"Вовлечённые в войну"
план-конспект урока по экологии (7,8,9,10,11 класс) по теме

Татьяна Николаевна Андреева
Вовлечённые в войну Природа и война Цель: определить, какое влияние на природу оказывают военные действия, развитие чувства уважения и любви к природе, понимания своего с ней родства. Форма: экологическая экспертиза. Все ребята делятся на группы по 4-5 человек, и далее будут именоваться экспертами и историками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vovlechyonnye_v_voynu.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Вовлечённые в войну

Природа  и война

Цель:   определить, какое влияние на природу оказывают военные действия, развитие  чувства уважения и любви к природе, понимания своего с ней родства.  

Форма: экологическая экспертиза. Все ребята делятся на группы по 4-5 человек, и далее будут именоваться  экспертами и историками.        

Ход  мероприятия

Учитель:        Среди полей на перекрёстке        
                        Взлетел крылатый столб огня,        
                        Снаряд ударил в ствол берёзки,        
                        А показалось, что в меня.
         


                                                                Я. Шведов.

Учитель: Судя по строчкам стихотворения, мы с вами будем говорить о войне! Очень часто можно услышать понятия: «малые войны», «большие войны». Да как бы это явление в истории не называли. Суть не меняется.        
   Что несёт нам война?        
   С разных точек зрения можно посмотреть на проблему войны, но мы взглянем с особой. Мы с вами будем первооткрывателями, а они всегда шли по-новому, неизведанному пути.        
   Начнём с того, что разгадаем зашифрованное здесь слово, а отвечая на вопросы, вспомним некоторые термины, которые нам понадобятся.        


                                               ВОПРОСЫ:        
1. Разрушение почвы ветром и водой. /эрозия/        
2. Оборонительное сооружение.  /окоп/.        
3. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.                /проблема/.        
4. Дерево, очищает в городах воздух от химических загрязнителей /липа/.        
5. Человек, который любит родину /патриот/        
6. Углекислый … /газ/.        
7. Совокупность наук о живой природе  /биология/.        
8. Постепенное ухудшение, утрата исходных качеств  /деградация/.        
   Итак, у нас получается слово «экология», что, конечно, не удивительно.     Сегодня мы с вами поговорим о том, какие потери  растений и животных человечество понесло в войнах, как использовал человек представителей животного мира на полях бранных.

1-я экспертиза

       Раздаются репродукции картин с изображением разрушенных домов, идущего сражения. Предоставляется внимательно на них посмотреть.         
      Цитата:   Слышен тяжёлый стон,        
                      То стонет русская земля.        

Учитель: Что вы видите на этих репродукциях. (Земля изрыта, израненная окопами; земля, смешанная с металлом, не видно ни гор, ни скал, только ямы, да траншеи, клубится дым над полем боя).        
Учитель: Какой компонент окружающей среды, изображённый на репродукциях, пострадал больше всего.        
Эксперты: Земля, почва.        
Учитель: Итак, формулируем  экологическую проблему.        
Эксперты: Разрушение или деградация почвы. Это проблема несёт в себе несколько подпроблем:        
  - нарушение структуры почвы,        
  - невозможность проведения сельхоз работ,        
  - падение плодородия, как следствие ухудшения качества обработки почв.

2 экспертиза        
        Цитата:  Здесь птицы не поют,        
                      Деревья не растут.            

                                                            /Из песни/        
 Учитель: Война не щадит ни кого: ни птиц, ни животных, ни растения. От военных действий, в какие бы исторические эпохи они не происходили, всегда страдало всё живое на планете, страдала сама жизнь.  

Историк: В Великую Отечественную войну без счёта для провизии фронту били в Сибири и на Камчатке медведей.

     Перед Грюнвальдской битвой (1410) в Беловежской пуще для армии было заготовлено много кабаньего и оленьего мяса.

     Войско Ивана Грозного, двигаясь на Казань, кормилось лосятиной. Разумеется, и позже не щадили вооружённые люди на войне любую случайную дичь.

Историк: Сейчас в связи с отвратительной войной в Ираке всех волнует судьба невинных людей и животных, которые страдают от бомбёжек и нефтяной гари. Пролётные птицы лишись привычных мест кормёжки и отдыха на своём длинном миграционном пути, им приходится искать другие места остановки. И где гарантия, что когда закончатся военные действия, они будут летать по проложенному веками пути?

Историк: Давайте вспомним ещё одну войну, но уже прошлого века – Вьетнамскую. Отчаиваясь обнаружить в джунглях неуловимых вьетнамцев, они попытались вживить какой-то микроскопический приборчик в клопов, очень чувствительных к присутствию человека. Эффекта не получилось. Эффективней оказались «ковровые» бомбёжки (удары по площадям) и «химические дожди», сделавшие джунгли прозрачными и мёртвыми, что резко сократило ареал обитанья слонов.

Учитель: Формулируем вторую проблему.        

Эксперты: Уменьшение биоразнообразия.

Учитель: Что это значит?        
Эксперты: 

- гибель живых организмов, на территориях, где проводились военные    действия,        
- разрушение местообитания,        
- уничтожение лесных массивов.

Учитель: Сдаётся, люди никогда не жили без войн. По мере приручения животных их тоже вовлекали в кровавые распри. Сейчас историки расскажут нам о том, какие животные и как служили человеку во время военных действий.

Историк: Самый давний участник в ратных делах человека, конечно, лошадь. Всадник с оружием – символ войны. Посмотрите на репродукцию картины художника Васнецова – три богатыря, стерегущих степь, сидят на конях.

     Степнякам лошади помогли одолеть громадное пространство от Монголии до середины Европы. Каждый всадник, кроме лошади под седлом, имел ещё трёх-четырёх заводных лошадей, устала одна – пересаживался на другую. Конское мясо служило пищей в пути, а сами лошади довольствовались подножным кормом.

Историк: Лошадь помогала сражавшимся одолевать противника быстрым натиском. Выезженные тренированные лошади не боялись сражений. В бою лошади разделяли судьбу всадников. В решительный момент лишиться коня означало часто гибель и всадника. Слово «опешить», то есть стать в бою пешим, вошло в поговорку как положение крайне невыгодное и опасное.

Конное войско решило исход сражений в российской гражданской войне. Лошадь участвовала и в сражениях Великой Отечественной войны – вспомним рейды Доватора по тылам немцев, тягловую силу для пушек и санитарных обозов.

Учитель: Кого ещё из животных привлекали к ратным делам?

Историк: Вспоминаются сразу слоны. Символом воинской славы у африканского Карфагена был боевой конь. А появление в войсках Ганнибала слонов можно сравнить с появлением танков в начале минувшего века. Шеренги слонов с сидящими на спинах животных стрелками сеяли панику в построениях римлян. Слоновое войско, однако, долго не продержалось. Их участие в войнах осталось лишь историческим эпизодом.

Историк: На параде Победы в Москве летом 45-го года наряду с ос всеми родами войск прошло подразделенье солдат с собаками. Солдаты вели овчарок, натренированных с взрывчаткой бросаться под танки. На волокушах собаки вытаскивали из-под огня раненых. А немцы во множестве использовали овчарок для поимки бежавших из плена и окружений.

Историк: Столетьями, до появления телефона и радио, средством надёжной и быстрой связи служили на войне голуби. Известен случай, когда с парализованной, лежавшей на дне английской подводной лодки выпустили голубку. В записке, принесённой птицей на базу, сообщались координаты терпящих бедствие. Энергичными действиями экипаж лодки спасли.

Учитель: Интересны и экзотические случаи использования животных в войне. В Великую Отечественную войну использовали, как тягловую силу – оленей и верблюдов.

Для войны человек приспособил лишь несколько видов животных, но и они своим трудом разделили с человеком все горести и невзгоды. В благодарность за это в Лондоне был поставлен памятник животным, погибшим на войне.

Историк: Жители Британских островов, славящиеся своей любовью к животным, решили увековечить память наших братьев младших, принявших участие в вооруженных конфликтах и сложивших головы на поле брани. Бронзовый памятник, олицетворяющий храбрость всех погибших на войне собак, мулов, голубей и даже светлячков, установлен на Парк-Лэйн в центре Лондона.

Монумент изображает лошадь, собаку и двух мулов, нагруженных различными боеприпасами. На ограде памятника вырезаны фигуры слонов, верблюдов, обезьян и медведей. Надпись на монументе гласит: "Посвящается всем животным, которые служили и погибли в рядах британских и союзных сил. У них не было другого выбора". Скульптор памятника Дэвид Бэкхауз  заявил, что он не смог остаться равнодушным к историям о почтовых голубях, 15 тысяч которых погибло в ходе войн прошлого века, лошадях, которых только в Первой Мировой погибло 8 миллионов, и собаках, спасавших раненых под огнем противника. "Я не знаю, назовете ли вы этих животных героями, но они сделали очень важное дело", - считает скульптор.

 Одно из самых видных мест в скульптурной композиции занимает изображение медали Марии Дикин - аналога Креста королевы Виктории для животных. Впервые этот памятный знак был вручен в 1942 году, и с тех пор им были награждены 62 животных, включая собак, голубей, лошадей и одного кота. Последним обладателем этой награды стал спаниель Бастер, в 2003 году в Ираке обнаруживший крупный тайник оружия повстанцев.

Ребята, дикая природа от войны, конечно, страдает, и мы это с вами выяснили, но больше животных гибнет в мирное время от химикатов, от разливов нефти в морях, от разрушения среды обитания, браконьерства, ловли зверей на продажу, от привычки стрельнуть по живому. Пустыни вокруг себя делают люди.

        
       

Использованная литература

  1. Бульванкер В.З. От кота до кита: /О памятниках животным: для сред. шк. возраста/. – Л.: Дет. Лит, 1991. – 144 с.: ил.
  2. Заянчиковский И.Ф. Памятники животным. – Киев: Рад. Шк., 1983. – 160 с.: ил. – (Библиотечная серия).
  3. Они сражались вместе с нами: Сборник //Твой друг/ Сост. Б.С. Рябинин. – М: ДОСААФ, 1986. – С. 4-96.
  4. Усов М.И. Собака поисково-спасательной службы. – М: Изд-во ДОСААФ СССР, 1988. – 78 с.: ил.
  5. Усов М.И. Четвероногие спасатели. – Военные знания, 1985, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...