Открытое занятие "Изготовление украшений в технике "Канзаши"
план-конспект

Григорьева Наталья Александровна

Искусству «Канзаши» около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого использовали, прежде всего, шпильки. Именно этот парикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kanzashi.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ УКРАШЕНИЙ В ТЕХНИКЕ «КАНЗАШИ»

Григорьева Н.А. – педагог

дополнительного образования

2020г.

Раздел программы «Модница»: Декоративная отделка швейных изделий, изготовление цветов из ткани и атласных лент, аксессуаров.

Возраст детей: 12 -15 лет.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формы работы на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Материальное обеспечение занятия:

  • раздаточный материал: ленты атласные шириной 5 см, бусины разных цветов;
  • инструменты и приспособления для выполнения работы: ножницы, нитки, иглы, линейка, клей «Мастер», свечка или зажигалка, пинцет, зажимы, заколки, ободки;
  • образцы поделок в технике «Канзаши»;
  • инструкционные карты;
  • презентация «Канзаши».

Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, история, география.

Цель занятия: ознакомление с новой техникой «канзаши» и изготовление узкого лепестка «канзаши».

Задачи:

  • Обучающие: формировать умения и навыки в изготовлении украшений в технике «канзаши»
  • Развивающие: развивать внимание, творческие способности и эстетический вкус, мелкой моторики и глазомера.
  • Воспитательные: воспитывать чувство бережливого отношения к труду, аккуратности, внимательности, толерантного отношения друг к другу.
  • Коррекционные: корректировать эмоциональную сферу, мелкую моторику.  

Оборудование:

Для педагога: компьютер, презентация к уроку, японская музыка, японский костюм.

Для обучающихся:

атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1 см; линейка, карандаш или мелок; ножницы, пинцет; зажигалка или свечка; клей "Мастер" (в маленьком тюбике) или клеевой (горячий) пистолет; длинная и нетолстая игла, минимум сантиметров 5-7; нитки, бусины и стразы, бисер.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Дидактические задачи

Деятельность

инструктора

Деятельность

воспитанниц

1. Организационный момент (2 мин.)

Настроить обучающихся на рабочий лад.

Приветствие, подготовка оборудования.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.)

Активизация опорных знаний.

Сообщение темы, цели занятия.

3. Объяснение материала (25 мин.)

Сформировать у обучающихся конкретные представления о технике «канзаши»

Беседа (показ слайдов).

Технология изготовления цветка канзаши

4. Практическая работа воспитанниц

 (30 мин.)

Составление плана работы, изготовление узкого лепестка канзаши

Вводный инструктаж: закрепить приемы изготовления узкого лепестка канзаши
Текущий инструктаж: следить за ТБ. 
Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения эскиза.

Изготовление узкого лепестка канзаши

5. Итоги занятия (10 мин.)

Систематизация и обобщение приобретенных знаний.

Подведение итога занятия.

Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы обучающихся.

6. Уборка рабочих мест (5 мин.)

Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности.

Уборка рабочих мест в кабинете.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Настроить обучающихся на работу.

Слайд 1

2. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия, его цели.

Слайд 2

Педагог: - Здравствуйте! У нас сегодня на занятии будет необычная гостья.  Посмотрите, пожалуйста, и скажите кто это?

Дети: - Японская девушка-гейша, девушка в японском костюме.

Девушка-гейша -  Здравствуйте, меня зовут Юкко. Сегодня мы с вами совершим незабываемое путешествие в страну Восходящего солнца.

Педагог: - А какую страну мы так называем? (Слайд 3)

Дети: - Японию.

Педагог: - Назовите особенности этой страны, которые вы знаете.

Дети: - Сакура, гейши, кимоно, современная электроника, роботы

Педагог: – Правильно.  Мне хотелось бы вам продемонстрировать танец японских девушек.  Вам задание - внимательно рассмотреть одежду девушек и особенности внешнего вида.

(Ссылка на https://miuki.info/2011/01/yaponskie-gejshi-i-majko-video/ (Слайд 4)

Педагог: –  Какие особенности костюма вы заметили на нашей гостье?

Дети: - Кимоно, белые носочки, лицо напудрено, черные волосы в пучок, и прическа украшена красивыми украшениями, (педагог корректирует ответы детей  ).

Педагог: - Что интересного о кимоно и некоторых деталей одежды вы знаете и можете сказать нам?

- Что особенного вы заметили в танце и жестах японских девушек?

- Что необычного вы увидели во внешности и причёске?

Урок сопровождается японской музыкой

(Слайд 5)

Тема нашего занятия: Изготовление украшений в технике «канзаши».

Педагог: - На занятии я ознакомлю с новой техникой «канзаши», мы вместе с вами выполним узкий лепесток «канзаши» и изготовим украшение для волос. На предыдущем занятии мы с вами декорировали ободок с использованием атласных лент (плетение лентой), можете сегодня его использовать и добавить на него цветок «канзаши».

3. Объяснение материала.

(Слайд 6)

Девушка-гейша -  Родина этой техники, как вы уже поняли - Япония. Искусству «Канзаши» около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого использовали, прежде всего, шпильки. Именно этот парикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству.

 Педагог: - (Слайд 7) "Кандзаси (яп. 簪? в транскрипции ромадзи — kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси».)— женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно."

Девушка-гейша - (Историческая справка) (Слайд 8) в национальных женских прическах использовали несколько типов шпилек. Это хира-учи (шпилька с круглым плоским украшением), тама-канзаши (украшенные шариком), раздвоенная шпилька ешичо и цумами-канзаши (хана-канзаши) – шпилька, украшенная шелковым цветком.  Такие украшения сохраняли свою значимость вплоть до середины двадцатого века. Они были не просто модным украшением, но также имели символическое значение. Так, например, по прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.

Для каждого времени года изготовлялись специальные сезонные украшения:

  • для весны – цветы сливы, персика и сакуры;

  • для лета – гортензия и гвоздика;

  • для осени – хризантема и кленовые листья

  • для зимы – украшения в виде бамбука, сосны, побегов риса.

Отдельные мероприятия или события (например, свадьба) также подразумевали присутствие в женских прическах особенных хана канзаши.

Вообще это украшение было и остается незаменимым атрибутом национального японского женского костюма. Даже в современной Японии женщины, надевающие кимоно, обязательно носят и классические канзаши.

А уж наряд японской невесты даже в европейском варианте обязательно будет иметь столь изысканное и роскошное украшение. Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство цумами канзаши становится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран и континентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительным сочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.

Педагог: – Конечно, мы очень осовременили канзаши, сейчас оно не используется по прямому назначению, не несет тайного смысла, да и цветы у нас далеко не те, что у японцев. Но, тем не менее, основы те же, и красота и великолепие остаются!

Более того, я думаю, что надень мы канзаши в том виде, в каком его носят японки, нас бы не поняли в нашем городе, менталитет у нас другой, традиции у нас другие, культура у нас другая. Поэтому пришлось осовременить и намного упростить канзаши, оставив единичные цветки. Но, менее прекрасными это их не делает.

Девушка-гейша - Если в традиционном оригами используется бумага, то для канзаши – ткань (в классическом исполнении – натуральный шелк). В основе техники – складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков.

Именно из таких лепестков составляются столь изысканные и разнообразные украшения, которыми удивляют японские мастерицы. Это могут быть маленькие простые пятилепестковые цветочки, могут быть более сложные многоярусные цветы из десятков лепестков (по типу хризантемы), могут быть целые каскадные украшения из цветочных композиций и подвесок. Самое удивительное, что в основе всей этой красоты лежит один единственный прием – сворачивание (цумами).

Педагог: - Спасибо нашей гостье, можете присесть к нам за рабочий стол и быть нашей помощницей в изготовлении украшений. Что бы ваше участие в занятия было активным и заинтересованным, прежде чем приступить к выполнению цветка «канзаши», сообщаю вам о том, что в конце занятия у вас будет возможность оценить себя, и свои работы. Я в свою очередь тоже оценю ваши работы по «критериям результативности» (Приложение 1), которые представлены тремя баллами (3б, 4б, 5б). Пожалуйста, прочтите их.

Дети: - 3балла - активное участие в занятии, частично самостоятельное выполнение работы, выполнение цветка и украшения с незначительными погрешностями.

4 балла - активное участие в занятии, аккуратное выполнение цветка и украшения в целом, самостоятельное выполнение работы, но отсутствие индивидуальности и оригинальности в изготовлении изделия.

5 баллов – активное участие в занятии, аккуратное и безупречное выполнение цветка и украшения в целом, с применением творческой индивидуальности и оригинальности в изготовлении украшения, самостоятельное выполнение работы. (Слайд 9)

Педагог: - Итак, рассмотрим технологическую карту работы в этой технике: (Слайд 10) (Приложение 2)

4. Практическая работа воспитанниц. (Слайд 18)

Педагог: - Давайте проверим ваши рабочие места. Сегодня вам для работы понадобятся:

  • атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
  • линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
  • ножницы;
  • зажигалка или свечка;
  • пинцет;
  • клей "Мастер" (в маленьком тюбике) и клеевой (горячий) пистолет;
  • длинная и нетолстая игла, минимум сантиметров 5-7;
  • нитки;
  • бусины и стразы, бисер.

Педагог: - Итак, сейчас мы попробуем изготовить цветок канзаши, он будет состоять из 6-8 узких лепестков.  Сейчас мы изготавливаем эти лепестки, центр цветка, и проводим сборку. Затем, готовый цветок наклеиваем на заколку или ободок.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Во время работы следует помнить о правилах техники
безопасности при работе с ножницами, зажигалкой и четко их соблюдать. Вспомним их.

(Техника безопасности при работе с зажигалкой:

- следить за исправностью с зажигалки;

- не касаться огня;

- все детали своей работы держать так, чтобы не обжечься огнём;

- не размахивать зажигалкой с огнём.)

Озвучивание техники безопасности

2. Помощь и контроль выполнения узкого лепестка канзаши по технологической карте.

Изготовление шести узких лепестков канзаши, сборка цветка, оформление середины цветка бусинами

5. Итоги занятия. Рефлексия

(Слайд 19-21)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Чему вы научились на занятии?

1. Познакомились с новой техникой «канзаши».
2. Изготовили цветок в технике «канзаши».

3. Изготовили украшение для волос в технике «канзаши»

4. Что было трудно?

4. Быть аккуратными, так как работали со свечкой или зажигалкой.

5. Что интересного было на занятии?

5. Показ слайдов, узнали историю техники.

6. Как вы считаете, пригодится ли в будущем вам эти навыки изготовления цветов в технике «канзаши»?

6. Да, это нам будет очень полезно, потому что мы можем этим зарабатывать деньги, т. е. изготавливать на заказ кому-нибудь.

7. Где ещё можно использовать цветы «канзаши»?

7. Можно использовать для украшения интерьера, делать красивые картины, панно.

8. Проводит анализ характерных ошибок и их причин. Выставляет оценки за проделанную работу по «критериям результативности», даёт их обоснование. Подводит итоги конкурса на лучшую работу, совместно с воспитанницами.

8. Оценивают самостоятельно свои работы по «критериям результативности».

Педагог: - Хочу поблагодарить вас за интересную и творческую работу. Молодцы. А на следующем занятии я научу вас изготавливать цветок «Хризантема», но уже другим способом, способом спаивания лепестков специальным паяльником (показ образца). Ещё раз спасибо и до встречи на следующем занятии.

6. Уборка рабочих мест.

Литература: (Слайд 22)

  1. М. Майстровский. Земля мастеров. М., Московский рабочий. 1986.
  2. Сеть Интернет
  3. miuki.info/2011/01/yaponskie-gejshi-i-majko-video/ -видео с youtube.com
  4. Сайт «Домашняя волшебница» www.magic-dom.ru
  5. Сайт «Страна мастеров» stranamasterov.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ»

Ф.И.О.

обучающегося

Критерии результативности (3б, 4б, 5б)

Оценка обучающегося

Оценка педагога

Общий Итог

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 Последовательность и содержание операций

 Эскиз

Инструменты, материалы, приспособления

1. Атласную ленту разрезать на равные квадраты по 6 шт. каждого цвета.

Атласная лента шириной 5 см, ножницы, английские булавки, линейка

2. Согнуть квадрат розового цвета, по диагонали. Так же согнуть бордовый квадрат. Затем полученный бордовый треугольник накладываем на розовый треугольник так, чтобы полоска розового треугольника выглядывала сверху из-за бордового на 0,5 мм. (Слайд 11)

Атласная лента шириной 5 см, английские булавки

3. Держать конструкцию из треугольников широким углом к себе. Загнуть боковые углы к среднему углу. На свечке — подпалить образовавшийся многослойный угол и сразу же сжать пальцами. Все слои склеиваются между собой и можно работать дальше. Если необходимо можно подпалить и боковые стороны, чтобы не мохрились. (Слайд 12)

Атласная лента ножницы, зажигалка или свечка, пинцет, английские булавки

4. Для основания вырезать кружочек из картона, обтянуть его подходящей по цвету тканью (из ткани вырезать кружок большего диаметра, собрать по краю на нитку и затянуть ткань, положив внутрь кружочек из картона).(Слайд 13)

Картон, атласная лента, ножницы, клей

5. Приклеить изнанку цветка к изнанке основания. (Слайд 14)

Атласная лента ножницы, пинцет, клей

6. Середину цветка украшаем бусинками и канзаши готово.(Слайд 15-17)

Атласная лента клей, бусины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"

Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....

Конспект открытого занятия по оригами "Украшение пасхальных яиц"

познакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой....

Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"

Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...

Открытое внеурочное мероприятие «В мастерской Деда Мороза» на тему: «История новогодних украшений. Изготовление новогодних украшений».

Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и терпение, эстетический вкус;Развивать пространственное представление;Расширять кругозор учащихся;Прививать навыки аккуратности и самостоятельности...

Открытый урок "Украшения Древнего Египта"

В материале находится технологическая карта урока и презентация...

Конспект открытого урока «Украшения –по мотивам пермского звериного стиля» с использованием элементов музейной педагогики

Конспект открытого урока«Украшения –по мотивам пермского звериного стиля» с использованием элементов музейной педагогики...