Занятие по экологии в 5 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Снегирь. Свиристель"
методическая разработка по экологии (5 класс) на тему

Зейц Алёна Альбертовна

Занятие содержит познавательный материал о пролётных птицах Урала снегире и свиристеле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snegir_sviristel.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии в 5 классе.

Тема: Пролётные птицы. Снегирь, свиристель.

Цель:

Расширить знания  и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях снегиря и свиристеля, их жизни в природе, повадках, условиях обитания.

Задачи:

  1. Развивать речь и логическое мышление детей, активизировать внимание и память.
  2. Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Оборудование: иллюстрации снегиря и свиристеля.

    Ход занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Речевая разминка.

          Заметает пурга белый путь

          Хочет в мягких снегах потонуть.

          Ветер  резвый уснул на пути.

          Ни проехать в лесу, ни пройти.

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Сообщение темы занятия.

     - Сегодня мы продолжим знакомиться с жизнью птиц зимой.  А именно с пролётными птицами. Вот вам первая загадка:

Красногрудый,  чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он  появится опять. (Снегирь)

  1. Рассказ о снегире.

     Снегирь – одна из наиболее заметных и известных птиц наших лесов. Снегирь крупнее воробья. Он обладает ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спинке. У самок  окраска скромнее, грудка у неё не алая, а тёмно-серая. Снегири обоего пола имеют чёрную шапочку на темени и толстый короткий клюв чёрного цвета.

     Родина снегирей – хвойные леса северной тайги Европы и Азии, от Атлантического океана до  Тихого. Здесь они устраивают гнёзда и выводят птенцов. Гнёздышко снегиря свито из тонких прутиков, мха, лишайников и выстлано пухом и перьями.

     В мае в гнезде появляются бледно-зелёные  яички. Самка насиживает их, а самец заботливо приносит ей корм. Родители выкармливают птенцов сначала насекомыми, а затем мягкими семенами растений. Птенцы находятся в гнезде до двух недель, а потом начинают вылетать из гнезда.

     В сентябре снегири образуют стаи, а в октябре они откочёвывают на зимовку в леса нашей страны. В это время они появляются в сёлах и городах, резко выделяясь на фоне выпавшего снега. Зимой они держатся в смешанных и хвойных лесах, где кормятся семенами ольхи, ясеня, клёна, липы и других деревьев м кустарников. Когда наступают морозы, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины и облепихи. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм – рюм – рюм».

     Полёт снегирей красивый, волнообразный. На фоне снежного покрова, среди оголённых ветвей сидящие на них снегири напоминают красные фонарики, украшающие  дерево.

  1. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Снегири».

             

         Снегири.

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз – Красный Нос

Им рябинки принёс.

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко – алые грозди.

  1. Физпауза.

8. Загадка:      Северные гости

                        Клюют рябины грозди,

                        Так нарядны и ярки,

                        На  головках – хохолки! (Свиристель)

  1. Рассказ о свиристеле.

     Размером свиристель со скворца, оперение у неё нарядное, розовато – коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристелей украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях - ярко красные ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями. Поют они тихонько посвистывая, будто играют на свирелях: «Свири-свири-свири-свир». Поэтому и назвали их свиристелями.

     Живут свиристели в северных лесах. Там они вьют на соснах гнёзда и очень искусно прячут их. Дружная пара свиристелей вместе строит гнездо и выкармливает птенчиков мошками, комарами и другими насекомыми.

Когда птицы подрастут, главным кормом для них станут ягоды можжевельника, боярышника, рябины и калины.

     Осенью, собравшись в стаи, птицы откочёвывают в наши леса, где уродилось много рябины, и остаются в них до солнечных мартовских дней. К нам они прилетают в октябре, отыскивают рябину с ягодами и облепляют её, устраивают пир, будто соревнуются, кто съест больше. Две – три минуты – и свиристели сыты до отвала. Отдохнут немного и снова принимаются щипать рябину и бросать её наземь. Когда на ветвях не останется ни ягодки, они перекочёвывают в другие места.

     Почему же свиристели бросают ягоды на снег? Оказывается, возвращаясь обратно, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими.

В марте свиристели улетают обратно в свои северные леса.

               Свиристели.

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюём рябины кисти –

Лучше ягод не найдёшь!»

  1. Закрепление материала.

- Как выглядит снегирь? Опишите его. Свиристель?

- Где живут пролётные птицы весной и летом?

- Чем питаются зимой свиристели и снегири?

- Как поют эти птицы?

- Что вам запомнилось из описания жизни этих птиц?

  1. Подведение итога и анализ деятельности детей.

                            Использованная литература:

  1. Ситникова Т.Н. Птицы России. М. Вако, 2009.

  1. Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. СПб, 2007.

  1. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М, Гном и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в 6 классе коррекционной школы 8 вида

Данное занятие идет по разделу здоровый образ жизни. Тема открытого занятия "ПРИВЫЧКИ. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ.".  В проведении занятия использовала одну из форм активного метода обучения - дискус...

Конспект + презентация занятия по экологии "Птицы широколиственного леса" для 6 класса коррекционной школы VIII вида.

Цель: Познакомить детей с птицами, заселяющими широколиственные леса. Задачи: 1. Расширять знания и представления об особенностях  внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и ...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....

Самоанализ. Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....

"Хороший ли я друг" внеклассное занятие 6-7 класс коррекционной школы I-II вида.

Конспект занятия предназначен для воспитателей работающих с детьми с ОВЗ среднего школьного возраста....