«Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности»
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного  образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению кандидата педагогических наук,  Татьяны Викторовны Егоровой -   дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_metodist20_god_2.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

 

«Дополнительное образование как фактор успешной  социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой  личности»

Пихиенко Ольга Юрьевна, методист МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

                                                                                         Калиман Наталья Адамовна 

Актуальность.

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

         Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного  образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению кандидата педагогических наук,  Татьяны Викторовны Егоровой -   дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Поэтому, работая в системе дополнительного образования в должности методиста, я выбрала для обобщения опыта тему «Дополнительное образование как фактор успешной  социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой  личности». 

Социально-позитивная деятельность  обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто.

Занятия вместе со здоровыми  детьми и их родителями  помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Основная идея.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

        Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения  и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе  МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района  семь лет назад была разработана и успешно защищена авторская  Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и педагог  дополнительного образования -  Пихиенко О.Ю.

       На базе Центра набрана группа детей с ОВЗ «Надежда», которой руководили  педагоги Центра. Формирование контингента детей осуществлялось в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на  обучение  по образовательной программе осуществлялось на основе личного заявления родителей, занятия проводились в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

      В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии. Также обеспечивалась психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществлялось тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца  о. Григорием  (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей  программы)  «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

  Задачи:

- обеспечить индивидуальный  подход к воспитанию  и  обучению  ребенка  с отклонением в  развитии  с  учетом  особенностей  конкретных  нарушений,  в соответствии с  рекомендациями  специалистов;

- коррекция нарушенных функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

-  создание ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей чувство удовлетворенности, уверенности в себе  и радости обучающегося;

- стимулирования познавательного интереса многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями

     Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.

Теоретическая база опыта.

Программа  разработана в соответствии с нормативными документами: 

    - Федеральный закон  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  - Примерные требования  к программам ДОД (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844)

 - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);

- Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима  работы  образовательных организаций дополнительного образования детей;

 -Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,  утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

 - "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13.

      Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая  программа)  «Надежда» составлена  на основании программ:  Дмитриева Т.П., Сабельниквоа  С.И., Хотылева Т.Ю. «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в начальной школе»,  Москва, 2012 г., «Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ»,  Хабаровский МР, 2013 г., «Индивидуально  ориентировочная коррекционно-развивающая программа  обучения на дому «Особый ребенок», автор – педагог-психолог МОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1» Темниковского муниципального района  Бондарчук С.В., «Человек и его здоровье» О. Ю. Пихиенко; программа по дошкольному воспитанию кафедры коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им. М. Е. Евсевьева.  

Принципы и подходы к формированию программы.

 -  Принцип гуманизма – признания самоценности личности.

 - Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

 -Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

 - Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).

 -  Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение  детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям,   интересам и творческому потенциалу.

 - Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

 - Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.

 - Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

 - Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Новизна.

        В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей.

Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество. Работа с родителями строится  через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

     На каждом возрастном этапе  педагоги  решают  разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних  случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других  педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно - исследовательскую деятельность.      Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая  программа)  «Надежда»  связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,  «Познание», «Художественное  творчество»

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся  игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

     Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено.  Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

     При общении с детьми, имеющими трудности в обучении,  особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких  и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Опыт свидетельствует: в первый год обучения небольшая часть детей смогла активно участвовать в мероприятиях, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, занятия и праздники: «Откуда к нам приходит хлеб»,  «Где прячется здоровье?», «День птиц»,«Праздник Светлой Пасхи» - этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.

     К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.

    Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и мероприятий  является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

2. Технология опыта.

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка,  мною разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

      Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

     Работа с ребенком строится  не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, ввожу новые для ребенка виды и объекты деятельности.

     Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.

Индивидуальное занятие строится  следующим образом:

I. Разминка: психологический настрой на занятие.

II. Пальчиковая гимнастика: работа с орехами, карандашами, пуговицами, зернами, пальчиковые игры.

III. Дыхательная гимнастика: надувание мыльных пузырей, мини-этюды «Насос и шар» и т. д.

IV. Индивидуальная работа.

V. Прощание.

    Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.

Формы  методы проведения занятий:

Формы:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение специальной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие физиологические опыты;
  • моделирование;
  • самостоятельное наблюдение;
  • викторины,
  • творческая и практическая деятельность.

 Методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • оценка образовательно-творческой деятельности воспитанников;
  • беседы, опросы;
  • привлечение родителей к совместной работе с детьми.

     Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

     На каждом возрастном этапе  педагоги  решают  разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних  случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других  педагог создаю специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организую его познавательно- исследовательскую деятельность.

     Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.

3. Результативность опыта.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная  общеразвивающая  программа)  «Надежда» апробирована на базе МБУ «ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»  Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 7  лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения   ребенка  по данной программе наблюдается значительная  положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

      Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению обучающимися с дефектами способами речевого общения, развитию понимания речи, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи. Следует также проводить специальную работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса.

       В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей  программы)  «Надежда» создаются  условия  для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

    Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей  программы)  «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели нашей эффективной работы.  

Результатом успешной  социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой  личности, становится не только их активное участие, но и победы в Международных, во Всероссийских, Республиканских, муниципальных и учрежденческих конкурсах:

1. Экологическая акция по развешиванию скворечников» - участие;

2. Фестиваль - конкурс детского и юношеского творчества «Юнитэр зажигает звёзды» - участие;

3. Квест- Фестиваль «В содружестве с природой» - участие;

4.Праздничный концерт посвящённый Дню Матери - участие;

       5.Муниципальный  этап республиканского конкурса «В свете ёлочных огней» - победитель.

6. Муниципальный конкурс «День птиц» - участие;

      7. VI муниципальная  научно- практическая конференция  школьников «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РЕСПУБЛИКА»- призёр;

8.Муниципальный этап республиканского конкурса: «Птичий дом» посвящённого празднованию Всемирного  дня птиц- 3 место;

9.Республиканская орнитологическая научно-практическая конференция-  победитель;

10.Республиканский конкурс «Стиль жизни-здоровье» - участие;

11.Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Таланты и поклонники»- 3 место;

12.Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»- 2 диплома за участие;

13.Восьмая Республиканская орнитологическая научно-практическая конференция-3 место;

14.Республиканский конкурс «Защитим лес» - призёр;

15. Всероссийский  конкурс «Стиль жизни-здоровье» - участие;

16. Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета» - дипломы Лауреатов-9 участников;

17. Межрегиональный конкурс по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» - победитель.

18. 8 и 9 Международный творческий фестиваль детей с ОВЗ «Шаг навстречу»-3 участника, 1 победитель.

19.9 Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей»- диплом участника.

        

Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ.

4. Список литературы.

1.CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. - Москва: Гостехиздат2015. - 604 c.
2. Александра, Юрьевна Юсупова Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.
3. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
4. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
6. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2014. - 364 c.
7. Евтушенко, Е.В. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Евтушенко. - М.: Национальный книжный центр, 2019. - 816 c.
8. Елена, Орлова Дети с ограниченными возможностями здоровья / Орлова Елена , Валерий Дюков und Игорь Семенов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 404 c.
9. Ефимов, О. Аутизм дружбе не помеха. Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О. Ефимов. - М.: Диля, 2015. 208 c.
10. Ефимов, О. И. Аутизм дружбе не помеха Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О.И. Ефимов. - М.: Диля, 2015. 512 c.
11. Журнал учета воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: моногр. . - М.: Учитель, 2017. - 788 c.
12. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.
13. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. 962 c.
14. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. 840 c.
15. Карасёва, Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС / Е.Г. Карасёва. - М.: Русское слово, 2018. - 527 c.
16. Кукушин, Вадим Сергеевич Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Кукушин Вадим Сергеевич. - М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2014. - 997 c.
17. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
18. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2015. - 382 c.

Интернет-ресурсы:

1.http://spisok-literaturi.ru/istoriya-sozdannyh-spiskov-literatury/spisok-literaturyi-soderzhaschiy-slova-sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-ogranichennyimi-vozmozhnostyami-zdorovya-218977.html

2.https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/05/17/inklyuziya-i-rabota-s-detmi-s-ovz-v

3.http://stud.surgpu.ru/media/medialibrary/2018/12/19.%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%A3%D0%A8%D0%95%D0%9B_%D0%92_%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A3%D0%A0%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%99_%D0%A6%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%A0_1.10.19_%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2_%D0%A2%D0%95%D0%A5%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%98_%D0%94.%D0%9E._%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D1%81_%D0%9E%D0%92%D0%97_2231.10.2018.pdf

4. https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-osobiennosti-uchi.html

5.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/144844-iz-opyta-raboty-s-detimi-s-ovz-v-sisteme-dopo

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"

В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...

Аттестационная работа "Формирование бренда учреждения дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности"

Изменение социально-экономического устройства нашего общества, становление рыночных отношений, определили новые подходы к образованию и его субъектам. Сегодня образовательное учреждение рассматриваютс...

Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.

Социально-позитивная деятельность  обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченн...

Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся

Проблема профессионального самоопределения всегда являлась важной как для каждого конкретного человека,  так и для всего общества в целом.  Только работа в соответствии со своими способностя...