Методическая разработка профориентационной игры "Один день в салоне красоты"
методическая разработка (8 класс)

Роут Олеся Анатольевна

В методических рекомендациях предлагается  разработка профориентационного мероприятия в форме  деловой  игры «Салон красоты «Афродита», предназначенная для профориентационной  работы с подростками в школе.

          Для профконсультантов, школьных психологов, социальных педагогов и всех, кто занимается проблемами профессионального и личностного самоопределения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ  №595 Приморского района

г. Санкт Петербурга

Профориентационная деловая игра

 «Салон красоты «Афродита

Методическая разработка

 

г. Санкт-Петербург

2018г

 В методическом пособии предлагаются профориентационная деловая  игра «Салон красоты «Афродита», предназначенная для профориентационной  работы с подростками в школе.

          Для профконсультантов, школьных психологов, социальных работников и всех, кто занимается проблемами профессионального и личностного самоопределения.

Составитель: Роут О.А., методист

Введение.

 Использование  деловых игр, как одного из методов профориентационной работы вызывает все  возрастающий интерес. Игровые методы, направленные на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении, приобретают особую роль во «всемирной активизации человеческого фактора» - важнейшего условия  социального,  культурного, экономического развития страны. Игра изначальна, связана с подготовкой ребенка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного  профессионального пути. С помощью игры ребенок проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых. Однако, организация помощи в выборе профессии подростку происходит, как правило без использования игрового метода. Результатом такого «методического пробела» является не интересность, заорганизованность многих профориентационных мероприятий, недостаточная активность оптантов в профессиональном самоопределении.

  Цель: Познакомить обучающихся  с новыми профессиями  сферы деятельности человек – художественный образ.

Задачи:

  • Научить соотносить требования профессии и качества человека;
  • Дать возможность обучающимся  примерить  на себя разные профессии;
  • Познакомить обучающихся   с образовательными учреждениями.

Условие проведения игры: Игра рассчитана на работу с классом, оптимальное количество участников 12- 16 человек. Время проведения  игры   от 45 до 60 мин.

Необходимые материалы: мультимедийный проектор или компьютер  для показа слайд - презентации профессий;      4 стола и стулья,  мини- задания для участников; раздаточный материал для команд парикмахеров: лак, заколки, расческа, шпильки и т.д.; специалистов по рекламе: ручка, бумага, фломастеры; имиджмейкеров: вырезанные из журналов иллюстрации, клей, ножницы, ватман, фломастеры; художников по костюму:  эскиз сарафана, орнамент в русском народном  стиле из цветной бумаги.

Требования к организатору игры (ведущему). Организовать и провести деловую  профориентационную игру сможет педагог или психолог, уже имеющий опыт использования игрового метода со старшеклассниками на занятиях по профориентации.

Процедура (этапы) игры. Подготовительный этап. На предшествующем занятии желательно  ознакомить старшеклассников с  «Формулой профессии», проанализировать с ее помощью  несколько профессий вместе с классом.

1. Ведущий знакомится с обучающимися и  представляется генеральным  директором  салона красоты «Афродита», рассказывает, что его  компания  уже  5 лет  занимается созданием  стильных причесок, эксклюзивных  костюмов, имиджа для людей разной возрастной категории и статуса.  Для усовершенствования  деятельности,  руководство компании решили открыть дополнительные вакансии: имиджмейкера, художника по костюму,  парикмахера и  специалиста по рекламе.   Объявляется  кастинг на перечисленные вакансии.

2.Выбираются   желающие на предоставленные вакансии. Ведущий знакомиться с  каждым претендентом, по порядку просит  назвать  свое имя, возраст, 3 положительных качества и одно отрицательное. Затем показывается  слайд презентация профессионально-важных требований  к предъявляемой профессии, медицинскими противопоказаниями и др.   и дается мини – задание испытание.

3. После того, как все претендующие на  вакансии,  будут приняты на работу, ведущий приглашает всех желающих к участию в работе салона красоты «Афродита», (участники  вправе определить для себя  с каким вновь принятым   специалистом они   хотели бы  сотрудничать.) Предлагается    объединиться всем  в группы по 3-4 человека  во главе со специалистом. Некоторые  могут принять участия в роли наблюдателя.

Распределение на команды.

4. После того, как все  участники определятся,   в каком отделе они будет работать, ведущий дает задания:

Всем группам дается 10 минут, для того чтобы подготовиться и устроить презентацию  проектов, регламент презентации 5-7 минут.

  • Группе имиджмейкеров  предлагается создать  имидж современной бизнес- леди или босс-леди, с помощью коллажа.
  • Группе парикмахеров предлагается  создать экспресс-прическу. 
  • Группе специалиста по рекламе: предлагается  создать рекламу  салона «Афродита», проявив свое творчество. Это может быть рисунок, стих, песня, частушка и т.д.
  • Группе художников по костюму предлагается  художественно оформить эскиз сарафана в русско-народном стиле и  продемонстрировать его нам.

  5.После того, как все группы продемонстрировали свои проекты, организуется общее обсуждение.

( все проекты, рисунки  вывешиваются на доске)

Подведение итогов игры.  В ходе обсуждения следует определить наиболее    яркий проект. Важно также отметить,  как претендент на вакансию  презентовал себя работодателю, легко  ли справился с экспресс заданием,и др.

Диагностические возможности игры.  Деловая игра      

 «Салона красоты «Афродита» позволяет  выявить   интересы  и склонности, обучающихся с целью выбора профиля дальнейшего обучения, а также  соотнести собственные представления старшеклассников о его интересах с результатами  мини - проб. Возможно использование игры, когда  оптант выбрал сферу деятельности  и необходимо уточнить, либо перепроверить свой выбор.  

  Перспективы развития игры. Эту игру можно варьировать, используя различные сферы деятельности:  торговля, например изготовление  и продажа сумок, медицина - частная клиника ; и.т.д.

Оценка эффективности.

Важным способом (методом) оценки эффективности работы является  наблюдение. Опытный специалист  по поведению и эмоциональным проявлениям оптанта может оценить «качество» того или иного профориентационного мероприятия, индивидуальной беседы или игры. При наблюдении можно оценивать активность учащихся по следующим параметрам: 1) эмоциональная включенность ( оживленность), радость - важно, чтобы школьник не был равнодушен; 2)деловая включенность (сосредоточенность на обсуждаемых вопросах, дельные предложения, стремление провести время с пользой);

3) общее удовлетворение( в отличии эмоциональной включенности- только положительные отношения к занятиям, которое проявляется в благодарностях, просьбах провести такое же занятие, изменения отношения к самому психологу и т.д.)

Каждый из этих параметров может быть оценен по 5- бальной шкале по следующим  показателям (баллам).

Эмоциональная включенность: 1- полное безразличие (отсутствие интереса, выражение скуки на лице и в позах) 2-отдельные очень редкие проявления интереса; 3- неравнозначная заинтересованность (кто-то заинтересовался, кто-то нет); 4- нормальный интерес (отдельные  вопросы учащихся, оживленные лица; 5- бурные эмоциональные проявления ( восторги, стремление поспорить, высказаться и  даже  не согласиться с преподавателем)

Деловая включенность: 1- учащиеся заняты посторонними делами; 2- учащиеся пассивны (тихое безделье); 3-формальная включенность ( сделаю, что хотите, только отвяжитесь…»;  4-нормальная деловая включенность ( сосредоточенные лица, вопросы, активность…); 5- сверхнормативная деловая активность( повышенная сосредоточенность, желание сделать что-то по   новому, готовность работать дополнительное время…).

Общая удовлетворенность: 1- демонстративное недовольство ( насмешливые позы, агрессия, желание сорвать занятие); 2- сдержанное  недовольство( недовольный  внешний вид) 3- трудноопределимая степень удовлетворенности( кто-то доволен, кто-то нет); 4- удовлетворенность; 5- полная удовлетворенность.

Список литературы.              

1. Пряжников Н.С.Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.( 8-11 классы).-М.: ВАКО, 2006.-288с- (Педагогика.Психология. Управления)

2.Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики.- М.: Изд-во МГУ, 1991.- 87 с.

3.Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, руководителя Центра С.Н-Чистяковой

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный  конспект  профориентационной  деловой игры

« Салон красоты «Афродита»

В современных экономических условиях у потребителя  есть большой  выбор, и чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. К ним можно отнести имиджмейкеров, менеджеров, мерчендайзеры,  специалисты по рекламе и других Некоторые из них мы сегодня примерим на себя.

 Сегодня  я предлагаем вашему вниманию деловую игру

 « Один день из жизни салона красоты« Афродита». Давайте познакомимся. Генеральный директор салона

 « Афродита»- __________________________

Ведущий

 Наша компания  уже  5 лет  занимается созданием  стильных причесок, эксклюзивных  костюмов, имиджа для людей разной возрастной категории и статуса.  Для усовершенствования нашей  деятельности, мы решили открыть дополнительные вакансии: имиджмейкера, художника по костюму,  парикмахера и  специалиста по рекламе.   Объявляется  кастинг на перечисленные вакансии. Но  для начала познакомимся с  деятельностью людей этих профессий.

 Ведущий  

  Итак, вакансия имиджмейкера.  Чтобы ее получить,    необходимо быть творческим человеком и уметь создать  имидж не только себе, но и для всех  клиентов нашего салона.

Слайд  имиджмейкера. Кто претендует?

Будем знакомиться.  Называйте свое имя, возраст,  3 положительных ваших личностных качества.

А теперь для вас экспресс- задание. Назовите составляющие имиджа?

 Что, по вашему мнению, создать имидж для клиента?  Спасибо вы ответили правильно на данный вопрос.

Мы вас принимаем  для работы в нашем салоне.

Ведущий  Одна из  вакансий   нашего салона  специалист по рекламе. Для получения данной вакансии, необходимо обладать определенным слогом и творческим подходом  в деятельности, общительностью и умением убеждать.

 Слайд специалиста по рекламе.

 Кто претендует?

Итак,  давайте с вами познакомимся.  Имя, возраст, 3 положительных ваших качества.

 Для будущего специалиста по рекламе нашего салона мини- задание  « Сложи стих перевертыш»

 « Стихи  перевертыши»

     Оригинал        

Заяц гордо шел по лесу,

Вел зайчиху как принцессу.

До верхушек длинных ушек

Заяц  был в нее влюблен,

Но собраться и признаться

 Все не мог решиться он.

Перевертыш

Гордо шел по лесу заяц,

Зайчиху вел как принцессу.

До верхушек длинных ушек

Заяц был в нее влюблен,

Но собраться и признаться

Не мог он все решиться.

Спасибо, вы приняты.

Ведущий  Все хотят быть красивыми, а какая красота без прически. Очень  на наш взгляд востребована профессия парикмахер. Слайд парикмахера.  Знакомство с претендентом. Имя, возраст,3 положительных ваших качества.

Для вас вопрос.

Назовите орудия труда парикмахера.

Спасибо, вы уже сотрудник нашего салона.  

И наконец, последняя  вакансия нашего салона-  художник по костюму. Слайд художника по костюму. Знакомство с претендентом. Имя, возраст,3 положительных ваших качества.

Вам  вопрос.

Какие бывают ткани по структуре? (шерсть, шелк, бязь, хлопок, капрон)

 Ведущий   Вы познакомились со всеми  вновь принятыми специалистами нашего салона.  Приглашаем гостей к участию в работе салона красоты «Афродита», вы вправе определить для себя  с каким  специалистом вы  хотите сотрудничать.   Объединитесь все в группы по 3-4 человека  во главе со специалистом. Некоторые из вас могут принять участия в роли наблюдателя.

Распределение на команды.

Ну а теперь,  мы непосредственно  начинаем работу в нашей довольно слаженной команде.  Задания для   групп.

Всем группам дается 10 минут для того чтобы подготовиться и устроить презентацию ваших проектов, регламент презентации 3-5 минут.

  • Группе имиджмейкеров  предлагается создать  имидж современной бизнес - леди или босс-леди;
  • Группе парикмахеров предлагается  создать экспресс-прическу;  
  • Группе специалиста по рекламе: предлагается  создать рекламу нашего салона «Афродита», проявив свое творчество. Это может быть рисунок, стих, песня, частушка и т.д.
  • Группе художников по костюму предлагается  художественно оформить сарафан в русско-народном стиле и  продемонстрировать его нам.

Ведущий  Объявляем презентацию проектов.

Подготовка проектов и выступления групп, все проекты, рисунки  вывешиваются на доске

Ведущий   Хотелось бы подвести итог. Мы убедились, что здесь  собрались творческие, неординарные люди.   Вам понравилось наша игра.

                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Экспресс задания

1.Для имиджмейкера. Назовите составляющие имиджа?

2.Для о специалиста по рекламе   « Сложи стих перевертыш»

 « Стихи  перевертыши»

     Оригинал        

Заяц гордо шел по лесу,

Вел зайчиху как принцессу.

До верхушек длинных ушек

Заяц  был в нее влюблен,

Но собраться и признаться

 Все не мог решиться он.

Перевертыш

Гордо шел по лесу заяц,

Зайчиху вел как принцессу.

До верхушек длинных ушек

Заяц был в нее влюблен,

Но собраться и признаться

Не мог он все решиться.

3. Для парикмахера : вопрос :назовите орудия труда парикмахера.

4. Для художника по костюмам. Вопрос :какие бывают ткани по структуре ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

Методическая разработка «Практикум по теме «Услуги салонов красоты»

Данный практикум предназначен для успешного усвоения профессиональной лексики и ее применения на практике. Методическая разработка написана в соответствии с действующими рабочими программами. Она може...

Методическая разработка профориентационного курса "Учебно-творческая мастерская "Театр моды"

Учебно-творческая мастерская (УТМ) – это составная часть образовательного процесса в школе, являющаяся формой образовательной области «Технология» и дополнительного образования.УТМ созданы с целью обе...

Методическая разработка профориентационного мероприятия "Увлекательный мир профессий"

Мероприятие "увлекательный мир профессий" предназначено для учащихся 3-5 классов.Конкурсное мероприятие в игровой непринужденной форме способствует расширению знаний учащихся о мире професси...

Путешествие в город Профессий методическая разработка профориентационного урока (Сценарий квест–игры для 8 класса)

Последнее время пользуется популярностью игра-квест  или квест-игра. Квест-игра представляет собой активную, приключенческую игру. Это тематическое путешествие игроков к определённой цели, через ...