Как научиться играть в шахматы.
методическая разработка

Шахматы – это игра, в основе которой лежит сложная многоуровневая логика и оригинальный игровой мир, функционирующий по своим собственным строгим законам и правилам. Но главный феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Например, один из игроков жертвует фигурами, маскируя стратегию своей игры, усыпляет бдительность противника, а в решающий момент за два-три хода кардинально меняет ситуацию на шахматной доске: шах и мат. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и т.д. выступают отличным тренажером «думай-не-как-все».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchitsya_irat_v_shahmaty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Как научиться играть в шахматы

    Если ваш ребёнок занимается шахматами дома, то необходимо, прежде всего, организовать его рабочее шахматное, чтобы было удобно и проводить шахматные поединки и выполнять задания. Желательно, чтобы комплект шахмат был нормальных размеров и мог помещаться на столе. Не нужно иметь сертифицированные шахматы, доску, принадлежности. Сгодятся и обычные!
    Комплект состоит из закрывающейся доски и деревянных шахмат. Пластмассовые фигуры при падении часто разбиваются и менее долговечны, чем  деревянные. Картонные доски и коробки для фигур быстро  приходят в негодность и их надо заменять.
Ни в коем случае не приобретайте различные сувенирные шахматы, где фигуры просто невозможно различить, так как они все похожи на королей или на какие-то сказочные персонажи. Желательно, чтобы по краям доски были латинские буквы и цифры.
Кроме этого на шахматном рабочем месте должны свободно помещаться и учебник, и рабочие тетради, и блокноты для занятий шахматами. Лучше всего, если вы пригласите на несколько первых занятий опытного шахматного тренера.
Хорошо, если и тренеру будет место, чтобы удобно разложить принесенные методические пособия.
Очень важно правильно научить детей порядку на рабочем столе во время урока шахмат. На это не жалко потратить и целый урок. Более того, время от времени необходимо к этому возвращаться.

Нельзя работать с детьми без сказки!

На своём первом занятии я сразу же столкнулся с проблемой. Только я начал, дети стали расползаться под столы. Вначале я растерялся, не знал, что делать. Но отказываться от идеи, признать своё поражение было неудобно. Надо было находить какой-то выход. И выход был найден прямо на занятии. Он оказался настолько простым, что до сих пор я удивляюсь, как это не пришло мне в голову сразу. Я увидел игрушку, взял её и стал сочинять сказку. Дети потихонечку стали вылезать из-под столов, открыли глаза я ротики. Когда я собрал всё внимание, я от сказки перешёл к шахматам. Переход был простым, естественным и незаметным. Это было моё первое открытие: нельзя работать с детьми без сказки!

Я стал эту мысль развивать и разработал три типа сказок:

  1. Шахматная сказка основная, в которой происходит обучение детей,
  2. Развивающая сказка – это мифы и шахматная мифология,
  3. Третий тип сказок – сказка-импровизация. Что это такое? Мы не можем предугадать поведение ребёнка, каждый ребёнок индивидуален, он может по-разному реагировать на ситуацию, в зависимости от этого я должен импровизировать, дать ребёнку сказочный ответ на его поступок.

Сам я детей не учу…

В работе с детьми я использую четыре элемента: первый – это сказка, второй – игрушка, третий – игра (поскольку сами шахматы – это игра), и использую игровой способ обучения.

На занятие приходит игрушка, дети знакомятся с ней, общаются, разговаривают и потом с ней играют. Я как бы нахожусь за кадром. Детей учат их игрушки, учат ненавязчиво, в игре. Я учу игрушку, ей подсказываю. Дети подсказывают игрушке, её учат и вместе с ней играют. Это даёт возможность им раскрепоститься, почувствовать себя свободно и раскрыть то, что дала природа.

Четвёртый элемент – эта приз. К нему, как правило, педагоги относятся очень настороженно. У меня никаких сомнений он не вызывает.

После занятая гномик снимает шапочку и угощает детей конфетами (сейчас, к сожалению, приз в основном конфеты, потому что их реально купить) и занятие заканчивается положительным эмоциональным импульсом, который уходит в подсознание ребёнка: он работал, он старался, в конце получил приз. Так у детей складывается положительное отношение к этой сложнейшей игре – шахматам.

Всё в целом: элементы сказки, игры, игрушка, общение, игра в шахматы, приз – создаёт у детей атмосферу интереса.

Начинаем изучать шахматы с короля

Когда я начинал заниматься с малышами, я не знал, что, по мнению некоторых психологов, 3-4-летнего ребёнка невозможно научить играть в шахматы, потому что он не сможет ориентироваться в таком многообразии фигур и пешек (в шахматах их 32).

По счастью, я ничего этого не знал. И шёл вперёд, но очень строго соблюдая основной дидактический принцип от простого к сложному. Начинаем мы изучать шахматы с короля. Вот про него сказка, стихотворение:

Не король, а тихоход,
Черепахою ползёт.
Во все стороны – на шаг.
Вот такой король чудак.

Передвинуть короля на одну клеточку в состоянии и трёхлетний ребёнок. С этого начинается первая игра, называется она «Чей король придет первым на волшебные поля противоположной стороны».

Когда мы научились играть королём, мы ставим на доску пешки.

После того, как познакомились с пешками, знакомимся с ладьёй. Играем пешками, королём, ладьёй.

Когда освоили ладью, ставим на доску следующую фигуру. Опять с ней знакомимся, учим стихотворение, играем. На каждом занятии идёт игра с уже заученными фигурами.

Так, постепенно, шахматная доска заполняется, постепенно развивается внимание детей. Дети начинают понимать правила игры, логику игры. Всё это даёт мощный тренинг для развития их интеллектуальных способностей. И когда через несколько месяцев дети играют уже всеми фигурами – это значит, что скачок в интеллектуальном развитии ухе произошёл.

Дальше мы проводим турниры, соревнования, решаем задачи. Я вижу, что дети начинают получать удовольствие от деятельности.

Ведь в конечном итоге моя сверхзадача как педагога не только научить ребёнка играть в шахматы, подготовить его к школе, а создать условия, при которых интеллектуальная работа приносит ему радость.

Эта идея Сухомлинского, на мой взгляд, гениальная идея: «Ребёнок должен получать радость от интеллектуального труда!»

Но шахматы – это не только победа

Подготовить ребёнка к поражению – целая проблема. Шахматы – в миниатюре – как бы модель мира, они – жизненная модель. Игра в шахматы – это всё время экзамен. Ход – это поступок. Если ты делаешь неправильный ход, то за это получишь наказание: ты можешь потерять фигуру, ты можешь проиграть.

К этому детей нужно готовить с первых занятий. Как это происходит? Во-первых, проигрывают, в основном, игрушки, когда играют с детьми.

Некоторые игрушки плачут. Поэтому мы их успокаиваем вместе: «Не обижайся. Любой может проиграть, даже чемпион мира». – «Меня мама будет ругать» – «Не будет, мама поймёт».

Дети учатся успокаивать игрушку, потом сами начинают относиться к поражению более правильно. Когда ребёнок играет в шахматы дома, очень важно, чтобы он только выигрывал.

Проигрывать дома ребёнок не должен! Мамы это лучше понимают, папы понимают это хуже. Они обыгрывают ребёнка. Тот чувствует себя некомфортно, обижается, у него пропадает интерес и в результате ребёнок перестаёт играть.

А другое дело – игра со сверстниками. Играя на турнире, ребёнок будет и выигрывать, и проигрывать, но это уже будет не так болезненно, он будет уже готов достойно встретить как победу, так и поражение.

И в заключение я хочу остановиться на ещё одном очень важном моменте. В чём же, на мой взгляд, уникальность шахмат? Они развивают не только внимание, волю, абстрактное и логическое мышление, работоспособность, фантазию, творческую активность. Шахматы развивают способность к обучению, к познанию. Чем бы ребёнок, умеющий играть в шахматы, впоследствии ни занимался, он будет в состоянии понять любые сложнейшие проблемы.

А вот Борис Савченко, который не любит засиживаться за шахматами и предпочитает йогу - единственный йог среди гроссмейстеров, который занимается еще и ушу. И, если есть возможность, не пропустит День йоги.

источники: gazetadr.ru

Глоссарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Значимость обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте.

    Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития познавательных процессов....

Игра "Живые Шахматы"

Дидактическая игра...

Интеллектуальная игра по шахматам "Морской бой"

Особенностью занятия является нетрадиционная форма проведения, что дает положительный эффект для обобщения знаний обучающихся по пройденной теме. ...

Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)

Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....