Дополнительная общеразвивающая программа Я гражданин
методическая разработка

Великодная Ольга Борисовна

Данная  программа определяет содержание системы воспитания  и направлена на развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического и нравственного сознания, способствующее  формированию социально-значимой личности. Программа представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных образовательных задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

Заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом»

Протокол №________

от «____»___________2021г.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР

_________________

«___» ____________2021г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

___________________

Приказ № __________

от «___» ___________2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я гражданин»

Составитель:

Воспитатель Великодная О.Б.

п. Емельяново, 2021г.


Содержание

 

1.    Паспорт программы ……………………………………………………… ..3

2.     Пояснительная записка …………………………………………………….5

3.     Актуальность реализации программы ……………………………………6

4.     Основные принципы программы………………………………………….7

5.    Этапы реализации программы……………………………………………8

6.     Механизм оценки результативности реализации программы………….10

7.     Содержание программы…………………………………………………. .11

9.     Заключение………………………………………………………………...16


Паспорт программы

Наименование программы

«Я гражданин»

Программа  гражданско-патриотического воспитания

Разработчик программы

Великодная Ольга Борисовна, воспитатель

Основание разработки программы

  • Закон РФ «Об образовании»ФГОС ДО
  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
  • Устав КГКУ «Емельяновского детского дома»
  • Общая программа КГКУ «Емельяновского детского дома»
  • Концепция патриотического воспитания граждан РФ  государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (на 2006-2010 гг.)

Цель программы

Оказание помощи воспитаннику в овладении им способами образования способствующее  формированию социально-значимой личности

Задачи программы

  • помочь воспитаннику в выявлении дефицита;
  • помочь воспитаннику в постановке цели и планировании действий;
  • помочь воспитаннику в выполнении действий;
  • помочь воспитаннику в оценивании своего результата деятельности;
  • помочь в публичном предъявлении полученного результата.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год

Участники реализации программы

Дети

Педагоги

Социум

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

-фото – (фотоаппарат), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютеры, проектор, - для проведения занятий, телевизор – для просмотра фильмов.

Информационно-методический ресурс:

- Емельяновский краеведческий музей;

- Библиотека

- Районный дом культуры п. Емельяново;

Взаимодействие с социальными институтами:

- МЦ «Галактика»;

- Емельяновский краеведческий музей;

- «Юнармия»;

- Совет ветеранов Афганистана;

Мониторинг достижений воспитанников

проводится, 3 раза в год – сентябрь, декабрь, май.

Ожидаемый результат программы

Овладение воспитанником способами образования способствующее  формированию социально-значимой личности

Место реализации  образовательной программы

КГКУ «Емельяновский детский дом», актовый зал, тренажерный зал, спортивная площадка детского дома, библиотека детского дома, п.Емельяново.


Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе. 

Галилео Галилей

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 2021-2022 учебный год. Разработана в соответствии с Концепцией  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, Федеральным Государственным Образовательным стандартом основного общего образования.  

 Программа определяет содержание системы воспитания  и направлена на развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического и нравственного сознания, способствующее  формированию социально-значимой личности.

        Программа представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных образовательных задач.

         Программа опирается на принципы универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания и личностно ориентированного подхода, предполагающего использование особых форм и методов образовательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников детского дома.

Данная программа состоит из модулей направленных на:

  • освоение системы необходимых знаний, умений, навыков;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями коммуникативной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Актуальность реализации программы

Для эффективной социализации в современном обществе необходимо обладать умениями: выявлять свои дефициты,  планировать свою деятельность, находить решения поставленных задач, демонстрировать свои достижения. Что именно является одной из основных проблем воспитанников детского дома – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. Дети, поступающие из асоциальных семей в школьном возрасте, как правило, имеют опыт бродяжничества, не ощущают себя значимой личностью, не каммуникативны даже со сверстниками в школе, были вовлечены в асоциальную деятельность соответственно из - за  несформированности навыков ответственности за свои поступки, имеют искаженную систему ценностей. Вместе с тем гражданско-патриотическое и нравственное сознание не стало значимой частью мировоззрения большей части воспитанников детского дома, не у всех воспитанников сформирована потребность в здоровом образе жизни, нет осознания себя как гражданина.  Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем гражданско-патриотического воспитания и об актуальности этой воспитательной работы.

Дополнительная общеразвивающая программа является составной частью общего воспитательного процесса, и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию и развитию социально значимых ценностей, умений, навыков в процессе образования.

Таким образом, перед нами стоит огромная задача по сопровождению воспитанников для создания целостного пространства образования и социализации воспитанников,  а так же  возможность получения ими необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих им возможность самостоятельного ориентирования в социуме, обеспечивающих им возможность становления в социально значимую личность. Данная работа должна строиться с учетом индивидуальных психических, физических и интеллектуальных особенностей личности ребенка.  

Исходя из всего вышесказанного, целью моей программы является: оказание помощи воспитаннику в овладении им способами образования способствующее  формированию социально-значимой личности.

         Задачи:

  • помочь воспитаннику в выявлении дефицита;
  • помочь воспитаннику в постановке цели и планировании действий;
  • помочь воспитаннику в выполнении действий;
  • помочь воспитаннику в оценивании своего результата деятельности;
  • помочь в публичном предъявлении полученного результата.

             

Основные принципы реализации программы:

  • принцип личностно-ориентированного подхода (осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку);
  • принцип природосообразности (учёт возрастных, интеллектуальных, творческих способностей детей);
  • принцип создания «ситуации успеха»;
  • принцип самореализации.

Действия: технология сопровождения, технология беседа.

Этапы реализации программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практическая часть

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я гражданин».

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  4. Проводить мониторинг реализации программы.
  5. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ и подведение итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы учреждения.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

При подведении итогов реализации программы проводится праздник внутри учреждения, который включает в себя награждение лучших и самых активных в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами. Формируется лидерская группа из инициативных и активных участников программы, которые в дальнейшем принимают участие в окружной итоговой игре «Патриот».

Формы проведения занятий  по программе соответствуют возрастным особенностям детей:

  • занятие;
  • занятие – игра;
  • презентации;
  • просмотр фильмов;
  • экскурсии;
  • викторина;
  • конкурс;
  • игровая программа;
  • квесты;
  • акция.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • дифференцированно-групповая;
  • индивидуальная.

Методы:

  • словесные (рассказ, беседа);
  • исследовательские (исследование, работа с информацией, журналами, компьютерными программами);
  • репродуктивные (работа по образцам);
  • поисковые (поиск необходимой информации);
  • творческие (выполнение творческих заданий,).

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами:

Сформированность гражданских навыков:

  • умение выявлять свои дефициты;
  • умение ставить цель;
  • умение решать поставленные задачи;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение оценивать свой результат деятельности;
  • готовность к участию в общественных делах и демонстрации своих достижений;
  • готовность к образованию.

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • уважение и гордость к истории Отечества и ее героям;
  • уважение права и свободы человека и гражданина;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;
  • гражданственность;
  • экологическое поведение.

Ожидаемый результат – овладение воспитанником способами образования способствующее  формированию социально-значимой личности

Механизм оценки результативности реализации программы:

  • наблюдение;
  • итоговые результаты заданий;
  • анкетирование;
  • мониторинг.

Содержание программы:

Данная программа реализуется по модулям, которые дополняют друг друга при ее реализации:

  • основное ( гражданско – патриотическое);
  • дополнительное (информационно – технологическое)

Структура программы

1. Модуль «Я патриот и гражданин России»;

2. Модуль «Мой родной край»;

3. Модуль «Связь поколений»;

4. Модуль «Мое здоровье – мое богатство»

  1. Модуль «Я патриот и гражданин России»

Цель: оказание помощи воспитаннику в формировании патриотической, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи - оказать помощь в получении знаний, умений и навыков в:

  • воспитании правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека.
  • формировании у воспитанников системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
  • воспитании патриотизма, любови и уважение к истории Отечества, и ее героям.
  • развитии творческих и спортивных способностей воспитанников.

Формы: тематические беседы, конкурсы, квесты, викторины по правовой тематике.

  1. Модуль «Мой родной край»

Цель - оказание помощи воспитаннику в осознании значимости  родного края, своей малой Родины и Отечества.

Задачи - оказать помощь воспитаннику в:

  • осознании воспитанниками позиции гражданина и патриота;
  • формировании экологического поведения;
  • формировании ответственности за судьбу Родины;
  • развитии личностных качеств;
  • обогащении нравственными представлениями и понятиями.

Формы: акции, тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины.

  1. Модуль «Связь поколений»

Цель – оказание помощи воспитаннику в осознания ценностей к культурному и историческому прошлому России.

Задачи -  оказать помощь воспитаннику в:

  • осознании гордости за свою Родину, народных героев.
  • сохранении исторической памяти поколений
  • осознании и сохранении традиций русского народа;
  • осознании, уважения и любви к старине, родным корням.

Формы: тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, конкурсы, посещение музеев, участие в праздниках посвященных памятным датам, акции, помощь ветеранам и пожилым людям, уход за обелисками.

  1. Модуль «Мое здоровье – мое богатство» 

Цель - оказание помощи воспитаннику в осознании значимости  здоровья, здорового образа жизни.

Задачи - оказать помощь воспитаннику в:

  • осознании воспитанниками жизненной позиции здорового образа жизни
  • формировании экологического поведения;
  • формировании ответственности за свое здоровье;
  • развитии личностных качеств, навыков;
  • обогащении нравственными представлениями и понятиями о здоровом образе жизни.

Формы: акции, тематические беседы, коллективные дела, конкурсы, викторины, квесты, эстафеты.


Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
  • формирование гражданского отношения к Отечеству;
  • воспитание верности духовным традициям России;
  • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям;
  • Организация и проведение военно-патриотической игры «Патриот»
  • Участие в районной организации Юнармия
  • Конкурсы инсценированной военно-патриотической песни, стихов, рисунков и плакатов;
  • Проведение уроков мужества, посвящённые дням воинской славы;
  • Акция «Подарок ветерану» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);
  • «Волна Памяти» (мероприятия, посвящённые Дню Победы);
  • Посещение музеев;
  • Интеллектуальные игры, викторины;
  • Участие в конкурсах различного уровня правовой, патриотической и краеведческой направленности;
  • "Вахта памяти";
  • Уход за обелисками, погибшим в ВОВ;
  • тружеников тыла, педагогов-ветеранов;
  • Волонтерская помощь ветеранам ВОВ, вдовам ВОВ, тружениками тыла, пожилым людям поселка;
  • Встречи с членами Совета ветеранов;
  • Операция «Чистый обелиск»;
  • Оформление информационных стендов и книжных выставок по правовому и патриотическому воспитанию;
  • Проведение военно-патриотической недели «Патриот», различных спортивных квестов ;
  • Акции

Все эти модули взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  • полученные знания, основанные на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
  • региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  • систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
  • участие в тематических конкурсах, выставках.
  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Заключение

Важным условием успешной реализации программы «Я гражданин», направленную на гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях детского дома, является создание атмосферы комфорта и доброжелательности в процессе проведения занятий и мероприятий. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Только собственным примером педагога, стремлением вложить в эти маленькие, но уже израненные души, проявляя уважение к людям и к родному краю, взаимопонимание и уважение к каждому воспитаннику, можно приобщить детей к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям в сфере гражданско-патриотического воспитания, оказывая помощь им в овладении способами образования способствующее  формированию социально-значимой личности.



Предварительный просмотр:

План общих мероприятий в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Я гражданин»

Дата

Форма и тема мероприятия

Цель мероприятия

Ответственный

1

03.09.21

«С памятью о Беслане» день солидарности в борьбе с терроризмом. Просмотр фильма, обсуждение

  • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств

Великодная О.Б.

30.09.21

Акция.

День пожилых людей «Герои Советского Союза – наши земляки»

  • Познакомить детей с подвигами героев - земляков.
  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине на примере подвигов, совершенных нашими земляками в годы Великой Отечественной войны;
  • Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.
  • Помочь детям в социализации, в осознании себя частью истории.

Великодная О.Б.

2.

15.10.21

Акция «Брось сигарету - получи конфету!»

  • создавать эмоционально-положительную основу для развития здоровье сберегающих качеств;
  • развивать кругозора воспитанников;

формировать устойчивое, уважительное отношение к здоровью и окружающим.

Великодная О.Б

3

04.11.21

16.11.21

Спортивный квест «Мы едины, мы не победимы!», приуроченный к празднованию Дня Единства России

Презентация-занятие «Всемирный день толерантности»

  • создавать эмоционально-положительную основу для развития здоровье сберегающих качеств;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях;
  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;

Великодная О.Б.

4

12.12.21

20.12.21

Устный журнал «День Конституции»

Просмотр видео ролика, акция «Стоп СПИД»

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях;
  • развивать кругозора воспитанников;
  • формировать устойчивое, уважительное отношение к здоровью и окружающим.

Великодная О.Б.

5.

07.01.22

январь

Фольклорный праздник «Обычаи и традиции русского народа» праздник Рождества

Деловая игра “Аукцион человеческих качеств”.

  • познакомить детей  с традициями празднования Рождества;
  • раскрыть духовное богатство русского народа;
  • приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры;
  • прививать любовь к старине, к родным корням;
  • воспитание толерантности у воспитанников.

Великодная О.Б

Воспитатели

Великодная О.Б.

6.

23.02.22

               

17.02.22

Спортивно-патриотические игры «Богатыри земли русской»

Акция «Всемирный день добра»

  • воспитывать патриотизм, любовь и уважение к мужчинам;
  • развивать речь, активизировать имеющиеся знания,

воспитывать любознательность.

Великодная О.Б.

Воспитатели

7.

30.03.22

В течении месяца

Акция «День защиты Земли»

Посещение ветеранов, детей – ветеранов ВОВ

  • расширить исторические знания детей;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа,    почтение  ветеранам, любовь к отечеству;
  • развивать творческие способности воспитанников;
  • способствовать сплочению дружного коллектива.

Великодная О.Б.

8.

15.04.22

Поле-чудес «Звездный час России»

Акция «Обелиск»

  • формирование у детей нормативно - нравственного поведения;
  • развитие их личностных качеств, обогащение нравственными представлениями и понятиями.
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа

Великодная О.Б.

.

9.

09.05.22

Парадное шествие к памятнику ВОВ, праздничный концерт «Победе посвящается!».

Поклонимся великим тем годам!

  • воспитание у воспитанников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого;
  • закрепление и увеличение объема исторических знаний;
  • воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа.

Панурская Н.И. Олейник О.П., Великодная О.Б.

Готфрид Н.В.

10.

12.06.22

Познавательная игра «Праздник День независимости России»

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях.

Великодная О.Б.

11.

30.07.22

Познавательная – игровая программа  «Международный день дружбы»

  • Воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.
  • Расширение кругозора, наблюдательности.
  • развивать творческие способности воспитанников;
  • способствовать сплочению дружного коллектива.

Великодная О.Б.

12.

19.08.22

Заочное путешествие, презентация «Родина у нас одна»

Дискуссия «Солдатом быть Родине служить»

  • расширить представления выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства;
  •  формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга;
  • развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим;

Великодная О.Б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет о пед. деятельности составил: Воспитатель Великодная Ольга Борисовна

Слайд 2

Цель, задачи Цель: оказание помощи воспитаннику в овладении им способами образования способствующее формированию социально-значимой личности Задачи: помочь воспитаннику в выявлении дефицита; помочь воспитаннику в постановке цели и планировании действий; помочь воспитаннику в выполнении действий; помочь воспитаннику в оценивании своего результата деятельности; помочь в публичном предъявлении полученного результата.

Слайд 3

Структура программы Я- гражданин

Слайд 4

Технология сопровождение Под педагогическим сопровождением понимается соучастие педагога в деятельности воспитанника; создание условий для развития ребенка; оказание помощи в преодолении возникающих трудностей. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого ребенка, если выстраиваются доверительные, позитивные отношения между педагогом и воспитанником.

Слайд 5

Основные методы метод наблюдения - изучение личности на основе внешних проявлений; технология беседы - изучение внутреннего мира человека. Возможность нацелить его на решение существенных проблем, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении ( рефлексивные вопросы: зачем, почему, как будешь действовать, какой результат получен, что удалось, что не удалось, что делать дальш е. Отвечать вопросом на вопрос, задавать такие вопросы, за счет которых подопечный начинает думать, искать эффективные ходы, принимать решения по поводу изменения своей деятельности, поведения, помогают человеку осмысливать свой опыт, достижения и ограничения. метод анализа результата деятельности – учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности и дальнейшей работы с ним.

Слайд 6

Техники: организация понимания, организация проблематизации, организация целеполагания, организация планирования действий, организация рефлексии; организация демонстрации достижений.

Слайд 7

Ожидаемые результат Овладение воспитанником способами образования способствующее формированию социально-значимой личности: Сформированность гражданских навыков: умение выявлять свои дефициты; умение ставить цель; умение решать поставленные задачи; умение принимать и защищать свои решения; умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение оценивать свой результат деятельности; готовность к участию в общественных делах и демонстрации своих достижений; готовность к образованию. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: уважение и гордость к истории Отечества и ее героям; права и свобода человека и гражданина; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность; экологическое поведение.

Слайд 8

Результат Сопровождая подопечного, педагог помогает ребенку осуществлять анализ собственной деятельности, обнаруживать проблемы и трудности в ней, планировать деятельность, намечать маршрут своего движения и проходить его. Результатом этого является - осознание воспитанником собственной деятельности, своих действий, принятие решения, планирование и выбор траектории своего движения к себе другому, в конечном счёте – становление субъектности человека в жизни.

Слайд 9

Спасибо за внимание!!! Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе. Галилео Галилей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности по обществознанию для 8 - 9 классов "Азбука гражданина"

Программа включает в себя все разделы по обществознанию, которые встречаются в ОГЭ и ЕГЭ. Материал будет полезен для учителей, работающих в старших классах....

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «Успешный гражданин Российской Федерации»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...