Интерактивные формы и методы обучения на уроках экологии
методическая разработка по экологии по теме
Использование интерактивных форм и методов на уроках являются актуальной проблемой современной школы и, вероятно, наступает эпоха расцвета интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «Inter» – «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся рефлектировать, критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.
Интерактивные методы обучения:
«Рисуночное письмо» - раскрытие и воспроизведение учащимися темы с помощью рисунка или схемы.
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.
«Коллаж» - это приём, который заключается в наклеивании на какую – либо основу материалов, отражающих тему урока. Учащиеся должны подготовить для урока достаточное количество иллюстраций, плакатов и т. д. Класс разбивается на рабочие группы, которые получают задание составить коллаж по объявленной теме.
«Синквейн» - это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляет размышлять на заданную тему. Состоит из 5 строк:
Первая строка - термин, либо фамилия, понятие;
Вторая строка - два прилагательных, отражающих тему;
Третья строка - три глагола, отражающих тему;
Четвертая строка – предложение из 4-х слов, раскрывающее смысл главного слова темы;
Пятая строка – одно слово, определяющее эмоцию автора, по отношению главного слова синквейна.
«Дебаты» -прения, обсуждение вопроса, обмен мнениями.
«Ролевые игры» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_formy_i_metody_obucheniya_na_urokah_ekologii.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные формы и методы обучения на уроках экологии
Использование интерактивных форм и методов на уроках являются актуальной проблемой современной школы и, вероятно, наступает эпоха расцвета интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «Inter» – «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся рефлектировать, критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.
Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
На уроках можно использовать индивидуальную, парную и групповую форму работы, а также такие интерактивные методы обучения, как:
«Рисуночное письмо» - раскрытие и воспроизведение учащимися темы с помощью рисунка или схемы.
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.
«Коллаж» - это приём, который заключается в наклеивании на какую – либо основу материалов, отражающих тему урока. Учащиеся должны подготовить для урока достаточное количество иллюстраций, плакатов и т. д. Класс разбивается на рабочие группы, которые получают задание составить коллаж по объявленной теме.
«Синквейн» - это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляет размышлять на заданную тему. Состоит из 5 строк:
Первая строка - термин, либо фамилия, понятие;
Вторая строка - два прилагательных, отражающих тему;
Третья строка - три глагола, отражающих тему;
Четвертая строка – предложение из 4-х слов, раскрывающее смысл главного слова темы;
Пятая строка – одно слово, определяющее эмоцию автора, по отношению главного слова синквейна.
«Дебаты» - прения, обсуждение вопроса, обмен мнениями.
«Ролевые игры» и др.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов в процессе урока снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы и виды их деятельности, переключать внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы и методы обучения математике
Публикация.Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то, как организовано наше обучение. Иными словами ме...
Доклад на тему:"Активные и интерактивные формы и методы обучения в формировании будущего специалиста"
Доклад в виде реферата...
Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...
обобщение педагогического опыта по теме «Интерактивные формы и методы обучения и воспитания учащихся»
Обобщение опыта на уровне школы. Результат 3-летней работы над темой, содержит много практических заданий для урочной работы по биологии, химии, географии....
Методический семинар "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка"
Методический семинар...
Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...
Выступление на методсовете "Интерактивные формы и методы обучения на уроках гуманитарного цикла"
Знакомство с интерактивным обучением, его целью и задачами....