Программа курса "Технологии будущего"
рабочая программа (10, 11 класс)

Полукарикова Алла Сергеевна

Программа внеурочной деятельности по ознакомлению обучающихся с новыми технологическими и информационными направлениями в науке рассчитана на учащихся 10-11 классов. Курс «Технологии будущего» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач. Она разработана с целью реализации комплексной профориентационной работы для обучающихся 10-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Урок НТО». В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленного ФГОС ООО внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Города Когалыма

Рабочая программа

курса

«Технологии будущего»

10-11 класс

Полукарикова Алла Сергеевна,

учитель  информатики МАОУ СОШ №7,

высшая квалификационная категория

г. Когалым

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая Программа «Технологии будущего» разработана с целью реализации комплексной профориентационной работы для обучающихся 10-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Урок НТО». В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленного ФГОС ООО внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Программа учитывает Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Программа внеурочной деятельности по ознакомлению обучающихся с новыми технологическими и информационными направлениями в науке рассчитана на учащихся 10-11 классов. Курс «Технологии будущего» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач.

 Программа «Технология будущего» имеет техническую направленность. Обучение по данной программе способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Программа дает объем технических и естественнонаучных компетенций, которыми вполне может овладеть современный школьник, ориентированный на научно-техническое или технологическое направление дальнейшего образования сферы профессиональной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящий момент в России развиваются нано-технологии, электроника, механика и программирование т.е. формируется благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Современные высокотехнологичные устройства интенсивно проникают практически во все сферы деятельности человека. Это новый этап в развитии общества. Очевидно, что он требует опережающего образования, обеспечивающего базу для естественного и осмысленного использования соответствующих устройств и технологий, профессиональной ориентации и обеспечения непрерывного образовательного процесса. Фактически программа призвана решить две взаимосвязанные задачи: профессиональная ориентация ребят в технически сложной сфере новых технологий и формирование адекватного способа мышления. 

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что в основе лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся. Это способствует повышению уровня учебной мотивации и развитию самообучения, успешному обучению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, природы, культурных ценностей), его анализу и конструктивному синтезу. 

Объем программы внеурочной деятельности: 12 часов. 

Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. 

Формы обучения и виды занятий: 

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Программа предусматривает использование следующих форм работы: фронтальной, индивидуальной, групповой.

Формы подведения итогов реализации программы: мини-проект. 

Цель программы: формирование творческих и научно-технических компетенций, обучающихся в единстве с воспитанием коммуникативных качеств и целенаправленности личности через ознакомление с современными технологиями в различных отраслях и научных направлениях, через систему практико-ориентированных занятий и самостоятельной деятельности обучающихся по созданию и выполнению поставленных задач.

Задачи программы:

Обучающие:

•   развить интерес к научно-техническому, инженерно-конструкторскому творчеству, сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования, развить творческие способности учащихся;

•   развить навыки программирования в современной среде программирования углубить знания, повысить мотивацию к обучению путем практического интегрированного применения знаний, полученных в различных образовательных областях (математика, физика, информатика);

•   обучить правилам безопасной работы. 

Развивающие: 

•   Сформировать и развить креативность, гибкость и самостоятельность мышления на основе игровых образовательных и воспитательных технологий; 

•   Сформировать и развить навыки проектирования и конструирования; 

•   Создать оптимальное мотивационное пространство для творчества.  

Воспитательные:  

•    Развить коммуникативные навыки; 

•    Сформировать навыки коллективной работы; 

•    Воспитать толерантное мышление.

 

 

 

Содержание курса «Технологии будущего»:

  Содержание Программы учитывает системную модель самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного подходов к формированию готовности в профессиональном самоопределении.

 Программа должна, в том числе, обеспечивать информированность обучающихся об особенностях различных сфер человеческой деятельности в будущем, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях в перспективе.

Темы занятий:

  1. Урок по направлению «Естественные науки и технологии»
  2. Урок по направлению «Инженерные науки и индустрии» 
  3. Урок по направлению «Математика и информационные технологии»
  4. Урок «Место игр в жизни человека»
  5. Урок «Робототехника и транспортные системы» 
  6. Урок по сфере «Технологии и роботы» 
  7. Урок по сфере «Технологии и искусственный интеллект»
  8. Урок по сфере «Технологии и виртуальная реальность» 
  9. Урок «Виртуальные помощники в жизни человека»
  10. Урок по сфере «Технологии и среда обитания». Комфортная среда для жизни и экологические привычки
  11. Урок по направлению «Математика и информационные технологии»
  12. Технологии и профессии в космической сфере

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные УУД:

- социализация личности;

- повышение мотивации к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

- владение навыками программирования, использования программного обеспечения для решения конкретных задач;

- использовать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;

- иметь представление о новых технологиях в различных сферах деятельности человека, в стране, на территории округа;

- иметь навыки безопасной работы в сети интернет;

- развитие навыков сотрудничества и сотворчества;

Метапредметные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

- использовать полученные навыки и знания в самореализации как личности;

- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;

- умения и готовности вести диалог по темам новых технологий, излагать свое мнение;

- овладение способами ведения коллективной творческой работы.

Предметные УУД:

- умение работать по предложенным инструкциям;

- умения довести решение задачи до работающей модели;

- умение использовать терминологию моделирования и программирования;

- умение работать в среде графических 3D редакторов;

- освоить применение цифровых ресурсов и приложений для выполнения задач;

- иметь представление о различных видах современных приоритетных технологий.

Материально-техническая база реализации программы

Для проведения занятий используется оборудование – АРМ учителя, проектор, интерактивная доска. Занятия проводятся в компьютерном классе (кабинет информатики), необходимо подключение к сети интернет всех рабочих мест.

Информационно-образовательная среда:

  1. https://nti-lesson.ru/
  2. https://nti-lesson.ru/ies1
  3. https://disk.yandex.ru/d/o_11SdDFPtZMig
  4. https://edu.mipt.ru/
  5. https://disk.yandex.ru/d/twwOY8bkVh7cqw
  6. https://ai-academy.ru/teachers/materials/
  7. https://урокцифры.рф
  8. https://a-ai.ru/wp-content/uploads/2022/04/МУ-Докажи-что-ты-человек.pdf
  9. https://ai-academy.ru/teachers/materials/iskusstvennyj-intellekt-v-rossii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Логопедический раздел в программе "Школа будущего первосклассника"

Данная  программа  была  разработана  с  целью  подготовки  детей  5,5  –  6  лет  к обучению в школе. Программа является парциальной,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»Предметом обучения физической культуре является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения ...

Программа "Приключения будущих первоклассников"

Цель программы: подготовка детей дошкольного возраста  к школьному обучению.Задачи: -развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;-развитие интеллек...

Рабочая программа "Клуб будущих юристов"

Календарный тематический пландополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Клуб будущих юристов» на  2018-2019 учебный год...

Рабочая программа "Выбор будущей профессии"

Рабочая программа по курсу «Основы выбора профессии школьников» разработана на основе ФГОС ООО с учётом Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Твоя п...

Программа "Я-будущий защитник России".

Данная программа разработана с учетом обучения воспитанников в казачьем кадетском корпусе, изменений социально-политического климата в стране, основой которого можно определить идею: « Дух искан...