Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Адаптированная для детей (от 1 года до 3 лет), воспитывающимся в ГКУ ЦССВ «Соколенок».
методическая разработка

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования

 по театрализованной деятельности

«В гостях у сказки».

Адаптированная для детей

(от 1 года до 3 лет),

воспитывающимся в

ГКУ ЦССВ «Соколенок».

                                                                                   Составила: Попова О.В.

                Музыкальный руководитель 1-й квалификационной категории

Москва, 2017 г.

«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется,

 играя, а в игре он познает мир!»

 С. И. Мерзлякова.

Пояснительная записка.

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста. 
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка от года до 3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.
Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.
Поскольку все игры-спектакли этого этапа рассчитаны на эмоциональную активность детей, не мешайте малышам свободно выражать свои чувства, отношение к персонажам спектакля. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов находчивости, храбрости.

В результате организации театрализованной деятельности в ГКУ ЦССВ «Соколенок» происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры общества, формирование художественно-эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и творческих способностей детей.


Основные требования программы к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
Театрализованная игра у детей раннего возраста развивает:
- эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам, выражать различные эмоции – радость, грусть);
- развивает непроизвольную эмоциональную речь;
- формирует опыт социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу).

 Основная цель программы – сформировать у детей раннего возраста интереса к театрализованной деятельности.

Для решения поставленной цели были сформулированы задачи

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности.
  3. Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития   пассивного и активного словаря.
  4. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  5. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, настольный, музыкальный, детский, театр зверей, теневой, пальчиковый, театр фланелеграф и др.). 
  6.  Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного и социального поведения, уважительное отношение к сверстникам.
  7. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

Программа составлена на основании

- Федерального Закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (далее ФГОС) дошкольного образования.

Возрастные особенности детей раннего возраста.

(От 1 года до 3-х лет)

В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету), при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры

Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития.

 Образовательная деятельность осуществляется по пяти основным направлениям развития ребенка:

- развитие речи

- художественная литература

- художественно – эстетическое

- музыкальное воспитание

- физическая культура

Каждое направление развития ребенка реализуется через деятельность детей в специально-подготовленной среде.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

- «Развитие речи», стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

- «Художественно–эстетическое развитие», рассматривать с детьми иллюстрации к сказкам детской литературы, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Знакомить детей с народными игрушками (петрушка, матрешка и т.д.). Развивать интерес к окружающему миру.

- «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках сказок  и самостоятельной театрализованной деятельности. Которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

     

- «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ

 - «Физическая культура»,  использование подвижных-сюжетных игр.

 «Развитие творческих способностей у детей раннего возраста средствами кукольного театра.

  1. Ранний возраст требует, как можно большего общения со взрослыми. 
  2. Именно общаясь, ребенок познает окружающий мир.
  3. Взрослые должны стремиться вовлечь малышей в это общение, задавая им вопросы, на которые они должны будут дать ответ.
  4. Нужно сделать так, чтобы общение взрослого с ребенком стало постоянным и необходимым.

Возрастные и индивидуальные особенности детей, имеющих нарушения речи.

Основной контингент– дети с речевыми нарушениями, для которых характерны:

- неустойчивость внимания,

- плохая слуховая и зрительная память,

- слабость мотивации и контроля,

- трудности при ориентировке в пространстве,

- недостаточное развитие познавательной деятельности,

- не чёткая дифференцированность словаря,

- нарушения грамматического строя речи,

- недостаточность фонетико-фонематического восприятия,

- несформированность целенаправленной деятельности,

- незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

Речевая неполноценность порождает неуверенность в своих силах, замкнутость, раздражительность, обидчивость, вызывает усиление негативизма в общении, особенно со сверстниками.

Все эти факторы необходимо учитывать при проведении занятий по развитию театральных способностей у детей раннего возраста.

Задачи театрализованной деятельности.

  1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним;
  2. Воспитывать выдержку, развивать память;

3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность);

     4. Развитие умственной и речевой активности;

     5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Виды театра.

Театр на фланелеграфе.  Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок. Техника изготовления: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки

Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку и др.

 Театр игрушки. Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре

Пальчиковый театр. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте

Театр кукол би-ба-бо или театр «Петрушки».

Театром «Петрушки»  называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Формы работы в группе.

Группы организуются по принципу объединения детей раннего возраста:

- от 1 года до 2 лет (индивидуально, подгруппа);

- с 2х лет до 3х лет (индивидуально, подгруппа).

Занятия проводятся: 2 раза в неделю. Образовательный процесс,  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Режим работы.

День недели

Время в режиме дня

Вторник

от 1 года до 2 лет – 12.10

с 2х лет до 3х лет - 16.10

Четверг

от 1 года до 2 лет - 12.10

с 2х лет до 3х лет - 16.10

Максимальный объем образовательной нагрузки: 10 – 15 мин.

Ребенок овладевает умениями и навыками.

Восприятие театрального представления:

• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;

• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;

• учиться говорить правильно, четко, выразительно;

В игровой деятельности:

• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);

• про смысл театральной постановки.

Формы организации театральной деятельности.

Организация взрослым на занятии:

• игры импровизации;

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• показ пальчикового театра.

Инициатива детей

• ряженье

• инсценировка стихов, сказок;

• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.

Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

• книжка — игрушка;

• книжка-раскладушка;

• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;

• настольный театр;

• пальчиковый театр;

• резиновые, пластмассовые игрушки;

 Показатели успехов и достижений:

• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе;

• показа театрального действия и театрализованной игры;

• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

        

        Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

• с интересом слушает;

• манипулирует с игрушками;

• инициатор ряженья.

Требования к уровню подготовки.

 

 Должен уметь: 

- заинтересованно заниматься театрально-игровой  деятельностью;

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств (интонацию, мимику, жест);

- использовать в театрализованных играх образные игрушки;


- выступать  перед детьми своей группы, малышами с инсценировками.

Должен знать: 

— некоторые виды театров (кукольный,  пальчиковый, театр игрушек и др.);

 — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, стендовом на фланелеграфе.

Формы подведения итогов реализации парциальной программы.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

  • Диагностическая карта;
  • Театрализованные представления;
  • Досуги.

Реализация работы по программе:

 Программа реализуется через кружковую работу. Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Воспитатели  приняли активное участие в создании внутреннего убранства  уголка сказки, который оснащен необходимым оборудованием и материалами , создали костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, они  доступны детям и радуют  их своим внешним видом   Совместно с воспитателями, проводятся театрализованные представления, праздники, кукольные театры.

Учебно – методические материалы к программе.

  1. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра». Программа авторы Н.Ф.Сорокина и Л.Г. Миланович.

2.«Кукольный театр для самых маленьких», методическое пособие авторы Н.Ф.Сорокина и Л.Г. Миланович.

3.«Забавы для малышей». Театрализованные развлечения для детей 2 -3 года, автор М.Ю. Картушина.

4.«Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально- ритмического воспитания, автор Т. Сауко и А. Буренина.

5.«Программе воспитания и обучения «От рождения до школы» в детском саду под редакцией В. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

6. Программе музыкального воспитания в детском саду Н. А.     Ветлугиной.

7. Программа «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новооскольцевой.

   8. « Музыкальные игры для самых маленьких», автор И.А. Выродова.

   9. «Книга для чтения в детском саду и дома». Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составила В.В. Гербова.

Перспективный план театрализованной деятельности.

«В гостях у сказки» для детей от 1 года до 2 лет.

п/п

Название занятий

Месяц

1

2

3

4

«У кота воркота»

«Котенок и собачка»

«Поспешили - насмешили»

«Все спят»

сентябрь

1

2

3

4

«Кот, петух и лиса»

«Веселые гуси»

«Игрушки»

«Курочка ряба»

октябрь

1

2

3

4

«Где был Иванушка»

«Дануся»

«В гости к кукле Кате»

«Про рыжую лисичку»

ноябрь

1

2

3

3

«Зимние подарки»

«Руковичка»

«Снегурочка»

«Дед мороз деткам елочку принес»

декабрь

1

2

«Гуси и волк»

«Тень, тень, потетень»

январь

1

2

3

4

«Три медведя»

«Как на тоненький ледок»

«Строим дом»

«Кошкин дом»

февраль

1

2

3

4

« Сорока – белобока»

«Маша и медведь»

«Колобок»

«Бобик и его друзья»

март

1

2

3

4

«Как коза избушку построила»

«Серенький козлик»

«Петрушка и его друзья»

«Репка»

апрель

1

2

3

4

«Кто в домике живет»

«Вышли детки в садик»

«Мишка – топтышка»

«Заболел наш петушок»

май

Перспективный план театрализованной деятельности.

«В гостях у сказки» для детей от 2 до 3 лет.

п/п

Название занятий

Месяц

1

2

3

4

«Веселый оркестр»

«Наши уточки с утра»

«Кукла заболела»

«Упрямые козы»

сентябрь

1

2

3

4

«Аленушка и лиса»

«Кто сказал мяу!»

«Про Кузю»

«Репка»

октябрь

1

2

3

4

«Колосок»

«Холодно заиньке»

«Лисий хвост»

«Зимний теремок»

ноябрь

1

2

3

4

«Зайчик в ямке»

«Зимовье зверей»

«Три медведя»

«Зимняя сказка»

декабрь

1

2

«Заяц хваста»

«Бабушкины загадки»

январь

1

2

3

4

«Веселый паровозик»

«Сказка о глупом мышонке»

«Крошка – малышка»

«Маша обедает»

февраль

1

2

3

4

«Как у нашего Данилы»

«Лиса, заяц и петух»

«Неваляшки»

«Колобок»

март

1

2

3

4

«Маша и медведь»

«Девочка – ревушка»

«На бабушкином дворе»

«Заюшкина избушка»

апрель

1

2

3

4

«Волк и семеро козлят»

«Кого разбудил петушок»

«В магазине игрушек»

«Три поросенка»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

Театрализованное соревнование "В гостях у сказки"

Театрализованное мероприятие для начальной школы.  Цели мероприятия: развивать у детей артистичность, внимание, способность к импровизации; воспитывать ответственность, умение работать в команде....

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности "В гостях у сказки"

Данное календарное планирование расчитанно и прошло опробацию на детях среднего и старшего дошкольного возраста. Создано по материалам Шороховой О.А, Фесюковой Л.Б, Ивановской О.Г. Прошло опробацию на...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....

Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. «В гостях у сказки» (кружковая работа).

Педагогический проект.Развитие творческих  способностей дошкольников в театрализованной деятельности....

Внеурочная деятельность "В гостях у сказки" 2019-2020 и 2020-2021 годы

Моя рабочая программа по внеурочной деятельнсти "В гостях у сказки" для обучающихся ОВЗ (НОДА сТМНР вариант 6.4) для 2 и 3 класса....