Каково в дому, таково и самому
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тимченко Елена Васильевна

Конспект занятия по программе Русская душа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakovo_v_domu_takovo_i_samomu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Каково в дому, таково и самому»

 (познавательное занятие)

              Цель: знакомство детей с семейными ценностями, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.

              Задачи:

-  формирование уважительного отношения к членам семьи;

- формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, матери,  отца,

-  воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим.

               Оборудование: фонограмма песни «Родительский дом».

               Предварительная работа: оформление выставки детских работ на тему «Моя семья»

Ход занятия:

               I. Организационный  момент.

               Воспитатель: Здравствуйте,  ребята. Наше занятие я хочу начать  стихотворением Людмилы Сусловой «Дом».

      А дом, заставленный добром, еще не дом,        

      И даже люстра над столом - еще не дом,

       И яркий  чайник с ободком - еще не дом,
      Да и окно с живым цветом - еще не дом.
      Когда вечерняя сгустится темнота,
      Так эта истина понятна и проста -
      Что от ладоней до окна наполнен дом,
      Твоим теплом.

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Дом – это опора. И как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, мы всегда возвращаемся в наш родительский дом – начало всех начал.

               II. Основная часть.

                  (звучит песня «Родительский дом)

              Воспитатель: В семейном кругу мы с вами растём!

                               Основа основ - родительский дом!

                               В семейном кругу все корни твои!

                               И в жизнь ты выходишь из семьи!

 Раньше к дому и семье относились с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Есть тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, поговорки, пословицы, в которых говорится о семье.

Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать её до конца:

В гостях хорошо, а……..(дома лучше)

Не красна изба углами, а……(красна пирогами)

Хозяюшка в дому, что……. (оладушек в меду)

Каково в дому, ………….(таково и самому)

Дом вести, ……………….(не бородой трясти)

Не нужен и клад,………….(когда в семье лад)

Воспитатель:  Что же такое семья? Как вы понимаете это слово? (ответы учеников).

Это слово понятно всем, как слово « хлеб» и « вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие родственники. Это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Сегодня мы поговорим с вами о самых родных на свете людях, о ваших мамах и папах, бабушках и дедушках, о вашем к ним отношении. Но сначала послушайте рассказ Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».

                 Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

                Беседа по содержанию:

-Какие эмоции у вас вызвал  рассказ? Расскажите.

-За что стало стыдно мужу и жене?

-Кто помог им изменить своё отношение к дедушке?

-Чему учит нас этот рассказ? (Уважать и почитать старших.)

-Почитать, выказывать почтение, чтить, честь – все эти слова родственные.

                Воспитатель: А сейчас обратимся к миру мудрых мыслей и подумаем, насколько ваши рассуждения сегодня соответствуют вековой мудрости, причём разных народов. Эти советы мы узнаем, собрав пословицы.

(Дети из отдельных частей собирают пословицы, прочитывают,  объясняют, чему они учат).

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Человек в беде спешит к родителям.

Стариков почитать – свою жизнь сохранять.

На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

При солнышке тепло, при матери – добро.

На что клад, коли в семье лад.

А теперь поговорим  о семейных традициях.  Что же такое семейные

традиции? (обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)

Это, конечно же, праздники, которые отмечают семьи (день рождения, Новый год и т.д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.

(Народные семейные традиции  пишем на листочках)

- Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

- Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

- Приглашать гостей и собирать застолье;

- Собирать и хранить семейные фотографии;

- Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей.

              Воспитатель: Давайте проведем небольшую викторину и выясним, что вы знаете о семье и семейных традициях.

                                     Вопросы викторины:

- Как по латыни будет звучать слово «семья»? (фамилия)

- Как звучит русская фруктовая пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? (яблоко от яблони недалеко падает)

- О какой русской игрушке эта цитата: она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства? (матрёшка)

- Какое выражение стало символом большой семьи?

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

- Как часто называют период романтических отношений влюблённых перед свадьбой?

а) Чайно-кофейный;

б) Молочно-кисельный;

в) Конфетно-букетный;

г) Алмазно-машинный.

- Что, согласно традиции многих стран, молодая жена бросает в толпу гостей?

а) Перчатку;

б) Букет;

в) Бутылку шампанского;

г) Фату.

- Какой российский город называют городом невест?

а) Иваново;

б) Тула;

в) Воронеж;

г) Пенза.

- В последнее воскресенье, какого месяца в РФ отмечается День матери?

а) Февраль;

б) Март;

в) Сентябрь;

г) Ноябрь.

- Какой цветок является символом нового праздника - Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии)?

а) Роза;

б) Незабудка;

в) Ромашка;

г) Лилия. 

Воспитатель: А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

         Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(6человек:  дедушка, бабушка, папа, мама, сын, сестра).  

             С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т.п., а иногда это настоящая взрывчатая смесь. Чтобы лучше познать себя, мы изучаем свою семью, её родословную. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети.  Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит.  

         Каждый из нас продолжатель своего рода. Уважение к родителям

почиталось в любом обществе. Люди жили по правилу: почтение родителей – уважение тебе.

- Как вы считаете это справедливое правило?

- Готовы ли вы следовать ему?

-Тогда начните прямо сейчас. Постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души.

III. Заключительная часть.
           Воспитатель: Ребята, а нашу группу можно назвать семьей?
           Ребенок: В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу

относиться, как в семье, заботливо, доброжелательно и с пониманием. 
           Воспитатель:  Правильно. Я тоже надеюсь, что наша группа станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.

         Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

                         (Звучит песня «Родительский дом)

А закончить наше занятие я хочу стихотворением, которое написали воспитанники  Покровского детского дома.

У нас традиций собралось не мало,

Мы вместе праздники привыкли отмечать

Давно традицией хорошей стало

Друзей на день рожденья приглашать.

Мы дни рожденья дома отмечаем,

Подарки дарят наши нам друзья.

Еще мы ветеранов приглашаем

Без прошлого прожить никак нельзя.

Историю России изучаем,

А вместе с ней и городок родной,

Природу нашу так же охраняем

И знаем, где какой живет герой.

И в нашем доме крепкое семейство:

Дошкольники и школьники в семье.

Проходит здесь счастливо наше детство

Мы благодарны, дом родной, тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каково в дому - таково и самому.

Внеклассная игра по математике....

Презентация к родительскому собранию "Каково на дому, таково и самому"

Данная презентация подготовлена для проведения родительского собрания в 6-7 классах...

Разработка внеклассного мероприятия "Каково на дому, таково и самому"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КАКОВО НА ДОМУ, ТАКОВО И САМОМУ»(Пространственный подход к организации воспитательной работы.Опыт освоения социально-образовательного и семейного пространств подростком)...

Родительское собрание «Каково на дому, таково и самому»

Очень часто на родительских собраниях  мы затрагиваем тему детско-родительских отношений, которые  могут создать не только благоприятную, но  и  неблагоприятную среду для развития ...

Классный час "Каковы сами- таковы и сани"

Разговор пойдет о воспитании человека, о культуре взаимоотношений, о нравственном поведении. От нашего поведения, от наших поступков и от наших слов зависит отношение к нам людей, наше собственное нас...

Сценарий Новогоднего праздника для воспитанников детского дома "Самый, самый новый год"

Сценарий новогоднего праздника для воспитанников детского дома "Самый, самый новый год"Программа расчитана на детей от 3-6 лет. Программа была апробирована участниками Волонтерского отряда, ...