урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
презентация к уроку (экология, 6 класс) по теме

Генералова Ольга Владимировна

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon den_zemli.zip954.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экологии в 6 классе.

Тема:
взаимоотношения человека и природы.

 Учитель МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа».

ГенераловаО.В.

Цель: Расширить и углубить экологические знания учащихся; развивать творческие способности, интерес к народному творчеству; воспитывать ответственное отношение к природе.

Неужто, внуки

Лишь по красной книге

Узнают.

Как богаты были мы?!

(Р. Рождественский)

Ход урока.

1. Сегодня у нас необычный урок. 22 апреля во всем мире празднуется День Земли. По традиции в этот день жители всей планеты принимают участие в благоустройстве и озеленении дворов и улиц, поддерживают различные экологические акции и мероприятия. Этот праздник, как гимн жизни, надежды на исцеление планеты, его отмечают во всех странах мира.

 Свой урок я хотела бы посвятить этой дате. Тема нашего сегодняшнего урока очень серьёзна и затрагивает каждого на нашей планете – это история взаимоотношений человека и природы. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли слова Р. Рождественского.

Прочтите эпиграф к уроку.

 (слайд 4)

Что хотел сказать нам автор этих строк? О каком богатстве идет речь? (ответы детей) Что мы можем сделать, чтобы не допустить этого? (ответы детей)

  Впервые акция празднования Дня Земли прошла 21 марта 1970 года в США. А начинается она со звучания Колокола Мира, смысл этой церемонии состоит в том, чтобы в течение минуты, пока звонит колокол, люди подумали о том, что они должны сделать, чтобы спасти нашу планету, осознать себя гражданами и улучшить жизнь всего живого на земле.

Звучит колокол

(слайд 5)

Колокол мира – символ вечного братства и солидарности народов. И в то же время – призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения человека и природы.

Что же происходит с нашей планетой? Почему возникла такая необходимость защищать ее?

Дома вы готовили сообщения о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.

 (выступления детей)

(слайд 6)

Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся — над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

(слайд 7)

Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

В результате деятельности человека в реках Европы — Сене, Дунае, Рейне, Волге — нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

(слайд 8)  

Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате — миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

(слайд 9)

Леса. Усиленно идет "облысение" планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

(слайд 10)

 Действительно. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

 Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

 (слайд 11)

 За год в атмосферу  выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа.

(слайд 12)

В минуту вырубаются 20 гектаров лесов.

 (слайд 13)

 В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.

 (слайд 14)

 Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком!

(слайд 15-16)

День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли — драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м2.

Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому мы попытались сделать такой же флаг, правда, в миниатюре. Это работы, выполненные каждым из вас, которые затем мы объединили в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли. Очень хочется, чтобы наша Земля была  сказочно красива.

На этих рисунках все богатство вашего воображения. А что именно вы нарисовали, хотелось бы узнать лично от вас. Рассказы детей.

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы,
пирсы
и перроны, Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше — окружающей среды.
Р. Рождественский

На каждого из 6 млрд жителей Земли приходится около 1 т мусора в год. Если бы весь накопившийся за год мусор не уничтожать, а сваливать в одну кучу, то образовалась бы гора высотой с Эльбрус (5642 м). Кроме бытовых, есть еще и отходы промышленных предприятий. Среди них особо опасны для окружающей среды и здоровья людей так называемые спецотходы, которые нельзя хранить вместе с другими, а необходимо уничтожать по специальной технологии. К ним относятся примерно 600 особо опасных веществ (радиоактивные отходы; тяжелые металлы, в том числе ртуть, свинец; мышьяк и др.). Да и ряд предметов, вышедших из повседневного употребления (батарейки, лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутные термометры, перегоревшие лампы дневного света, остатки лаков, красок, клея, аэрозоли, дезодоранты и т.п.), тоже относятся к спецотходам, и их нельзя бездумно разбрасывать где попало. Они не должны быть доступны ни детям, ни животным.

Но и нельзя сказать, что мы губим природу, и никто на это не обращает внимания.Это не так. Об охране природы есть законы:

В Статье 9 Конституции говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”.

Статья 58 гласит: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.

В 1995 году были приняты федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, в которых закреплена система территорий, определены режимы их использования и меры ответственности за нарушение этого режима.

Чтобы сохранить природу, создаются заповедники, заказники. Во всем мире ученые работают над технологией очистки воздуха и воды, разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты.

Прочтите текст о состоянии окружающей среды в Красноярском крае и городе Красноярске и письменно ответьте на вопросы.

1. Красноярск и край на фоне других городов и территорий России выглядит не слишком благополучными по уровню загрязнений. В список из 36 самых загрязненных городов страны попали 5, расположенных на территории края: Ачинск, Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Норильск. Уровень загрязнения атмосферы в Ачинске, Красноярске, Лесосибирске и Минусинске характеризуется как очень высокий, в Назарове — высокий, в Канске — повышенный. В числе крупнейших источников атмосферных выбросов края — Заполярный филиал ОАО «ПМК «Норильский никель» (1915,3 тыс. т выбросов за 2010 г.), ОАО «РУСАЛ-Красноярск» (ОАО «Красноярский алюминиевый завод») — 66,9 тыс. т, Назаровская ГРЭС (филиал ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) — 68,4 тыс. т, Красноярская ГРЭС-2 (ОАО «ОГК-6») — 60 тыс. т и ОАО «РУСАЛ-Ачинск» (ОАО «Ачинский глиноземный комбинат») — 39,2 тыс. т.

Красноярcкое водохранилище оценено как «загрязненное — очень загрязненное», реки Енисей и Кан — «очень загрязненные — грязные», Чулым, Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуска — как «грязные».

Предприятия, которые названы основными источниками образования отходов в крае, — это золотодобывающая компания «Полюс» (110 млн т), ОАО ГМК «Норильский никель» (35,5), ООО «Соврудник» (21,6), ООО «Артель старателей «Прииск Дражный» (5,1) и ОАО «РУСАЛ Ачинск» (10,6).

В каком состоянии сегодня находится экология Красноярска?

2. Чем мы дышим?

Красноярск – крупнейший транспортный и промышленный узел. Именно эти два источника загрязнения атмосферного воздуха (предприятия и автомобили) и являются для Красноярска основными.

Для оценки состояния воздуха используют показатель ИЗА-5 (индекс загрязнения атмосферы). Уровень загрязнения считается низким, если ИЗА ниже 5, повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким - от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА равном или больше 14. Средний уровень загрязнения атмосферы в Красноярске по данным Среднесибирского УГМС по комплексному индексу загрязнения атмосферного воздуха практически постоянно характеризуется как «высокий» и «очень высокий». Например, в 2010 году по данным министерства природных ресурсов и лесного комплекса уровень ИЗА в Красноярск был зарегистрирован на отметке 21,86 – очень высокий.

Основными предприятиями, влияющими на окружающую среду Красноярска, в том числе, выбросами в атмосферный воздух, являются: ОАО РУСАЛ «Красноярский алюминиевый завод», филиал «Красноярская ТЭЦ-1», филиал «Красноярская ТЭЦ-3, филиал «Красноярская ТЭЦ-2 ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и другие отопительные котельные. На долю этих предприятий приходится почти 70 % выбросов от общего промышленного воздействия на атмосферу города.

Однако, в управлении по охране окружающей среды администрации Красноярска отмечают, что в 2010 году количество выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников по сравнению с 2009 годом, немного уменьшилось (с 149,283 до 148, 578 тысяч тонн). Также специалисты управления приводят данные о том, что за последние 10 лет динамика роста вредных выбросов в атмосферу составила только 6,2%.

По данным Красноярскстата за 2010 год очистные устройства на предприятиях города не дали уйти в воздух до 77% от всех вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

- Для развивающегося города удерживать параметры промышленных выбросов является большим достижением, - считают специалисты управления по охране окружающей среды администрации Красноярска.

Зато значительно (почти на 5 тысяч тонн) за год (с 2009 до 2010) возрос второй показатель – уровень загрязнения от транспорта (46% от общего количества выбросов).

И это понятно, количество транспортных средств постоянно растёт. По данным ОГИБДД УВД города на 01 января наступившего года в Красноярске зарегистрировано более 300 тысяч транспортных средств. По сравнению с 2001 годом количество автомобилей возросло на 64%, а объемы загрязнений, выделяемых передвижными источниками, увеличились за этот период почти в два раза. Беда ещё и в том, что большинство вредоносных выбросов от автотранспорта сконцентрировано в пределах городской черты.

Ситуация в этом плане может немного измениться в лучшую сторону после строительства четвёртого моста через Енисей. По прогнозам министерства природных ресурсов и лесного комплекса в результате перераспределения транспортного потока в этом случае расчетный уровень загрязнения может быть снижен на 30-50%.

3. Какую воду мы пьём?

По данным Красноярского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, химический состав реки Енисей – основной водной артерии Красноярского края формируется под влиянием загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами предприятий угольной, топливно-энергетической, химической промышленности, металлургии.

В государственном докладе о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2010 год, опубликованном министерством природных ресурсов и лесного комплекса отмечено, что в 2010 году в Красноярске (по сравнению с 2009 годом) наметилась тенденция к уменьшению использования свежей воды предприятиями.

Основные объёмы сточных вод приходятся на нормативно-чистые воды (очищенные производственные стоки) сбрасываемые предприятиями, осуществляющими производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды. Всего сброшено основных загрязняющих веществ в водные объекты 267,4 тысячи тонн, что на 42,9 тысячи тонн меньше, чем в 2009-м.

Однако качество воды в Енисее на участке в районе Красноярска и его окрестностей продолжается характеризоваться надзорными органами, как «очень загрязненная».

4. Чем мы болеем?

Естественно, вредоносные выбросы в атмосферу негативно сказываются на здоровье тех, кто проживает в районе распространения этих веществ. Судя по анализу, проводимому специалистами краевого управления Роспотребнадзора, среди населения промышленно развитых территорий Красноярского края и, в частности города Красноярска, чаще регистрируются заболевания, связанные с воздействием факторов окружающей среды.

Красноярские медики за период с 2007 по 2010 год поставили диагнозов болезни эндокринной системы, злокачественные новообразования больше, чем в других территориях региона.

В управлении Роспотребнадзора Красноярского края установили прямую зависимость между индексом загрязнения атмосферного воздуха и его влиянием на здоровье населения.

А теперь представьте, что вы уже взрослые, чем вы можете помочь природе, что сделаете, чтобы сохранить Землю? (ответы детей).

Я думаю, что вы обязательно внесете свой вклад в это важное дело. Но пока вы ученики и ваша задача, хорошо учиться. А чтобы помочь природе сейчас, все мы должны, как минимум, выполнять правила поведения в природе.

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова « Не ». Как вы думаете, что это за советы ?

 (слайд 17)

1. Не разводи костров в сухую погоду.
2. Не руби в лесу деревьев.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
5. Не бери в лесу животных.
6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
7. Не рви лесные и полевые цветы.
8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

 Физминутка «Собери пословицу» (Из отдельных слов нужно собрать пословицы).

  1. Не высок лесок, а от ветра защита.
  2. Возле леса жить голоду не видеть.
  3. Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
  4. Растение - берегам спасение.

(слайд 18)

Давайте вспомним:
Какому празднику был посвящён этот урок?
Когда отмечается этот праздник?
Что звучит в этот день в разных странах?
Какие мероприятия проводятся в России  и других странах к этому празднику?
А что мы с Вами можем сделать в деле защиты окружающей среды?

(слайд 19)

Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери призвал людей поступать так: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

Домашнее задание: ответить на вопросы викторины.

Викторина

1. Эти животные, способствуют образованию пастбищ и лугов, сохранению крупных проточных водоемов, увеличению численности рыб, повышению самоочистительной способности рек? (Бобры)

2.Какие животные, вытеснили при «вселении» ценную выхухоль? (Андатры)

4. Парнокопытное животное, весит до 900 кг, длина 3,5 метра. Обитал в лесах Европы. В первой части 20 в. был истреблен, сохранился лишь в зоопарках (48 голов). (Зубры)

5. Млекопитающее семейства куньих. Ценный объект пушного промысла и звероводства. (Соболь)

6. Род жвачных животных семейства полорогих. В диком виде сохранились в Тибете. Одомашнен. (Як)

7. Назовите заповедники, которые находятся на территории Красноярского края.( Саяно-Шушенский,  Центрально-Сибирский, Таймырский,  Столбы,  Путоранский и Большой Арктический).

8. Какие заповедники Красноярского края являются биосферными? (Саяно-Шушенский, Центрально-Сибирский и Таймырский заповедники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биология + английский язык «Взаимоотношения человека и природы»

Естественно-научное направление: интгрированный урок биологии и английского языка.Класс 10"В" - химико-биологический профиль. Программа среднего (полного) образования по биологии (профиьный урове...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как  "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...

Комплексный анализ текста по проблеме "взаимоотношение человека и природы". 10-11 класс.

В работе использова ны технологии личностно ориентированного обучения....

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"

Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания  ребят лексических значений слов  и понятий в произвед...

Презентация Взаимоотношения человека с природой

Как важно беречь окружающий мир. Как важно воспитывать бережное отношение ко всему живому: цветку, животному, человеку....