История, традиции, культура и быт русского народа.
методическая разработка

Герфорт Вера Александровна

Данный материал отражает работу по формированию знаний учащихся об истории, культуре, традициях и быте русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_traditsii_kultura_i_byt_russkogo_naroda.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

История, традиции, культура и быт русского народа.

(Из опыта работы)        

Начало работы по созданию системы духовно-нравственного воспитания и образования было положено в начале 90-х годов. Был введён факультатив по русской старине. Со временем тематика факультативов расширилась и в настоящее время представлена в виде программы: «История, традиции, культура и быт русского народа».

Большое место в данной программе занимают народные и обрядовые праздники. Проведение праздника требует серьёзной подготовки. К подготовке праздников приобщаются и родители.

Эмоциональное общение учителя и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, подойти к морально-эстетичным выводам и определиться в отношении к нему, то есть заложить основы моральных представлений и чувств.

Занятия по народоведению проводятся систематически. Учитель имеет возможность сформировать у детей конкретные, чёткие и доступные по содержанию представления о том или другом событии, которое является основой праздника или досуга. На занятиях учитель учит детей видеть и понимать его важность, исторические предпосылки возникновения и элемент современной интерпретации, даёт широкий диапазон вариантности события с учётом региональных и этнических особенностей края, народа. Музыкальное сопровождение, ритмично-хореографические элементы как средства искусства учат детей видеть красоту, например, веснянки как песни, как хоровода, как игры, как театрализованного праздника, которое имеет глубокие исторические корни и неповторимый современный колорит и богатство.

В весеннем календарно-тематическом цикле особенно выделяются праздники, связанные с яркими явлениями природы, их очевидным и убедительным влиянием на мир растений, животных, поведение и труд людей. Для того чтобы успешно решить народоведческие задачи, учитель используют целый комплекс учебно-воспитательных действий. Он включает, в частности, разные виды творчества: изобразительное - вышиванки, элементы отделки национальной одежды; музыкальное - народная песня, хоровод, игра; художественное слово - стихотворения, песни, заклички, прибаутки; устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, приметы, легенды, поверья. Тут в неразрывной взаимосвязи может подаваться материал из разных разделов программы, а не только из народоведения, могут сочетаться разные виды деятельности.

Малые фольклорные жанры, которые используются в сценариях, - народные песни календарно-обрядного содержания, семейно-бытовые и исторические тематики - всегда имеют простой текст, динамический сюжет, который легко и быстро запоминается детьми, поэтому их следует использовать без ограничения.

Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях по народоведению, так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов воспитателя, например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности.

После чтения или рассказа учителем легенд, поверий, былин или произведений детской литературы, дети пересказывают их для лучшего понимания и запоминания сюжета. Все усилия следует сосредоточить на специальных объяснениях до наименьших деталей, чтобы донести до сознания детей полное звучание сюжета. Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей исторической отдалённостью событий, религиозной особенностью отдельных толкований, поэтому воспитателю следует использовать соответствующий иллюстративный материал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж, кинофильмы и т.д.

Праздники народоведческой тематики важно проводить в дни, когда они совпадают с обрядным календарем или после соответствующей даты. Особенностью праздников исторической и религиозной тематики является то, что они не должны предшествовать конкретной дате события. Как известно, многие праздники в русской народной обрядности не ограничиваются одним днём, комплекс праздничных действий охватывает от трёх до семи дней, что создаёт благоприятные условия для усиления переживаний детей, повторного ощущения праздничности события, её важности в жизни детей и взрослых.

Разработанная мною программа «История, традиции, культура и быт русского народа» рассчитана на учащихся начальных классов и является первым и необходимым шагом

-  в воспитании детей на народных традициях своей Родины, в творческом развитии личности учащихся

- в приобщении к исконно русским народным промыслам

- в воспитании любви и интереса к своей Родине, к её прошлому, к истории своей семьи.

Главная задача моей программы – улучшение работы по всестороннему развитию младшего школьника, воспитание чувства прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы.

Продолжительность работы по программе 4 года, 1 час в неделю. В программу включены следующие разделы:

  1. Кто я и откуда?

Моё имя, моя семья, моя родословная.

  1. Преданья старины глубокой.

Произведения устного народного творчества.

  1. Мой милый край.

Мой дом, соседи, моя улица, мой город, знаменитые земляки.

  1. Секреты здоровья и красоты.

Лекарственные травы, народный лечебник, советы бабушек.

Для проведения занятий в первом классе родители сшили русские народные костюмы. Для девочек – сарафаны, для мальчиков – косоворотки. В конце прохождения каждой темы делаем обобщение в виде альбомов с детскими рисунками, фотографиями. В конце каждой четверти проводим «Посиделки», на которых дети играют, поют, танцуют, сообщают какой-либо материал по заданной теме, рассказывают произведения устного народного творчества.

К концу обучения в начальной школе в багаже знаний у каждого ребёнка множество частушек, песен, произведений устного народного творчества, информации по темам программы.

А результат моей работы по данной программы я вижу на лицах своих учеников: они всегда с весельем, шутками и задором занимаются и участвуют во всех мероприятиях по русской старине.

Практика показала, что приобщение детей к русской культуре несёт в себе и косвенное воздействие на семью. Ребёнок включает в процесс своего эмоционального отклика на занятия членов своей семьи. Он стремится приобщить их к данному процессу через рассказы, обсуждение происходившего в школе.

На родительском собрании был задан вопрос об отношении родителей к данному курсу. Все без исключения отметили важность данного курса, отметили свой личный интерес к получаемой  от своих детей информации об уроках русской старины.

Таким образом, приобщая детей к истории, традициям, культуре и быту русского народа я положительно влияю  на эмоциональный настрой учеников, сплачиваю их, прививая любовь и уважение к семье, окружающим людям, к России.

Данная программа не имеет ничего общего с национализмом. В моём классе учатся дети разных национальностей, и все занимаются по данной программе с удовольствием. Учитель любой национальности может составить программу развития своего народа и успешно работать по ней в своём классе, было бы желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Урок по теме "Российские храмы - основа национальной культуры и духовности русского народа"

Урок по истории искусств детской школы искусств пробуждает у учащихся интерес к истории родного края, духовной красоте предков. Цель урока: актуализировать знания учащихся о истории родного края, позн...

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ОБЫЧАЕВ РУССКОГО НАРОДА

Цели:           - познакомить учащихся с крылатыми выражениями;          - указать на безграничные возможности...

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

Внеклассное мероприятие по биологии "История одного растения в жизни русского народа"

Форма проведения: интеллектуальная играКатегория участников: 5-7 классЦели: 1.Образовательные: научить составлять описания растений, характеризовать роль растений в жизни русского народа;2.Развивающие...

Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...

Сценарий ВКС-конференции, направленной на подведение итогов реализации проекта "Народы Саян: история и культура, обычаи и традиции"

ВКС-конференция  с участием школ-побратимов: МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева с.Аскиз Республики Хакасия и МБОУ Курагинская СОШ № 7, Курагинского района Красно...