Изменения в НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ дополнительного образования детей (доклад)
методическая разработка

КОЖУРА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Доклад на методическое совещание кафедры ДО "Об изменениях в НПБ дополнительного образования детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npb_do.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

«НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Доклад методического совещания педагогов ДО, 2020

Кожура Н.В., методист ДО МКК

Изменения перечня

основных нормативно-правовых документов в системе ДО:

Основным документом, регулирующим образовательную деятельность, является Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, действующий с 1 сентября 2013 года.

В Законе об образовании подробно описаны общие положения и нормы во всех образовательных сферах, он постоянно дорабатывается, и в него внесено уже около 50 поправок.  Главная причина корректировок - несоответствие многих его положений реальным процессам в российском образовании. Закон не успевает перестраиваться под фактическое положение дел и решать возникающие проблемы.

В конце первого десятилетия нынешнего века остро почувствовалось несоответствие образовательной системы РФ международным стандартам.

Закон «Об образовании в РФ», последняя редакция которого состоялась в 2020 году (от 08.12.2020, вступил в силу с 01.01.2021), призван сформировать иной подход к системе образования.

Внесены изменения, связанные с организацией обучения. В настоящей редакции законодательно закреплены такие новые явления, как:

дистанционное,

электронное,

сетевое и

семейное обучение.

Закон затрагивает особенности обучения и в отношении отдельных категорий лиц:

с выдающимися способностями;

с ограниченными возможностями и др. категории.

Таким образом, разобравшись в структуре образовательной системы, родители смогут выбрать для своего ребенка наилучшую программу обучения, которая будет соответствовать его потребностям.

Многие положения Федерального закона посвящены педагогическим работникам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу, аттестации (статьи 45 - 52).

В статью 46 «Право на занятие педагогической деятельностью»,  Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ введена часть 3, в которой говорится, что теперь к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.

В части 4 ст. 46, введенной Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ говорится, что к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

В статье 47 сформулированы обязанности педагогических работников, которые должны

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Напомню содержание статьи 75 «Дополнительное образование детей и взрослых», в которой сказано, что

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии со статьями 83 и 84 настоящего Федерального закона.

Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.) направлен на развитие качества образования, что должно обеспечить вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

1. Первый проект — «Современная школа» сосредоточен на новых методах обучения и образовательных технологиях, привлечении специалистов без педагогического образования, организации уроков технологии на базе компаний и детских технопарков «Кванториум».

2. Следующий проект — «Успех каждого ребенка» призван воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности». Проект направлен на организацию обучения по индивидуальным планам, в том числе дистанционно, на профориентацию и создание новых мест для дополнительного образования, создание для талантливых детей центров поддержки во всех регионах.

3. Федеральный проект «Современные родители» направлен на психолого-педагогическую и информационно-просветительскую поддержку семей, предусматривает разработку сайта, на котором родителей будут консультировать по вопросам воспитания и образования. К 2024 году планируется во всех регионах создание центров помощи родителям.

4. Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды, профилей «цифровых компетенций» для учеников и педагогов, перевод отчетностей только в электронный вид. На уроках будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников».

5. Проект «Учитель будущего». В рамках проекта предполагается во всех регионах ввести  систему аттестации директоров и педагогов-психологов, внедрить единую модель аттестации для работников, которая будет учитывать их достижения.

6. В рамках Проекта «Молодые профессионалы». К декабрю 2024 года будет создана сеть центров опережающей профессиональной подготовки.

7. Проект «Новые возможности для каждого» направлен на создание платформы-навигатора с набором  сервисов с курсами и образовательными программами. Будут организованы мероприятия по стимулированию самообразования граждан.

8. Проект «Социальная активность» будет развивать наставничество и волонтёрство. В России будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества на базе образовательных и некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных учреждений. Планируется разработать информацию платформу для поиска и обучения добровольцев.

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей».

 Заявленный срок проекта: 30 ноября 2016 года по 30 ноября 2021.

Включение приоритетного проекта по дополнительному образованию в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию именно этого уровня образования.

Целью проекта является обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации в части охвата не менее 70 — 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА (ПРОЕКТ)

Данный документ разработан на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года в части определения ценностного статуса и социокультурной роли дополнительного образования. Концепция  направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.

В Концепции отмечены состояние и проблемы развития дополнительного образования.

Главное достижение – это увеличение охвата дополнительным образованием детей, в том числе технической направленности.

Отмечено расширение тематического спектра программ дополнительного образования детей,

создание современной высокотехнологичной инфраструктуры дополнительного образования детей («Кванториумы», IT-кубы, центры «Точка роста», др.)

реализация программы ранней профессиональной ориентации (в рамках проектов «Проектория», «Билет в будущее»),

возросшая информационная открытость о возможностях получения образовательных услуг.

Созданы условия для развития кадрового потенциала через привлечение студентов организаций высшего образования, наставников из реального сектора экономики.

Расширены возможности доступа негосударственных организаций к бюджетным средствам для реализации дополнительных общеобразовательных программ в том числе за счет внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Вместе с тем отмечены и существующие проблемы:

социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным образовательным программам;

недостаточный темп обновления содержания и технологий
по отдельным направленностям дополнительного образования детей;

недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия;

недостаточная сформированность системы сопровождения непрерывного профессионального развития и карьерного роста педагогических кадров;

низкий уровень цифровизации отдельных организаций;

барьеры для открытой конкуренции и повышение качества образовательных услуг.

Целями развития дополнительного образования детей являются:

создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;

повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка.

Основные направления развития дополнительного образования:

Создание условий для доступности каждому ребенку качественного дополнительного образования и возможности построения дальнейшей успешной образовательной и профессиональной карьеры, формирование в системе дополнительного образования социальных лифтов

Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны

Укрепление методической и ресурсной базы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся

Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения

Создание условий для профессионального развития и самореализации педагогов дополнительного образования через обновленную систему повышения квалификации, профессиональных конкурсов, профессионально-общественных объединений

Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям

В туристско-краеведческой:

развитие исследовательского краеведения,

разработка программ, направленных на сохранение и развитие этнокультурного многообразия страны, сохранения культурного наследия народов России,

расширение возможностей для профессионального самоопределения,

активное использование современных цифровых технологий

В естественнонаучной направленности:

расширение спектра программ по ключевым областям естествознания,

формирование естественнонаучной грамотности обучающихся, навыков практического применения знаний,

обеспечение разнообразия форм выездной деятельности,

распространение практик организации детско-взрослых производств «агрофирмы», «агропарки») в сельских территориях

приоритетное развитие программ формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения,

В технической направленности предполагается:

расширение спектра программ с включением содержания, расширяющего содержание предметных областей математика и информатика, предметы естественно-научного цикла,

расширение возможностей использования современных технологий для обеспечения равных условий освоения качественных образовательных программам,

формирование технической грамотности и инженерного мышления,

использование современных цифровых технологий,

обеспечение исследовательской деятельности.

В гуманитарно-социальной направленности:

акцент делается на усиление практико-ориентированного характера программ,

формирование общероссийской гражданской идентичности посредством увеличения числа программ, направленных на изучение истории России, политологии,

разработку программ, направленных на развитие культуры межнационального общения, финансовой и медиа грамотности, предпринимательских навыков лидерских навыков (в том числе, управления проектами),

включение детей в практики создания новых культурных форм организации жизни, принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности средствами культуры (продюсерство, организация выставок, дизайн, реклама, PR  (пиар) и др.);

на разработку программ, направленных на развитие социально-эмоционального интеллекта (способности к саморегулированию, ответственности, инициативности, осознанности, эмпатийности и др.);

включение детей в освоение практик развития Человека (включая различные его аспекты — эмоциональный, физический, волевой, духовный, интеллектуальный) и на основе комплексного использования знаний педагогики, психологии, антропологии, валеологии, современных антропотехник (арт-терапия, тренинги телесного совершенствования, интеллектуальные игры, образовательные путешествия и др.),

на расширенное использование игровых форматов и технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций, различного рода симуляторы и имитационные методы обучения, компьютерные сетевые стратегические игры), создание Интернет-симуляторов и тренажеров, имитирующих проблемные ситуации глобального и локального масштабов, позволяющих в игровой форме проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения, осуществлять социальные пробы, разрабатывать прогнозы, форсайты, сценарии развития будущего;

на расширение использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для решения организаторских задач и социальных проектов, в том числе формирующих навыки критического восприятия информации;

на продвижение методов активизации субъектной позиции обучающегося – включение в образовательные программы в качестве помощника педагога, консультанта, наставника, для младших обучающихся и сверстников;

на использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств), организация Интернет-сообществ, объединенных едиными интересами и проблемами.  

В художественной направленности:

Предлагается создание новых мест и разработка программ на основе использования инновационного оборудования для творчества: мультипликационная студия, электронная музыка, комплексные решения для театра, полимерные материалы для изобразительного искусства и др.;

реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, культурного наследия регионов через содержание программ и социокультурной деятельности детских творческих объединений;

развитие программ углубленного уровня и поддержка образцовых коллективов,

развитие и поддержка новых форм художественного творчества с применением цифровых технологий (арт-дизайн, 3Д-моделирование, фото, кино, мультстудии, цифровые книги, цифровой театр и др.);

продвижение одаренных детей в разных видах искусств и жанрах творчества, создание условий для зачета их творческих достижений в качестве победителей всероссийских конкурсов для бесшовного перехода к освоению специальностей среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства;

создание условий для социокультурной интеграции, выявления и продвижения одаренных и талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, через систему всероссийских социально значимых мероприятий в сфере художественного творчества.

физкультурно-спортивная направленность:

развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;

обновление нормативной правовой базы,

использование ресурсов и технологий различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ОВЗ;

обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации;

обновление оборудования;

обеспечение условий для повышения кадрового потенциала;

межведомственное взаимодействие.

Реализации Концепции предполагает использование следующих перспективных подходов и механизмов:

межведомственное взаимодействие, интеграция ресурсов через создание межведомственных советов, ассоциаций и др.;

вертикальная система методического сопровождения и непрерывного развития профессионального мастерства, включающая федеральные ресурсные центры, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры;

программный подход к развитию региональных систем;

управление на основе данных с использованием современных цифровых инструментов;

реализация междисциплинарных программ, включающих элементы нескольких направленностей;

интеграция обучения и общественно-полезной деятельности, обеспечивающих возможность практического применения полученных знаний;

персонифицированный подход на основании сертификатов дополнительного образования.

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Планируется, что дополнительными общеобразовательными программами будет охвачено не менее 82 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

будут реализоваться модели адресной работы и специальные программы с детьми с ОВЗ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми - представителями малочисленных народов;

будут созданы и оснащены современным оборудованием новые места для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;

во всех субъектах Российской Федерации будет внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей;

в общеобразовательных программах будет обеспечена интеграция дополнительного образования с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся;

будет осуществлен переход на персонифицированный учет детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, через системы региональных навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам,

будут обновлены содержание, технологии реализации дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленностей, в том числе воспитательная составляющая;

будет создана и будет функционировать система поддержки ранней профориентации детей;

во всех субъектах Российской Федерации будут функционировать региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующие с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и Успех»;

во всех субъектах Российской Федерации будет обновлена материально-техническая база и созданы условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе в малых городах и сельской местности;

сформируется  и будет функционировать система привлечения, мотивации и непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров дополнительного образования;

Приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по Дополнительным общеобразовательным программам».

Новая редакция данного Приказа датирована  30.09.2020 за № 533

В документ внесены следующие изменения:

В п.9 «социально-педагогическая» заменена на «социально-гуманитарную» (направленность);

К занятию педагогической деятельностью разрешается привлекать лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по направленности реализуемой дополнительной общеобразовательной программы и успешно прошедших аттестацию не менее, чем за два года обучения.

 При организации образовательного процесса по реализации дополнительных общеобразовательных программ необходимо руководствоваться в том числе Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.

 Письмо Минпросвещения России и Роспотребнадзора об организации работы общеобразовательных организаций в 2020/2021 учебном году от 12 августа 2020 г. № ГД-1192/03 и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в нормативно-правовой базе образования детей с ОВЗ

Реферат об изменениях в федеральном законе об образовании РФ, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Дополнительное образование детей с ООП: трудности и особенности, нормативно-правовое обеспечение»

статья в рамках методической темы «Дополнительное образование детей как путь интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающее общество»...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...

Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ каче...

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...

Презентация к выступлению на методическом объединении по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

В презентации содержится материал о последних изменениях в нормативно-правовой базе дополнительного образования детей...

Тесты для педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

Предлагаемые тесты разработаны с целью осуществления обратной связи с педагогами дополнительного образования детей в рамках методического объединения по теме: "Нормативно-правовая база дополнител...