Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся
методическая разработка (5 класс)

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_i_zashchite.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и защите

проектно-исследовательских работ обучающихся

Требованиями основных образовательных программ основного и среднего образования определено следующее:

- основной процедурой итоговой оценки достижения обучающимися метапредметных результатов является защита индивидуального проекта или учебного исследования. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное, (в т.ч. социально-организационное), волонтерское, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое и др.

- представление проекта или учебно-исследовательской работы является форматом оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;

- исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер;

- проектно-исследовательская деятельность может иметь следующие направления: естественнонаучное; в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии); экономическое; социальное; волонтерское; научно-техническое; метапредметное.

На уровне среднего образования выполняются индивидуальные проекты или учебно-исследовательские работы, в девятом классе рекомендуется также выполнять индивидуальные проекты и исследования, но допускается реализация групповых проектов; в 1-4 классах широко используются возможности групповых проектов, приветствуется привлечение к участию в проектной деятельности родителей (законных представителей) обучающихся. В 5-8 классах могут реализовываться как индивидуальные, так групповые проекты и исследования.

 Существует целый ряд классификаций проектов.

По масштабу:

а) мини-проект

б) локальный

в) микроэкономический

г) проект мезоуровня и др.

По продолжительности:

а) краткосрочные (мини-проекты)

б) среднесрочные

в) долгосрочные

По количеству участников:

а) индивидуальный

б) парный

в) групповой

 По предметно-содержательной области:

а) монопредметный

б) межпредметный

По типу ведущей деятельности можно выделить следующие типы проектов:

Тип проекта

Цель проектной деятельности

Проектный продукт

Особенности структуры

Информационный

Сбор и систематизация информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу в виде таблицы, схемы, презентации, доклада статьи, реферата, видео, сайта и т.д.

Тема, основополагающий вопрос, дополнительные вопросы, анализ информации, выводы.

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации, сборник инструкций, законопроект, учебное пособие, словарь, атлас, карта, развивающее пособие  и т.д.

Исходный замысел, цель и назначение продукта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; презентация продукта.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным образом: статья, тезисы, анализ данных опроса, сравнительный анализ, коллекция и др.

Актуальность проблемы и выбор объекта, предмета, гипотеза, доказательства; выбор методов и описание хода исследования; возможны наблюдение, эксперимент, опросы, результаты и перспективы.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, газета, сценарий, сборник стихотворений, иллюстрации к произведению, выставка  и т.д.

Игровой или ролевой

Создание сценария, представление опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия, спектакль и т.д.)

Тема, цель; оборудование; разработка; апробация; анализ.

Смешанный

Может сочетать элементы всех вышеперечисленных типов.

По сфере использования или содержанию:

а) технические;

б) технологические;

в) социальные;

г) экологические;

д) экономические;

е) организационные;

ё) волонтерские;

ж) исследовательские;

з) деловые;

и) смешанные

Существуют и другие типы классификации проектов. Обучающиеся и тьюторы могут выбрать любой тип проекта из перечисленных или указанных в другой классификации.

Продуктом проектной деятельности может быть:

- письменная работа (статья, эссе, текст экскурсии, обобщение аналитических, обзорных материалов и др.);

- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств);

- материальный объект: макет, модель, иное конструкторское изделие;

- отчетные материалы по социальному проекту;

- пакет документов (положений, памяток, инструкций);

- справочники, словари, бизнес-план;

- веб-сайт, видеофильм, видеоклип;

- иное.

 Основной образовательной программой среднего образования определено, что итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) целесообразно оценивать по следующим критериям:

- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;  

- сформированность познавательных универсальных учебных действий (УУД) в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.;

- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:

- оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;

- оценивание производится на основе критериальной модели;

- для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент.

Критериальные модели оценки проектов/исследований целесообразно разрабатывать или выбирать на совещании тьюторов этих проектов/исследований в соответствии с возрастом и уровнем образования участников, а также особенностей реализуемой проектно-исследовательской деятельности. При формировании критериев оценивания могут использоваться ниже представленные модели.

1.

п/п

Критерии

Баллы

Выполнение проекта/исследования

1.

Оформление работы в соответствии с общими требованиями: титульный лист, оглавление, главы, сноски и ссылки, список литературы, приложения

2.

Постановка проблемы, актуальность и востребованность

3.

Определение критериев результативности

4.

Постановка цели и задач

5.

Создание концепции проекта/исследования (самостоятельно, с помощью научного руководителя), определение методов работы

6.

Определение доступных ресурсов

7.

План выполнения проекта/исследования, сроки выполнения каждого этапа

8.

Результаты выполнения проекта/исследования: оригинальность, новизна, практическая и/или теоретическая  значимость, самостоятельность выполнения, форма представления

9.

Оценка эффективности результата

10.

Разнообразие используемых источников информации (книги, статьи, интернет-ресурсы, другое)

11.

Наличие иллюстративного материала или иных Приложений (графики, схемы, диаграммы, фотографии, рисунки и пр.)

12.

Наличие электронной версии работы

Презентация/защита проекта/исследования

13.

Логика изложения (указаны тема, актуальность и практическая значимость, новизна и востребованность проекта/исследования; цель, задачи; обзор литературы, анализ аналогов проектного решения; критерии оценки результативности; методика выполнения; результаты выполнения задач, выводы)

14.

Владение материалом (понимание излагаемого, аргументированность, логичность)

Ответы на вопросы

15.

Наличие иллюстративного материала в презентации (графики, схемы, диаграммы, фотографии и др.) и/или раздаточного материала. Их информативность, целесообразность

16.

Эстетика оформления презентации и соблюдение технических требований

17.

Качество выполнения продукта

18.

Речь (четкость, грамотность)

19.

Соблюдение регламента

20.

Особое мнение

Рекомендации

Общее количество баллов

0 баллов – не представлено

1 балл – представлено частично

2 балла – представлено в полной мере

Комиссией, принимающей защиту, определяется порядок перевода общего количества баллов в отметку по пятибалльной системе.

2.

Критерии оценки защиты исследовательских проектов:

- творческий, неординарный подход при выполнении работы;

- оригинальность решения, представления работы;

- актуальность проектов для территории непосредственного проживания участников защиты исследовательских проектов;

- практическая значимость выдвигаемых проектов и идей;

- способность четко сформулировать проблему;

- логика изложения материала;

- умение применять теоретические знания для решения проблемы;

- наличие альтернативных вариантов решения проблемы;

- умение оценить важность и значение альтернативных решений;

- умение разрабатывать стратегические, тактические и оценочные программы и планы;

- коммуникативные умения;

- умение аргументированно представлять и защищать материал.

        Каждый показатель оценивается в баллах, комиссией определяется количество баллов по каждому критерию и перевод общего количества баллов в отметку по пятибалльной системе.

Оценочный лист проектной (исследовательской) работы

п/п

Критерии

Оценка членов комиссии

Требования к оформлению автореферата

1.

Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк 1,5. Размер полей: верхнее – 1,5 см, нижнее – 1,5 см, левое – 2 см, правое – 1 см  Выравнивание по ширине страницы. Листы пронумерованы.

0 баллов

1 балл

2.

Структура автореферата соответствует требованиям

0 баллов

1 балл

3.

Правила цитирования и оформления ссылок соблюдены

0 баллов

1 балл

4.

Перечень использованных источников имеется, оформлен правильно

0 баллов

1 балл

2 балла

Требования к содержанию

1.

Тема работы сформулирована грамотно и отражает содержание работы

0 баллов

1 балл

2 балла

2.

Тема актуальна

0 баллов

1 балл

3.

Цели и задачи определены и сформулированы четко

0 баллов

1 балл

2 балла

4.

Определены методы работы ( в исследовательских работах обозначена гипотеза, определены объект и предмет исследования)

0 баллов

1 балл

2 балла

5.

Наличие планирования реализации проекта, описания этапов исследования

0 баллов

1 балл

2 балла

6.

Выводы обоснованы, приведена система доказательств. Выводы соответствуют поставленным целям и задачам

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

7.

Соблюдены логика, последовательность изложения материала

0 баллов

1 балл

2 балла

Требования к представлению проекта (исследования)

1.

Качество доклада (выступления): зачитывается или свободно излагается, культура речи и т.д.

0 баллов

1 балл

2 балла

2.

Качество ответов на вопросы: аргументированность, четкость, понимание вопроса и т.д.

0 баллов

1 балл

2 балла

3.

Качество визуального ряда, демонстрационного материала

0 баллов

1 балл

2 балла

4.

Соблюдение регламента

0 баллов

1 балл

Перевод общего количества баллов в отметку по пятибалльной системе определяется комиссией.

Общие критерии оценки проекта можно представить так:

Высокий уровень – отметка «5» (от …..баллов):

1.Правильно поняты и сформулированы цель, задачи выполнения проекта;

2.Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы;

3.Проект оформлен в соответствии с требованиями;

4.Проявлены творчество, инициатива;

5.Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения;

Повышенный уровень – отметка «4» (от …… до ……. баллов):

1.Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта;

2.Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении или представлении проекта;

3.Проявлено творчество;

4.Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Базовый уровень – отметка «3» (от …… до …… баллов):

1.Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта;

2.Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах, в оформлении или представлении продукта;

3.Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.

Низкий уровень – от метка «2»:

Не набрано минимальное количество баллов, установленное комиссией, принимающей защиту; проект не выполнен или не завершен.

 Для оценки проектных и творческих работ учащихся 1-7 классов может быть использован следующий оценочный лист:

Фамилия, имя автора или номер, название группы участников

Изобретательский уровень

Оригинальность идеи

Дизайн, художественное оформление

Степень технологической проработки

Качество выполнения работы

 При завершении обучения на уровне основного и среднего образования защита проекта или исследовательской работы является форматом оценки успешности освоения и применения обучающимися метапредметных универсальных учебных действий.

3.2. Защита проекта/исследовательской работы осуществляется в соответствии с Положением о проектной и исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ гимназии №92: на публичном экзамене или в рамках конференции Ученического научно-исследовательского общества (УНИО) «Сократ». Принимает защиту специально созданная комиссия. Результаты выполнения проекта (исследования) оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, презентации обучающегося, отзыва оппонента (если он был назначен) и отзыва руководителя.

3.3. На уровне среднего образования публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект, полученный продукт по следующему (примерному) плану:

1.Демонстрация продукта.

2.Тема и краткое описание сути проекта.

3.Актуальность проекта.

4.Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

5.Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

6.Ход реализации проекта.

7.Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

Целесообразно, чтобы проектная работа была обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входят обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.

Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности сообщаются обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности могут разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.

 Проектная деятельность предоставляет широкие возможности для  деятельности учащихся в данном направлении, в связи с чем варианты представления (защиты) проектов развиваются. Сегодня можно представить следующие общие требования к содержанию и оформлению проектов (исследовательских работ) всех типов

Составляющие структуры

Что должно быть

1. Титульный лист

1.Наименование образовательной организации, где выполнена работа

2.Тема проекта (работы)

3.Тип проекта

4.ФИО автора проекта (работы)

5.Класс

6. ФИО руководителя (руководителей) проекта (работы)

7. Год защиты

  1. Оглавление

Наименования всех частей: глав, разделов и т.п. в соответствии со структурой конкретного проекта (исследования).

Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

  1. Аннотация или тезисы (при необходимости)

Краткое описание цели, задач проекта (исследования), его актуальности, хода реализации и полученного продукта (результата)

  1. Эпиграф (при желании)

Использование эпиграфа должно быть обоснованно

  1. Введение (вступление)

1. Обоснование выбора темы для индивидуального (группового) проекта (исследования).

2. Оценка современного состояния решаемой проблемы или задачи.

3. Актуальность проекта (исследования).

4. Цель, задачи.

5. Для исследовательских работ и исследовательских проектов – гипотеза, предмет, объект исследования.

6. Методы, приемы, последовательность реализации проекта (исследования)

7. Теоретическая и/или практическая значимость работы.

8. Краткий обзор типов источников (в назывном порядке: мнонографии, опросы, эксперименты…)

9. Продукт (предполагаемый результат) проекта (исследования).

  1. Основная часть

Состоит из глав (и параграфов), в которых последовательно излагается все, что было сделано на разных этапах реализации проекта или ход проведения исследования.

В 1 главе - обзор имеющейся литературы, других источников информации. Выводы по главе.

Во 2 главе само исследование, доказательства точки зрения; основные выводы; описание этапов, информация о результатах деятельности на каждом этапе (при необходимости), ход рассуждения, доказательства версий; выводы по главе.

В 3 главе (при проектной работе) - предъявление продукта, его описание и результаты его реализации (если есть).

  1. Заключение

Подведение итогов исследования, анализ полученных данных, краткое подведение итогов проектной работы.

  1. Библиография

Перечень источников, использованных при реализации проекта (написании работы). Каждый источник, включенный в список, должен иметь отражение (упоминание) в работе. В самой работе обязательно должно быть грамотное оформление ссылок на источники. Оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа в следующем порядке: нормативные документы; книги (фамилии авторов с инициалами в алфавитном порядке, наименование источника, место издания.. Название издательства и год издания; журнальные и газетные статьи (указывается автор, наименование статьи, наименование издания, год выпуска и номер). При использовании электронных ресурсов – оформление аналогично, но добавляется ссылка на сайт.

  1. Приложения

Таблицы, схемы, рисунки, фотографии, видеофрагменты, графики и т.п., использованные при реализации проекта или проведения исследования.

  1. Продукт проекта (если есть)

Созданный макет, исторический костюм, экспозиция, памятка,серия плакатов и т.п.

Письменное оформление работы выполняется на листах стандарта А4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 1,5 см. нижнее – 1,5 см. левое – 2 см. правое – 1 см. Выравнивание по ширине страницы.

Листы работы нумеруются. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая новая часть (глава) начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого слева, не ставят.

Необходимо соблюдать нормы и правила цитирования. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект/исследовательская работа к защите не допускается и оценивается неудовлетворительной отметкой (если выставление отметки предусмотрено).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности

В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Аспекты подготовки и проведения занятий "

Данные рекомендации содержат материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия творческого объединения.Планируя занятие, педа...

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»

Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...