Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения "Речевичок"
рабочая программа

Котова Елена Александровна

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка и развитие фонематического слуха, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с ФФН как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechevichok.docx215.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 49 «Родничок»

Изображение выглядит как текст, Шрифт, круг, снимок экрана  Автоматически созданное описание

«РЕЧЕВИЧОК»

программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушением звукопроизношения

Разработали:

учителя-логопеды  высшей квалификационной категории

Сайфуллина Р.С.,

Котова Е.А.,

Чернова Е.В.


Оглавление:

Паспорт Программы  

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи реализации Программы

1. 3. Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФН

               1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ФФН

2.2. Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи

2.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия реализации Программы. Учебный план.

3.2. Психолого-педагогическое обеспечение Программы

3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы и  организация развивающей предметно-пространственной среды

Список литературы 


Паспорт программы

Наименование программы

«Речевичок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

Основание для разработки программы

Нормативно-правовые ресурсы:

- Конституция Российской Федерации;

Ст.15 п.п. 7, 8, Закон РФ «Об образовании» в РФ от 29.12.2012; №273 –ФЗ;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение  дополнительного образования»;

- Рекомендации департамента образования города Нижневартовска;

- СанПин;

Программное обеспечение:

- Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей  с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет, утвержденной ФГОС. Автор Н.В. Нищева.

Заказчик программы

Родители (законные представители)  детей  с нарушением звукопроизношения.

Составители программы

Учителя-логопеды: МАДОУ ДС № 49

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста  с ФФН.

Срок реализации программы

Один год  

Цель программы

Коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

Задачи программы

1.Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).

2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.

3. Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

4. Закрепление навыков четкого произношения имеющихся звуков и   коррекция произношения нарушенных звуков.

Ожидаемые результаты

  • Дети овладеют необходимыми артикуляционными укладами.
  • Улучшится речевое дыхание.
  • Сформируется фонематический слух.
  • Дети научатся правильно произносить звуки родного языка (гласные, согласные: свистящие, шипящие, соноры).

Координация  и контроль реализации программы

Осуществляется администрацией ДОУ.

Формы предоставления результатов:

- индивидуальные занятия с детьми для родителей;

- отчетная документация.

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная услуга «Занятия по коррекции звукопроизношения у детей», реализуется по программе «Речевичок», разработанной на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей  с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет, утвержденной ФГОС. Автор Н.В. Нищева.

Данная Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка и развитие фонематического слуха, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с ФФН как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе.

Постоянно растущая тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями  привела к необходимости организации платной дополнительной образовательной услуги по коррекции звукопроизношения.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

Задачи:

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха
  3. Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам)
  4. Закрепление навыков четкого произношения имеющихся звуков и  коррекция произношения нарушенных звуков.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода;
  2.  принцип развивающего подхода; 
  3. принцип полифункционального подхода;
  4. принцип сознательности и активности детей; 
  5. принцип доступности и индивидуализации;
  6. принцип постепенного повышения требований; 
  7. принцип наглядности.

1.3.  Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФН

 Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)— это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

•заменой звуков более простыми по артикуляции;

•трудностями различения звуков;

•особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. Кроме особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

1.4. Целевые ориентиры

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной Программе можно считать следующее:

- дети овладеют необходимыми артикуляционными укладами;

- улучшится речевое дыхание;

- совершенствуется фонематический слух;

- научатся правильно произносить звуки родного языка (гласные, согласные: свистящие, шипящие, соноры).

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ФФН

В основу коррекционно-логопедической работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития. Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии - сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.

В Программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т.е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

Важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:

  • он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
  • нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
  • произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.

Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество.

Широко используются различные виды слоговых упражнений:

  • воспроизведение ритмов;
  • сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
  • рифмованные фразы.

Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.

Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.

При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.

Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка — каска, мышка — миска, лук — жук и т.д.)

Методы, технологии, формы и приемы коррекционной работы с детьми для реализации рабочей программы  учителя – логопеда.

К обязательным формам работы с детьми относятся следующие:

  • психолого-педагогическое изучение ребенка, 
  • индивидуальные логопедические занятия,
  • взаимодействие со специалистами,
  • консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка.

В зависимости от задач – на одном занятии могут сочетаться разные методы и приемы.

Методы используемые в коррекционно-развивающем  образовательном процессе.

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др..
  3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки, самопроверки, взимопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

В коррекционной работе используются следующие инновационные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии.

Цель применения: сохранять и укреплять здоровье детей в педагогическом процессе, формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и использовать их в повседневной жизни.

Виды работы по сохранению здоровья воспитанников:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики;
  • Упражнения на дыхание;
  • Логоритмика;
  • Самомассаж лица, рук, шеи.
  • Арт-педагогические технологии в логопедической коррекции (песочная терапия).
  • Релаксационные упражнения;
  • Сказкотерапия.

Результат: сохраняется и укрепляется  физическое и психическое здоровье детей.

 

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Цель применения: повышение мотивации детей и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков, коррекция речевых нарушений.    Применение в логопедической работе:

  • Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».
  • Авторские презентации к логопедическим занятиям, родительским собраниям.
  • Игры и презентации из медиатеки.
  • Демонстрационные презентации иллюстраций.
  • Использование ИКТ - технологии MIMIO STUDIO.
  • Видео ролики для артикуляционной гимнастики, физминуток, пальчиковой гимнастики.
  • Аудиозаписи.
  • Мультипликационные фильмы (просмотр, пересказ, рисование).

Результат: классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов благодаря наглядности и интерактивности, позволяют вовлекать в активную работу всю группу детей. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Повышается эффективность принятия материала ребенком.  При проведении групповых консультаций, семинаров и собраний для педагогов и родителей способствуют предоставлению информации.

  • Развивающее обучение.

Цель применения: организация самостоятельной деятельности воспитанников.  

В логопедической работе используются различные развивающие игры.

Результат: дети овладевают умениями сравнивать, обобщать, анализировать.

  • Игровые технологии.

Цель применения: развитие творческих способностей; навык сотрудничества.

На разных этапах логопедического занятия, в зависимости от цели, используются игры и игровые упражнения: дидактические игры, развивающие игры, игры на развитие коммуникативных навыков; сюжетно-ролевые игры.

Результат: повышается активность детей и их интерес к логопедическим занятиям.

2.2. Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

  • для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;
  • для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;
  • для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;
  • для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;
  • для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.
  • развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

  • свистящие С, 3, Ц, С', 3'
  • шипящие Ш,Ж, аффрикаты Ч, Щ
  • соноры JI-Ль, Р-Рь

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2.Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности: изолированного произношения; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

3. Дифференциация: изолированных звуков; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания.

II. Развитие фонематического слуха.

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

  1. упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
  2. воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

  1. упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
  2. упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

2.3. Система мониторинга планируемых результатов освоения Программы

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

  1. направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу  родителей.

  1. направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети получающие дополнительную образовательную услугу.

По результатам обследования составляется диагностическая карта о логопедической работе и речевом развитии дошкольников .

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
  2. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Фонематический слух и восприятие
  2. Артикуляционная моторика
  3. Звукопроизношение.

В целях реализации Программы по результатам проведенной коррекционной работы логопедами ДОО проводится итоговое мероприятие «Праздник красивой речи» в форме развлечения, на котором дети читаю стихотворения, учувствуют в театрализованных постановках, играх. На данное мероприятие приглашаются родители, педагоги и дети.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Координатором Программы по дополнительной услуге является администрация МАДОУДС №49 «Родничок».

Исполнителями Программы являются  учителя-логопеды ДОУ.

Координатор:

-  разрабатывает перечень показателей для контроля над ходом реализации Программы;

  • анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
  • подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировке механизмов реализации Программы;

Исполнитель:

  •  разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации Программы;
  • несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
  • обеспечивает методическое и организационно – техническое сопровождение реализации Программы;
  • проводит мониторинг реализации Программы.

3.1. Условия реализации Программы.

Периодичность и длительность проведения дополнительной услуги «Занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» определены СаНПин.

На решение задач Программы ориентированы следующие педагогические условия: игровые методы и приемы, интерактивные средства обучения, развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС.

3.2. Психолого-педагогическое обеспечение Программы

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды.

5. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.

7. Профессиональное развитие педагогов.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря чёткому взаимодействию всех участников образовательных отношений  в работе с детьми с речевой патологией. Специалисты  планируют работу в соответствии с общеобразовательной и коррекционными программами, ориентируясь на речевой диагноз и психосоматические характеристики здоровья ребенка, особенности семейного воспитания и запросов родителей.

3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы

Реализация Программы осуществляются учителями-логопедами.

Уровень образования, квалификационная категория, стаж работы учителя-логопеда позволяет выполнить социальный заказ общества на образование и оздоровление детей дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения.

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы и организация развивающей предметно-пространственной среды

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.

На развитие речи дошкольника большое влияние оказывают окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени и которая стимулирует развитие личности, инициативности, помогает обрести уверенность в себе. Она должна представлять собой хорошо оборудованное пространство.

Организация развивающего пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в логопедическом кабинете и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.


Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004 
  2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей  с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
  4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ  Сфера, 2008.
  5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,  1999
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998. 
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
  9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному  обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
  11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и   методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...

Буклет для родителей кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «ГРАМОТЕЙКА»

Буклет для родителей кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «ГРАМОТЕЙКА»...