Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»
методическая разработка (9 класс)

Филиппов Александр Иванович

Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации 36 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по  организации профориентационной  работы с подростками на занятиях по программе

 «Основы вождения»

В рамках профориентационной работы разработан и используется курс профориентационных занятий по технической направленности «Основы вождения». При составлении программы учитывается, что знания, приобретаемые в учреждение дополнительного образования, могут быть не столь значимы для обучающегося, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь обучающемуся ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию, а также повышая ответственность за свои действия.

При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не указать, что требуется делать ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору, сформировать психологическую готовность к самоопределению и последующей за ней ответственностью. Поэтому целью профориентационных занятий является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой реализации полученных навыков на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности с происходящим в окружающем мире.

При проведении профориентации с подростками важно соблюдать следующие принципы:

— доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

— научность и достоверность информации;

— доступность предлагаемой информации;

— адресность;

— современность и актуальность материалов;

— учет индивидуальных особенностей обучающихся;

— учет возрастных особенностей обучающихся.

Сама же актуальность предмета обусловлена необходимостью донести и разъяснить обучающимся важность знания и соблюдения правил дорожного движения, правильного поведения на дорогах, безопасного управления автотранспортом, а также необходимостью иметь знания о строении и технических особенностях автомобиля.

В рамках программы «Основы вождения» можно разделить на 4 основных направления:

-  знакомство с основами ПДД;

-  получение базовых знаний безопасности дорожного движения;

- приобретение навыков управления автотренажером и легковым автомобилем;

- специально организованные профориентационные мероприятия.

Этапы реализации профориентационного курса

Начальный этап:

— анкетирование, знакомство;

— ознакомление с актуальностью данного вида деятельности и открывающимися возможностями использования полученных знаний в мире профессий на рынке труда;

— создание комфортной среды пребывания обучающихся;

— выявление природных задатков обучающихся и трансформация их в способности;

— способствование выработке навыков безопасного вождения и знаний ПДД, как залога развития культуры и взаимного уважения людей на дороге по отношению друг к другу.

Основной этап:

— воспитание дисциплины и ответственности;

— повышение знаний правил дорожного движения;

— понимание и признание опасности нарушения ПДД;

— усвоение терминов, оказание первой доврачебной помощи;

— воспитание умения работать в коллективе;

содействие личностному развитию обучающихся;

— развитие научного подхода и аналитических способностей у обучающихся (умение анализировать, вникать в суть проблемы и искать из нее выход);

— предоставление сведений о технических характеристиках автомобиля;

выявление и прорабатывание последствий ошибок в тех или иных заданиях совместно с обучающимися;

— размещение результатов деятельности обучающихся в виде текстовых, фото и видео отчетов;

— привлечение обучающихся к участию в соревнованиях разного уровня;

— привлечение родителей, обучающихся к участию и помощи.

Завершающий этап:

— подведение итогов реализации программы;

— проверка сформированности навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения и вождения в дорожно транспортной среде;

— тестовая проверка знаний о правилах дорожного движения;

— участие в соревнованиях на проверку умений, обучающихся предвидеть опасные ситуации и принимать решения по их предотвращению в дорожно-транспортной среде.

Самая главная задача во всем этом, создать такую форму работы, при которой, не меняя привычной среды взаимодействия, подростки перейдут от не продуктивного времяпровождения к активной созидательной деятельности на пользу общества.

Так же, при разработке программы базирующейся на профориентации необходимо определить методологию профориентационной работы.

Основными методами профориентационной работы является

— словестно лекционные (беседа, пояснение, повествование);

— наглядные (фото и видеоматериалы, плакаты, модели);

— практические (занятия на тренажере, автомобиле);

— игровые (эстафеты на улице);

— викторина (опрос по билетам).

Для создания и поддержания интереса у обучающихся, занятия проводятся в  повествовательной форме, речь разбавляется фото и видео материалом. Учитывая возраст детей, предусматриваются различные формы работы в группе: коллективная, лекционная и игровая, тематические занятия, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения и др. Это дает возможность каждому ребенку включиться в процесс обучения.

Важно раскрыть план занятий на ближайшее время, объяснить для чего необходима каждая тема и почему мы ее обсуждаем. При индивидуальной работе с автомобилем или автотренажером, внимание уделяется персонально каждому ребенку, тем самым создавая положительный микроклимат в коллективе, необходимый для дальнейшей работы.

Помимо этого, не стоит забывать о художественных фильмах, телепередачах, совпадающих с профориентационным содержанием программы. Прежде, чем показывать фильм (передача) детям, он просматривается на содержание, познавательной и воспитательной значимости для подростков, благодаря чему определяется, какая подготовительная работа с учениками должна быть проведена. Такие коллективные просмотры и обсуждения передач и фильмов учат подростков правильно понимать их содержание, содействуют развитию профессионального интереса и тому подобное. Перед просмотром желательно поговорить с детьми, поставить пред ними вопросы, на какие они должны найти ответы, в процессе просмотра фильма или телепередачи.

Во время изучения дорожных знаков, их названий и значений, лучше всего использовать игровую форму и свободный диалог, что значительно повысит заинтересованность детей и позволит более легко усвоить материал. При объяснении темы «Дорожные знаки», «Запрещающие дорожные знаки» и пр. используются плакаты, фотографии и раздаточный материал для детей. Для лучшего восприятия материала приводятся викторины.

При практической работе на автотренажере и автомобиле применяется дифференцированный подход к ученикам. Обучение строится по принципу «от простого к сложному». С самого начала дети учатся управлять автотренажером по простейшим трассам на 1 — 2 скорости. В дальнейшем ставиться более сложные задачи, более сложные трассы. Это необходимо для более легкого усвоение программы. Так же крайне важно научить детей понимать значения, указанные на приборной панели (что есть тахометр, спидометр и т.д.)

Для закрепления и развития у детей желания управлять автомобилем, знать ПДД, уметь читать знаки и разметку, необходимо визуализировать их желания. Поэтому, мы просим нарисовать свой собственный автомобиль, таким, какой он должен быть индивидуально каждому. Далее прогнозируем с каждым подростком место, где будет «жить» его автомобиль. После чего моделируется ряд автомобильных задач, которые сам обучающийся должен будет разобрать и аргументировано объяснить необходимость тех или иных его действий. Что позволит закрепить полученные ранее знания об устройстве автомобиля в целом.

Для более полного погружения в процесс изучения автомобиля используются автомобильные журналы, книги по автоделу, фото и видео материал.

Так же, при разборе темы движения и значений сигналов регулировщика, для более продуктивного усвоения материала, используется игровая форма ведения занятия, давая тем самым возможность побыть регулировщиком каждому ученику. Наглядно демонстрируя работу регулировщика.

Для проверки теоретических знаний и практических умений, используется  игровая форма работы.

Экзамен по вождению проводится под чутким руководством педагога. Все задания приближены к реальному экзамену в автошколе. Для успешного прохождения испытаний создается доброжелательная и уютная обстановка, что способствует психологическому спокойствию, уверенности и решительности. После прохождения экзамена, проводится работа над наиболее часто допускаемыми ошибками с целью их искоренения.

Для реализации в полной мере программы используется материально-техническая база, наглядные пособия, плакаты, журналы, фото и видеоматериалы, автомобиль, узлы двигателя и коробки передач в разрезе, светодиодные стенды, автотренажеры, действующая наглядная модель работы двигателя внутреннего сгорания. А также проводится ряд игр, как в кабинете, так и на оборудованной площадке на территории центра.

Крайне важно во время занятия обратить внимание детей на важность знания и соблюдения ПДД, на необходимость знания дорожных знаков и умение применить полученные знания на практике.

Для реализации данной программы необходимо наличие в штате педагога-психолога. Также для более успешной реализации программы требуются  социальные партнеры для проведения тематических, профориентационных мероприятий.

План профориентационных мероприятий

Формы работы

Мероприятия

Этапы

Подготовка материалов

Заключение договоров о сотрудничества, согласование планов работы, изучение опыта работы по данному вопросу.

Начальный этап

Экскурсия на  предприятия

  1. Экскурсия на предприятие Ford Motor Company и ОАО «СОЛЛЕРС»

Основной этап

Просмотр видеофильмов

1. Просмотр видеофильма «Водитель специального транспорта»

Начальный и основной этапы

Экскурсии в профессиональные образовательные учреждения

Экскурсии в колледжи:

  • Автотранспортный и электромеханический колледж
  • Колледж метростроя
  • Автодорожный колледж
  • Санкт-Петербургский технический колледж
  • Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж.Я. Котина
  • Невский машиностроительный техникум
  • Автомеханический лицей

Основной этап

Беседы с профессионалами

Водитель:

  • скорой помощи,
  • автопоезда,
  • специальной техники
  • автомеханик
  • инженер-конструктор
  • слесарь механосборочных работ

Основной этап

Участие в автопробегах, конкурсах и акциях

Автопробег «Нам эти дороги позабыть нельзя»

Конкурс «Кубок им. А Шамова»

Городское соревнование приуроченное к 75-летию снятия блокады Ленинграда

Основной этап

Экскурсии в музеи профессионального мастерства

  • Железнодорожный музей
  • Музей городского электротранспорта
  • Музей метро
  • Музей РЖД

Основной этап

Экскурсия в автосалон

Знакомство с профессиями менеджер, механик, слесарь по ремонту автомобиля, сварщик, электрик, маляр

Основной этап

Автомобильные выставки

«Мир Автомобиля»

Основной

Участие в профессиональных конкурсах

Районный конкурс профессионального мастерства

Заключительный этап

Психологические занятия и тренинги

Курс занятий по психологической подготовке

Начальный этап

В результате включения профориентационного курса в   программу «Основы вождения» у подростков развивается способность быстро и правильно принимать решения, умение концентрироваться, способность к самоконтролю, а также вырабатывается уважение ко всем участникам дорожного движения, повышается их самооценка и уверенность в себе.

Участие в различных профориентационных мероприятиях расширяет круг общения, учит сотрудничеству и взаимодействию.

В ходе реализации программы дополнительного образования «Основы вождения» предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на повышение компетенций обучающихся в области правил дорожного движения, знаний по конструкции и эксплуатации автомобильной техники, первичных навыков вождения автомобильного транспорта, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, а так же способностей соотносить свои психофизиологические задатки с выбираемой профессией, что полностью соответствует цели в реализованной программе.

 Совместная работа педагога и психолога  по программе позволяет:

- формировать становление личностных качеств подростка

- положительно влиять на усвоение программы,

- способствовать улучшению качества результатов по профессиональному мастерству

-  способствует профессиональному самоопределению

Включение профориентационного курса в общеразвивающую общеобразовательную программу детей подросткового возраста в учреждениях дополнительного образования актуально на сегодняшний момент и позволяет помочь учащимся определить для себя ценностные ориентиры, приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, осознать свои возможности, интересы, предпочтения.


Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (2013);
  2. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14; утв. 4 июля 2014);
  3. Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993г.);
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL:  http://dopedu.ru/norm-prav/88-npa-rf.html;
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  7. Гражданский Кодекс РФ от 03.07.2016 N 354-ФЗ;
  8. Благонадежиной Л.В. Изучение мотивации проведения детей и подростков/ Под ред. –М.: Педагогика, 1972;
  9. Божович Л.И. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: «Академия», 2001. С. 214 – 219;
  10. Бурнатова, Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам. канд. пед. наук: Н.П. Бурнатова. – Челябинск, 2004. – 192 л;
  11. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998;
  12. Данченко С.П., Форштат М.Л. Дорожная безопасность. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. – СПб, «Лики России», 2008. – 80 с;
  13. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1988. — С. 7;
  14. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – М., 2012;
  15. Каминский А. Учебник по вождению легкового автомобиля. – М.: Третий Рим, 2012 – 80с;
  16. Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Пер. с нем.; Под ред. В.Б.Мазуркевича. – М.: Транспорт, 1989;
  17. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с;
  18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2004. — 304 с.. 2004
  19. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Третий Рим, 2005;
  20. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002;
  21. Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»;
  22. Овчинникова, С.В. Личностно ориентированные игровые технологии как средство профессиональной ориентации старшеклассников. канд. пед. наук: С.В. Овчинникова. – Карачаевск, 2006. – 180 л;
  23.  Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с;
  24.  Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями и иллюстрациями с изменениями и дополнениями. – М.: Мир автокниг, 2008;
  25.  Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с;
  26. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. – 203 с. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Указ. соч. — С. 3;
  27. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно- методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Флинта, 2010.;
  28. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с;
  29.  Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003;
  30. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие., М.:Вако, 2005;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике табакокурения подростков

Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики «молодеют». Ребенок впервые пробует закурить, не задумываясь  о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение ...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях подробно изложена структура написания конспекта, приведены примеры записи различных частей физкультурного занятия...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Методические рекомендации родителям по содействию подросткам в отказе от табаккурения

Борьба с курением в подростковом возрасте будет эффективной лишь при условии комплексного подхода, включающего как социально-психологические, информационные и другие немедикаментозные методы, так и по...

Методические рекомендации по проведению походов подростками на парусных разборных катамаранах.

В статьсе предлагаются методические рекомендации по проведению походов подростками на парусных разборных катамаранах....