программа "Спортивный туризм"
рабочая программа (9 класс)

Ковбанина Евгения Юрьевна

массовый спорт программа кружка "Спортивный туризм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx152.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Я. Василенко города Лабинска муниципального образования Лабинский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от  30  августа 2019  года

председатель педсовета

_____________ И.В.Ситникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Спортивный туризм»

Уровень образования (класс)   основное общее   9 класс

Количество часов  80 (2 часа в неделю)                  

Учитель Ковбанина Евгения Юрьевна

Пояснительная записка

Программа «Спортивный туризм, дистанции пешеходные» - авторская, имеет физкультурно-спортивную направленность с элементами туристско - краеведческой и предусматривает знакомство обучающихся с разделом спортивного туризма – дистанциями пешеходными,  элементами спортивного ориентирования, походной деятельностью.

 Туризм как один из популярных видов отдыха является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой активности.

Детско-юношеский туризм в России – это массовое движение учащихся. История за многие годы накопила опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы туристско-краеведческой деятельности с целью развития интеллекта, укрепления здоровья, развития коммуникативных способностей учащихся. Туристские слеты и соревнования предоставляют детям возможность свободного общения со сверстниками, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствуют изучению Родины.

         В 1993 году спортивный туризм выделил из своей среды новое явление – соревнования по туристскому многоборью, которые постепенно трансформировались в новый вид туристско-спортивной деятельности.

С развитием туристского многоборья в силу специфичности содержания этой деятельности возникла потребность в программно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, отборе эффективных технологий и процессов подготовки спортсменов и команд туристского многоборья, и вместе с тем гармоничного развития личности учащегося.

Программы, представленные в сборнике «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение» не отражают специфику подготовки спортсменов туристского многоборья. В программах указаны лишь темы в некоторых разделах, раскрывающие сущность спортивного туризма.

Актуальность программы в том, что это попытка предложить долгосрочный курс обучения в области спортивного туризма.

Новизна программы в том, что она направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель, пожарный, промальпинист, работник МЧС, инженер по технике безопасности, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии. Программа позволяет заниматься туризмом, как видом спорта и способствовать достижению высоких результатов. Юношей программа подготавливает к службе в рядах вооруженных сил России.

В целях более углубленной спортивной подготовки, воспитанники показывающие в процессе занятий по программе высокие спортивные результаты имеют возможность углубленно заниматься спортивным туризмом по программе «Спортивный туризм, дистанции пешеходные, как вид спорта».

Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования, преподавателей профильных классов (спасателей, кадетов, туристов), имеющих необходимую педагогическую и туристско-спортивную подготовку (начальная туристская подготовка, опыт участия в степенных походах).

При составлении программы учтены следующие разделы: специальная подготовка (спортивный туризм, дистанции пешеходные), подготовка к походу (туристский быт), спортивное ориентирование, общая физическая подготовка. Использовались материалы программ «Спортивное ориентирование» (автор Воронов Ю.С,  Константинов Ю.С.)., «Пешеходный туризм» (автор Ткачёв Г.С.).

Цель и задачи

Целью данной программы является создание условий для обучения, воспитания, развития и оздоровления обучающихся, в процессе занятий спортивным туризмом, и достижение высоких результатов в спортивном туризме.

Данная цель, прежде всего, отражает то, что в туристской деятельности должны интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический.

Программа направлена на решения следующих задач:

При этом предполагается решение следующих основных задач:

предметные:

- развитие технического и тактического мастерства участников соревнований по спортивному туризму,  спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам;

- обучение обеспечению безопасности в спортивных туристских походах и соревнованиях;

- обучение практическим навыкам спортивного туризма.

метапредметные:

- развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, микрогруппе;

- обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

личностные:

- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

- создание условий для формирования у обучающихся устойчивого интереса к систематическим занятиям спортивным туризмом;

- социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

- формирование бережного отношения к природе.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

Задачами является учить обучающихся:

  • надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки, преодолевать естественные и искусственные  препятствия, лично преодолевать этапы 1-2 классов дистанций: спуск, подъем по склону, траверс склона по перилам, переправа по бревну, навесная переправа, переправа по верёвке с перилами, маятниковая переправа, заболоченный участок;
  • правилам прохождения этапов дистанции спортивному туризму в дисциплине дистанция – пешеходная, применять штрафные баллы за неправильные действия на этапах спортивному туризму в дисциплине дистанция – пешеходная, подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню;
  • комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные препараты содержащиеся в аптечке по назначению; основам гигиены туриста;
  • мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;
  • подвижным и спортивным играм;
  • различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам, различать условные знаки спортивных и топографических карт, измерять расстояние шагами, работать с компасом;

- развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

- воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

2. Наглядные методы: использование оборудования СЮТУР; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3. Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

4. Методы контроля: теоретические и практические зачёты, тестирование.

Формы занятий применяемые в работе по реализации программы:

  1. практические занятия
  2. беседы
  3. экскурсии
  4. игровые программы
  5. спортивные тренировки
  6. соревнования
  7. походы
  8. зачётные занятия

Ожидаемые  результаты реализации программы и способы определения результативности.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются соревнования,  по результатам участия в  которых оценивается овладение воспитанниками детского объединения знаниями, умениями и навыками, приобретёнными в процессе занятий по данной программе.


Учебно – тематический  план  объединения  «Спортивный туризм, дистанции пешеходные»

№ п/п

Наименование тем и разделов

всего

теория

практика

Форма контроля

Методическое и дидактическое оснащение

1.

ВВЕДЕНИЕ.

1

1

Входной

1.1.

Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

1

1

Входной

Конспект занятия

2.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ.

14

5

9

Текущий

2.1.

Специальное  личное  снаряжение.

2

1

1

Зачёт

Конспект занятия

2.2.

Узлы.

2

1

1

Тестирование, зачёт

Конспект занятия. Фотографии, рисунки узлов.

2.3.

Работа  с  веревками.

2

2

Зачёт

Конспект занятия

2.4.

Работа  с  карабинами.

2

2

Зачёт

Конспект занятия

2.5.

Командное  прохождение  дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные.

6

3

3

Зачёт

Конспект занятия

3.

ПОХОДНАЯ  ПОДГОТОВКА. ТУРБЫТ.

64

9

55

Текущий

3.1.

Групповое  снаряжение.

2

1

1

Опрос

Конспект занятия

3.2.

Подготовка  к  походу.

2

1

1

Опрос

Конспект занятия

3.3.

Движение  в  походе.

1

1

Опрос

Конспект занятия

3.4.

Профилактика опасностей в походе.

2

2

Опрос

Конспект занятия

3.5.

Организация  бивачных  работ.

1

1

Опрос

Конспект занятия

3.6.

Первая  помощь пострадавшему.

4

2

2

Опрос

Зачёт

Конспект занятия

3.7.

Питание  в  походе.

2

1

1

Опрос

Конспект занятия

3.8.

Составление  отчета  о  походе.

2

2

Зачёт

Конспект занятия

3.9.

Походы.

48

48

Участие в походе

Топографичес-кие карты

ИТОГО за период обучения:

80

16

64


Содержание  программы  объединения  «Спортивный туризм, дистанции пешеходные»

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Информация о работе кружка, техника безопасности при проведении занятий в помещении, на улице, при преодолении естественных препятствий, правила поведения группы при переезде на транспорте, анкетирование.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ

2.1. Специальное личное снаряжение

Страховочная система. Самостраховка. Рукавицы. Каска. Обувь. Список и применение специального личного снаряжения. Предъявляемые к нему требования.

 Практическое занятие: Надевание страховочной  системы. Подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним, его ремонт.

2.2. Узлы

Группы  узлов, их назначение и применение на практике.
Практическое занятие: Вязка узлов и применение их по назначению.

2.3. Работа с веревками

Основная и вспомогательная верёвки. Название и применение основных и вспомогательных верёвок. Требования к верёвкам. Бухтовка и маркировка верёвки.

Практическое занятие: Бухтовка и маркировка верёвки.

2.4. Работа с карабинами

Виды карабинов, различительные особенности, правила пользования карабинами,  их назначение и применение.

Практическое занятие: Применение карабинов.

2.5. Командное прохождение дистанции

Последовательность командных действий при работе на технических этапах. Распределение обязанностей. Работа в связках. Командная страховка и сопровождение. Возможные ошибки и нарушения. Правила техники безопасности. Правила техники безопасности.

Практическое занятие: Командное прохождение технических этапов. Организация командной страховки и самостраховки. Отработка скорости работы на техническом этапе.

3. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. ТУРБЫТ.

3.1. Групповое снаряжение

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи. Основная и вспомогательная веревки.. Назначение и применение специального группового снаряжения и предъявляемые к нему требования.

Практическое занятие: Использование специального группового снаряжения при преодолении естественных препятствий. Уход за групповым снаряжением.

3.2. Подготовка к походу

Список личного и командного снаряжения. Список вещей для похода. Требования к одежде и обуви. Правила  укладки рюкзака. Разработка маршрута. Оформление документации. Распределение обязанностей в группе. Продукты, пригодные для похода. Что такое « раскладка».

Практическое занятие: Укладка рюкзака для похода в соответствие с погодой. Подбор одежды и обуви.

3.3. Движение в походе

Режим движения и отдыха в походе. Преодоление препятствий в походе. Правила техники безопасности.

Практическое занятие: Отработка навыков преодоления естественных препятствий: зарослей растительности, склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

3.4. Профилактика опасностей и травм в походе

Меры по профилактике травм, заболеваний и опасностей в походе. Личная гигиена. Ядовитые растения, грибы. Простейшие меры гигиены в походе. Правила обращения с топором, ножом. Признание « испорченности» продуктов.

Практическое занятие: Обращение с топором, ножом. Определение продуктов, пришедших в негодность. Отличать ядовитые растения и грибы.

3.5. Организация бивачных работ

Выбор места для бивуака, костра, установки палатки. Требование к месту для бивуака, костра.  Мероприятия при остановке на ночевку. Разведение костра. Типы костров, их назначение. Требования по экологии.

Практическое занятие: Установка палатки, разведение костра.

3.6. Первая помощь пострадавшему

Как оказать первую помощь при ожоге, укусе змеи, переохлаждении, обморожении, тепловом ударе, растяжении, вывихе, пищевом отравлении. Простейшие способы переноски пострадавшего. Транспортировка пострадавшего подручными средствами. Походная аптечка.

Практическое занятие: Наложение повязки, изготовление носилок из жердей и штормовок, переноска пострадавшего. Сбор медицинской аптечки для группы.

3.7. Питание в походе

Меню. Раскладка. Перекус. Приготовление пищи на костре. Значение правильного питания в походе. Упаковка и хранение продуктов. Основные требования к продуктам, взятым в поход. Как составить меню, как сохранить продукты.

Практическое занятие: Приготовление чая на костре.

3.8. Составление отчета о походе

Отчет о походе. Содержание  отчета. Как составить описание пути движения. Правила оформления отчета о походе.

Практическое занятие: Описание пути движения.

3.9. Походы

Практическое занятие: Совершение пешеходных походов по территории родного края.


Знания и умения, которыми должен обладать выпускник

Должны знать:

  • о спортивном ориентирование, как о виде спорта;
  • о спортивном туризме, как о виде спорта;
  • о направлении спортивного туризма дистанции пешеходные;
  • об основах первой  помощи;
  • о естественных и искусственных препятствиях;
  • о сторонах горизонта, о спортивных и топографических картах;
  • как выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега;
  • основные группы узлов;
  • правила оказания первой доврачебной помощи при порезах, потёртостях;
  • как ориентироваться на местности при помощи карты, компаса;
  • как самостоятельно преодолевать естественные и искусственные препятствия;
  • действия в случае потери ориентации;
  • правила охраны природы и  экологические требования;
  • правила прохождения этапов дистанции спортивному туризму в дисциплине дистанция – пешеходная на этапах 1, 2 классов дистанций;
  • правила упаковки и транспортировки продуктов;
  • меры безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;
  • основы гигиены туриста;
  • подвижные и спортивные игры;
  • условные знаки спортивных и топографических карт

Должны уметь:

  • вязать не менее одного узла от каждой группы ;
  • собирать дрова и разводить костер;
  • командно преодолевать спуск и подъём по склону;
  • ориентироваться на местности при помощи карты, компаса;
  • пользоваться спортивной картой, ходить по азимуту;
  • лично преодолевать этапы пешеходных дистанций 1-2 классов дистанций: спуск, подъем по склону, траверс склона по перилам, переправа по бревну, навесная переправа, переправа по верёвке с перилами, маятниковая переправа, заболоченный участок;
  • бухтовать веревки;
  • надевать страховочную систему;
  • пользоваться туристским снаряжением, укладывать рюкзак;
  • различать стороны горизонта;

Приложение 1

Промежуточный 1 и 2  вопросы

1. Какие виды спортивного туризма ты знаешь? Назови. __________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вещи, которые каждый участник похода берет для себя лично и только он ими пользуется, называются…

А) личным снаряжением;

Б) групповым снаряжением.

3. Что из перечисленного относится к личному снаряжению?

А) рюкзак;

Б) коврик;

В) топор.

 4. Что из перечисленного не относится к групповому снаряжению ?

А) палатка;

Б) спальный мешок;

В) тент.

     

5. Бивак – это…

А) туристский маршрут;        

Б) место размещения туристов для ночлега и отдыха;

В) название туристского городка.

6. Назовите основные правила выбора места бивака.

А) наличие ровной поляны;

Б) наличие дров;

В) наличие воды;

Г) безопасность.

7.   Назови должность ответственного за питание в походе? ___________________. 

 

8. Виды страховочных систем 12767113021225526116

        _____________1225525733

        _____________

9. Определи вид костра по рисунку

Звёздный

А) колодец;

Б) нодья;

В) звездный;

В) шалаш.  

       

  10.  Узел встречный относится к группе узлов:

                   А) для связывания веревок

                   Б) петлевые

                   В) проводники

               11. Перечисли виды дистанций в спортивном туризме:                     ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               12. Устройство используемое  самостраховки при спуске по склону:

               А) Жумар;

               Б) Восьмёрка;

               В) Полиспаст.

               13. Основные верёвки это?:________________________________________

               ____________________________________________________________________

14. Область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека – это …

А) Закаливание;

Б) Гигиена.  

15. Основой личной гигиены являются:

А) соблюдение режима дня;

Б) сон;

В) уход за кожей и телом;

Г) употребление в пищу сладкого.

  16. Карта – это ….

А) это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности  Земли,  показывающее расположенные на ней  объекты или явления в определенной системе условных знаков;

Б) это чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе в условных знаках.

17. Что обозначает данный условный знак?

А) map26____________________        б)сад______________________

В)гр_____________________   г)реки________________

              18. Сторона горизонта противоположная юго-западу.

                  А) Северо-восток

                  Б) Северо- запад

                  В) Юго- восток

              19. Каким цветом обознается на карте рельеф.

                  А) Синим

                  Б) Зеленым

                  В) Коричневым  

             20. Что делать если вы натерли мозоль:

                 А) Выпить таблетку

                 Б) Заклеить пластырем

                 В)  Ни чего не делать.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Я. Василенко города Лабинска муниципального образования Лабинский район

Календарно – тематическое планирование

«Спортивный туризм»

Уровень образования (класс)   основное общее   9 класс

Количество часов  80 (2 часа в неделю)                  

Учитель Ковбанина Евгения Юрьевна

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол – во часов

план

факт

1.

ВВЕДЕНИЕ.

2

1

Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

1

07.09

2

Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

1

07.09

2.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ.

14

3

Специальное  личное  снаряжение. Лекция.

1

14.09

4

Специальное  личное  снаряжение.  Тестирование.

1

14.09

5

Узлы. Лекция

1

21.09

6

Узлы .Зачет

1

21.09

7

Работа  с  веревками. Тестирование.

1

28.09

8

Работа  с  веревками. Зачет

1

28.09

9

Работа  с  карабинами.  Тестирование

1

05.10

10

Работа  с  карабинами. Зачет

1

05.10

11

Командное  прохождение  дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. Лекция

1

12.10

12

Командное  прохождение  дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. Лекция

1

12.10

13

Командное  прохождение  дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. Лекция

1

19.10

14

Командное  прохождение  дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. Тестирование

1

19.10

15

Командное  прохождение  дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. Зачет

1

26.10

16

Командное  прохождение  дистанции по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. Зачет

1

26.10

3.

ПОХОДНАЯ  ПОДГОТОВКА. ТУРБЫТ.

64

17

Групповое снаряжение. Лекция

1

2.11

18

Групповое  снаряжение. Тестирование

1

2.11

19

Подготовка  к  походу. Лекция

1

9.11

20

Подготовка к походу  Зачет

1

9.11

21

Движение  в  походе. Лекция

1

16.11

22

Профилактика опасностей в походе. Лекция

1

16.11

23

Профилактика опасностей в походе. Тестирование

1

23.11

24

Организация  бивачных  работ. Лекция

1

23.11

25

Первая  помощь пострадавшему. Лекция

1

30.11

26

Первая  помощь пострадавшему Лекция

1

30.11

27

Первая  помощь пострадавшему Тестирование

1

7.12

28

Первая  помощь пострадавшему. Тестирование.

1

7.12

29

Питание  в  походе. Лекция

1

14.12

30

Питание в походе.  Зачет.

1

14.12

31

Составление  отчета  о  походе. Лекция.

1

21.12

32

Составление отчета о походе. Зачет.

1

21.12

33

Походы.

48

ИТОГО за период обучения:

80

16

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...