай птиц».

- Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Перед вами  изображения   птиц, отгадать их названия. ( 7 слайдов: галка, чайка, дятел, соловей, тетерев, клёст, рябчик )

  Ученик 13.

- А сейчас отгадываем загадки:

(слайд 28)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей

Я бывалый (воробей).

(слайд 29)

Ученик 14.

Трещала с самого утра

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит (сорока).

(слайд 30)

Ученик 13

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись…(дятел).

(слайд 31)

Ученик 14

  Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(кукушка)
(слайд 32)

Ученик 13
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
(скворец)
(слайд 33)

 Ученик 14
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
(слайд 34)

 Ученик 13.

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... {синичка).
(слайд 35)

 Ученик 14

  У меня ходули — Не страшит болото.
Лягушат найду ли — Вот моя забота.
(цапля)

(слайды 36,37)

Ученик 15.

Игра «Кто лишний?»

На доске прикреплены рисунки  птиц.  Нужно определить, кто из них лишний, объясните, почему?

(слайд 38)

  Ученик 16.

Послушайте вопросы.

  1. Распространение этой птицы зависит от распространения хвойного дерева, и само название птицы происходит от названия этого дерева. Что это за птица? (Кедровка.)

(слайд 39)

Ученик 17

 

  1. Название этой птицы происходит от названия широко известного дерева, произрастающего  в нашей местности, и органа человеческого тела, соединенных через гласную букву «о». (Дуб–о–нос.)

(слайд 40)

Ученик 16

  1. Это крупная птица семейства соколиных. А название ее очень похоже на название печенья без сахара, надо только заменить две буквы. (Кречет, печенье – крекер.)

(слайд 41)

Ученик 17

  1. Эта птица добывает корм под водой, бегая по дну водоема. Зимой она держится у незамерзающих перекатов. Как правило, встречается по одной или парами. (Оляпка.)

(слайд 42)

Ученик 16

  1. Это птица откладывает яйца в апреле, когда у нас еще снег и мороз. Как называется эта храбрая птица? (Клест.)

(слайд 43)

Ученик 17

  1. Если переставить буквы в названии города Ровно, то получится название птицы, у которой окраска черная с металлическим синеватым блеском и хвост клиновидной формы. (Ворон.)

(слайд 44)

Ученик 16

 

  1. Переставьте буквы в слове «косой» и вы получите название небольшой птицы с ярко-голубыми перьями на «плечах». (Сойка.)

(слайд 45)

Ученик 17

  1. Это самая крупная среди наших сов, с хорошо развитыми «ушами». Эти «уши» – пучки перьев на голове – черные с желтоватыми краями. (Филин.)

 (слайд 46)

Ведущий 1.

 А сейчас вы увидите инсценированную басню «Кукушкина - лекция».

 Инсценировка басни. Герои: кукушка, сойка, автор

(Влетает кукушка)

Кукушка.

Ой, что за шум?

Чур, не шумите. Все молчите!

Сейчас я здесь вам всем спою.

Ну, я прошу вас, помолчите!

Теперь послушайте, пою: (голос кукушки)

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.       (Пауза)

Хотя и прежнею осталась я кукушкой,

И петь не научилась соловьем.

Я людям дорога!

Уничтожаю гусениц мохнатых и охраняю вам леса.

 Автор.

В погожий вечер на лесной опушке

Собрался птичий мир со всех концов,

Там намечалась лекция кукушки

О воспитании птенцов.

Кукушка для  сугубого  эффекта

Сучек повыше заняла

Достала длинный лист конспекта и начала.

Кукушка.

Во – первых, во – вторых и в – третьих

Поговорим товарищи о детях.

У всех у нас возможность есть

Снести яичек пять иль шесть,

Но дальше начинается загвоздка.

Что предпринять, куда их деть?

Скажу решительно и смело

На яйцах надобно сидеть!

Когда же выведутся дети

И рты, разинут до ушей

Тогда, друзья – мои, заметьте

Кормить необходимо малышей.

Следите за птенцами в оба :

Как поведение, как учеба,

Чтобы нечаянно у вас

Не вырос хам и лоботряс!

Автор.

Вдруг с места закричала Сойка.

(голос сойки)

Сойка.

Кукушка выступает бойко,

Но я отрежу ей в лицо.

Зачем, ко мне подкинула яйцо?

Группа.

И мы такой сюрприз имели!

Автор.

Кукушка вспыхнула.

Кукушка.

Меня смешат подобные  неправильные взгляды

Допустим, я б растила малышей,

А кто бы вам тогда читал доклады?

(слайд 47)

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось  нам встречать ВЕСНУ!

(слайд 48)

Ведущий 1.

В настоящее время охрана зимующих птиц становится все более необходимой в связи с постоянным усилением отрицательного воздействия человека на природу. Для успешной работы необходимы знания о птицах, их образе жизни.

Ведущий 2.

Как вы думаете, а мы как можем помочь нашим друзьям?

Пусть каждый сделает  доброе дело, возле своего дома повесит кормушку.

(слайд 49)

 Ведущий 1.

Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.  

(слайд 50)

Ведущий 2.

Хочу, чтоб в мире было много света,

Хочу, чтоб в мире было больше лета,

В котором – солнце. Птичьи голоса,

И на траве – зелёная роса.

   Песня «Просьба» (музыка А. Пахмутовой)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный проект «Пусть зима будет доброй!» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новая Смаиль Малмыжского района Кировской области

Слайд 2

Цель: объединение усилий учащихся, родителей и учителей в организации помощи птицам зимой

Слайд 3

Проблема проекта: Нужно ли защищать птиц зимой? Как защитить птиц зимой? Что я могу для этого сделать?

Слайд 4

Гипотеза: мы сможем наслаждаться пением птиц на своем участке, а также без ядохимикатов сможем бороться вредителями наших садов и огородов, ведь птицы привыкнут к нашему хорошему отношению.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: 1. Расширить знания детей о птицах нашей местности. 2. Знать о пользе птиц в природе. 3. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях. 4. Учить детей изготавливать кормушки.

Слайд 6

Продукты проекта 1. Эколого - познавательный праздник «Как прекрасен этот мир!» 2. Буклет «Покормите зимой птиц!» 3. Выставка кормушек «Птичья столовая». 4. Выставка рисунков с изображением птиц «Пернатые друзья».

Слайд 7

Срок реализации: среднесрочный (с октября 2011 года по февраль 2012 года)

Слайд 8

Этапы работы над проектом 1. Подготовительный. Разработка социального проекта. Цель: организация участников на создание проекта. Задачи: - создать проектную группу; - изучить литературу и опыт по проблеме; -изучить возможности и потребности ОУ и жителей села; Срок реализации: октябрь, ноябрь 2011 года

Слайд 9

Анкета «Пусть зима будет доброй!» Назови понравившуюся птицу! Знаешь ли ты зимующих птиц? Есть ли у вас кормушка? С кем ты смастерил кормушку? Любишь ли наблюдать за поведением птиц, которые прилетают к твоей кормушке?

Слайд 10

Знаешь ли ты зимующих птиц? Есть ли у вас кормушка?

Слайд 11

2. основной. Реализация разработанного проекта. Цель: реализация проекта в жизнь. Задачи: - подготовка материала для проведения эколого - познавательного праздника «Как прекрасен этот мир!»; - оформление буклета «Покормите зимой птиц!»; - изготовление кормушек и организация выставки «Птичья столовая»; - подготовка работ для выставки рисунков «Пернатые друзья». Срок реализации: с декабря 2011 года по январь 2012 года

Слайд 12

3. Заключительный. Подведение итогов работы. Цель: выявление степени удовлетворенности результатами работы. Задачи: - провести диагностику, определяющую степень удовлетворенности участников результатами проекта; - презентация результатов проекта, выставка работ. Сроки реализации: январь - февраль 2012 года

Слайд 13

Эколого - познавательный праздник «Как прекрасен этот мир!»

Слайд 14

Варакушка – птица 2012 года

Слайд 15

Кормушки мастерили на уроках технологии

Слайд 16

Кормушки делали дома

Слайд 17

Первоклассники сделали первоклассные кормушки

Слайд 18

кормушки

Слайд 19

Выставка рисунков

Слайд 20

Перспективы развития: 1. Провести праздник, посвященный перелётным птицам в апреле. 2. Провести выставку скворечников.

Слайд 21

Кто лишний?

Слайд 22

Берегите природу! Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как прекрасен этот мир

Урок призван воспитывать у учащихся чувство прекрасного...

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".

·       Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.·       Задачи:- формировать высокий уровень ...

Многофункциональное сенсомоторное панно "Как прекрасен этот мир!"

Учебно-методическое пособие создано для коррекционно - развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, целью кототрого является развитие эмоционального, интеллектуального, психомот...

Музыкально – развлекательная программа «Как прекрасен этот мир!»

Конспект развлекательной программы для учащихся начальных классов....

методическая разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...