Открытый урок по сольфеджио 1 класс
план-конспект урока

Открытый урок на тему:

«Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx45.18 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.41 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

 «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок на тему:

«Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»

Составитель:

Баянова Л.Н.

Преподаватель без категории

2019г

г. Александровск-Сахалинский

Открытый урок на тему  «Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»

Тип урока:  комбинированный.
Вид урока:  урок – игра.

Цель:  Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии  на основе  практических форм работы.

 Задачи: 

  1. Обучающие:

- Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить учащихся  с первоначальными теоретическими понятиями и формами работы на уроках сольфеджио.

- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка.

2. Развивающие:

- Способствовать развитию аналитического мышления, образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

- Стимулировать развитие  музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские  через инновационные формы работы на уроке.

- Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

- Способствовать  формированию  интереса к предмету «Сольфеджио».

  1. Воспитывающие:

 – Воспитывать в детях организованность, работоспособность, активность,  самостоятельность, ответственность.

- Воспитывать в детях  эстетический вкус посредством визуальных   образов и слуховых впечатлений.

 

Содержание урока

1. Приветствие. Задания на знание нот.

  1. Теоретическая разминка: закрепление понятий темп, метр, ритм, размер, тон, полутон, гамма, строение мажорной гаммы, тоника, устойчивые,  неустойчивые, вводные  ступени
  2. Практическая работа. Построение мажорного лада от ноты фа

4.Сольфеджирование и чтение с листа с предварительным анализом мелодических моделей.

5. Метро - ритмические упражнения:  работа с ритмическими карточками–тактами  (длительности нот четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные); игра «Ритмический паровозик».

 

Методы и приемы обучения: 

словесный,

наглядно-зрительный,

наглядно-слуховой

практический,

игровой метод,

практический  

репродуктивный,

сравнения,

частично-поисковый,

Наглядные пособия: лесенка, столбица, таблички теоретических терминов,  учебные карточки, карточки песен, нотные и цифровые карточки, ритмические таблицы.

Раздаточный материал:  пособие «клавиатура», шумовые ударные инструменты (бубенцы, «маракасы»).

Ход  урока

  1. Приветствие. Задание на знание нот

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слаженно и внимательно.

  1. Задание: Вспомнить считалочку и назвать ноты, расположенные на нотоносце и показанные преподавателем в разных темпах. (Учащиеся – проговаривают ноты, преподаватель – стихотворный текст).

Фа, до, соль, ре, ля, ми, си - ноты в памяти носи!

Си, ми, ля, ре, соль, до, фа – их запомни навсегда!

2.Расшифровать ноты, зашифрованные в  стишках «Крокодил»,  «Случай».   

(Вызванный учащиеся выходит к доске и  читает стих «с доски»).

II.Теоретическая разминка.  Теоретическая разминка.

Преподаватель:  Я начинаю, а вы, ребята, продолжаете:

1). Чтобы в нотный дом войти,

Надо ключ приобрести.

Ключ красивый, завитой,-

Называется ключ?...    (Соль)

2). Ровные шаги в музыке называются … МЕТР

3). Узоры музыкального времени образуют… РИТМ

4). Показываю карточки с цифрами 2/4, 3/4 , 4/4. Что это …РАЗМЕР,

Сколько долей будет в такте,

нам верхняя цифра покажет,

Длительность каждой доли –

нижняя цифра укажет.

5). Преподаватель:

 - Какой длительности равна доля – шаг?  (четверть)

- Сколько восьмых нот в четверти? (две)

- Сколько восьмых в половинной ноте? (четыре)

6). Ритмическое задание

7). Преподаватель: Что такое полутон, тон, назвать строение мажорной гаммы.  

Преподаватель показывает на клавиатуре звуки и задает вопросы учащимся, они отвечают:

Преподаватель: до – ре – это тон?

Ученики: до – ре – это тон.

Преподаватель: ре – ми – это тон?

Ученики: ре – ми – это тон, и т.д.

Практическая  деятельность: Построение  мажорного лада от ноты фа

Пропеть построенную гамму

Вокально - интонационные упражнения.      

 

1). Преподаватель:

2). Песенка «Цыплята» Филлипенко 

3). Диктант «Цыплята»                                  

Итог:

  1. Ребята, какие длительности вы знаете?
  2. Назовите устойчивые, неустойчивые и вводные  ступени.
  3. Правило построения мажорного  лада.
  4.  Все вместе повторим стишок, который выучили в начале урока.

Преподаватель: Наш урок окончен.  До свидания.

Всем спасибо!

Самоанализ открытого урока на тему  «Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»

Тип урока:  комбинированный.

Вид урока:  урок – игра.

Цель:  Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии  на основе  практических форм работы.

 Задачи:

1.        Обучающие:

- Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить учащихся  с первоначальными теоретическими понятиями и формами работы на уроках сольфеджио.

- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка.

2. Развивающие:

- Способствовать развитию аналитического мышления, образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

- Стимулировать развитие  музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские  через инновационные формы работы на уроке.

- Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

- Способствовать  формированию  интереса к предмету «Сольфеджио».

3.        Воспитывающие:

 – Воспитывать в детях организованность, работоспособность, активность,  самостоятельность, ответственность.

- Воспитывать в детях  эстетический вкус посредством визуальных   образов и слуховых впечатлений.

На уроке были показаны основные формы работы  – интонационные, ритмические  упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ,  творческие задания. Эти формы работы  находились во взаимосвязи и основывались на определенных теоретических знаниях. За исключением одного ученика ввиду его длительного отсутствия, учащиеся  работали активно, с интересом,  показали практическое  применение теоретических терминов (термины запоминают, потому что ими все время приходиться оперировать), знание нот на нотоносце и клавиатуре, осознание ритма через дидактические игры.

На уроке не всё запланированное успели сделать, т.к. в процессе работы пришлось больше времени уделить на работу над метроритмом.

В дальнейшем следует продолжить  работу над метроритмом:  определять на слух ритмическую пульсацию, сильную долю метра, закрепить навык группировать длительности в разных размерах. Больше уделить внимания ежедневному планированию урока.

Особое внимание следует уделять интонированию, слушать себя при пении, следить за качеством звука (точности высоты по отношению к строю, протяженности, силы звука).

В целом учащиеся с поставленными задачами справились, их музыкальный кругозор постепенно расширяется при помощи вопросов и посильных задач, постепенно формируется мышление.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си – ноты в памяти носи. Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа – их запомни навсегда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по сольфеджио для 4 класса детской музыкальной школы «Путешествие в королевство Гармонии»

Ход урока сольфеджио в 4 классе по теме «Путешествие в королевство Гармонии»....

Слышу-вижу-понимаю" открытый урок по сольфеджио 4 класс.

Слышу-вижу-понимаю" открытый урок по сольфеджио 4 класс....

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Обращение к данной теме позволяет решить целый ряд следующих целей и задач:Образовательные:- организация и развитие музыкального слуха;- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирова...