Отчет по работе с группой "ТРИЗ-технологии"
презентация к уроку (5, 6 класс)

Полукарикова Алла Сергеевна

Презентация результатов и системы работы группы "ТРИЗ - технологии в промышленном дизайне" обучающихся 5-6 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы с группой

«Триз-технологии в промышленном дизайне», «Юный дизайнер»

С1

В 2018-2019 учебном году в системе дополнительного образования  МАОУ СОШ № 7 из числа пятиклассников была сформирована группа по программе технической направленности «Триз-технологии в промышленном дизайне», «Юный дизайнер». Данный комплект входит в программу «ТЕРРИТОРИЯ МАСТЕРОВ» и предоставлен Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Открытый молодёжный университет».

Актуальность образовательных программ технической направленности обусловлена широким внедрением в образовательную практику новой стратегии развития системы научно-технического творчества молодежи. Научно-техническое творчество — это творческое применение научных принципов и достижений техники для решения конкретных проблем и задач. На более высоком и профессиональном уровне подобную деятельность называют инжинирингом.

Инжиниринг находится на стыке науки и производства: применяя полученные знания и собственное мышление, инженер проектирует новые концепции, модели, продукты, процессы.

С2

Образовательные программы технической направленности должны быть ориентированы на развитие:

 творческого (креативного) мышления, способного генерировать новые идеи;

 конструкторского мышления, позволяющего проектировать модели новых технологических устройств и других продуктов;

 алгоритмического мышления.

Образовательная программа «Территория мастеров» развивает все типы мышления, характерные для людей, занимающихся инжинирингом. Поэтому на первом этапе при помощи знакомства с компьютерной графикой и погружения в мир промышленного дизайна формируется творческое мышление.

С3

В учебный комплект заложено два курса: один основной (очный, практический«ТРИЗ-технологии в промышленном дизайне») и один вспомогательный (онлайн-«Юный дизайнер»). Курсы состоят из восьми тем. На изучение одной темы выделяется от 3 до 6 очных занятий, которыепроходят в классе 1 раза в неделю по 2 часа (всего 66).

Промышленный дизайн  — это синтез художественного конструирования и эргономики, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно их функциональных особенностей и внешнего вида.

В этом курсе в рамках работы над проектами обучающиеся знакомятся с ТРИЗ-технологиями, с основными изобразительными и технологическими формами; правилами композиции и колористки; с основными приёмами художественного конструирования; с сопутствующими науками: бионикой, эргономикой, тектоникой; создают своего бин-робота; проработают основные методы визуальной коммуникации.

Онлайн-курс «Юный дизайнер», знакомит обучающихся с 2D-графикой и с инструментами реализации проектов. В онлайн-курсе используется разное программное обеспечение. Поэтому по окончании изучения программы учащиеся смогут легко разобраться в любом подобном ПО.

При этом обретение навыков работы на ПК в рамках программы становится не целью, а средством достижения образовательных результатов.

С4

Основной целью программы является создание условий для раскрытия творческих способностей ребят, приобщение их к научно-познавательной, научно-исследовательской и проектной деятельности через освоение современных компьютерных технологий и программ, формирование творческой и креативной личности, всестороннее интеллектуальное и техническое развитие школьников среднего звена.

С5

Задачи программы 

1. Развивающие:

 включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;

 углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся;

 создание условий для формирования осознанного интереса к творчеству, развитие умения и желания видеть и создавать красивое;

 создание условий для повышения активности обучающихся в познавательной и исследовательской деятельности в школе, дома, со сверстниками, со старшими и младшими.

2. Обучающие:

 обеспечение обучающихся возможностью познакомиться с большим количеством разнообразных творческих идей;

 совершенствование навыков владения технологиями и программными средствами, позволяющими осуществлять творческую деятельность, то есть создавать что-то новое.

3. Воспитывающие:

 развитие инициативности и самостоятельности, формирование стиля мышления, адекватного требованиям современного общества;

 формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

С6

Методы обучения 

Основная методическая установка — деятельностный характер обучения, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты своей деятельности.

Используются следующие методические решения, позволяющие придать значимость результатам деятельности:

 практическая направленность результатов (при планировании практически значимого результата своего труда обучающийся задумывается о том, как и где будет применяться созданный им продукт);

перекрёстные проверки (для обучающихся сама возможность увидеть результат своего труда в галерее на портале обладает высокой социальной значимостью, а так как обучающиеся имеют возможность оценивать и комментировать работы друг друга, это создаёт дополнительную мотивацию);

 соревновательная форма учебного процесса (программа предполагает проведение конкурсов работ).

С7

Формы организации занятий 

На Занятиях постоянно чередуются различные формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная), что позволяет сохранять постоянную активность обучающихся.

Фронтальная форма работы используется для управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся — это беседы, в ходе которых излагаются основные этапы погружения в тему, обсуждаются планируемые результаты, выбирается приемлемый для каждого обучающегося темп работы.

Для дополнительной мотивации у ребят на занятиях проводятся деловые, ролевые игры. Каждая тема курса обязательно заканчивается мероприятием, на котором ребята «социализируют» проект: проводят фокус-группы, презентуют, защищают свой проект.

Форма работы с онлайн-курсом — индивидуальная. Для качественного обучения необходимо, чтобы обучающиеся обладали элементарными навыками работы в Интернете, так как все материалы размещаются на образовательном портале Exterium.

Дополнительно обучающиеся могут посещать на портале виртуальные экскурсии, участвовать в мероприятиях портала, реализовывать проекты, публиковать авторские работы в галереях, пополнять банк идей.

С8

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, который находится в личном кабинете учителя на сайте ОМУ.руи на образовательном портале Exterim.ru.

Это:

навигатор для учителя, в котором прописаны рекомендации по проведению занятий и проектной деятельности учащихся, с описанием приёмов, методов и материалов;

папка Обеспечение, которая содержит документы, необходимые для проведения занятий и выполнения проектов ребят:

o демонстрационные материалы (презентации, ролики, слайды);

o инструкции для мастер-классов и/или самостоятельной командной работы ребят;

o документ для распечатки карточек для тематических, настольных игр;

o материалы для работы над проектами;

o материалы, необходимые для проведения итогового мероприятия, и прочее;

С9

соответствующая тема онлайн-курса для самостоятельного изучения ребятами на портале Exterium;

проектное пространство на портале Exterium.

На данном портале для каждого ученика и конечно для педагога имеется личная учебная комната.  Кроме того, в рамках подготовки преподавателя к проведению данного комплекта предусматривается программа КПК. Об окончании курсов выдается сертификат.

С10

В первой половине года ребята познакомились с понятием промышленного дизайна, стадиями дизайн-проекта, критериями его качества, понятием Бионика, Эргономика, выполняли задания в личной учебной комнате и загружали работы для проверки.

Главное во всех изучаемых темах — технологии, а вот область их применения ребята смогут самостоятельно выбирать в различных направлениях: промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, робототехника, космические технологи, геоинформационные системы и прочее.

Главным результатом освоения программы является формирование у обучающихся интереса к техническому творчеству и реализации собственных авторских проектов, с которыми можно выступать на научно-практических конференциях, форумах, международных, всероссийских, городских смотрах, конкурсах.

1 тема. Промышленный дизайн

В первой теме ребята знакомятся с понятием промышленного дизайна, стадиями дизайн-проекта, критериями его качества. Ребятам предстоит попробовать себя в роли дизайнеров и принять участие в разработке дизайн-проекта. Работать предстоит в составе команд, юным дизайнерам необходимо придумать идеи оформления и сделать наброски дизайна выбранного объекта. Кроме того, состоится первичное знакомство с компьютерной графикой и отработка навыков создания компьютерного рисунка в ВОС на портале Exterium.

2 тема. Изобразительные формы. Бионика

Во второй теме курса мы предлагаем рассмотреть изобразительно-выразительные средства промышленного дизайна, научиться изобретать и создавать эскизы своих изобретений, используя различные приёмы дизайна. Разберёмся, какая связь между природой и современными технологиями; узнаем, что такое бионика, рассмотрим, как это направление используется в современной технике и архитектуре. На этом занятии запускаем в командах разработку итоговой модели, реализующей принципы бионического конструирования. Подготовка своего изобретения и финальная подготовка к научно-исследовательской выставке.

3 тема. Технологические формы. Эргономика

В третьей теме курса ребята познакомятся с технологическими формами и с прикладной наукой — эргономикой. Создадут свой собственный прототип устройства. Учащиеся познакомятся с таким понятием, как «примитив», изучат свойства инструментов, которые они будут использовать на протяжении урока, освоят работу с формообразованием. Для подведения итога изучения темы мы предлагаем провести мероприятие — конкурс дизайна BEAM-роботов, на котором ребята представят уникальные технологические формы для своих изобретений.

4 тема. Композиция в промышленном дизайне. Тектоника

Из этой темы ребята узнают об основных принципах построения композиции, познакомятся с интересным поня-тием «тектоника». Узнают, что такое креативность в дизайне и как её развивать. При помощи интересного упражне-ния, основанного на ассоциативном мышлении, попробуют придумать свой вариант необычной формы, текстуры, за-паха и, возможно, вкуса своей упаковки.

5 тема. Визуальные коммуникации. Инфографика

В пятой теме мы рассмотрим такой важный блок промышленного дизайна, как визуальная коммуникация и инфо-графика. Ребята узнают, что такое коммуникация. Поймут, для чего используется инфографика и как она создаётся. Узнают способы, которые позволяют «зацепить» внимание зрителя, и о секретах эффективной инфографики.

6 тема. Цвет и колористика в промышленности

Целью 6-й темы курса «ТРИЗ-технологии в промышленном дизайне» является понимание ребятами, что такое цвет, колористика, и в каких областях нашей жизни они применяются. Поймут роль цвета в промышленном дизайне. Целью итогового мероприятия станет создание цветового оформления одного из передовых изобретений нашего вре-мени, исходя из функций и места, где будет использоваться это изобретение.

7 тема. Художественное конструирование

В этой теме ребята познакомятся с художественным конструированием. И самостоятельно выполнят работу в кар-касном моделировании.

8 тема. Анимационная реклама, баннеры

В последней теме курса «Юный дизайнер (НТТМ)» мы предлагаем учащимся познакомиться с анимацией, рас-смотреть её значение в промышленном дизайне. Учащиеся изучат технологию создания gif-анимации. В качестве про-екта они самостоятельно разработают дизайн gif-баннера, используя его для представления своих работах по прой-денному курсу.

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 рост базовых компетенций (информационной, когнитивной, коммуникативной, творческой и социальной);

 развитое творческое мышление;

 умение применять IT-технологии для проектирования и создания новых продуктов;

 интерес к техническому творчеству и реализации собственных авторских проектов, с которыми можно выступать на научно-практических конференциях, форумах, международных, всероссийских, городских смотрах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях научно-технической направленности.

Для развития творческих способностей обучающихся необходимо создать ситуацию заинтересованности. Здесь решающее значение имеет не само по себе содержание знаний, а тип деятельности. Поэтому акцент ставится на разнообразие форм и типов активности обучающихся, в которых приобретаются знания и создаются авторские продукты. Важным элементом обучения по программе является участие в мероприятиях портала Exterium.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе 4 областного экологического слета Молодежных дружин

24-25 сентября 2011 года состоялся 1У Московский областной слет участников экологических дружин, который проходил в Рузском районе в пансионате «Березка».  Ин...

Отчет о работе классного руководителя

Краткое содержание проделанной работы за год с 6 б классом....

Отчет о работе кадетских классов МОУ "СОШ № 18" г. Электросталь Московской области 2007-2008 учебный год

Презентация - отчет о работе в кадетских классах подготовленная для выступления на педагогическом совете в 2008 году...

Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"

Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...

Отчет о работе за 2011-2012 учебный год

Отчет о работе учителя физической культуры...

Отчет о работе ШМО

ОТЧЕТ О РАБОТЕ  МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ Весьегонская СОШ   за 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД....

Отчет о работе школьного методического объединения учителей физкультуры презентация "Спортивно-оздоровительная работа в школе"

Данная презентация подготовлена для педагогического совета школы, она позволяет наглядно ,в полном объеме показать все направления работы ШМО учителей физической культуры...