ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально и физически развитый, что может обеспечить его доступ к новым технологиям;  креативный,- способный мыслить и действовать творчески, умеющий ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;  нравственный -  патриот с высокими моральными установками; гражданин страны, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества. [1]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galich_o.g.-novaya_paradigma_obrazovaniya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

О.Г.Галич,
автор: методист МБУДО “Юность” г. Белгород

                                             

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Сегодня федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все глубже  входят не только в школьное образование, но и в учреждения дополнительного образования. По словам Д.А. Медведева, именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к жизни в высоко конкурентной среде, развить умения реализовывать свои идеи. Конкурентоспособность сегодняшних школьников в будущем зависит не только от овладения набором компетенций, но и от их разносторонней гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и, в первую очередь,  интенсификацией научно-технического прогресса [5]. Наиболее важным, применительно к системе образования,  становится принцип гуманизации, который заключается в обращенности обучения к личности обучающихся, в создании условий для развития творческой индивидуальности [4]. Гуманитарность становится системообразующим компонентом новой образовательной системы, которая, в свою очередь, превращается в приоритетно доминирующий фактор социального развития.

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе:  обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально и физически развитый, что может обеспечить его доступ к новым технологиям;  креативный, - способный мыслить и действовать творчески, умеющий ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;  нравственный -  патриот с высокими моральными установками; гражданин страны, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества. [1]

В содержании ФГОС говорится о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения, в основе которого лежит деятельностный подход на основе интеграции учебного материала [2].   Интеграция в учебном процессе  способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов в нем, развитию творческой активности.

Одним из фундаментальных принципов интегрированного обучения является принцип целостности, который подразумевает, что все знания и навыки, получаемые обучающимися, должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы, формируя единое целое. Для достижения данного результата особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, нетрадиционные уроки и учебные занятия,  ориентированные на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому обучающемуся понять, проявить и реализовать себя. И одним из таких уроков является интегрированный урок [3].

В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Юность» города Белгорода особое внимание уделяется организации учебного процесса с обязательным включением обучающихся в творческую деятельность. С этой целью в Учреждении заключены договоры о сетевом взаимодействии с учреждениями образования, культуры и  спорта, позволяющие организовать образовательное пространство на основе  принципа взаимосвязи, творческой активности и практикоориентированности, в том числе через проектную деятельность.  В результате проектной деятельности формируются наиболее значимые интеллектуальные и социально-личностные умения и способности обучающихся: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного объекта с другими, выделять в них существенные признаки и обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия и др.

Особое место в ходе проведения интегрированных занятий мы уделяем  включению учащихся в творческую деятельность. Например, на основе сетевого взаимодействия и социального партнёрства МБУДО «Юность» г. Белгорода и школьного Музея-мастерской традиционных народных художественных ремёсел Белгородской области МБОУ «СОШ № 46» реализуется  образовательный проект «PROРемесло», который увлекает учащихся в мир народных художественных ремёсел Белгородской области.

Народные ремёсла отображают все многообразие исторических, духовных и культурных традиций, многие из которых зародились столетия назад. Изделия белгородских ремесленников сохраняют отличительные черты и неповторимость традиционной культуры Белгородчины. В рамках реализации проекта предусмотрены  разнообразные формы организации обучения школьников на базе  школьного музея-мастерской: музейно-тематические уроки, включающие встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества и ремесленниками, мастеровые гостиные с проведением мастер-классов по освоению элементарных навыков по тематическим направлениям проекта: «Гончарное ремесло – прошлое или настоящее»,  «Старооскольская глиняная игрушка», «Кузнец – профессия,  рождённая из огня и металла», «Искусство обработки кожи» и др.;

Параллельно, в рамках реализуемого проекта, направленного на развитие краеведческих знаний и этно-художественной культуры обучающихся изобразительному искусству, учащиеся старших классов школы, занимающиеся в детском объединении «Стоп – Кадр», создают серии репортажей о народных ремёслах Белгородской области и мастерах, которые сохраняют традиции родного края. Данный контент способствует развитию интереса детей, подростков и родителей к культуре и традициям Белгородской области, популяризирует новые формы этнокультурной деятельности через сеть Интернет. Задача данного контента заключается в  распространении информации об эффективных формах участия в образовательном проекте «PROРемесло»,  включающих творческую самореализацию детей и подростков, обучающихся в детском объединении «StopКадр» МБУДО «Юность» г. Белгорода  и «Активистов  школьного музея-мастерской традиционных народных ремёсел Белгородской области» МБОУ «СОШ № 46». В результате проекта  создана серия репортажей и мультимедийный кейс (серия презентаций) «PROРемесло» для повышения уровня этнокультурных компетенций и  патриотического воспитания детей и подростков на основе знаний о традиционных народных ремеслах Белгородской области. Будет решена задача по расширению целевой аудитории проекта за счет продвижения «видео-контента» и «фото-контента» в цифровой среде путем распространения на страницах ВК, в социальной сети «Одноклассники», сайтах МБУДО «Юность» и МБОУ СОШ № 46. Созданный мультимедийный кейс «PROРемесло» будет являться образовательной базой для ознакомления с народными ремёслами.

В процессе создания репортажей участники проекта попробуют себя в роли этно-журналистов, корреспондентов, сценаристов, операторов и монтажёров, что является эффективной формой профориентации. Учитывая, что личностный результат обучения предполагает формирование современной мобильной коммуникабельной личности, сохраняющей свою национальную идентичность и готовой к межличностному сотрудничеству, можно констатировать, что такая форма проведения учебного занятия, как интегрированное занятие в рамках проектной деятельности является эффективной формой организации образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы//Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В. С. Севастьянова, ред.-сост. А. В. Бутова, А. И. Дубских. – Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2014. – С. 239 – 243.   

2. Свободин В. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ (25.04.2013)

3. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в формировании функциональной грамотности школьников в условиях 12- летнего обучения. Методическое пособие, Астана .2013.

4. Статьи Резановой С.А., Габидуллиной Л.Л.,Сырцовой Е.А., Копыловой Л.Ю., Дышлюк И.С. на сайтах «Фестиваль педагогических идей», Гуманитарный колледж – Технологии, news/1september.ru., art/а/edu.donpac.ru

5. Федяинова Н. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ (ФГОС), Издательство « Учитель», 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

Сообщение "Вариативность модели сетевого взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в условиях ФГОС"

В связи с переходом Российского образования на новые образовательные стандарты, педагогическим коллективам школ пришлось существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия с учреждениями допол...

Статья: "Поведение динамических пауз в рамках взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования"

В данном материале представлен опыт работы детского объединения «В ПОЗИТИВЕ» под руководством педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Фокиной И.П... Пок...

«Проведение динамических пауз в рамках взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования»

Материал полезен для педагогов школ, реализающих спортивно-оздоровительное направление...