Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме

Артеменко Елена Владировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Экология человека

Авторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».

Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                             Согласовано:                                                                                          Утверждено:

на заседании ШМО                                                                  Заместитель директора по УВР                                                         Директор МОУ СОШ  с .Некрасово

учителей________________                                                   МОУ СОШ  с. Некрасово

Протокол №_____________                                                   ___________     ____________                                                           _________        ________________

От «____» ____________2011                                                   подпись                           Ф.И.О.                                                                                                      подпись                       Ф.И.О.

                                                                                                                                           «________» ___________________ 2011 г.                                                                             «_______»        ________________

Рабочая программа

Артеменко Елены Владимировны

по предмету: экология

8 класс

2011-2012 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Экология человека

Авторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».

Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»

8  класс

Пояснительная  записка

Одним из главных компонентов содержания образования в наше время становится экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. В современный период биологические аспекты экологии всё больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. По мере расширения круга изучаемых проблем окружающей среды экология превращается в интегральную науку, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье людей – основное право человека и главную цель развития цивилизации.

Государственный стандарт школьного экологического образования включает следующие основные научные области экологии: введение в экологию, экологию  растений, экологию  животных, экологию человека, общую экологию, социальную экологию, глобальную экологию. Немаловажное значение для формирования у подрастающего поколения экологических и природоохранных понятий, экологического сознания имеет данная рабочая программа. Программа адресована учащимся  5-11 классов общеобразовательной средней школы.  Основная концепция: наряду с теоретическими вопросами она предусматривает множество практических работ, предусматривает не только знакомство с проблемами охраны природы в мире, в Саратовской области, но и творческую работу учащихся в решении этих проблем. Единство программы обеспечивает координацию поэтапного изучения основ экологических знаний и воспитания экологической культуры у учащихся. Истинный интерес к учебному предмету возникает у ученика тогда, когда приходит глубокое понимание изучаемого и формируется устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков в конкретной области. Данный учебный предмет входит в  естественнонаучную  образовательную область. Срок реализации программы – 7 лет (с 5-11 класс). По окончанию  реализации программы учащиеся будут иметь представление о физических и биологических компонентах окружающей среды; смогут оценить социально-экономическую обстановку и проблемы развития общества; усвоят экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки.

         Рабочая программа составлена на основе региональной программы  - Экология.Региональная программа для общеобразовательных учреждений, под ред. доктора биологических наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биолог. наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов. «Слово» 2001.

     

 «Экология  человека» (1 полугодие)

                                                                                                         

 (авторы учебника: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина)

( 1 час в неделю, всего – 17)

Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Решение этой задачи особенно важно и актуально в условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей природной среды. Бурный рост объёма информации, стремительное развитие науки и техники требуют от человека крепкого здоровья и более гибкой адаптации физических и психических сил к быстро изменяющимся условиям жизни.

Настоящая программа предназначена для формирования  у  учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни, состояния окружающей социальной и природной среды. Программа рассчитана на учащихся, знакомых  с иерархической и  структурной организацией органического мира.

                                                 8    класс  «Ландшафтная экология»  (2 полугодие)

( 1 час в неделю, всего – 17)

                                                           (автор учебника:  Н.А. Чумаченко)

Основная цель курса: формирование у  учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки.

 Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений, навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

 В первом разделе рассматриваются основы анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов  ландшафта.

Второй раздел посвящён типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии – природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.

В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике. Изучение курса рекомендуется проводить на примере конкретных экологических ситуаций, характерных для региона.

Содержание тем учебного курса.

        Практические работы.

Природная среда – как фактор здоровья. Функции  ландшафта.

Лабораторные  работы.

Иммунитет и здоровье. Вредные  привычки.

Исследование.

Чувствительность к внешним воздействиям. Биоритмы. Питание – фактор, влияющий на состояние здоровья. Ответственное поведение как социальный  фактор. Ландшафтный мониторинг. Современное состояние и проблемы природопользования в Саратовской области.

 

Виды самостоятельной работы учащихся

Презентации. 

Влияет ли природная среда на здоровье человека? Факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Какое должно быть поведение у  социально здорового человека. Как человек воздействует на ландшафт. Загрязнение ландшафта.

Формы контроля.

Тестирование.

Взаимосвязь человека с окружающей средой. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гендерные роли. Классификация  ландшафтов. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Ландшафты Саратовской области..

Устный зачёт.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы. Факторы риска внутриутробного развития.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся  8  класса

Учащиеся должны знать:

- понятия «здоровье» и «болезнь»;

- факторы здоровья и факторы риска болезни;

- связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- место человека в системе животных;

- понятие о наследственных болезнях и их предупреждение;

- понятие о природноочаговых  болезнях;

- понятия: биосфера, ландшафт, компоненты ландшафта, природно-антропогенный ландшафт, устойчивость ландшафта;

- многоаспектную ценность ландшафта;

- последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты;

- характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов;

- экологические проблемы  ландшафтов Саратовской области;

- влияние изменённого человеком ландшафта на его здоровье;

Учащиеся должны уметь:

- оценивать среду жизнедеятельности человека;

- объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;

- составлять свою родословную и карту здоровья;

- анализировать и оценивать образ жизни своей семьи и свой собственный;

- подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;

- обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;

- определять тип  ландшафта;

- выявлять формы воздействия на него человека;

- давать оценку состояния ландшафта;

- формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране;

Перечень учебно-методического обучения

Методические и учебные пособия: 

«Задачи по экологии человека», «Всё о  здоровом  образе  жизни», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др.;

Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, видеозаписи;

Дидактический материал: практические и лабораторные работы на печатной основе, карточки, тесты, раздаточный материал;

Список (основной и дополнительной) литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

Арнольди И.А., Кондратьева И.И. Труд и здоровье подростка. М.: Медицина. 1982.

Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л.: Наука, 1987.

«Гигиена города». Г.П. Зарубин. М.: Медицина. 1990 г.

«Гигиеническое обучение и воспитание  школьников». Е.И. Кальченко. М.: Просвещение. 1999г.

«Здоровье человека – социальная ценность». Ю.П. Лисицын. М.: Мысль. 1999 г.

«Как правильно питаться». И.М. Скурихин. М.: Агропромиздат. 1999 г.

«Проблемы жизни в окружающей среде». Учеб. пособие. Саратов. 1995 г.

«Человек и ландшафты». Ф.Н. Мильков. М. 1999 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

«Раздумья о здоровье». Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт. 1987 г.

«Окружающая среда и здоровье». Г.П. Зарубин. М.: Знание. 1999 г.

«Проблемы экологии человека». С.М. Оплавин. М.: Наука. 1998 г.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Для учащихся 9 классов средней школы. М.: Просвещение. 1989.

«Экология города: урбоэкология».  Г.С. Камерилова. М.: Просвещение. 1998 г.

Образовательные диски:

 «Экология» . 2004 г. Дрофа.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.

Компьютерные презентации.

Приложения  к программе

Списки тем докладов:

«Природная среда – источник инфекционных заболеваний».

«Микроклимат жилых помещений».

«Физическое развитие, продолжительность жизни человека».

«Эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн».

«Охраняемые территории Саратовской области».

«Влияние ландшафта на здоровье человека».

               

Учебно – тематическое планирование курса  «Экология человека»  (1 полугодие)

Всего – 17 часов

Перечень разделов, тем

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля

Обору-

дование

Дом.

зад.

Дата

про-ведения

план

Дата

про-веде

ния

факт

Введение ( 1 час)

1

Что изучает экология человека

1

Урок ознаком-ления  с новым материа-лом

Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы.

Знать, что изучает экология человека.

Беседа.

П. 1

Стр.

3-8

Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека. ( 4 часа)

2

Здоровье  и образ жизни.

Л/р №1. «Оценка состояния физического здоровья»

1

КУ

Лабораторная работа №1.

Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни.

Оценка состояния своего физического здоровья.

Знать, какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека.

 Научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.

Лабора-торная работа.

Секундамер.

Рабочая тетрадь

П.2

Стр.

9-12

3

История развития  представлений о здоровом образе жизни и развитие взаимоотношений человека с природой.

1

КУ

Здоровый образ жизни на разных этапах человеческого общества.

Этапы развития природы и человека.

Знать, как изменялись взгляды на здоровый образ жизни.

П.3,4

Стр.

15-21

Подготови-ть про-ект на тему: Влия-ние капиталист-ичес-кого производства на природу и здоровье человека.

4

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

1

КУ

Антропология. Этнография. Расы человека.

Знать, что изучают науки антропология и этнография.

Устный опрос.

П. 5

Стр.

23-25

5

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

1

КУ

Лекция.

Тест.

Биометеорология. Экстремальные факторы.

Знать, что является экстремальными факторами, от чего зависит возникновение перегрузок.

Тестирование по главе 1.

П. 6,7

Стр.

28-31

Глава 2. Влияние факторов среды на системы органов. (12 часов)

6

Вредные привычки (болезненные, па-губные пристрастия)

1

КУ

Вредные привычки. Эйфория. Употребление алкоголя и наркогенных веществ.

Знать, что такое вредные привычки и пагубные пристрастия.

Знать, в чем опасность употребления наркотических веществ.

Фрон-тальный опрос.

Презен-тация.

П. 8

Стр. 32-36

7

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

Л/р №2 Воздействие двигательной активности на организм человека.

1

КУ

Л\Р №2

Опорно-двигательная система. Роль питания в развитии костей и скелетной мускулатуры. Гиподинамия. Активный образ жизни.

Знать, Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. Выучить комплекс упражнений для коррекции осанки.

Уметь, оценить подготовленность организма к занятиям физической культурой.

Выпол-нение лаб. работы.

Таблица с физическими упражнениями.

Секундомер, скамья.

П.

9, 10

Стр.

36-44

Выу-чить комп-лекс упражнений для кор-рек-ции осан-ки.

8

Иммунитет и здоровье.

Л\р. №3. «Оценка состояния противоинфек-ционного иммунитета

1

КУ

Лекция

Лаб. работа

Измененные клетки. Аллергия. Аллерген. СПИД.

Знать, что такое измененные клетки организма, какую роль выполняют клетки иммунной системы.

Уметь оценить состояние своего иммунитета.

Опрос.

Лаб. раб.

Презентация.

Рабочая тетрадь.

П.12

Стр.

51-56

9

Условия полноценного развития системы кровообращения.

1

КУ

Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония.

Знать, что такое ударный объем, от чего зависит частота сердцебиений.

Устный опрос.

П.13

Стр.

57-60

10

Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы.

1

КУ

Гипертония. Гиподинамия.

Знать, как связаны гиподинамия и деятельность сердечно- сосудистой системы.

Опрос.

П. 14

Стр.

61-64

11

Правильное дыхание.

Лабораторная работа № 4. «Влияние холода на частоту дыхательных движений.»

1

КУ

Лекция.

Л.\р.

Носовое дыхание. Правильное дыхание. Канцерогены.

Знать, как влияет двигательная активность на дыхание.

Объяснить влияние холода на частоту дыхательных движений.

Лаб. работа

Рабочая тетрадь.

Емкостьводный термо-метр.

секундомер

П.15

Стр.

66-69

12

Пища. Питательные вещества. Чужеродные примеси пищи.

Практическая работа №1

1

КУ

Лекция.

Практи-ческая работа

Природные пищевые компоненты. Вредные вещества.

Знать, о роли белков, жиров, углеводов в организме.

Знать, какой вред наносят организму нитраты и нитриты и т.д.

Научиться использовать информацию о продуктах питания.

Практи-ческая работа.

Рабочая тетрадь.

Упаков-ки от продук-тов.

П.

16,17

Стр.

69-78

13

Факторы, влияющие на развитие и работу нервной системы. Лабораторная работа № 5 «Развитие утомления»

1

КУ

Лекция

Лабораторная работа

Утомление. Переутомление.

Знать причины возникновения утомления и переутомления.

Лабора-торная работа

Рабочая тетрадь.

Карточ-ки с примерами.

П.24

Стр.

93-95

14

Стресс. Чувствительность к внешним воздействиям.

1

КУ

Стресс. Стадии стресса. Темпераменты. Стрессоустойчивость.

Знать, в чем причины возникновения стресса.

Анкети-рование

П.

25, 26

Стр.

103-109

15

Биоритмы. Гигиенический режим сна.

1

КУ

Биоритмы. Биологические часы. Значение фаз сна. Гигиена сна.

Знать общие правила гигиены сна.

Знать, что такое биоритмы.

Беседа

П.

27,28

Стр.

111-118

16

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

КУ

Щитовидная железа. Эпифиз.

Знать, какова функция щитовидной железы в подростковом возрасте и как влияет эпифиз на организм человека.

Фрон-тальный опрос.

Презен-тация.

П.29

Стр.

120-121

17

Повторение и обобщение материала.

Контроль знаний.

1

КУ

Тестирование

                     Учебно – тематическое планирование курса  «Введение в ландшафтную экологию»  (2 полугодие)

Всего – 17 часов

Глава 1. Основные понятия ландшафтной экологии. (5 часов)

1

Географическая оболочка и ландшафт

1

Урок ознаком-ления  с новым материа-лом

Ландшафт. Ландшафтная сфера. Геосистемы.

Знать, что изучает ландшафтная экология.

Беседа.

П.1.1

2

Классификация геосистем

1

КУ

Уровни геосистем. Иерархичность природных геосистем.

Знать, какие признаки позволяют разделить территорию  на геосистемы.

Устный опрос.

П.1.2

3

Компоненты ландшафта.

1

КУ

 Компоненты географической оболочки.

Знать, группы компонентов ландшафта.

Устный опрос.

П.1.3

4

Структура ландшафта.

1

КУ

Составные части ландшафта.

Знать, что такое структура ландшафта., какие бывают структуры.

Устный опрос

Презентация.

П.1.4

5

Функционирова-ние ландшафта.

1

КУ

Большой круговорот. Малый круговорот.

Знать, что называется большим и малым круговоротом. Какие компоненты в них участвуют.

Тест.

П.1.5

Глава 2. Природно – антропогенный ландшафт. ( 8 часов)

6

Антропогенное воздействие на ландшафт

1

УОНМ

Природно-антропогенные ландшафты. Концепция устойчивого развития.

Знать, в чем отличие антропогенных ландшафтов от природных.

Знать глобальные антропогенные факторы, влияющие на изменение облика нашей планеты.

Опрос.

Презен-тация.

П.2.1

7

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта.

1

КУ

Социально-экономические функции ландшафта. Антропогенная нагрузка.

Знать, в чем отличие природного и антропогенного загрязнения.

Тест

Презентация.

П.2.2

8

Классификация природно- антропогенных ландшафтов.

1

КУ

Восемь классов природно-антропогенных ландшафтов.

Знать классификацию  природно-антропогенных ландшафтов.

Опрос

Презен-тация

П.2.3

9

Урбанизирован-ные территории.

1

КУ

Структура городского ландшафта.

Знать из чего складывается структура городских ландшафтов. Уметь перечислить функциональные зоны города.

Тест.

Рис. и карты в учеб-нике

П.2.4

10

Культурный ландшафт.

1

Лекция.

Воспитательная функция культурного ландшафта.

Знать, в чем особенности культурного ландшафта.

Опрос.

П.2.5

11

Ландшафтный мониторинг.

1

КУ

Локальный, региональный и глобальный мониторинг.

Знать, что такое мониторинг. Уметь привести примеры  локального, регионального и глобального мониторингов.

Беседа.

Рис. и карты в учеб-нике

П.2.6

Подготовка к семинару на тему: Охра-на ланд-шафта

12

Охрана ландшафта.

1

Семинар

Охраняемые природные территории. Структура биосферного заповедника.

Знать, какие охраняемые природные территории расположены в Саратовской области.

Рефера-ты.

Справочное издание «Особо охраняемые природ-ные территории Саратовской обл.»

П.2.7

13

Влияние ландшафтов на здоровье человека.

1

КУ

Компоненты природного ландшафта и их влияние на здоровье человека.

Уметь привести пример компонентов природного ландшафта и знать, как они влияют на здоровье человека.

Теку-щий опрос.

П.2.8

Глава 3. Региональная ландшафтная экология. (4 часа)

14

Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов.

1

КУ

Лекция.

практика

Факторы и процессы, определяющие региональные особенности ландшафтов Саратовской области. Основные неблагоприятные ландшафтные процессы природных зон саратовской области.

Знать, в каких природных зонах располагается территория Саратовской области.

 Определить по карте, в каких природных зонах области и в каких подзонах памятников природы больше всего.

Фрон-тальный опрос.

Прак-тика.

Карта Саратовской области.

П.3.1

15

Проблемы природопользова-ния Саратовской области.

1

КУ

Лекция.

Практика.

Виды природопользования в Саратовской области.Влияние на ландшафты транспортной сети, объектов промышленности и сельскохозяйственной деятельности.

Знать какие  виды природопользования осуществляются в Саратовской области.

Уметь определить по карте процент скважин, который будет подвергнут затоплению при катастрофическом положении уровня Волгоградского водохранилища.

Опрос.

Практи-ка.

Карта Саратовской области.

П.3.2

16

Урбанизирован-ные территории Саратовской области.

1

КУ

Факторы, определяющие условия проживания в городе.

Знать основные природно-ландшафтные особенности городов Саратова и Балаково.

Беседа.

П.3.3

17

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Модуль «Экология человека» 8 класс

Программа  модуля «Экология человека» предназначена для учащихся 8 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Состояние окружающей среды становится всё менее ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...

Рабочая программа по экологии человека 8 класс

Рабочая программа по экологии человека с учетом требований рособрнадзора....

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...